ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА

ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

 

 Ф И З И К А

 

Материалы разработаны

Л.Б.Богаткиной, Г.Г.Никифоровым,

В.А.Орловым и Е.К.Страутом

 

 

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ, КОГДА ВО ВСЕЛЕННОЙ

ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ БЫЛО?

 

Введение

 

Целесообразность включения в состав курса предпрофильной подготовки уроков, посвященных проблемам современной космологии –строению и эволюции Вселенной - диктуется несколькими обстоятельствами.

Формирование мировоззрения школьников, которое попрежнему считается одной из главных задач образования, непременно должно предусматривать их знакомство с современной научной картиной мира. При этом важно, что эволюционный характер современной картины мира, который обоснован теоретически и подтвержден астрономическими наблюдениями, является той существенной особенностью, которая отличает ее от представлений о мироздании, сложившихся на протяжении всех предшествующих эпох. Открытие эволюции Вселенной считается одним из наиболее важных достижений науки ХХ века.

Идея эволюции неживой природы имеет самую тесную связь с проблемами экологии, которые широко представлены в различных школьных предметах, а также проблемами возникновения жизни на Земле и существования жизни вне ее. Однако, эта идея практически не затрагивается в естественнонаучных курсах для основной школы, что представляется нам весьма существенным пробелом в содержании образования, который необходимо в будущем ликвидировать.

 

Учебники для вузов

- Бакулин П.И., Кононович Э.В., Мороз В.И. Курс общей астрономии. – М.: Наука, 1990.

Учебники для средней школы

- Физика и астрономия: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.А.Пинского, В.Г.Разумовского. – М.: Просвещение, 2000.

- Астрономия. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. - М.: Дрофа,2002.

- Левитан Е.П. Астрономия: Учеб. для 11 кл.. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2001.

- Засов А.В., Кононович Э.В. Астрономия: Учеб. для 11 кл.. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2000.

Интернет

1) http//xray.say.msu.su/~lipunov/ - страница профессора МГУ В.М.Липунова с информацией по космологии.

2) http//cats.sao.ru/ - система поиска информации по ключевым словам и по темам.

3-4) http//www.stsci.edu/ public.html и http//oposite.stsci.edu/ pubinfo/ Pictures.html – адреса библиотек фотографий с космического телескопа им.Хаббла (Hubble Space Telescope).

5) http//www.astro.princeton.edu/~frei/ galaxy_catalog.html – каталог фотографий 113 галактик.

6) http// astronomy.ti.ru и http// www.netclub.ru/~stargazer - два адреса журнала «Звездочет», наиболее оперативно публикующего новую информацию по всем разделам астрономии.

 

 

ФИЗИКА И ТЕХНИКА

 

Введение

 

Направления исследований естественных наук, связанных с формированием естественнонаучной картины мира, принято называть фундаментальными. В настоящее время к ним относятся: исследования элементарных частиц (изучение очень малого) и их взаимодействий; астрофизика и космология (изучение очень большого); биофизика и молекулярная биология (изучение очень сложного). Вместе с тем любая из естественных наук решает важные для практической деятельности человека проблемы. Среди этих наук физика занимает особое место не только потому, что она изучает свойства пространства и времени, фундаментальные взаимодействия, но и потому, что она является основой техники, современной технологии.

Вместе с тем в школьном преподавании сложилась парадоксальная ситуация, при которой глубокая взаимосвязь физики и техники ускользает от понимания учащимися.

Это связано главным образом с тем, что привычная реализация политехнического принципа, которая сводилась к приведению примеров применения изученных законов и явлений в технике и технологии, себя исчерпала. Должного эффекта не дает и более продуктивная идея изучения основных направлений научно-технического прогресса.

Налицо противоречие между тем, что, с одной стороны, физика остается основой современной техники и технологии, но, с другой стороны, эффективные методические пути для доведения сути этой связи до учащихся не разработаны. Физика для многих учащихся кажется бесполезной для практики наукой.

Необходимость разрешения этого противоречия определяет актуальность рассмотрения взаимосвязи физики и техники с новых позиций в процессе предпрофильной подготовки.

 

Литература

Книги

- Глухов Н.Д.. и др. Беседы о физике и техник. – М.: Высшая школа, 1990.

- Иванов А.С., Проказа А.Т. Мир механики и техники. – М.: Просвещение, 1993.

- Стрюковский В.И. История и логика развития научно-технической деятельности. – М.: Мысль, 1995.

- Советские инженеры. – М.: Молодая гвардия, 1985 (серия «Жизнь замечательных людей»).

- Соурц К.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений», тт. 1 и 2. – М.: Наука, 1986.

Статьи в журналах

«Популярная механика», «Что нового в науке и технике», «Ломоносов».

 

Свет – что же это – волна или частицы?

