Кафедра землепользования и кадастров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра землепользования и кадастров

 

 

 

Реферат на тему:

Шум в городе и средства защиты

 

 

Выполнил: ст. гр. 22 к-2

Решетникова А.А.

Проверил: ст. преподаватель

Олейник Д.С.

 

 

Москва

2010 г.


Содержание

 

 

Введение. 2

Состояние проблемы снижения транспортного шума. 2

Средства и методы защиты от шума. 2

Приоритетные направления деятельности по снижению уровня внешнего, внутреннего шума от различных источников. 2

Приоритетные направления деятельности по снижению уровня шума от автотранспорта 2

Приоритетные направления деятельности по снижению уровня шума от железнодорожного транспорта и метрополитена. 2

Приоритетные направления деятельности по снижению уровня шума от авиатранспорта 2

Приоритетные направления деятельности по снижению уровня шума от строительных площадок. 2

Приоритетные направления деятельности по снижению уровня шума от промышленных предприятий. 2

Приоритетные направления деятельности по снижению негативного воздействия вибрации и других физических факторов (за исключением шума) на городской территории. 2

Нормативно-правовая база шумового воздействия. 2

Заключение. 2

Библиографический список. 2

 

 


Введение

Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальный характер и преимущественно вызывается средствами транспорта – городского, железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в районах оживленных транспортных магистралей. Как показывают исследования медиков, повышенные уровни шумов способствуют развитию нервно-психических заболеваний и гипертонической болезни. Борьба с шумом, в центральных районах городов затрудняется плотностью сложившейся застройки, из-за которой невозможно строительство шумозащитных экранов, расширение магистралей и высадка деревьев, снижающих на дорогах уровни шумов. Таким образом, наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции).

Особую проблему составляет увеличение уровня вибрации в городских районах, главным источником чего является транспорт. Данная проблема мало исследована, однако несомненно, что ее значение будет возрастать. Вибрация способствует более быстрому износу и разрушению зданий и сооружений, но самое существенное, что она может отрицательно влиять на наиболее точные технологические процессы. Особенно важно подчеркнуть, что наибольший вред вибрация приносит передовым отраслям промышленности и соответственно ее рост может оказывать ограничивающее влияние на возможности научно- технического прогресса в городах.

 

 

Приоритетные направления деятельности по снижению уровня внешнего, внутреннего шума от различных источников

Основными источниками сверхнормативного шума на территории города являются автотранспортные потоки, железнодорожный транспорт и наземные линии метро, авиатранспорт, строительная техника, промышленные предприятия и площадки, инженерное оборудование зданий, а также шумы "бытового происхождения". Помимо снижения транспортного шума (автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта), разработка мер по снижению шума требуется также для объектов инфраструктуры транспортных предприятий (в том числе автовокзалы, сортировочные станции, др.).

Технические мероприятия

Стимулирование применения современных технологических процессов и малошумных механизмов.

Строительно-акустические

Снижение шума на пути его распространения от промышленного источника к жилой территории (шумозащитные экраны и кожухи, др.).

Административные

Ужесточение системы штрафных санкций за несоблюдение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Выбор и проведение комплекса наиболее эффективных шумозащитных мероприятий для каждого объекта позволит исключить дополнительное воздействие промышленного шума на прилегающую жилую территорию.

Необходимо продолжить работу по проведению исследований уровней шума на границе санитарно-защитной зоны предприятий при наличии жалоб жителей.

Требуется законодательно закрепить возможность и порядок опечатывания источников шума (машин, механизмов, техники и др.), оказывающих сверхнормативное воздействие, полномочными представителями контролирующих органов власти и порядок привлечения к ответственности собственников таких источников.

