Калькулирование себестоимости выпускаемой продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Калькулирование себестоимости выпускаемой продукции



Содержание

Введение

1. Себестоимость как экономическая категория

1.1 Понятие себестоимости, ее состав

1.2 Классификация себестоимости продукции

1.3 Роль себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объема продаж и прибыли

2. Показатели себестоимости

2.1 Систематизация показателей себестоимости продукции

2.2 Показатели себестоимости продукции

2.3 Показатели снижения себестоимости продукции

2.4 Пути и резервы снижения себестоимости

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В



Введение

 

Производство продукции (работ и услуг) связано с определенными затратами или издержками. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда, а также предметы труда. Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции. Себестоимость - важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов.

Цель учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчислении фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств.

Формирование издержек производства и обращения, их учет имеют большое значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших. Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявления резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

В современных условиях усиливаются роль и значение системы бухгалтерского учета. Одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета являются учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказанных услуг. Успех фирмы зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:

- затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;

- информация о себестоимости продукции часто лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;

- знание себестоимости необходимо для определения сальдо материальных счетов на конец отчетного периода.

Целью данной работы является изучение себестоимости, ее состава и видов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие себестоимости,

- рассмотреть классификацию себестоимости,

- определить роль себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объема продаж и прибыли.

Для решения поставленных задач мною были использованы следующие источники: Шеремет, А.Д. «Управленческий учет.», Хамидуллина, Г.Р. «Управление затратами. Планирование. Учет. Контроль. Анализ издержек обращения» и другие.



Показатели себестоимости

Заключение

Проведенное теоретическое исследование по теме: «Себестоимость продукции, ее состав и виды» позволят сделать нам следующие выводы:

- Себестоимость продукции – один из основных обобщающих показателей, в котором отражаются степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, технический уровень производства, качество продукции. Поэтому решение проблемы её снижения непосредственно связано с повышением эффективности работы всего предприятия.

- Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

· полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

· затраты на рубль товарной продукции;

· себестоимость сравнимой товарной продукции;

· себестоимость отдельных изделий;

· отдельные элементы и статьи затрат.

Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации.

Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Основные статьи калькуляции сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.

Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и др.). Они прямо относятся на тот или иной объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и относятся на объекты калькуляции путем распределения пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.

В рыночной экономике издержки классифицируют на явные и неявные (имплицитные). Явные издержки - это альтернативные (вмененные), принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.

Неявные (имплицитные) издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу, при этом она никому ничего не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.

 



Приложение А

 

Глоссарий

№ п/п Новые понятия Определения
1 Затраты оценка используемых ресурсов в натуральной форме.
2 Издержки оценка используемых ресурсов в стоимостной форме.
3 Классификация издержек это объединение их в группы по определенным признакам.
4 Неявные (имплицитные) издержки это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица.
5 Нормативная себестоимость это максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно-обоснованных нормах расхода живого и овеществленного труда.
6 Себестоимость продукции, работ, услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, работ, услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
7 Цена денежное выражение стоимости товара
8 Цеховая себестоимость это сумма затрат на изготовление продукции в данном цехе.
9 Экономические издержки это затраты, которые должно нести предприятие в пользу поставщика ресурсов, чтобы отвлечь их от применения в альтернативных производствах.
10 Экономическое назначение себестоимости возместить предприятию понесенные издержки и обеспечить простое воспроизводство всех элементов производства: производственных фондов и рабочей силы.

 



Приложение Б

Плановая калькуляция себестоимости единицы продукции

№п/п Наименование калькуляционных статей Усл. Обознач. Сумма, р. Методика расчета статей
1 2 3 4 5
1. Сырье и материалы Зм   Прямым счетом
2. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера Зк   Прямым счетом
3. Возвратные отходы (вычитаются) Зотх   Прямым счетом
4. Топливо и энергия на технологические цели Зт   Прямым счетом
5. Основная заработная плата производственных рабочих Зо   Прямым счетом
6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих Зд  
7. Налоги, отчисление в бюджет и внебюджетные фонды, сборы и отчисления местным органам власти Зн  
8. Расходы на подготовку и освоение продукции Зосв   или
9. Погашение стоимости инструментов и приспособлений целевого назначения (прочие специальные расходы) Зин   или

10.

Общепроизводственные расходы,

в том числе:

- расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;

- расходы по организации, обслуживанию и управлению производством (общецеховые расходы)

Зоп  
Зэк  
Зц  
11. Общехозяйственные расходы Зох  


Приложение В

Классификация затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям

Группировка затрат на производство по экономическим элементам Группировка затрат на производство по калькуляционным статьям расходов
1. Сырьё и основные материалы (за вычетом возвратных отходов). 2. Покупные комплектующие изделия и материалы. 3. Вспомогательные материалы 4. Топливо со стороны 5. Электроэнергия со стороны 6. Заработная плата основная и дополнительная 7. Отчисления на социальное страхование 8. Амортизация основных фондов 9. Прочие денежные расходы. 1. Сырье и материалы 2.Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий. 3. Возвратные отходы (вычитаются) 4. Топливо для технологических целей. 5. Энергия для технологических целей. 6. Основная заработная плата производственных рабочих. 7. Дополнительна заработная плата производственных рабочих. 8. Отчисления на социальное страхование. 9. Расходы на подготовку и освоение производства. 10. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования. 11. Цеховые расходы. 12. Общезаводские расходы. 13. Потери от брака (только производства, где потери разрешены в пределах установленных норм) 14. Прочие производственные расходы. 15. Итого производственная себестоимость. 16. Внепроизводственные расходы. 17. Итого полная себестоимость.

 

Калькулирование себестоимости выпускаемой продукции



Содержание

Введение

1. Себестоимость как экономическая категория

1.1 Понятие себестоимости, ее состав

1.2 Классификация себестоимости продукции

1.3 Роль себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объема продаж и прибыли

2. Показатели себестоимости

2.1 Систематизация показателей себестоимости продукции

2.2 Показатели себестоимости продукции

2.3 Показатели снижения себестоимости продукции

2.4 Пути и резервы снижения себестоимости

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В



Введение

 

Производство продукции (работ и услуг) связано с определенными затратами или издержками. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда, а также предметы труда. Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции. Себестоимость - важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов.

Цель учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчислении фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств.

Формирование издержек производства и обращения, их учет имеют большое значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших. Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявления резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

В современных условиях усиливаются роль и значение системы бухгалтерского учета. Одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета являются учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказанных услуг. Успех фирмы зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:

- затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;

- информация о себестоимости продукции часто лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;

- знание себестоимости необходимо для определения сальдо материальных счетов на конец отчетного периода.

Целью данной работы является изучение себестоимости, ее состава и видов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие себестоимости,

- рассмотреть классификацию себестоимости,

- определить роль себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объема продаж и прибыли.

Для решения поставленных задач мною были использованы следующие источники: Шеремет, А.Д. «Управленческий учет.», Хамидуллина, Г.Р. «Управление затратами. Планирование. Учет. Контроль. Анализ издержек обращения» и другие.



Дата: 2019-12-09, просмотров: 212.