Когда 1/5 народных представителей инициируют обсуждение запроса, то предложение вносится на имя председателя Народного Собрания. Заявление может вноситься после ответа на запрос в письменной форме.
Сама процедура: Запрос передается непосредственно Министру-Председателю либо соответствующему Министру без посредничества Председателя Народного Собрания. Ответ на запрос может быть письменным, но может быть и устным. Он должен быть дан в срок 14 дней с момента получения запроса. Срок подготовки ответа может быть продлен ещё на 7 дней.
Председатель Народного Собрания предупреждает всех о том, какие запросы поступали.
В случае отсутствия депутата, подавшего запрос, ответ на его запрос не рассматривается.
Запрос и ответ на запрос не обсуждаются на заседании.
У депутата есть право на 2 уточняющих вопроса.
Обсуждение не происходит, кроме случая, когда Народное Собрание придет к выводу, что обсуждение необходимо.
Кстати, есть ответственность на уровне регламента Народного Собрания Болгарии для министров, игнорирующих ответы на запросы. Они могут быть насильно вызваны на заседание Народного Собрания.
Помимо вопросов и запросов существуют также расследования по запросам, расследования, проводимые комиссиями, вотум доверия и вотум недоверия.
Это касается только контроля Народного Собрания Болгарии за правительством.
У НСБ есть функции контроля и в отношении других государственных органов.
Можно подразделить виды контроля по:
- когда акции контроля проводятся обязательно
1) те полномочия, которые НСБ осуществляет по вопросам, вносимым на его рассмотрение государственными органами в обязательном порядке.
2) по инициативе народного представительства
3) рассмотрение докладов Счётной Палаты о проведении ее проверок. Счётная Палата избирается НСБ, и при осуществлении своей деятельности не зависит от исполнительной власти
Полномочия Счётной Палаты:
1) проверять законность и целесообразность государственного бюджета, бюджета общин и других бюджетов, которые были приняты НСБ
2) проверяет использование бюджетных средств лицами, которые осуществляют различные виды деятельности, как хозяйственной, так и нехозяйственной
3) проверяет текущий отчет бюджетных доходов и расходов, исполнение внебюджетных счетов
4) проверяет отчёты Болгарского Национального Банка о бюджетных расходах вместе с соответствующими документами
5) проверяет взаимодействие Болгарского Национального Банка с государственным бюджетом
6) проверяет условия возникновения государственного долга и его использования в управлении экономикой
7) проверяет деятельность любых ЮЛ, которые пользуются бюджетными средствами, или в уставном капитале которых доминируют средства бюджетных структур
8) проверяет доходы, полученные от приватизации, их расходование
9) проверяет деятельность организаций государства, в том числе спецслужб и служб безопасности
НСБ рассматривает доклады председателя Счётной Палаты, в том числе когда министр финансов и иные высшие должностные лица, уполномоченные распоряжаться бюджетными средствами, не выполняют в течение 1 месяца вынесенное Счётной Палатой предложение. Оно принимает ежегодный отчет Правительства об исполнении государственного бюджета и тот доклад, который Счётная Палата представляет в связи с отчётом Правительства, а также в связи с бюджетными расходами Болгарского Национального Банка.
В полномочия НСБ входит обсуждение доклада Правительства. К компетенции НСБ в сфере контроля относится принятие решений о выражении согласия или несогласия по поводу заключения договоров государственного займа.
К контрольной деятельности можно отнести и ратификацию и денонсацию международных договоров.
Для ряда из них существует обязательная ратификация: п. 1 ст. 85 дает перечень таких договоров.
1) если имеют политический или военный характер
2) которые имеют отношение к участию Болгарии в международных организациях.
3) которые предусматривают изменение границ республики Болгарии
4) которые содержат финансовые обязательства республики Болгарии
5) в которых предусмотрено участие Болгарии в судебном или арбитражном разрешении международных споров
6) которые касаются действия закона, основных прав человека и гражданина.
7) когда сам договор предусматривает ратификацию
Полномочия 2-ой группы:
- проголосовать по требованию Правительства о выражении ему доверия:
1) о проводимой им политике в целом
2) по его программе
3) по какому-либо конкретному поводу
По собственной инициативе НСБ может проголосовать о недоверии Правительству по инициативе 1/5 от общего числа народных представителей.