Основными направлениями деятельности по снижению уровня шума от промышленных предприятий должны стать:

- инвентаризация промышленных предприятий, имеющих источники шумового воздействия;

- ведение реестра промышленных предприятий, имеющих источники шумового воздействия на прилегающую жилую территорию;

- контроль уровня шума на границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий;

- реализация шумозащитных мероприятий за счет внедрения лучших шумопонижающих технологий (за счет средств предприятий);

- разработка мероприятий, позволяющих сократить площадь территории города, занятую санитарно-защитными зонами предприятий, за счет корректировки размеров санитарно-защитных зон в сторону уменьшения в соответствии с требованиями законодательства;

- ужесточение санкций за несоблюдение требований к организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий по фактору шума;

- утверждение требований об обязательности проведения экспертизы по шуму при размещении объектов в жилых и общественных зданиях, во встроенно-пристроенных помещениях и при размещении наружного оборудования систем вентиляции и кондиционирования зданий;

- стимулирование использования менее шумных типов промышленных установок и техники;

- разработка изменений в законодательные и нормативные акты по наделению контролирующих органов власти полномочиями производить опечатывание механизмов и установок, оказывающих сверхнормативное шумовое воздействие, непосредственно по факту выявленных нарушений для дальнейшего привлечения к административной ответственности владельцев данных механизмов.

Приоритетные направления деятельности по снижению негативного воздействия вибрации и других физических факторов (за исключением шума) на городской территории

Неблагоприятными факторами воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, кроме шума, являются также физические факторы неионизирующей природы - вибрация, инфразвук, электромагнитные поля.

Вибрации в здании могут стать причиной возникновения колебаний недопустимо высокого уровня и вследствие отражения от примыкающих элементов конструкций (например, полов и потолков) приводить к повышению уровней шума.

Основным источником вибрации в жилых и общественных зданиях являются, как правило, линии метрополитена мелкого заложения, железнодорожные и трамвайные линии. В настоящее время актуальность решения вопросов виброзащиты обусловлена активным строительством как зданий, так и подземных сооружений (парковок, торговых центров и т. д.) вблизи тоннелей метрополитена, что в ряде случаев нарушает виброизоляцию и вызывает появление вибрации в тех зданиях, где ранее ее не наблюдалось.

Допустимые уровни вибрации установлены санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий". Повышенных уровней вибрации в зданиях можно ожидать в случаях их расположения ближе 40 м от тоннелей метрополитена мелкого заложения, 100 м от железнодорожных и 60 м от трамвайных линий. В случаях, когда здания располагаются в непосредственной близости от рельсовой дороги, вибрации в них могут превышать санитарные нормативы на 20 дБ. В спектральном составе вибрации преобладают октавные полосы со среднегеометрическими частотами 31,5 Гц и 63 Гц (низкие частоты слухового диапазона).

Обычно вибрация распространяется как в грунте, так и в строительных конструкциях с относительно малым затуханием. Поэтому в первую очередь необходимо применять меры по снижению динамических нагрузок, создаваемых источником вибрации, или снижать передачу этих нагрузок путем виброизоляции источников - промышленных установок и машин, средств транспорта.

Снижение вибрации в зданиях возможно достичь путем рационального размещения оборудования, создающего значительные динамические нагрузки (в подвальных этажах, на отдельных фундаментах, не связанных с каркасом зданий, в местах, наиболее удаленных от защищаемых объектов). В случаях, когда вышеназванные меры невозможно реализовать, либо их недостаточно для обеспечения соблюдения нормативов допустимого вибрационного воздействия, необходимо предусматривать виброизоляцию источников с необходимой эффективностью виброзащиты.

Виброизоляция оборудования и агрегатов может быть обеспечена путем установки их на специальные упругие элементы, обладающие малой жесткостью, а также за счет применения гибких элементов (вставок) в системах трубопроводов и коммуникаций, соединенных с вибрирующим оборудованием, мягких прокладок для трубопроводов и коммуникаций в местах прохода их через ограждающие конструкции и в местах крепления к ограждающим конструкциям. Для уменьшения вибрации, передающейся на несущую конструкцию, используют пружинные или резиновые виброизоляторы.

