Глава 3. Развитие фондового рынка в Республике Беларусь.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось по существу с 90-х годов XX столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокораз­витыми странами.

Государства, формирующие современную инфраструктуру ры­ночной экономики, в том числе и создание фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка. Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В ка­честве характерного примера действия этих моделей называют соот­ветственно США и Германию.

К важнейшим характеристикам североамериканской, модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска Ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита (25 — 30 %) в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора эко­номики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских ин­вестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.

К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирова­ния за счет выпуска облигационных займов (соотношение облига­ций и акций — 10:1); низкая доля инвестиционных фондов; ма­лый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого креди­тования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском госу­дарством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кре­дита (50 — 60 %) в финансировании экономики страны, относи­тельно высокая доля участия банков в уставных фондах промыш­ленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладание вли­яния банков.

В Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в кото­рой присутствуют черты как североамериканской, так и европей­ской моделей. В качестве основных ее характеристик можно наз­вать значительную роль государства в процессе создания фондово­го рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета на­ряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высо­кую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на фи­нансовом и фондовом рынках государства.

К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-пра­вовая база фондового рынка. К числу основных законов, в той или иной степени определяющих виды ценных бумаг на рынке Белару­си, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бу- , маг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бу-магами, порядок их выпуска и обращения и т.д., относятся:

• Гражданский кодекс Республики Беларусь;

• Законы Республики Беларусь:

"О ценных бумагах и фондовых биржах»;

«Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответ­ственностью и обществах с дополнительной ответственностью»;

«О Национальном банке Республики Беларусь»;

«О банках и банковской деятельности в Республике Бела-, русь»;

«Об именных приватизационных чеках Республики Бела­русь»;

«О разгосударствлении и приватизации государственной соб­ственности в Республике Беларусь»;

«О депозитарной деятельности и центральном депозитарии цен­ных бумаг в Республике Беларусь»;

• Законодательные акты Республики Беларусь по проблемам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Прези лента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров республики Беларусь, Государственного комитета по ценным бума­гам Республики Беларусь, Национального банка Республики Бела­русь, Министерства финансов Республики Беларусь, Мингосиму­щества Республики Беларусь и других министерств и ведомств, имеющих право регламентировать деятельность рынка ценных бу­маг или быть его участниками.

Беларусь характеризуется довольно обширной системой госу­дарственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основ­ных государственных органов, определяющих правила деятельнос­ти на рынке ценных бумаг, относятся:

• Президент, Национальное собрание, Совет Министров, кото­
рые формируют фондовый рынок на основе принятия соответству­
ющих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стра­
тегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют
контроль за его развитием. При Правительстве Республики Бела­
русь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители
Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущес­
тва, других заинтересованных министерств и ведомств, который ко­
ординирует деятельность этих органов;

• Национальный банк и Министерство финансов Республики
Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция — это соб­
ственно регулирование фондового рынка посредством издания за­
конодательных актов. Вторая — непосредственное участие на рын­
ке ценных бумаг. Национальный банк является агентом прави­
тельства по размещению государственных займов, организатором
вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно
финансовым посредником на нем по поручению правительства, вы­
пускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозита­
рия, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутрен­
него государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство
финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представите­
ля эмитента (государства) для организации выпусков государствен­
ных ценных бумаг; •

• Государственный комитет по ценным бумагам Республики Бе­
ларусь, в функции которого входят:

 

—государственное регулирование, контроль и надзор за рын­
ком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профес­
сиональной деятельностью по ценным бумагам;

—регистрация выпусков ценных бумаг;

—лицензирование профессиональной деятельности по ценным
бумагам;

•   Мингосимущество Республики Беларусь определяет порядок
выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает
предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регули­
рование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных
фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг
акционируемых предприятий;

• Министерство экономики, Государственный налоговый коми-
тет, Государственный таможенный комитет, издающие законода-
тельно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондо-
вого рынка.                                                                        

В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг. К I ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарная систе­ма. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осу­ществлявших определенные операции с ценными бумагами: Белорус­ская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Меж­банковская валютная биржа. Однако в соответствии с Указом Прези­дента от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы регу­лирования рынка ценных бумаг» была реализована концепция моно­биржевой системы. В результате на базе государственной. «Межбан­ковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество •— единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансо­выми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бума­гами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностран­ными валютами. Прорабатываются варианты организации торгов па­кетами акций приватизируемых предприятий.

В республике создана единая двухуровневая депозитарная сис­тема, в состав которой входят государственное предприятие «Рес­публиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депози­тарии-корреспонденты .Последние осуществляют ведение реестров порядка 70 % от общего числа эмитентов. Разработаны Единые стандарты ведения учета депозитарных операций. Учет прав соб­ственности осуществляется с использованием депозитарных техно­логий вместо принятых ранее записей в реестр акционеров, что по­мимо сохранности ценных бумаг обеспечивает надежность, ско­рость и простоту оформления сделок с ценными бумагами. Появи­лась возможность оперативного анализа состояния фондового рын­ка и эффективного контроля за соблюдением законодательства при заключении сделок. Особое место в депозитарной системе принад­лежит Центральному депозитарию Национального банка Республи­ки Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по госу­дарственным ценным бумагам.

