Приоритетные направления деятельности по снижению уровня шума от промышленных предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уровень шума промышленных объектов обусловлен, как правило, совместным шумовым воздействием нескольких источников, расположенных на территории промышленного объекта, - технологического оборудования, компрессорных станций, гидравлических установок, дробилок, вентиляционных установок, обслуживающего транспорта, др.

Одним из новых промышленных источников шумового воздействия являются газотурбинные электростанции и мобильные газотурбинные установки (ГТУ), используемые в качестве источников электро- и теплоснабжения в районах массовой жилой застройки, необеспеченных подключением к централизованным энергетическим установкам. Первую газотурбинную установку планируется разместить на Рублевской подстанции. Учитывая, что работа ГТУ осуществляется на базе авиационных двигателей, можно однозначно сказать, что ГТУ будут оказывать шумовое воздействие на прилегающую застройку. В составе оборудования для ГТУ предусматривается использование системы глушителей на воздухозаборе и выхлопе технологического оборудования. Проектными расчетными данными декларируется отсутствие превышения допустимых значений от эксплуатации ГТУ, однако окончательные результаты шумового воздействия ГТУ могут быть получены только по результатам фактических замеров шумовых характеристик при выходе газотурбинных установок на проектную мощность работы и уровней шума на границах санитарно-защитных зон ГТУ.

При условии соблюдения предприятиями требований законодательства к организации санитарно-защитной зоны по фактору шумового воздействия сверхнормативный шум от промышленных предприятий на прилегающих жилых территориях не наблюдается.

Необходимы проведение инвентаризации промышленных предприятий, которые имеют источники шумового воздействия, и организация проведения инспекционных проверок таких предприятий в целях определения дополнительного вклада промышленного объекта в уровни шума, наблюдаемые на прилегающей территории, и выявления сверхнормативного шумового воздействия на жилые территории.

По результатам инвентаризации и проведенных измерений для каждого промышленного объекта, который оказывает повышенное шумовое воздействие на прилегающую жилую территорию, необходимо выполнить следующие мероприятия, нацеленные на снижение промышленного шума:

Архитектурно-планировочные

1. Разработка границ санитарно-защитных зон по фактору шума.

2. Обеспечение выполнения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

-для предприятий IV, V классов площадь озеленения территории должна составлять не менее 60% площади предприятия;

- для предприятий II и III класса - не менее 50%;

- для предприятий, имеющих санитарно-защитную зону 1000 м и более, - не менее 40% ее территории с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.

3.    Рациональное размещение технологического оборудования, машин, механизмов.

Технические мероприятия

Стимулирование применения современных технологических процессов и малошумных механизмов.

Строительно-акустические

Снижение шума на пути его распространения от промышленного источника к жилой территории (шумозащитные экраны и кожухи, др.).

Административные

Ужесточение системы штрафных санкций за несоблюдение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Выбор и проведение комплекса наиболее эффективных шумозащитных мероприятий для каждого объекта позволит исключить дополнительное воздействие промышленного шума на прилегающую жилую территорию.

Необходимо продолжить работу по проведению исследований уровней шума на границе санитарно-защитной зоны предприятий при наличии жалоб жителей.

Требуется законодательно закрепить возможность и порядок опечатывания источников шума (машин, механизмов, техники и др.), оказывающих сверхнормативное воздействие, полномочными представителями контролирующих органов власти и порядок привлечения к ответственности собственников таких источников.

Основными направлениями деятельности по снижению уровня шума от промышленных предприятий должны стать:

- инвентаризация промышленных предприятий, имеющих источники шумового воздействия;

- ведение реестра промышленных предприятий, имеющих источники шумового воздействия на прилегающую жилую территорию;

- контроль уровня шума на границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий;

- реализация шумозащитных мероприятий за счет внедрения лучших шумопонижающих технологий (за счет средств предприятий);

- разработка мероприятий, позволяющих сократить площадь территории города, занятую санитарно-защитными зонами предприятий, за счет корректировки размеров санитарно-защитных зон в сторону уменьшения в соответствии с требованиями законодательства;

- ужесточение санкций за несоблюдение требований к организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий по фактору шума;

- утверждение требований об обязательности проведения экспертизы по шуму при размещении объектов в жилых и общественных зданиях, во встроенно-пристроенных помещениях и при размещении наружного оборудования систем вентиляции и кондиционирования зданий;

- стимулирование использования менее шумных типов промышленных установок и техники;

- разработка изменений в законодательные и нормативные акты по наделению контролирующих органов власти полномочиями производить опечатывание механизмов и установок, оказывающих сверхнормативное шумовое воздействие, непосредственно по факту выявленных нарушений для дальнейшего привлечения к административной ответственности владельцев данных механизмов.