Полномочия 3-ей группы:
Необязательный контроль – выдвижение обвинения против Президента или Вице-Президента в государственной измене или нарушении Конституции по инициативе не менее, чем ¼ от общего числа народных представителей.
НСБ вправе создавать временные специальные комиссии для расследования.
Было, например, известное коррупционное дело «Морское пароходство». Это происходит по инициативе не менее, чем 1/10 депутатов или по инициативе председателя.
Вопросы и запросы – детали запроса могут быть обсуждены.
За последние годы произошло много изменений.
Изменения в закон «О политических партиях» - декабрь 2005 года. Политические партии могут заниматься предпринимательской деятельностью, если она способствует целям и не противоречит ее назначению.
Закон «О ратификации Европейской Конвенции о гражданстве» - декабрь 2005 года.
Дополнения в закон «О защите личных данных».
Изменения в закон «Об иностранцах»
Все изменения произошли в связи с тем, что Болгария вступила в ЕС.
Законодательный процесс:
- инициатива от каждого народного представителя или от Совета Министров.
Закон о бюджете – только по инициативе Совета Министров.
Закон принимается после 2-ух голосований на отдельных заседаниях. Оба голосования могут быть проведены на одном заседании в порядке исключения.
Президент может выступить с вето, которое можно «опрокинуть» абсолютным большинством НСБ.
Компетенция НСБ и Президента.
Президент избирается вместе с Вице-Президентом. Выборы Президента проходят в 2 тура.
В течение первого тура для победы надо получить абсолютное большинство голосов.
Если не получили абсолютного большинства голосов, то 2 кандидата выходят во второй тур. В течение 7 дней должен быть проведен 2-ой тур, в нем выигрывают, набрав относительное большинство голосов.
Президент:
- болгарский гражданин по рождению
- возраст – 40 лет
- должен соответствовать всем условиям избрания
Срок полномочий – 5 лет
Может замещать должность Президента не более 2-ух раз подряд (2-ух сроков).
Выборы проводятся не ранее, чем за 3 месяца и не позднее, чем за 2 месяца с момента прекращения полномочий предыдущего Президента.
Виды президентских НПА:
- Указы
- Послания – подписываются обычно Министрами или Министром-Председателем в зависимости от того, каким вопросам посвящено.
В посланиях редко содержатся нормы права.
Существуют специальные статья, в которой перечислены полномочия Президента, не требующие контрасигнатуры.
1) Президент назначает служебное Правительство
2) Вручает мандат на формирование Правительства
3) Распускает НСБ
4) Возвращает закон, принятый НСБ, для повторного обсуждения
5) Определяет организацию и порядок деятельности Президентских служб
6) Назначает выборы и референдумы
Для осуществления всех остальных полномочий надо провести консультацию с должностным лицом либо после прямого указания о том, каким должно быть решение.
Югославия
1. Становление конституционно-правовой традиции государств бывшей Югославии
2. Факторы, повлиявшие на распад.
3. Традиции федерализма (сформировались после 2-ой Мировой войны)
4. Статус Боснии и Герцоговины.
Босния и Герцоговина – государство, в котором сохранился протекторат международных сил.
В состав Боснии и Герцоговины входит ещё одна федерация. Должна быть получена контрассинация международного консультанта на действия.
В 2007 году государство Босния и Герцоговина должно перестать существовать.
1. Конституционно-правовая традиция.
Единство народов южных Балкан закрепилось в 1888 году в Конституции. Конституционный документ, создавший основу для формирования государственности южных Балкан.
Фактически государственность была создана в 7-9 вв. нашей эры.
Особенно сильной была сербская власть.
В 11-12 вв. сербы оказались под властью Византии. Часто называют эту власть гнетом, но культурная значимость влияния Византии была очень велика.
Стефан Душин – в середине 14 в. был правителем Югославии.
Законник Стефана Душина.
Была сословно-представительная монархия, было одним из крупнейших государств на Балканском полуострове.
1459 год – турецкие войска захватывают Сербию, после вековой борьбы.
Начало оккупации с события 1389 года на Косовом поле.
Сербы – для них характерно осознание своей жертвенной природы как этноса.
Югославия – это полиэтническое государство, но доминируют в нем сербы.
