Не менее многочисленны и внутренние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства, выделяются следующие четыре группы факторов:
· стратегия фирмы;
· принципы деятельности фирмы;
· ресурсы и их использование;
· качество и уровень использования маркетинга.
Следует заметить, что эти четыре группы факторов включают в себя десятки конкретных, действующих в каждой фирме избирательно факторов.
По различным американским данным, около 90% неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или служебными некомпетентностью и несоответствием. Очень велико влияние на степень риска таких факторов, как: отсутствие профессионального опыта руководителя фирмы, слабые общеэкономические знания руководства и персонала фирмы, финансовые просчеты, плохая организация труда сотрудников, утечка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость фирмы к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др.
Утечка конфиденциальной информации — еще один внутренний фактор, усиливающий уровень риска предпринимательской фирмы. По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Для эффективной работы любой предпринимательской организации, особенно с высоким уровнем развития, со сложной структурой и со значительным уровнем диверсификации наряду с прочими важными факторами, требуется некоторый уровень сохранения того множества сведений, которые при попадании в руки конкурентов, а также нелояльно настроенных к организации лиц могут привести к экономическому, социальному и моральному ущербу различной степени.
На практике довольно часто предприниматели не вполне четко представляют себе, что входит в понятие «коммерческая тайна», как ее следует охранять и как утечка информации может влиять на экономическое положение фирмы, в результате чего предпринимательский риск возрастает.
Под коммерческой тайной предприятия следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой способно нанести ущерб обществу[12].
Перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну, включает в себя:
1. Производственную информацию:
· способы производства и технология;
· объем выпуска и планы реализации продукции;
· уровень складских запасов;
· планы инвестиций в новое строительство и реконструкцию производства;
· методы и организация управления;
· система организации труда;
· планы рекламной деятельности;
· предполагаемое время выхода на рынок;
· характер и условия заключенных контрактов;
· сведения о поставках, потребителях, посредниках.
2. Финансовую информацию:
· структура капиталов;
· размер прибыли и уровень себестоимости продукции;
· механизм формирования цен на продукцию;
· банковские и торговые операции;
· состояние расчетов с торговыми клиентами;
· уровень платежеспособности предприятия;
· фактическое состояние рынков сбыта;
· сведения об эффективности экспорта и импорта;
· сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников;
· сведения о планируемых кредитах, их размерах и условиях предоставления;
· планируемое создание совместных, смешанных, акционерных предприятий.
3. Научно-техническую информацию:
· характер исследовательских работ;
· применяемые (готовящиеся к внедрению) технологии;
· направления расширения (свертывания) производства;
· ведущая НИОКР, проектные работы и их результаты;
· модификация и модернизация применяемой ранее техники, технологии;
· анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции;
· содержание патентов и лицензий.
Кроме перечисленных, к внутренним факторам, усиливающим предпринимательский риск, относятся также нерациональное использование материальных и людских ресурсов предприятия; низкая мотивация персонала; болезнь и/или смерть ведущих специалистов и руководителей и др.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.