Приоритетные направления деятельности по снижению негативного воздействия вибрации и других физических факторов (за исключением шума) на городской территории

Неблагоприятными факторами воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, кроме шума, являются также физические факторы неионизирующей природы - вибрация, инфразвук, электромагнитные поля.

Вибрации в здании могут стать причиной возникновения колебаний недопустимо высокого уровня и вследствие отражения от примыкающих элементов конструкций (например, полов и потолков) приводить к повышению уровней шума.

Основным источником вибрации в жилых и общественных зданиях являются, как правило, линии метрополитена мелкого заложения, железнодорожные и трамвайные линии. В настоящее время актуальность решения вопросов виброзащиты обусловлена активным строительством как зданий, так и подземных сооружений (парковок, торговых центров и т. д.) вблизи тоннелей метрополитена, что в ряде случаев нарушает виброизоляцию и вызывает появление вибрации в тех зданиях, где ранее ее не наблюдалось.

Допустимые уровни вибрации установлены санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий". Повышенных уровней вибрации в зданиях можно ожидать в случаях их расположения ближе 40 м от тоннелей метрополитена мелкого заложения, 100 м от железнодорожных и 60 м от трамвайных линий. В случаях, когда здания располагаются в непосредственной близости от рельсовой дороги, вибрации в них могут превышать санитарные нормативы на 20 дБ. В спектральном составе вибрации преобладают октавные полосы со среднегеометрическими частотами 31,5 Гц и 63 Гц (низкие частоты слухового диапазона).

Обычно вибрация распространяется как в грунте, так и в строительных конструкциях с относительно малым затуханием. Поэтому в первую очередь необходимо применять меры по снижению динамических нагрузок, создаваемых источником вибрации, или снижать передачу этих нагрузок путем виброизоляции источников - промышленных установок и машин, средств транспорта.

Снижение вибрации в зданиях возможно достичь путем рационального размещения оборудования, создающего значительные динамические нагрузки (в подвальных этажах, на отдельных фундаментах, не связанных с каркасом зданий, в местах, наиболее удаленных от защищаемых объектов). В случаях, когда вышеназванные меры невозможно реализовать, либо их недостаточно для обеспечения соблюдения нормативов допустимого вибрационного воздействия, необходимо предусматривать виброизоляцию источников с необходимой эффективностью виброзащиты.

Виброизоляция оборудования и агрегатов может быть обеспечена путем установки их на специальные упругие элементы, обладающие малой жесткостью, а также за счет применения гибких элементов (вставок) в системах трубопроводов и коммуникаций, соединенных с вибрирующим оборудованием, мягких прокладок для трубопроводов и коммуникаций в местах прохода их через ограждающие конструкции и в местах крепления к ограждающим конструкциям. Для уменьшения вибрации, передающейся на несущую конструкцию, используют пружинные или резиновые виброизоляторы.

Защита зданий от вибрации, возникающей от движения на железнодорожных линиях, линиях метрополитена мелкого заложения, обычно обеспечивается их надлежащим удалением от источника вибрации. Жилые здания не должны располагаться по кратчайшему расстоянию до стенки тоннеля метрополитена ближе, чем на 40 м. Данные требования иногда нарушаются в условиях современных темпов развития города.

Одним из наиболее эффективных средств защиты помещений жилых зданий от вибрации, возникающей от работы линий метрополитена, расположенных на меньших расстояниях, является виброизоляция пути метрополитена от грунта с помощью виброзащитных прокладок. В зарубежной практике используется также метод виброизоляции зданий с помощью пневматических виброизоляторов.

Источниками инфразвука являются колебания больших масс, при этом инфразвук способен распространяться на значительные расстояния (десятки километров от источника). В городе источниками инфразвука могут быть компрессоры, транспорт, промышленные установки аэродинамического и ударного действия, кондиционеры и вентиляторы, а также внедряемые в настоящее время в Москве газотурбинные электростанции.

Допустимые уровни инфразвука установлены санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.583-96 "Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки".

Наиболее эффективным методом борьбы с инфразвуком является его снижение в источнике путем изменения режимов работы технологического оборудования, снижения интенсивности аэродинамических процессов (ограничение скоростей транспорта, систем сброса пара тепловых электростанций, др.). Снижение инфразвука на его пути распространения возможно путем применения глушителей интерференционного типа.

