Под внешними факторами следует понимать те условия, которые предприниматель, как правило, не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел.
Необходимо отметить, что с каждым годом увеличивается число внешних факторов, оказывающих влияние на уровень риска и требующих учета в предпринимательской деятельности.
На наш взгляд, логичным является разделение внешних факторов на две группы:
· факторы прямого воздействия;
· факторы косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия
Налоговая система. Экономическая практика свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% его доходов — тот рубеж, за которым начинается процесс сокращения инвестиций в экономику. Если же налоги лишают 40—50% прибыли — это ведет к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства.
Во всех развитых странах законодательство устанавливает предельные ставки налогов надоходы предпринимателей. Так, в США они составляют 34%, в Англии — 35, в Японии — 42, во Франции — 42, в Швеции — 52, в ФРГ — 53[8].
Наряду с существующим налоговым прессом бичом предпринимательства являются бесконечные изменения существующего законодательства, причем начинающие действовать задним числом.
Постоянно вносимые поправки и дополнения лишают предпринимателей уверенности в надежности своей деятельности. Таким образом, уровень предпринимательского риска увеличивают не только высокие ставки налогов, но и нестабильность налогового законодательства, вероятность того, что ставки налогов могут быть изменены, как правило,- в сторону увеличения.
Данное положение в налоговом законодательстве явно отрицательно сказывается на развитии отечественного предпринимательства. В целях экономии налоговых платежей и избежания высокого уровня риска в связи с этим все больше предпринимателей принимают решение открыть фирму за рубежом.
Взаимоотношения с хозяйствующими партнерами. Следующий фактор, оказывающий значительное влияние на уровень предпринимательского риска, — это взаимоотношения с хозяйствующими партнерами. Усиливать уровень риска в этом случае могут нарушения договорных обязательств, с одной стороны, поставщиками, с другой — покупателями. Предпринимательская фирма рискует получить заказы на изготовление и сбыт продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям. При этом их платежеспособность может выявиться в процессе выполнения фирмой своих обязательств по изготовлению и поставке, когда изготовитель, поставщик уже произвел необходимые затраты, которые не окупятся. В данном случае предпринимательской фирме приходится искать альтернативных партнеров и источники покрытия возникающих задолженностей, идти на дополнительные издержки, откладывая таким образом получение прибыли. То же происходит и в случае невыполнения своих обязательств поставщиками предпринимательской фирмы[9].
Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Влияние на уровень предпринимательского риска законодательства и государственных органов противоречиво. С одной стороны, они упорядочивают деятельность предпринимательских фирм, так как в рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под воздействие многочисленных правовых ограничений. Каждая предпринимательская структура имеет определенный правовой статус, и именно это определяет, как фирма может вести свои дела и какие налоги должна платить. Для предпринимателя особенно важны акты и нормы, регулирующие налоговые и финансовые отношения. Без знания норм налогового и финансового права невозможно эффективно организовать и успешно проводить предпринимательскую деятельность.
Но, с другой стороны, законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, характеризуется подвижностью, а иногда и неопределенностью, что проявляется в форме неожиданного, определяемого политическими соображениями изменения условий хозяйствования, создающих неблагоприятную для предпринимателя среду, а это увеличивает уровень предпринимательского риска.
Конкуренция предпринимателей. Рынок — это жесткая система, требующая от предпринимателя большой физической и интеллектуальной отдачи.
Риск и конкуренция — неразрывно связанные между собой экономические категории, оказывающие взаимное влияние друг на друга. Именно риск включает предпринимателя в систему отношений естественного отбора через острую конкурентную борьбу. С другой стороны, усиливающаяся конкуренция заставляет предпринимателя искать новые виды деятельности, выходить со своей продукцией на новые рынки сбыта, что усиливает уровень предпринимательского риска. Поэтому конкуренция предпринимателей относится к основным факторам, влияющим на уровень предпринимательского риска. Успех в конкурентной борьбе способствует лишь тому, кто определит новые потребности, выпустит новые товары и введет новые технологии. Тем самым конкуренция создает механизм экономического соревнования, заставляя предпринимателей пересматривать свою стратегию[10].
На силу конкурентной борьбы предпринимательских фирм влияет множество факторов, при этом некоторые из них повторяются наиболее часто. В первую очередь борьба усиливается при увеличении числа конкурирующих фирм в том случае, если они относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Чем больше фирм, тем больше вероятность новых стратегических инициатив.
Конкурентная борьба также усиливается, если спрос на производимый товар, услуги растет медленно, так как фирмам необходимо бороться за рыночную нишу. Эта борьба приводит к выбыванию слабых и менее эффективных фирм. Борьба за рыночную долю стимулирует появление новых стратегических идей, прямо направленных на завоевание потребителей товара, услуги.
Факторы косвенного воздействия
Факторы косвенного воздействия обычно влияют на уровень предпринимательского риска не так заметно, как факторы прямого воздействия. Однако влияние этих факторов может быть значительным, и предпринимателю необходимо учитывать это в процессе деятельности. Рассмотрим основные из них.
Состояние экономики. На результаты предпринимательской деятельности оказывает влияние как экономическая ситуация в стране деятельности, так и экономическое положение отрасли деятельности. Конъюнктура рыночной экономики имеет тенденцию изменяться циклически. Высокий уровень спроса сменяется периодамидепрессии, когда предприятию становится трудно продавать произведенные продукты по приемлемым ценам. Многие фирмы очень чувствительны к такого рода подъемам и спадам, поэтому кризисы перепроизводства всегда приводят к увеличению степени предпринимательского риска.
Отдельной предпринимательской фирме не под силу бороться с кризисами, имеющими национальные масштабы, но в ее возможностях проводить гибкую политику, способствующую снижению негативных последствий общего спада.
Значительное влияние на уровень риска предпринимательских фирм оказывает уровень инфляции в стране деятельности. Инфляционные процессы подрывают стимулы экономического роста, повышение эффективности производства на базе научно-технического прогресса, ибо внедрение новой техники обходится все дороже; становится выгодным сохранять устаревшее, но относительно дешевое оборудование, старую трудоемкую технологию. Кроме этого, инфляция обесценивает ресурсы амортизационных фондов предпринимательских фирм, и поэтому на замену изношенного оборудования не хватает средств.
Политические условия. Такой фактор косвенного воздействия, как политическая нестабильность, вызывает повышенную неуверенность предпринимателя не только в успешности результатов деятельности, но и в возможности ведения дела. Политическая нестабильность не позволяет наладить надежные и долговременные связи с партнерами, что постоянно ставит проблему выбора партнера (и поставщика, и потребителя) в качестве важнейшего условия успеха дела[11].
К факторам косвенного воздействия, влияющим на уровень предпринимательского риска, относятся также такие факторы, как: международные события, стихийные бедствия, научно-технический прогресс.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 267.