Введение

 

  Оптике – учению о свете – отводится особое место в физическом образовании. Причин тому множество, главная же состоит в том, что оптика играла и играет решающую роль в познании, в современной физике и технике. Изучение различных оптических явлений привело к основополагающим методологическим выводам о материальности света, о выполнении закона сохранения энергии во всех оптических явлениях, о взаимосвязи массы и энергии, зависимости свойств излучения от его количественных характеристик, о диалектическом единстве противоположных свойств света.

  Оптика в своей основе близка к новой физике, т.к. изучает объект (свет), обладающий ультрарелятивистской скоростью. Отдельные экспериментальные факты, полученные при исследовании свойств света, такие как, например: постоянство скорости света в вакууме, дискретный характер испускания и поглощения света атомами – легли в основу соответственно теории относительности, квантовой оптики и квантовой механики. Развиваясь, оптика способствовала созданию таких областей физики, как электродинамика, атомная и ядерная физика.

   Прикладное значение оптики тоже велико: инструментальная и проекционная оптика используется в научных исследованиях, медицине, технике и культуре – оптика широко вошла в нашу жизнь. Иначе, наверное, и не могло бы быть, т.к. мы живем в мире света. Посредством зрения мы получаем большую часть информации извне (порядка 80-90%). Именно с помощью света мы можем различать цвета и предметы, видеть их тени и отражения. Свет имеет для человека такое большое значение, что не удивителен тот факт, что изучать свет люди начали на заре человечества. До нас дошли сведения, что Евклид в Ш веке до н.э. уже знал законы отражения света от плоской поверхности, а Птолемей во П веке исследовал преломление света.

 

Список литературы

 

1. Анцелиович Е.С. Галилео Галилей. – М.: Учпедгиз, 1955.

2. Артоболевский И.И. Выдающийся советский ученый - С.И.Вавилов. – М.: Знание, 1951.

3. Бернал Д. Наука в истории общества. – М.: ИЛ, 1956.

4. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. – М.: БСЭ, 1959.

5. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1972. - Ч.1; 1973. - Ч.2; 1974 – Ч.3.

6. Болховитинов В.Н. Александр Григорьевич Столетов. – М.:Молодая гвардия, 1965.

7. Борн М., Вольф Э. Основы оптики. – М.: Наука, 1970.

8. Бублейников Ф.Д. Галилео Галилей. – М.: Просвещение, 1964.

9. Бублейников Ф.Д., Веселовский И.Н. Физика и опыт. – М.: Просвещение, 1970.

10.   Бугер П. Оптический трактат о градации света. Серия «Классики   науки». – М.: Изд-во АН СССР, 1950.

11.   Вавилов С.И. Глаз и Солнце. – М.: Наука, 1981.

12.   Вавилов С.И. Исаак Ньютон. – М.: Изд-во АН СССР, 1960.

13.   Веселовский И.Н. Христиан Гюйгенс. – М.: Учпедгиз, 1959.

14.   Галилей Галилео. Избранные труды в двух томах. Серия «Классики науки». – М.: Наука, 1964.

15.   Гиндикин С.Г. Рассказы о физиках и математиках. – М.: Наука, 1981.

16.   Гюйгенс Х. Трактат о свете. – М.-Л.: ОНТИ, 1935.

17.   Гюйгенс Христиан. Три мемуара по механике. Серия «Классики  науки». – М.: Изд-во АН СССР, 1956.

18.   Джефф Б. Майкельсон и скорость света. – М.: ИЛ, 1963.

19.   Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца ХУШ века. – М.: Наука, 1974.

20.   Замечательные ученые/ Под ред.С.П.Капицы –М.: Наука, 1980.

21.   Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. Статьи. Выступления. – М.: Наука, 1974.

22.   Кравец Т.П. От Ньютона до Вавилова. – Л.: Наука, 1967.

23.   Кудрявцев П.С. Исаак Ньютон. – М.: Учпедгиз, 1963.

24.   Кудрявцев П.С. История физики. – М.: Учпедгиз, 1956. – Т.1; 1956. – Т. 2; 1971. – Т.3.

25.   Кудрявцев П.С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1982.

26.   Кудрявцев П.С., Конфедератов И.Я. История физики и техники. – М.: Просвещение, 1965.

27.   Кузнецов Б.Г. Галилей. – М.: Наука, 1964.

28.   Кузнецов Б.Г. Развитие научной картины мира в физике ХУП-ХУШ вв. – М.: Изд-во АН СССР, 1955.

29.   Кузнецов Б.Г. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.

30.   Лазарев П.П. Очерки истории русской науки. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

31.   Лазаревич Э.А. Искусство популяризации. Академики С.И.Вавилов, В.А.Обручев, А.Е.Ферсман – популяризаторы науки. – М.: Изд-во АН СССР, 1960.