Сан-Стефанский мирный договор 1878 года – сербское княжество объявлено полностью независимым государством.
Началось становление конституционно-правовой традиции Сербии.
1888 года – первая Конституция.
Сербия – это конституционно-парламентская монархия.
Вскоре была принята 2-ая Конституция – в 1901 году. Эта Конституция утвердила двухпалатный Парламент, состоявший из Купчины и Сената. Однако эта Конституция не была долгой.
Изменения:
Балканские войны 1912 – 1913 годов – увеличили территорию Сербии и Черногории.
Черногория обретает независимость.
История: некий представитель Черногории беседовал с дипломатом Австро-Венгрии. Он устал от требований черногорца. Показать свое государство на карте он не мог, «это не столь существенно. За нами стоят 200 миллионов русских».
Это форпост РФ в Европе.
На Югославию проецируются все судьбы народов.
Проекция РФ – Сербия
Центр – Хорватия и Словения
Юго-восток – Косово, албанцы и боснийцы (мусульмане).
Они находились под прицелом многих государств.
Французы всегда поддерживали сербов.
Первое государство было просербским. Это было показателем того, что Франция и Германия пытались натравливать сербов и хорватов друг на друга. Их не интересовала судьба народов.
США, Франция и Германия пытались решить в Югославии свои проблемы.
Надо запомнить 3 названия американских военных баз. Это ключи ко всей Европе и южным морям.
Ранее контроль осуществлялся только СССР.
Урошевац
Крушевац
Котор
Эти три точки предоставляют контроль над всеми магистралями. Именно неготовность Милошевича отдать базы сделали его страшной фигурой. Он получил за несговорчивость. Сербы были не готовы поступиться национальными интересами ради дружбы с Америкой. Тито пытался использовать максимально выгоды от географического положения Югославии. Сначала он пользовался организационными структурами Коминтерна, потом советской власти для решения проблем.
Тито жестко вел игру со всеми, но зал политические хитрости.
Конец 20 века.
Слободан Милошевич
Зоран Джиндич – председатель одного из Правительств Сербии. Он хотел вытянуть всё из Америки. Он обладал самой большой политологической библиотекой в Европе. Контроль не был убедительным, поэтому он был убит.
Практически вся судьба югославской государственности – это проблема сосуществования разных этносов с различным геополитическим вектором развития. Разница между народами – вот главный фактор распада.
Экономические причины.
Религиозные причины.
Сербы – православные
Хорваты – католики
Боснийцы и албанцы – мусульмане
Сербия – это территория, предполагающая не только наличие путей, но и религии.
Авантюрные руководители, спровоцированные поддержкой политических групп, которые доминировали в разные периоды политической жизни (Франции, Германии, Великобритании, США, РФ).
Сербская политика зачастую решала е только и не столько собственные проблемы, сколько обеспечивала интересы тех государств, которые финансировали или иным образом институциировали власть.
Пример: участие Югославии во 2-ой мировой войне. Многие стремились, чтобы Югославия выступила на стороне Германии.
Вопрос был в том, раньше или позже Югославия вступит в войну.
Пока Югославия колебалась, союзники делали многое, чтобы ответить на блицкриг.
Югославии пытались помешать вступит в Тройственный Союз. Война началась на 3 недели позже (войска должны были вступить 22 мая).
3-я Конституция.
28 июня 1921 года – в годовщину косовской битвы, в день Святого Вида – Видован.
Конституция сербов, хорватов и словенцев.
В состав государства вошли Сербия, Черногория, Словения, Воеводина, Босния и Герцоговина, Хорватия, Словония, Далмация.
В Косове выступали протии представителей мусульманского этноса.
Все виды услуг разделены в Косово на 2 части:
- услуги, оказываемые населением сербской национальности
- услуги, оказываемые населением албанской национальности
Сербия не могла согласиться с созданием независимого государства (это внешний интерес). Включить Косово в качестве автономии – это плохо.
1921 год – Видованская Конституция.
Проблематика Югославии.
Все конфликты, которые происходили на территории большой Югославии имели свои внутренние причины в каждом из государств, тех государств, чьи интересы столкнулись в этом геополитическом пространстве.
Есть внутренние проблемы, не позволяющие народам, близким по культуре создать единое государство.