Вопросы воздействия инфразвука в городе на сегодняшний день изучены недостаточно, в связи с чем требуется проведение исследований и оценки существующей степени инфразвукового воздействия на территорию жилой застройки, а также на жилые и общественные здания. По результатам выполненных исследований в случае выявления превышений санитарных норм по инфразвуку будет принято решение о необходимости проведения специализированных мероприятий, нацеленных на обеспечение санитарных нормативов.

Основными источниками электромагнитных полей в городе являются:

- передающие радиотехнические объекты, к которым относятся радио- и телевизионные передающие станции, базовые станции сотовой связи и т. п.;

- воздушные линии электропередачи напряжением 110 кВ и выше;

- трансформаторные подстанции и другие объекты электроснабже-

ния, встроенные в жилые и общественные здания.

Размещение, ввод в эксплуатацию и эксплуатация передающих радиотехнических объектов регламентируется постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2005 г. N 330-ПП "О мерах по обеспечению законности при размещении и эксплуатации радиоэлектронных средств в городе Москве" и находится под жестким контролем органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Результаты контроля позволяют утверждать, что электромагнитная обстановка в городе Москве, связанная с передающими радиотехническими объектами, в целом соответствует гигиеническим нормативам.

Проблема, связанная с электромагнитным излучением воздушных линий электропередачи, решается обеспечением жесткого контроля за соблюдением нормативных разрывов (санитарно-защитных и охранных зон) воздушных линий электропередачи и за соблюдением режимов этих зон.

Вопрос обеспечения безопасности людей, связанный с размещением в жилых и общественных зданиях трансформаторных подстанций является относительно новым и нуждается в дополнительном изучении. Проблема встроенных трансформаторных подстанций наиболее актуальна для жилых домов 50-х годов постройки (в соответствии с действующими на тот момент градостроительными нормами размещение трансформаторных подстанций допускалось). Трансформаторные подстанции являются источником электромагнитного воздействия, а также шума и вибрации.

Действующими на сегодняшний момент Правилами устройства электроустановок (ПУЭ, в редакции 2004 года, пункт 7.1.15) в жилых зданиях, квартирных домах и общежитиях сооружение встроенных и пристроенных трансформаторных подстанций не допускается. В исключительных случаях допускается, но при этом в полном объеме должны быть выполнены санитарные требования по ограничению уровней шума и вибрации в соответствии с действующими стандартами. Основной трудностью в части решения вопроса выноса трансформаторных подстанций из жилых домов является выделение земельных участков в зоне сложившейся застройки не далее 150 метров от здания, где установлена существующая встроенная подстанция.

Допустимые уровни электромагнитных полей от трансформаторных подстанций и объектов электроснабжения в жилых зданиях установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям".

Целесообразно провести инвентаризацию таких объектов, встроенных в жилые и общественные здания, провести исследования электромагнитной обстановки и по их результатам принять необходимое решение. Также необходимо разработать методику расчета электромагнитных полей, создаваемых трансформаторными подстанциями.

Основными направлениями деятельности по снижению воздействия физических факторов (за исключением шума) на городской территории должны стать:

- оценка существующих в Москве источников физических факторов воздействия (вибрации, ультра- и инфразвука, электромагнитного излучения) и уровней их воздействия;

- разработка методических рекомендаций по рассмотрению проектов строительства и реконструкции объектов в части оценки полноты и эффективности предусмотренных мероприятий по обеспечению соблюдения нормативов по шуму, вибрации, электромагнитному излучению, других факторов физического воздействия;

- проведение вибрационных обследований жилых зданий и объектов социальной сферы города Москвы, определение динамических нагрузок в целях определения адресного перечня объектов, требующих проведения виброзащитных мероприятий;

- применение виброзащитных технологий при реконструкции и строительстве трамвайных путей, железнодорожных линий, а также при строительстве и реконструкции объектов метрополитена;

- организация контроля вибрационного воздействия от строительных площадок;

- разработка методики оценки ущерба от воздействий вибрации;

- инвентаризация трансформаторных подстанций и объектов электроснабжения, встроенных в жилые и общественные здания, исследование величины электромагнитных полей, вибраций в помещениях данных объектов;

- контроль за размещением, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией передающих радиотехнических объектов;

- усиление экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов в части оценки соблюдения санитарных норм по вибрации и другим физическим факторам воздействия.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 216.