32.   Лауэ М. История физики. – М.: ГИТТЛ, 1956.

33.   Левшин Л.В. Сергей Иванович Вавилов. – М.: Наука, 1977.

34.   Ливанова А. Физики о физиках. - М.: Молодая гвардия, 1968.

35.   Линник В.П. Труды Кеплера в области оптики. – УФН, т.109, вып.1.

36.   Липсон Г. Великие эксперименты в физике. – М.: Мир, 1972.

37.   Лишевский В.П. Ученые – популяризаторы науки. – М.: Знание, 1987.

38.   Льоцци Марио. История физики. – М.: Мир, 1970.

39.   Марчук Г.И. Молодым о науке. – М.: Молодая гвардия, 1980.

40.   Мощанский В.Н., Савелова Е.В. История физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1981.

41.   Нейгебауэр О. Точные науки в древности. – М.: Наука, 1968.

42.   Ньютон И. Оптика / Пер. С.И.Вавилова. – М.: ГИЗ, 1927.

43.   Ньютон И. Лекции по оптике. Серия «Классики науки». – М.: Изд-во АН СССР, 1946.

44.   Ньютон И. Оптические мемуары. – УФН, 1927, т.7, вып.1.

45.   Очерки развития основных физических идей / Под ред. А.Т.Григорьяна и Л.С.Полака. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.

46.   Планк М. Единство физической картины мира. – М.: Наука, 1966.

47.   Подкорытов Г.А. Историзм как метод научного познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.

48.   Резников Л.И. Фундаментальные научные эксперименты в школьном курсе физики. Советская педагогика, 1973, № 10.

49.   Розенберг Ф. История физики. Т.1-3 – М.-Л., 1935-1937.

50.   Ронки В. Оптика Кеплера и оптика Ньютона. – В кн.: Вопросы истории естествознания и техники, вып. 15. – М., 1963.

51.   Ронки В. Падре Гримальди и его эпоха. – УФН, 1965, т.87, вып.2.

52.   Савелова Е.В. Вопросы истории физики и техники в курсе физики средней школы. – Л.: Учпедгиз, 1956.

53.   Сергей Иванович Вавилов. Очерки и воспоминания. – М.: Наука, 1981.

54.   Сердюков А.Р. Петр Николаевич Лебедев. – М.: Наука, 1978.

55.   Спасский Б.И. Вопросы методологии и историзма в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1975.

56.   Спасский Б.И. История физики. – М.: Высшая школа, 1977. – Т.1,2.

57.   Суворов С.Г. О теориях познания – Макса Борна и диалектического материализма. Успехи физических наук, 1976, 118, № 4.

58.   Столетов А. Собрание сочинений. – М.-Л.: ГТТИ, 1939.-Т.1; 1941. –Т.2; 1947. – Т.3.

59.   Тарасов Л.В. Оптика, рожденная лазером: Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1977.

60.   Творцы физической оптики. – М.: Наука, 1973.

61.   Тепляков Г.М., Кудрявцев П.С. Александр Григорьевич Столетов. – М.: Просвещение, 1966.

62.   Толанский С. Удивительные свойства света. – М.: Мир, 1969.

63.   Толанский С. Революция в оптике. – М.: Мир, 1971.

64.   Тригг Дж. Решающие эксперименты в современной физике. М.: Мир, 1974.

65.   Филонович С.Р. Самая большая скорость. – М.: Наука, 1983.

66.      Филонович С.Р. Лучи. Волны. Кванты. – М.: Наука, 1978.

67.   Франкфурк У.И., Френк А.М. Христиан Гюйгенс. – М.: Изд-во АН СССР, 1962.

68.   Франкфурт У.И., Френк А.М. У истоков квантовой теории. – М.: Наука, 1975.

69.   Френель О. Избранные труды по оптике. – М.: Гостехиздат, 1955.

Френель О. О свете. – М.-Л.: ГИЗ, 1928.

70.   Фрум К., Эссен Л. Скорость света и радиоволн. - М.: Мир, 1973.

71.   Хазен А.М. Поле, волны, частицы и их модели. – М.: Просвещение, 1979.

72.   Храмов Ю.А. Физики. Биографический справочник. – М.: Наука, 1984.

73.   Хрестоматия по физике: Учеб. Пособие для учащихся 8-10 кл. сред. шк. / Сост. А.С.Енохович и др.; Под ред.Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1987.

74.   Шпольский Э.В. Выдающийся советский ученый С.И.Вавилов (1891-1951). – М.: Знание, 1956.

75.   Ярошевский М.Г., Зорина Л.Я. История науки и школьное обучение. – М.: Знание, 1978.