Внутренние причины:
- социальные
- экономические
- духовные
- религиозные, как основные проблемы, которые являются причиной конфронтации. Общество так же секуляризировано, как и в остальной Европе.
Религиозные проблемы имеют воплощение в верности традициям и культурным стереотипам поведения разных народов.
Конфликт между хорватами и словенцами – католиками; македонцами, сербами, черногорцами – православными; боснийцами и албанцами – мусульманами.
Конфликт отражается на бытовом уровне.
Кустурица – взаимоотношения с Голливудом.
Голливуд абсолютно стерилен, поэтому непонятно, как это может заинтересовать.
Для Югославии веет мертвечиной от Атлантики. Попытка народов зацепиться за свои традиции уходит в глубокие внутренние конфликты.
Попытка тех политических сил, которые борются за места в Парламенте, выдвинуть свою идею национального возрождения.
Идея панславистской идеологии.
Идея великой Сербии основана на историческом прецеденте огромного балканского государства, созданного в 16 веке сербской династией неманичей.
Идея великой Сербии возродилась в ходе сербской освободительной борьбы в начале 19 века.
Отвоевав часть территорий, начиная с 1815 года, сербы добились некоторой независимости. Сербам удалось создать подобие государства.
Лозунг «Великая Сербия». Стереотип доминирования Сербии. Если просербские настроения популярны, то можно попробовать.
Это неточная позиция.
Есть внутренние силы, а есть внешние силы, которые придают Сербии роль страшной силы в балканском регионе.
1815 год.
1) династия Обреновичи
2) династия Карагеоргиевичи
Обреновичи были ориентированы на Австрию, а Карагеоргиевичи – на Россию.
1903 год – Обреновичи были свергнуты. Сербия обратилась к прорусской линии. При Карагеоргиевичах и была создана Югославия. Все народности объединились в 20-ых годах 20 века.
Боснии и албанцы – славянские народы, язык у них был сербо-хорватский. Сейчас, после размежевания, они стали говорить, что сербский язык подавляет хорватский. Возрождаются тюркские аспекты в боснийском языке, и есть нововведения в хорватском.
Язык – это всегда очень важно, так как собственный язык характеризует этнос.
Для того, чтобы выжить босни вынуждены были приспособиться под тюрков.
Люди, утратившие свою этническую независимость, оказались под властью западных государств.
Хорваты и словенцы – под влиянием Средней Европы: Германия, Австрия, Италия.
Мусульмане – албанцы – это проекция оттаванской империи, они ориентированы на Турцию.
Македонцы – это смесь сербов и болгар.
Создание «настоящей» Югославской Федерации – идея.
Южная версия: болгары, македонцы, сербы и черногорцы должны объединиться. Македонцы – это транзитный, связующий этнос. Югославская федерация (южная) – это лишь геополитический проект.
Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились, что поделят Югославию между собой на пополам.
Но югославы двигались в отношении СССР.
1948 год – Сталин поссорился с Тито из-за позиции по Коминтерну.
Тито не принимал руководство СССР в Коминтерне.
Тито пошел на сотрудничество с США. В 1952 году – США дали Югославии 120 миллионов долларов.
Все военные базы США должны были быть размещены в Югославии.
И Тито после того, как Сталин умер, резко отворачивается от США. Политика «Движения неприсоединения».
В нем состояла ещё Индия.
Со Слободаном Милошевичем договориться не смогли.
Последователь Шенгель погиб в Гааге в тюрьме.
После 1953 года русские возвели в Югославии военную базу и разместились в Которской бухте (Черногория).
Кому принадлежит Которская бухта, тому принадлежит Адриатика, Средиземное море, Северная Африка, Ближний Восток и Европа вплоть до Берлина.
Урошевац (Косово) – был гарнизоном югославской народной армии.
Крушевац – 180 км на юг от Белграда.
Урошевац и Крушевац прикрепляют и защищают Которскую бухту.
Крушевац находится в 25 км от трансевропейской магистрали «Север-Юг». Эта магистраль связывает Германию с Хорватией, Словенией, Австрией, Болгарией, Грецией и Турцией.
Кто имеет Крушевац, тот имеет всю Центральную и Восточную ЕвропуJ
В 90-ые гг. все государства Югославии, которые были объединены в рамках конфедеративного союза.
