Реферат по «Педагогике и психологии»
на тему:
Объект, предмет, задачи, функции педагогики
Выполнил студент
гр.
Крейдер О.В.
Советск
2008г.
Содержание:
1. Содержание 2. Введение 3. Функции педагогики 4. Система педагогических наук 5. Понятийный аппарат педагогики 6. Педагогический процесс: понятие, цели, структура, компоненты 7. Модели образования 8. Семья как социокультурная среда развития личности ребенка 9. Функции семьи 10. Педагогический мониторинг 11. Функции и виды педагогической диагностики 12. Основные методы педагогической диагностики 13. Процесс обучения 14. Список использованной литературы | 2 3 3 3 4 5 10 11 13 14 16 18 20 21 |
На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.
Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наукой. В рамках философии рассматривались в основном взгляд на мир и место в нем человека, взаимосвязь человека и общества. Педагогика как частная наука сосредоточилась на проблемах:
· человек;
· личность и общество;
· воспитание, образование, обучение;
· идеалы воспитания;
· идеал личности в обществе.
Педагогика становится наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.
Наука- сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания.
Педагогика
· как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
· наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
· наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.
Объект педагогики - воспитание в широком смысле.
Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)
Функции педагогики
теоретические практические прикладные
· объяснение процесса и законов вооружение педагогов- по отношению к
воспитания и обучения, образования практиков научно-теорет. другим наукам
и просвещения, обоснованиями методов
· обоснование процессов обучения и воспитания
обучения и воспитания
Система педагогических наук:
· философия образования
· общая педагогика (исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь с другими науками)
· дидактика (теория обучения. Изучение процесса обучения как средства воспитания и развития. Разработка целей, содержания, принципов, методов и средств обучения). Определяет направление частных методик. На основе дидактики разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных типов учебных заведений.
· теория воспитания (связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим, физическим).
· школоведение (управление народным образованием, организация учебно-воспитательного процесса)
· история педагогики
· сравнительная педагогика (тенденции и закономерности обучения и воспитания в различных странах)
· дошкольная педагогика
· дефектология (психическое и физическое развитие детей с отклонениями в развитии. Сурдопедагогика - глухие и слабослышащие; тифлопедагогика – слепые и слабовидящие; олигофренопедагогика – умственно отсталые; логопедия – нарушение речи и их преодоление).
· педагогика высшей школы
· педагогика семьи
· профессиональная (рабочая педагогика)
· военная педагогика
· исправительно-трудовая педагогика
· социальная педагогика.
Содержание
· Под содержанием обычно понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устоявшихся привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. При проведении диагностических процедур полученные показатели формальной успеваемости, например, свидетельствуют именно о освоении содержания.
Если рассматривать основной элемент педагогического процесса – обучение, то форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме.
Индивидуальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с учеником.
Фронтальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками.
Групповая форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу в учеников в таких группах.
Возможна классификация форм организации обучения по следующим основаниям:
1. по составу учащихся:
· временные,
· постоянные
2. по месту работы:
· школьные (классы, лаборатории)
· внешкольные (дом, работа, экскурсия, поход и т.д.)
3. по времени работы
· классные
· внеклассные (соревнование, кружок, факультатив и т.д.)
4. по характеру управления учителем учебной деятельностью учеников
· репродуктивные
· проблемно-поисковые
· исследовательские
5. по дидактическим целям:
· практика
· лекция
· семинар
6. по характеру обучения
Формы теоретического обучения | Формы практического обучения | Формы самообразования | Внеурочные формы |
Урок Консультация Лабораторные занятия Практические занятия Семинар Зачет Экзамен | Урок производственного обучения Производственная практика Выпускной квалификационный экзамен | Деятельность по интересам Наблюдение Самостоятельное изучение наук, искусств | Факультатив Кружок Учебный цех кооператив |
В любом случае форма обучения обозначает коллективную, групповую или индивидуальную работу учащихся под руководством педагога.
Развития личности ребенка.
Словарь русского языка С.И. Ожегова: Семья – это группа живущих вместе близких родственников.
Юридическое понятие семьи: Семья - группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности.
Семейные отношения регулируются - Семейным кодексом РФ от 1 марта 1996 г., Гражданским кодексом и др.
М.А. Галагузова: Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязательствами по отношению друг к другу.
Разделение семей по структуре:
Основанием для классификации семей по структуре может служить наличие одной или нескольких брачных пар, их возраст, наличие и число детей у брачной пары, наличие в семье несовершеннолетних детей, число поколений в семье, наличие родственников по боковой линии. В настоящее время средний размер семьи 3,23 человека.
1. Нуклеарная семья, однопоколенная – наиболее распространенный тип семей – одна пара супругов с детьми или без детей. Может быть полной и неполной.
2. Расширенная, многопоколенная семья – в семье несколько семейных ядер.
1. многодетные семьи – три и более детей. 9,8 %.