Защита зданий от вибрации, возникающей от движения на железнодорожных линиях, линиях метрополитена мелкого заложения, обычно обеспечивается их надлежащим удалением от источника вибрации. Жилые здания не должны располагаться по кратчайшему расстоянию до стенки тоннеля метрополитена ближе, чем на 40 м. Данные требования иногда нарушаются в условиях современных темпов развития города.

Одним из наиболее эффективных средств защиты помещений жилых зданий от вибрации, возникающей от работы линий метрополитена, расположенных на меньших расстояниях, является виброизоляция пути метрополитена от грунта с помощью виброзащитных прокладок. В зарубежной практике используется также метод виброизоляции зданий с помощью пневматических виброизоляторов.

Источниками инфразвука являются колебания больших масс, при этом инфразвук способен распространяться на значительные расстояния (десятки километров от источника). В городе источниками инфразвука могут быть компрессоры, транспорт, промышленные установки аэродинамического и ударного действия, кондиционеры и вентиляторы, а также внедряемые в настоящее время в Москве газотурбинные электростанции.

Допустимые уровни инфразвука установлены санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.583-96 "Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки".

Наиболее эффективным методом борьбы с инфразвуком является его снижение в источнике путем изменения режимов работы технологического оборудования, снижения интенсивности аэродинамических процессов (ограничение скоростей транспорта, систем сброса пара тепловых электростанций, др.). Снижение инфразвука на его пути распространения возможно путем применения глушителей интерференционного типа.

Вопросы воздействия инфразвука в городе на сегодняшний день изучены недостаточно, в связи с чем требуется проведение исследований и оценки существующей степени инфразвукового воздействия на территорию жилой застройки, а также на жилые и общественные здания. По результатам выполненных исследований в случае выявления превышений санитарных норм по инфразвуку будет принято решение о необходимости проведения специализированных мероприятий, нацеленных на обеспечение санитарных нормативов.

Основными источниками электромагнитных полей в городе являются:

- передающие радиотехнические объекты, к которым относятся радио- и телевизионные передающие станции, базовые станции сотовой связи и т. п.;

- воздушные линии электропередачи напряжением 110 кВ и выше;

- трансформаторные подстанции и другие объекты электроснабже-

ния, встроенные в жилые и общественные здания.

Размещение, ввод в эксплуатацию и эксплуатация передающих радиотехнических объектов регламентируется постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2005 г. N 330-ПП "О мерах по обеспечению законности при размещении и эксплуатации радиоэлектронных средств в городе Москве" и находится под жестким контролем органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Результаты контроля позволяют утверждать, что электромагнитная обстановка в городе Москве, связанная с передающими радиотехническими объектами, в целом соответствует гигиеническим нормативам.

Проблема, связанная с электромагнитным излучением воздушных линий электропередачи, решается обеспечением жесткого контроля за соблюдением нормативных разрывов (санитарно-защитных и охранных зон) воздушных линий электропередачи и за соблюдением режимов этих зон.

Вопрос обеспечения безопасности людей, связанный с размещением в жилых и общественных зданиях трансформаторных подстанций является относительно новым и нуждается в дополнительном изучении. Проблема встроенных трансформаторных подстанций наиболее актуальна для жилых домов 50-х годов постройки (в соответствии с действующими на тот момент градостроительными нормами размещение трансформаторных подстанций допускалось). Трансформаторные подстанции являются источником электромагнитного воздействия, а также шума и вибрации.

Действующими на сегодняшний момент Правилами устройства электроустановок (ПУЭ, в редакции 2004 года, пункт 7.1.15) в жилых зданиях, квартирных домах и общежитиях сооружение встроенных и пристроенных трансформаторных подстанций не допускается. В исключительных случаях допускается, но при этом в полном объеме должны быть выполнены санитарные требования по ограничению уровней шума и вибрации в соответствии с действующими стандартами. Основной трудностью в части решения вопроса выноса трансформаторных подстанций из жилых домов является выделение земельных участков в зоне сложившейся застройки не далее 150 метров от здания, где установлена существующая встроенная подстанция.