В 1991 году Хорватия, Словения, Босния и Герцоговина, Македония объявили о своей независимости.
Сербия и Черногория создали СРЮ – Союзную Республику Югославии.
Приняли Конституцию в 1992 году. Форма государственного устройства – федерация. СРЮ объявила себя правопреемницей Югославии. 2003 год – союз был полностью разрушен.
2002 год – Конституционная Хартия конфедеративного Союза Сербии и Черногории.
В 2003 году была принята Парламентом Сербии и Черногории. Изменилось отношение сербов к черногорцам и черногорцев к сербам.
В 1991 году примерно 100% черногорцев проголосовали за союз с Сербией. 53% проголосовали за то, чтобы государство состоялось.
21 мая 2006 года Черногория отделилась от Сербии: появились 2 независимых государства: Сербия и Черногория.
Федеративная традиция Югославии.
Как пытались легитимным способом всё время объединить Югославию – пытались конституционными способами (в отличие от Тито).
1. Январь 1946 года – принята Конституция Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ).
Специфика: ФНРЮ – это союзное народное государство с республиканской формой правления.
Особенности: отношения между республиками и федерацией строились на принципе централизации власти.
2. В отношении построения центральных ОГВ лежал принцип демократического централизма.
3. Конституция провозглашала равноправие республик, но власть концентрировалась у союзных органов.
Пример Парламента Югославии.
Скупщина.
Двухпалатная структура. Решения в Скупщине принимаются простым большинством голосов. Интересы республик представляло Вече Национальностей. В ближайшие годы стала доминировать точка зрения, что нации не принадлежит какая-либо роль в управлении государством, роль принадлежит рабочей партии.
Централизация власти связана с укреплением исполнительно-распорядительных органов. Правительство ФНРЮ получило возможность осуществлять полномочия Скупщины.
1950 – 1963 годы – весь потенциал власть израсходовала. Возникала идея самоуправления.
1) переход экономики на самоуправляемые рельсы – структура самоуправления создается на производстве. Это форма непосредственной демократии в рабочей сфере.
Через различные формы непосредственной демократии осуществляется самоуправление.
2) самоуправление – идея распространяется и на политическую систему.
Меняется характер югославского федерализма. Согласно конституционному закону 1953 года меняется структура Скупщины (по Парламенту всегда можно определить, что за Федерация).
Вече Национальностей перестало быть равноправной палатой. Создано Союзное Вече. Внутри Союзного Вече парламентские республики объединяются и решают вопросы.
В Скупщине создается новая палата. Вече проводит федерализм, который получает новое содержание.
Федерализм строится как федерация самоуправляемых единиц. Перераспределение компетенции между федерацией, республиками и общинами в пользу федерации и общин. Укрепляются законные функции Скупщины.
Союзное исполнительное Вече принимает постановления только во исполнение законов.
Председатель становится главой Югославии. Председатель Югославии – Иосиф Брос Тито. Председатель Союзного Исполнительного вече – это руководитель коммунистической партии и глава ФНРЮ.
Меняется порядок проведения выборов:
Частично многоступенчатые, частично косвенные. Процесс «3 Д»: децентрализация, дебюрократизация, демократизация.
Югославы, как и китайцы, любят громкие названия.
В Югославии принята новая Конституция, потом новый Парламент, составленный из 6 веч.
В 1963 году меняется структура Скупщины, чтобы она была не столько представительным органом, сколько верховным органом самоуправления.
- местные общины
- республика
- федеративная власть
Органы самоуправляются народом.
1) Союзное Вече – члены избираются республиканскими скупщинами и скупщинами автономных краев, составляющих Вече Народа.
2) 2-ое Вече – факультативное, оно собирается только тогда, когда на повестке дня стоят вопросы, касающиеся прав народов республик и краев: Косова и Воеводы – реально это вече не работало
3) 3-е Вече – хозяйственное Вече. Туда попадали представители от разных производств.
4) Культурно-просветительское Вече
5) Вече здравоохранения и социальной защиты
6) Организационно-политическое Вече
Во всех Вече состояло 120 человек.
Хозяйственное Вече было задумано как орган, выражающий интересы разных профессий.
Организационно-политическое Вече – это Вече, которое должно быть выразителем интересов различных политических структур. Избирались представители во все Вече по-разному. В структуре государственных органов Македонии есть до сих пор.