Специфический элемент инфраструктуры рынка ценных бу­маг — его профессиональные участники, благодаря деятельности которых осуществляется обращение ценных бумаг. В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осущес­твляться следующие виды деятельности:

• посредническая;

• коммерческая;

• деятельность инвестиционного фонда;

• деятельность депозитария;

• доверительная (трастовая) деятельность;

• деятельность специализированного регистратора (независимо­
го реестродержателя);

прочие виды деятельности.

В динамике, начиная с 1996 г., количество профессиональных участников составляло соответственно: в 1996 г. — 293 профучас­тника, в 1997 г. - 285, в 1998 г. - 255, в 1999 г. - 186. Как видно из представленных данных, в республике идет сокращение количес­тва профессиональных участников рынка ценных бумаг, что может свидетельствовать как о снижении операций с ценными бумагами на фондовом рынке, так и о повышении требований к его участникам.

Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следую­щих основных сегментов:

• корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);

• государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);

• муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных
займов),

• ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и
сберегательных сертификатов);

•   именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

Корпоративные ценные бумаги представлены преимущес­твенно акциями предприятий и банков. Акционированные предпри­ятия практически не выпускают облигации. Котировка акций на бирже не производится. Переоценка номинальной стоимости акций предприятий осуществляется путем периодической переоценки сто­имости основных фондов, в результате которой соответственно воз­растает и стоимость акций. Стоимость акций банков корректируется за счет их индексации в зависимости от темпов инфляции в эконо­мике республики. Вторичного рынка акций, то есть свободной куп­ли-продажи ранее размещенных ценных бумаг, практически нет, поскольку объем биржевых сделок с корпоративными ценными бу­магами очень незначителен. Сделки с акциями преимущественно осуществляются по прямым договорам между эмитентами и инвес­торами. Вследствие названных причин ликвидность рынка корпо­ративных ценных бумаг чрезвычайно мала.

Более развитым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг. На нем обращаются такие ви­ды ценных бумаг, как:

• краткосрочные государственные облигации {ГКО) со сроком
обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Сове­
та Министров Республики Беларусь Министерством финансов с
целью привлечения временно свободных средств юридических и
физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефи­
цита республиканского бюджета;

• долгосрочные государственные облигации (ДГО) со сроком
обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются
Министерством финансов и могут использоваться первичными дер­
жателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут
выступать предметом залоговых обязательств;

• государственные долгосрочные облигации с купонным дохо­
дом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускают­
ся Министерством финансов для покрытия дефицита государствен­
ного бюджета;

• краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении. Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, но­минированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой ва­люте и не размещенных ранее в банках.

• Рынок государственных ценных бумаг в Беларуси является наи­более развитым и технически хорошо оснащенным. Причем в отли­чие от рынка корпоративных бумаг государственные ценные бумаги обращаются на вторичном рынке. Первичными инвесторами высту­пают кредитные учреждения (банки), вторичными — кредитные и нефинансовые организации.

• Муниципальные ценные бумаги в Беларуси представлены облигациями Минского и Брестского целевых жилищных займов. Средний срок их обращения составляет 115 дней. Эти облигации об­ращаются и на вторичном рынке. Указами Президента Республики Беларусь были установлены льготы на доходы субъектов хозяй­ствования по операциям с ними.

• Депозитные и сберегательные сертификаты выпускаются; банками республики на срок до одного года. Векселя — на срок око-; ло одного месяца. В республике также выпускаются и товарные век-селя.

• Именные приватизационные чеки «Имущество» предназна-
чены для участия граждан Беларуси в процессе приватизации го-
сударственного имущества. В соответствии с законодательством
гражданин Беларуси должен получить свою долю государствен­
ного имущества сначала путем получения определенного количес-
тва ИПЧ «Имущество», а затем обмена их на акции акционерных \
государственных предприятий. Обмен чеков на акции произво­
дится в отделениях Беларусбанка. Однако можно констатиро-
вать, что ни процесс чековой приватизации, ни создание класса]
собственников посредством выпуска ИПЧ «Имущество» своего!
развития и ожидаемых результатов в Беларуси не получили. Об-
мен чеков на акции предприятий идет вяло как в силу неравномер­
ности процесса приватизации в Беларуси вообще, так и в силу по-
тери доверия населения к ИПЧ «Имущество» в частности. К тому
же к настоящему времени стал достаточно очевидным тот факт,
что чековая приватизация государственной собственности не при'
водит ни к повышению эффективности экономики страны, ни к
росту доходов ее граждан.                                      I

• Еще одной характеристикой рынка ценных бумаг в Беларуси выступает межгосударственное обращение ценных бумаг субъектов хозяйствования, то есть операции по вывозу ценных бумаг белорус­ских эмитентов либо по ввозу ценных бумаг иностранных эмитен­тов. Процесс ввоза-вывоза ценных бумаг регламентируется Сове-

 

том Министров Республики Беларусь. К настоящему времени инос­транными инвесторами были приобретены акции более чем 100 бе­лорусских предприятий. Однако говорить о том, что портфельные инвестиции за счет вложения средств в акции белорусских предпри­ятий стали весомым фактором в экономике Беларуси, было бы пре­ждевременным.

