Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к употреблению токсикоманических веществ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Профилактика - это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-биологических, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Профилактика включает:

- диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;

- выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя;

- проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.

Мировая практика пришла к следующему выводу: более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий. В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика - это комплекс первичных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Она рассчитана на все население, но прежде всего, на детей и подростков. Программы первичной профилактики включают: приобщение к посильному труду, вовлечение подростков в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, туризмом, искусством и т.д.

Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета, многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтому, занятия по профилактике токсикомании должны проводить социальные педагоги.

Задачи первичной профилактики:

1. Создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политики по отношению к токсическим веществам; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).

2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям).

Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска».

Инструкция: Подросткам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон жизни.

Предлагается честно и обдуманно отвечать на каждый вопрос, для того, чтобы была возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов.

Отвечать на каждый вопрос необходимо следующим образом: если согласен, отвечать «да», если не согласен - отвечать «нет». Если не живет вместе с родителями, то отвечать на вопрос о семье, имея в виду тех людей, с которыми живет подросток. (Приложение 2).

Ключ к опроснику

Показатель № вопроса
1. Отношения в семье 3+; 13-; 18+; 19+; 26+; 27+; 32+; 38+;47+.
2. Агрессивность 7+; 12+; 24+; 25+; 30+; 40+; 41+; 45+; 46+.
3. Недоверие к людям 1-; 2-; 8+; 9+; 10-; 11+; 22+; 23+; 31+.
4. Неуверенность в себе 4+; 14+; 15-; 16+; 20+; 21+; 28+; 29+; 33+; 39+; 49+.
5. Акцентуации: гипертимная, истероидная, шизоидная, эмоционально-лабильная 34+; 42-; 50+; 5+; 35+; 43+; 17+; 36+; 48+; 6+; 37+; 44+.

 

Оценка результатов

Показатель Высокие баллы (группа риска)
1. Отношения в семье 5 и более баллов
2. Агрессивность 5 и более баллов
3. Недоверие к людям 5 и более баллов
4. Неуверенность в себе 6 и более баллов
5. Акцентуации: гипертимная, истероидная, шизоидная, эмоционально-лабильная 2-3 балла по каждому типу акцентуации

 

Обработка результатов

Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждой шкале. Суммарный балл по каждой из 5 шкал отражает степень ее выраженности.

Интерпретация результатов.

1. Отношения в семье. Высокие баллы свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:

- напряженной ситуацией в семье;

- родительской неприязнью;

- необоснованными ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;

- страхом перед родителями и т.д.

2. Агрессивность. Высокие баллы свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости.

3. Недоверие к людям. Высокие баллы говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности и враждебности.

4. Неуверенность в себе. Высокие баллы свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе.

5. Акцентуации характера. К группе риска относят следующие типы акцентуации характера:

Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, энергичен, активен, не любит дисциплины, раздражителен.

Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, ненадежен в человеческих отношениях.

Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, часто уходит в себя.

Эмоционально-лабильный тип. Характеризуется непредсказуемой изменчивостью настроения [15, с.23].

                                   Работа с родителями.

Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов; сформировать группы лидеров-родителей).

Сюда относится анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка. (Приложение 3).

Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость [10, с.35].

                           Работа с педагогическим коллективом.

Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школе). Вторичная профилактика. Ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки, начинающие употреблять токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики - раннее выявление начавших употреблять психоактивные вещества и помощь потенциальным токсикоманам, во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. Главная задача вторичной профилактики - не опоздать с принятием оздоровительных мер.

Задачи вторичной профилактики:

1. Работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).

2. Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию.

3. Работа с родителями данной группы (создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика - это оказание помощи людям, страдающим токсикоманией. Ее цель - предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления токсических средств и помощь малоэффективна.

Задачи третичной профилактики:

1. Формирование реабилитационной среды.

2. Создание групп взаимопомощи.

3. Взаимодействие с группой «Анонимные токсикоманы».

Профилактическая работа может включать в себя три компонента.

1. Образовательный компонент.

Специфический - дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении токсикоманических веществ.

Неспецифический - помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.

Цель: формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.

2. Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.

Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.

3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыка общения, здорового образа жизни.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

Структура программы профилактики

Программа предполагает работу с детьми и подростками старшего (15-16 лет) и среднего (12-14 лет) возраста. Программа включает в себя четыре раздела:

1. Информационный.

2. Когнитивного развития.

3. Развития личностных ресурсов.

4. Развития стратегий высокофункционального поведения.

Основные направления работы:

- подготовка специалистов из числа школьных психологов, социальных педагогов и учителей для работы с детьми группы риска;

- профилактическая работа со всеми детьми и подростками с приоритетной ориентацией на детей группы риска;

- работа с родителями детей, склонных к употреблению или употребляющих токсикоманические вещества.

В начале и в конце программы предусматривается проведение «круглых столов» со всеми специалистами, работающими по программе, анализ и подведение итогов работы. Методы работы, которые могут быть использованы в ходе профилактики, следующие:

1. Групповая работа.

2. Тренинг поведения.

3. Когнитивная модификация и терапия.

4. Личностный тренинг.

5. Дискуссии.

6. Мозговые штурмы.

7. Беседы.

8. Лекции.

9. Ролевые игры.

10. Психогимнастика.

11. Психодрама.

12. Элементы индивидуальной и групповой психотерапии.

13. «Круглые столы».

14. Совещания.

15. Супервизия.

16. Проведение методических занятий с супервизорами.

 

Предполагаемые результаты.

1. Уменьшение факторов риска употребления токсикоманических веществ в молодежной среде.

2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков.

3. Развитие комплексного подхода к профилактике злоупотребления токсикоманическими веществами.

Критерии эффективности:

- уменьшение факторов риска злоупотребления токсикоманическими веществами;

- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

- наличие навыков противодействия токсикозирующейся среде.

На основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что именно профилактические мероприятия способствуют формированию отрицательного отношения подростков к употреблению токсикоманических веществ.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 203.