Допустимые уровни электромагнитных полей от трансформаторных подстанций и объектов электроснабжения в жилых зданиях установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям".

Целесообразно провести инвентаризацию таких объектов, встроенных в жилые и общественные здания, провести исследования электромагнитной обстановки и по их результатам принять необходимое решение. Также необходимо разработать методику расчета электромагнитных полей, создаваемых трансформаторными подстанциями.

Основными направлениями деятельности по снижению воздействия физических факторов (за исключением шума) на городской территории должны стать:

- оценка существующих в Москве источников физических факторов воздействия (вибрации, ультра- и инфразвука, электромагнитного излучения) и уровней их воздействия;

- разработка методических рекомендаций по рассмотрению проектов строительства и реконструкции объектов в части оценки полноты и эффективности предусмотренных мероприятий по обеспечению соблюдения нормативов по шуму, вибрации, электромагнитному излучению, других факторов физического воздействия;

- проведение вибрационных обследований жилых зданий и объектов социальной сферы города Москвы, определение динамических нагрузок в целях определения адресного перечня объектов, требующих проведения виброзащитных мероприятий;

- применение виброзащитных технологий при реконструкции и строительстве трамвайных путей, железнодорожных линий, а также при строительстве и реконструкции объектов метрополитена;

- организация контроля вибрационного воздействия от строительных площадок;

- разработка методики оценки ущерба от воздействий вибрации;

- инвентаризация трансформаторных подстанций и объектов электроснабжения, встроенных в жилые и общественные здания, исследование величины электромагнитных полей, вибраций в помещениях данных объектов;

- контроль за размещением, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией передающих радиотехнических объектов;

- усиление экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов в части оценки соблюдения санитарных норм по вибрации и другим физическим факторам воздействия.

 

 

Заключение

Существуют два основных подхода к ограничению воздействия шума автомобильного транспорта, воспринимаемого в жилых помещениях и помещениях, где работают люди. При первом подходе делается попытка уменьшить шум в самом источнике шума путем конструирования малошумных автомобилей и устройства малошумных дорожных покрытий. Второй подход предполагает ограничение распространение шума, уже возникшего, путем учета таких факторов, как интенсивность движения, конструкция дороги и ее трассирование, путем применения звуковых экранов и барьеров, а также путем планирования землепользования вдоль дороги для снижения до минимума воздействия шума на человека. Кроме этого, принимаются меры по звукоизоляции зданий для сведения к минимуму проникновения шума в помещении зданий.

Рассмотрев проблему снижения уровня шума от железнодорожного транспорта, можно отметить, что использующиеся для этого методы либо малоэффективны, либо дорогостоящи. Решение проблемы сводится к вибро- и звукоизоляции зданий, расположенных наиболее близко к железнодорожным путям.

Авиаперевозки в последние десятилетия стали наиболее популярными как быстрый и удобный способ передвижения пассажиров и перемещения крупногабаритных грузов на большие расстояния. Поэтому можно предположить, что количество аэропортов будет только расти, а следовательно - увеличиваться общий уровень шума от авиасудов. Наиболее оптимальный способ снижения шума видится в создании новых, менее шумных, конструкций самолетов.

 

 

Библиографический список

1. Горшков С.П. Экзодинамические процессы освоенных территорий. – М.: Недра, 1982.

2. Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 1986.

3. Пояснительная записка к проекту федерального закона "О нарушении покоя граждан и тишины в ночное время и защите здоровья граждан от вредных шумовых воздействий"

4. Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы  от 16 октября 2007 г. N 896-ПП « О Концепции снижения уровней шума и вибрации в городе Москве ».

5. http://www.stroi.ru/nrmdocs/d2755dr425978m23.html

6. http://mosecolog.ru/archives/501.html

 

Кафедра землепользования и кадастров

 

 

 

Реферат на тему:

Дата: 2019-12-10, просмотров: 204.