Таким образом, можно считать, что основополагающие атрибу­ты фондового рынка в Беларуси существуют. Тем не менее капита­лизация* рынка ценных бумаг в Беларуси составила в 1998 г. по официальному курсу Национального банка чуть больше 950 млн USD. Для сравнения: этот показатель в Венгрии составляет свыше 13 млрд USD, в Польше — 22 млрд USD, в Чехии — 12,5 млрд USD, в россии — 26 млрд USD." Приведенные данные показыва­ют, что рынок ценных бумаг Беларуси следует относить к малораз­витым. Основными причинами низких темпов развития рынка цен­ных бумаг в республике являются:

— отсутствие четко разработанной концепции реформирования

экономики;

—низкие темпы приватизации и акционирования собственнос­
ти, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и
населения к вложению средств в ценные бумаги;

—недостаточно активная роль государства в создании и разви­
тии фондового рынка;

—приоритетность фискальных целей государства, в результа­
те чего потенциальные инвестиционные средства перераспределя­
ются или в неработающие активы (например, накопления населе­
ния в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы
республики;

—преобладание первичного рынка над вторичным, низкая лик­
видность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рын­
ке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформирован­
ный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции —
перераспределения ресурсов из низкоэффективных отраслей и
сфер экономической деятельности в более эффективные и др.

Следовательно, для развития рынка ценных бумаг Беларуси следует по меньшей мере нейтрализовать влияние названных при­чин. Кроме того необходимо совершенствование денежно-кредит­ной политики, включая валютную, инвестиционную, структурную. К тому же фондовый рынок может существовать и развиваться при политической и экономической стабильности в стране, предсказуе­мости макроэкономической политики правительства.

 

 














































































Список литературы

1. Берзинь Е.В., Стомма А.С. Рынок корпоративных ценных бумаг: реалии и тенденции // Финансы, учет, аудит, 2007, №9 (164) 

2. Бронишевская А. О. О применении ценных бумаг в Республике Беларусь // Материалы научно-практической конференции «Экономисты БГУ – народному хозяйству» г. Минск, 1 марта 2002г.

3. Бюллетень банковской статистики, №1 (103), 2008.

4. Бюллетень банковской статистики, №1 (115), 2009.

5. Бюллетень банковской статистики, №2 (104), 2008.

6. Гальперин. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь: состояние и перспективы // Банковский вестник. Ноябрь 2004.

7. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 1 апр. 2007 г. – 4-е изд., с изм. и доп. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2007. – 656 с. 

8. Губич А. Рынок корпоративных облигаций // Белорусский фондовый рынок. 2004. № 10.

9. Динамика объема эмиссии и стоимости облигаций юридических лиц Республики Беларусь, находящихся в обращении // Сайт Национального банка Республики Беларусь - http://www.nbrb.by/statistics/securMarket/ Bonds_A.xls

10. Инструкция о порядке аттестации специалистов рынка ценных бумаг Республики Беларусь: Утв. постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Респ. Беларусь от 16.12.2005 г. № 09/П // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 20, 8/13745.

11. Лялин С.В. Рынок облигаций: справочник инвестора// Адрес в Internet http://www.cbonds.info/by/rus/catalogue_inv/index.phtml

12. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995. – 532 с.

13. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.; БГЭУ, 2005. С. 524-540.

14. Негосударственные ценные бумаги, допущенные к обращению в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» по состоянию на 27.01.2009 // Сайт ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» http://www.bcse.by/StockExchange/NGCBMarket/Listing/listing.xls.

15. О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999г. № 43 (с изм. и доп.)

16. Об освобождении доходов, полученных физическими лицами в виде процентов по облигациям банков, от обложения подоходным налогом: Указу Президента Республики Беларусь от 04 апреля 2006г. № 201

17. Об освобождении доходов, полученных физическими лицами в виде процентов по облигациям ОАО «АСБ Беларусбанк», от обложения подоходным налогом: Указ Президента от 29 декабря 2004г. №626.

18. Облигационный бум начинается // Белорусы и рынок, №24(709) 26 июня - 3 июля 2006.

19. Отчет о работе Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь в 2005 году // URL http://stock.bcse.by/pdf/kcb2005.pdf

20. Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы // Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21.01.2008 №78/1.

21.    Республика Беларусь // О состоянии рынка ценных бумаг в государствах – участниках СНГ: Информационно-аналитический обзор Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств-участников СНГ, Москва, 2008, С. 21-24.

22. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие / П.А. Маманович. – Минск: Соврем. шк., 2006. – 320с.

23. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.: ил.

24. Солонская Л.А. Ценные бумаги. Учеб. пособие. Спб.: СЗТУ, 2002. – 45 с.

25. Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003.-512 с.

26. Фондовый рынок: операции с ценными бумагами. Учебно-методический комплекс / С.И. Пупликов. – Мн.: Изд-во МИУ, 2006. – 172с.

27. Фондовый рынок: учеб. пособие / Г.И. Кравцова, Е.В. Берзинь, Е.М. Шелег [и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 327 с.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 215.