Там есть Парламент – Государственное Собрание, а есть ещё Государственный Совет – в нем присутствует профессиональное представительство. Он не считается Парламентом по Конституции.
На уровне Федерации действуют 2 принципа:
1) территориальный – на его основе создается Союзное Вече
2) производственно-политический – на его основе создаются все остальные Вече.
Потом был 3-ий этап развития Федеративных отношений.
С середины 60-ых годов: республики были самостоятельны в экономической и политической сфере – они требовали самостоятельности.
Чтобы обеспечить правовую защиту республики, им было предоставлено право вето.
Республики на любое решение власти могли наложить вето.
1967 год – были внесены поправки в Конституцию.
Они касались нового порядка выборов в Парламент.
Возрождается та палата Парламента, которая создана для представителей республик и краев.
1967 – 1971 годы – все поправки (их больше 42) направлены на сужение компетенции федерации и расширение компетенции республик и краев.
Федерация была лишена инвестиционной функции и не могла брать на себя финансовых обязательств.
Компетенция Федерации:
- борьба за мир, за единство самоуправляемых интересов
- сохранение видимости
Органы Федерации стали формировать республики и края на паритетной основе.
1974 год – Конституция: интересы рабочих на уровне федерации должны выражаться только через интересы наций.
Республики и автономные края наделяются широкими правами в сфере политики и экономики и становятся самостоятельными государствами. Республики стали отвечать за экономическое и политическое развитие на своей территории.
Поощрялась деятельность международного Парламента. Была сделана попытка создать новый тип федерализма.
De facto – конфедерация
De jure – федерация
Проблема сохранилась.
1988 год – поправки, направленные на укрепление союзной власти, экономического единства страны.
Власть предпринимает попытки противодействовать албанцам с их требованиями о выдаче Косово.
Косово и Митохия; Воеводино
Автономные края, их права стали тоже регулироваться строже.
Они были лишены права вето при внесении изменений в республиканскую Конституцию, а также в части законодательных, исполнительных и судебных полномочий.
Конституция Сербии закрепляет существенное ограничение полномочий этих краев.
Они лишены права иметь Конституцию, конституционный суд, высшие ОГВ.
Они стали формой территориальной, а не политической автономии.
Федерация распадается и на ее месте возникло несколько самостоятельных государств.
В период Великой Отечественной Войны на территории Югославии существовало Хорватское независимое государство. А независимое государство Черногория было создано в конце 19 века.
2 государства помимо Югославии существовали всегда.
Югославия – коллективное королевство. Сербы доминировали, потому что Франция и Германия провоцировали национальные конфликты. Хорваты встретили немцев как освободителей. Это разрушило отношения между Сербией и Хорватией.
Тито – был наполовину хорват, наполовину серб.
Македония: 1990 -1991 годы – принимается Декларация о суверенитете и действующая Конституция.
Это парламентская республика с элементами президентской.
Президент избирается непосредственно населением. Он может вносить изменения в Конституцию. Он принимает активное участие в законодательном процессе, у него есть право вето. Он может вводить чрезвычайное положение.
Он несет ответственность за нарушение Конституции и законов при исполнении своих полномочий.
Он участвует в формировании Правительства – вручает мандат победителю партии на формирование Правительства.
Парламентский контроль в форме интерпелляции – применяется ещё в Польше, Румынии, Словении.
Интерпелляция отличается тем, что затрагивает существующие проблемы большой общественной значимости и предполагает обсуждение ответа в Парламенте.
Завершается выражением недоверия Правительству или отдельным министрам.
5 депутатов являются субъектами инициативы интерпелляции.
Словения
Классическая парламентская республика.
У Президента слабые полномочия.
Помимо Государственного Собрания есть Государственный Совет.
В него входят:
1) представители от работодателей
2) представители от наемных работников
3) представители от крестьян
4) представители от ремесленников
5) представители от лиц свободных профессий.
6) представители от работников непроизводственной сферы
В них входит по 4- 6 человек.
И 22 человека – представители местных интересов.
Обладают законодательной инициативой. Обладают компетенцией давать заключения по всем вопросам, которые решает Государственное Собрание. Государственный Совет может требовать назначение референдума, требовать проведения публичного расследования по вопросам государственного значения.