 

 

 

Лазер – друг или враг

Введение

 

   Актуальность предлагаемого для изучения материала очевидна – лазер все шире проникает во все сферы жизни современного человека. Наши школьники пользуются CD-плэйерами, посещают дискотеки, где широко используются возможности лазера как источника света, обладающего особыми свойствами и яркостью. Знают, что лазеры применяются в системах связи и медицине. Не ослабевает интерес к исследованиям по применению лазеров в военном деле. Все эти и другие сведения о лазерах широко освещаются в прессе. Однако, в большинстве случаев, знания ребят этим и ограничиваются. Узнать чуть больше о самом лазере, об истории его создания и его возможностях поможет предлагаемый сюжет.

 

Список литературы

 

1. Адаптивные мембранные зеркала // Физика в школе, № 1, 2002, с.4-5.

2. Аренков П.Я. Занятия голографией // Физика в школе, №1, 1980.

3. Артамонов Д.А., Власов Н.Г., Штанько А.Е. Штриховая стереография // Когерентная оптика и голография. – Ярославль, 1997.

4. Артамонов Д.А., Втулкин М.Ю. и др. Применение в учебном эксперименте штриховой стереографии // Физика в школе, №1, 2002, с.53-57.    

5. Бахрах Л.Д., Гаврилов Г.А. Голография. – М.: Знание, 1979.

6. Вейлстеке А. Основы теории квантовых усилителей и генераторов. – М.: Изд-во иностр. лит.,1963.

7. Габор Д. Голография. – УФН, 1973, т.109, вып.1.

8. Глазунов А.Т. и др. Методика преподавания физики в средней школе: Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

9. Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии. – М.: Просвещение, 1988.

10. Голография. Методы и аппаратура. – М.: Сов. Радио, 1974.

11. Григорьянц В.В., Зорин В.Ф. Лазеры сегодня и завтра. – М.: Знание, 1966.

12. Дунская И.М. Возникновение квантовой электроники. – М.: Наука, 1974.

13.Дьяков А.В. Введение в квантовую электронику. – М.: Энергия, 1969.

14. Жусь Г.В., Смиронов В.Б. Получение голограммы и изучение ее свойств // Физика в школе, 1980. №1

15. Жусь Г.В., Смирнов В.Б. Портативная установка для записи голограмм // Применение методов и средств голографии. – Л.,1989.

16.Иванов Б.Н. Законы физики: Учеб. Пособие для подгот. отделений вузов. – М.: Высш.шк., 1986.   

17.Иванов Ю.Л. Применение лазеров в научных исследованиях. – Л.: Знание, 1975.

18.Кольер Р., Беркхарт К., Лин Л. Оптическая голография. – М.: Мир, 1973.18.Компьютерно-синтезированные голограммы // Физика в шк. №1, 2002, с.5-6.

19. Коротковолновый лазер // Физика в шк. №1, 2002, с.10.

20. Лейт Э., Упатниек Ю. Фотографирование с помощью лазера. – Наука и жизнь, 1965, №11. Методы компьютерной оптики. – М.: Физматлит, 2002.

21.Микаэлян А.Л., Тер-Микаелян М.Л., Турков Ю.Г. Оптические генераторы на твердом теле. – М.: Советское радио, 1967.

22.Оптическая голография и ее применение. Под ред. В.М.Гинзбург и Б.М.Степанова. – М.: Сов.радио,1978.

23.Островский Ю.И. Голография. – Л.: Наука, 1970.

24.Подгорных Л.А. Знакомство с голографией на кружковых занятиях // Физика в шк. 1998, №2.

25.Разделение изотопов с помощью лазеров // Физика в шк. 1999, №2.

26. Резников Л.И. Физическая оптика в средней школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1971.

27. Создание ультрастабильных лазеров для сверхточных измерений //Физика в шк. 1999, №2, с.4-5.

28.Сороко Л.М. Основы голографии и когерентной оптики. – М.: Наука, 1971.

29. Тамарина А. Голографическая защита товаров // Физика в шк., №1, 2001, с.35.

30.Филюков А.А. Лазерный термоядерный синтез. – М.: Знание, 1975..

31.Франсон М. Голография. Пер. с франц./ Под ред. Ю.И.

Островского. – М.: Мир, 1972.

32.Фриш С.Э. Современная оптика. М.: Знание, 1968.

33.Хазен А.М. Интерференция, лазеры и сверхбыстродействующие ЭВМ. – М.: Знание, 1972.

34.Хромов Б.М. Лазеры в медицине. – Л.: Знание, 1970.

35.Хэмблинг Д. Сногсшибательный лазер. // Ломоносов, №12(6), 2002, с.33-36.

36.Чернышев В.М., Терентьев А.Г., Кобзев В.В. Лазеры в системах связи. – М.: Связь, 1966.

37.Яворский Б.М. Основные вопросы современного школьного курса физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.

 

«Четвертое состояние вещества»

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА

Дата: 2019-12-10, просмотров: 270.