2. малодетные семьи – 1,2 ребенка. 58,4 %
наличие брачных партнеров:
1. полная
2. формально полная
3. неполная
Разделение семей по семейно-жизненному циклу:
1. молодая семья (5 лет брака, либо ребенок первенец, дети до трех лет, возраст до 30 лет)
2. семья среднего возраста, зрелая семья (до 45-50 лет)
3. пожилая семья (после 50 лет), вариант семья престарелых (после 65 лет)
Разделение семей по уровню доходов:
1. материально обеспеченная, с высоким уровнем доходов – семья м. позволить себе пользоваться платными услугами в социальной сфере.
2. благополучная семья – уровень доходов на 15-20 % вышесреднего. Не нуждается в посторонней помощи.
3. кризисная семья, малообеспеченная семья – находится на или за чертой бедности, уровень дохода равен или ниже прожиточного минимума (крайней бедности – среднедушевой доход до 50 % прожиточного минимума, в постоянной бедности – доход ниже прожиточного минимума в течении всего года)
Процесс обучения
Дидактика – область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования, закономерности процесса обучения. Процесс обучения – целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей; целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Обучение состоит из преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность ученика).
Закономерности процесса обучения:
· Цели обучения зависят от потребностей и возможностей общества
· Эфективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего, объема и характера учебного материала
· Продуктивность обучения зависит от мотивов обучения, уровня организации учебного процесса
Виды обучения:
· Репродуктивное
· Проблемное
· Алгоритмизированное
· Дистантное
Функции процесса обучения (назначение тех или иных элементов процесса обучения по отношению к другим частям, элементам обучения или процессу обучения в целом):
· Образовательная
· Воспитывающая
· Развивающая
Принципы процесса обучения (основные требования, предъявляемые к процессу обучения, следование которым позволяет оптимизировать его):
1. наглядность
2. природосообразность
3. сознательность и активность
4. систематичность и последовательность
5. прочность
6. научность
7. доступность
8. связь теории с практикой
Литература
1. А.Н. Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М., 1975
2. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. М., 1989
3. Г.М. Андреева. Социальная психология: учебник для вузов. М., 1996
4. Хъелл, Зиглер. Теории личности. СПб, 1996
5. Педагогика: уч. пособие для вузов/ под ред. Пидкасистого/ М., 2000
6. Психологический словарь. М., 1998
7. Краткий психологический словарь/ под ред. Петровского, Ярошевского
8. Педагогический словарь. М., 1960
Реферат по «Педагогике и психологии»
на тему:
Объект, предмет, задачи, функции педагогики
Выполнил студент
гр.
Крейдер О.В.
Советск
2008г.
Содержание:
1. Содержание 2. Введение 3. Функции педагогики 4. Система педагогических наук 5. Понятийный аппарат педагогики 6. Педагогический процесс: понятие, цели, структура, компоненты 7. Модели образования 8. Семья как социокультурная среда развития личности ребенка 9. Функции семьи 10. Педагогический мониторинг 11. Функции и виды педагогической диагностики 12. Основные методы педагогической диагностики 13. Процесс обучения 14. Список использованной литературы | 2 3 3 3 4 5 10 11 13 14 16 18 20 21 |
На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.
Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наукой. В рамках философии рассматривались в основном взгляд на мир и место в нем человека, взаимосвязь человека и общества. Педагогика как частная наука сосредоточилась на проблемах:
· человек;
· личность и общество;
· воспитание, образование, обучение;
· идеалы воспитания;
· идеал личности в обществе.
Педагогика становится наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.
Наука- сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания.
Педагогика
· как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
· наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
· наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.
Объект педагогики - воспитание в широком смысле.
Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)
Функции педагогики
теоретические практические прикладные
· объяснение процесса и законов вооружение педагогов- по отношению к
воспитания и обучения, образования практиков научно-теорет. другим наукам
и просвещения, обоснованиями методов
· обоснование процессов обучения и воспитания
обучения и воспитания
Система педагогических наук:
· философия образования
· общая педагогика (исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь с другими науками)
· дидактика (теория обучения. Изучение процесса обучения как средства воспитания и развития. Разработка целей, содержания, принципов, методов и средств обучения). Определяет направление частных методик. На основе дидактики разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных типов учебных заведений.
· теория воспитания (связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим, физическим).
· школоведение (управление народным образованием, организация учебно-воспитательного процесса)
· история педагогики
· сравнительная педагогика (тенденции и закономерности обучения и воспитания в различных странах)
· дошкольная педагогика
· дефектология (психическое и физическое развитие детей с отклонениями в развитии. Сурдопедагогика - глухие и слабослышащие; тифлопедагогика – слепые и слабовидящие; олигофренопедагогика – умственно отсталые; логопедия – нарушение речи и их преодоление).
· педагогика высшей школы
· педагогика семьи
· профессиональная (рабочая педагогика)
· военная педагогика
· исправительно-трудовая педагогика
· социальная педагогика.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 209.