Государственное Собрание может потребовать от Государственного Совета (или наоборот, что скорее всего????:))
- направить закон на повторное рассмотрение
- может высказать мнение по тому или иному вопросу
Государственный Совет – орган, который носит характер органа, представляющего интересы социальных, экономических и территориальных коллективов.
А также специально гарантируются права трех этносов: итальянцев, венгров и цыган. В частности – в Парламенте Словении по одному депутатскому мандату отдается им (автоторный этнос – это исконно проживающий этнос).
Порядок внесения поправок в Конституцию.
Нетрадиционные субъекты инициативы:
- Правительство
- 20 депутатов из 90 депутатов
- 30 тысяч избирателей – народная инициатива
Если 30 депутатов выдвинут требование о референдуме по Конституции, то такой референдум должен быть проведен.
Институт интерпелляции
- интерпелляция должна исходить минимум от 10 членов Государственного Собрания.
Может быть выражено недоверия Правительству.
Государственное Собрание может возбуждать в КС вопрос об ответственности Правительства в случае нарушения председателем Правительства или министром Конституции или закона.
Босния и Герцоговина
В 2007 году модель Боснии и Герцоговины была изменена: все государственные органы (Федеральный Парламент – 2-ухпалатный, руководители субъектов Федерации, коллективный Президент страны) получат реальную власть.
Хотя в Боснии и Герцоговине система власти реально трехуровневая, то есть трехуровневая система управления. Это происходит потому, что над государственной системой власти реально находится международный комиссар ООН. Комиссар уполномочен государственными гарантиями.
1995 год – заключено Дейтонское соглашение.
1 ноября – 25 ноября 1995 года в Дейтоне (штат Огайо) велись переговоры между представителями республик Боснии и Герцоговины, Хорватии, Союзной республики Югославии.
Под кураторством США, ООН (еще принимали участие СБСЕ и ЕС) в 1991 году было парафировано общее соглашение, а в 1995 году оно было подписано. В приложении к соглашению была Конституция Боснии и Герцоговины.
Босния и Герцоговина – федеративное государство.
1-ая часть – федерация Боснии и Герцоговины – внутри 2 компонента – боснийцы и хорваты
2-ая часть – сербская республика
В Конституции закреплены вопросы относящиеся к ведению Боснии и Герцоговины как федерации и вопросы, относящиеся к ведению ее субъектов.
К ведению Боснии и Герцоговины как единого государства относятся:
- внешняя политика
- внешняя торговля
- таможенная политика
- денежно-кредитные отношения
- финансирование деятельности международных организаций
- обеспечение исполнения уголовного законодательства
- отношения с ИНТЕРПОЛом
А также на Боснию и Герцоговину как единое государство возложена общность сохранения:
- суверенитета
- территориальной целостности
- политической независимости
- международной правосубъектности
При этом 1-ая часть и 2-ая часть Боснии и Герцоговины суверенны в вопросах, не относящихся к ведению Боснии и Герцоговины как единого государства.
Все это говорит о признании концепции 2-ухуровневого делимого суверенитета.
Форма правления – парламентская демократическая республика.
Государственную власть осуществляют:
- Парламентская ассамблея – 2-ухпалатная
- Президиум Боснии и Герцоговины (коллективный президент)
- Совет Министров
Парламентская Ассамблея состоит из:
1) Палаты народов – 15 человек. 2/3 избираются от Федерации Боснии и Герцоговины, по 5 человек от боснийцев и хорватов. 1/3 состава избирается от республики Сербии.
Выборы многостепенные, так как своих представителей палат народ выбирает
2) Палаты Представителей – 42 человека. 2/3 избирается на территории Боснии и Герцоговины, 1/3 на территории республики Сербии.
Представители избираются от своих образований, но закон, по которому проводятся эти выборы принимается Парламентской Ассамблеей.
Особенность конституционного строя состоит в том, что существует возможность 2-ого гражданства: граждане Боснии и Герцоговины могут сохранить гражданство другого государства, если есть международное соглашение, одобренное Парламентской Ассамблеей.
Выборы должны проводиться в соответствии с рамочным соглашением «О мире в Боснии и Герцоговине».
Каждая палата имеет регламент.
Серб, хорват и босниец – по очереди замещают должности председателя Палаты и заместителя Председателя Палаты.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 243.