Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось по существу с 90-х годов XX столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокоразвитыми странами.
Государства, формирующие современную инфраструктуру рыночной экономики, в том числе и создание фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка. Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В качестве характерного примера действия этих моделей называют соответственно США и Германию.
К важнейшим характеристикам североамериканской, модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска Ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита (25 — 30 %) в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.
К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирования за счет выпуска облигационных займов (соотношение облигаций и акций — 10:1); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50 — 60 %) в финансировании экономики страны, относительно высокая доля участия банков в уставных фондах промышленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладание влияния банков.
В Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства.
К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. К числу основных законов, в той или иной степени определяющих виды ценных бумаг на рынке Беларуси, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бу- , маг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бу-магами, порядок их выпуска и обращения и т.д., относятся:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь;
• Законы Республики Беларусь:
"О ценных бумагах и фондовых биржах»;
«Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»;
«О Национальном банке Республики Беларусь»;
«О банках и банковской деятельности в Республике Бела-, русь»;
«Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»;
«О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;
«О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь»;
• Законодательные акты Республики Беларусь по проблемам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Прези лента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров республики Беларусь, Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Мингосимущества Республики Беларусь и других министерств и ведомств, имеющих право регламентировать деятельность рынка ценных бумаг или быть его участниками.
Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся:
• Президент, Национальное собрание, Совет Министров, кото
рые формируют фондовый рынок на основе принятия соответству
ющих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стра
тегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют
контроль за его развитием. При Правительстве Республики Бела
русь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители
Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущес
тва, других заинтересованных министерств и ведомств, который ко
ординирует деятельность этих органов;
• Национальный банк и Министерство финансов Республики
Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция — это соб
ственно регулирование фондового рынка посредством издания за
конодательных актов. Вторая — непосредственное участие на рын
ке ценных бумаг. Национальный банк является агентом прави
тельства по размещению государственных займов, организатором
вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно
финансовым посредником на нем по поручению правительства, вы
пускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозита
рия, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутрен
него государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство
финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представите
ля эмитента (государства) для организации выпусков государствен
ных ценных бумаг; •
• Государственный комитет по ценным бумагам Республики Бе
ларусь, в функции которого входят:
—государственное регулирование, контроль и надзор за рын
ком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профес
сиональной деятельностью по ценным бумагам;
—регистрация выпусков ценных бумаг;
—лицензирование профессиональной деятельности по ценным
бумагам;
• Мингосимущество Республики Беларусь определяет порядок
выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает
предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регули
рование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных
фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг
акционируемых предприятий;
• Министерство экономики, Государственный налоговый коми-
тет, Государственный таможенный комитет, издающие законода-
тельно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондо-
вого рынка.
В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг. К I ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарная система. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осуществлявших определенные операции с ценными бумагами: Белорусская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Межбанковская валютная биржа. Однако в соответствии с Указом Президента от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы регулирования рынка ценных бумаг» была реализована концепция монобиржевой системы. В результате на базе государственной. «Межбанковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество •— единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами. Прорабатываются варианты организации торгов пакетами акций приватизируемых предприятий.
В республике создана единая двухуровневая депозитарная система, в состав которой входят государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитарии-корреспонденты .Последние осуществляют ведение реестров порядка 70 % от общего числа эмитентов. Разработаны Единые стандарты ведения учета депозитарных операций. Учет прав собственности осуществляется с использованием депозитарных технологий вместо принятых ранее записей в реестр акционеров, что помимо сохранности ценных бумаг обеспечивает надежность, скорость и простоту оформления сделок с ценными бумагами. Появилась возможность оперативного анализа состояния фондового рынка и эффективного контроля за соблюдением законодательства при заключении сделок. Особое место в депозитарной системе принадлежит Центральному депозитарию Национального банка Республики Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по государственным ценным бумагам.
Специфический элемент инфраструктуры рынка ценных бумаг — его профессиональные участники, благодаря деятельности которых осуществляется обращение ценных бумаг. В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осуществляться следующие виды деятельности:
• посредническая;
• коммерческая;
• деятельность инвестиционного фонда;
• деятельность депозитария;
• доверительная (трастовая) деятельность;
• деятельность специализированного регистратора (независимо
го реестродержателя);
прочие виды деятельности.
В динамике, начиная с 1996 г., количество профессиональных участников составляло соответственно: в 1996 г. — 293 профучастника, в 1997 г. - 285, в 1998 г. - 255, в 1999 г. - 186. Как видно из представленных данных, в республике идет сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг, что может свидетельствовать как о снижении операций с ценными бумагами на фондовом рынке, так и о повышении требований к его участникам.
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов:
• корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);
• государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);
• муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных
займов),
• ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и
сберегательных сертификатов);
• именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».
Корпоративные ценные бумаги представлены преимущественно акциями предприятий и банков. Акционированные предприятия практически не выпускают облигации. Котировка акций на бирже не производится. Переоценка номинальной стоимости акций предприятий осуществляется путем периодической переоценки стоимости основных фондов, в результате которой соответственно возрастает и стоимость акций. Стоимость акций банков корректируется за счет их индексации в зависимости от темпов инфляции в экономике республики. Вторичного рынка акций, то есть свободной купли-продажи ранее размещенных ценных бумаг, практически нет, поскольку объем биржевых сделок с корпоративными ценными бумагами очень незначителен. Сделки с акциями преимущественно осуществляются по прямым договорам между эмитентами и инвесторами. Вследствие названных причин ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг чрезвычайно мала.
Более развитым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг. На нем обращаются такие виды ценных бумаг, как:
• краткосрочные государственные облигации {ГКО) со сроком
обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Сове
та Министров Республики Беларусь Министерством финансов с
целью привлечения временно свободных средств юридических и
физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефи
цита республиканского бюджета;
• долгосрочные государственные облигации (ДГО) со сроком
обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются
Министерством финансов и могут использоваться первичными дер
жателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут
выступать предметом залоговых обязательств;
• государственные долгосрочные облигации с купонным дохо
дом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускают
ся Министерством финансов для покрытия дефицита государствен
ного бюджета;
• краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении. Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.
• Рынок государственных ценных бумаг в Беларуси является наиболее развитым и технически хорошо оснащенным. Причем в отличие от рынка корпоративных бумаг государственные ценные бумаги обращаются на вторичном рынке. Первичными инвесторами выступают кредитные учреждения (банки), вторичными — кредитные и нефинансовые организации.
• Муниципальные ценные бумаги в Беларуси представлены облигациями Минского и Брестского целевых жилищных займов. Средний срок их обращения составляет 115 дней. Эти облигации обращаются и на вторичном рынке. Указами Президента Республики Беларусь были установлены льготы на доходы субъектов хозяйствования по операциям с ними.
• Депозитные и сберегательные сертификаты выпускаются; банками республики на срок до одного года. Векселя — на срок око-; ло одного месяца. В республике также выпускаются и товарные век-селя.
• Именные приватизационные чеки «Имущество» предназна-
чены для участия граждан Беларуси в процессе приватизации го-
сударственного имущества. В соответствии с законодательством
гражданин Беларуси должен получить свою долю государствен
ного имущества сначала путем получения определенного количес-
тва ИПЧ «Имущество», а затем обмена их на акции акционерных \
государственных предприятий. Обмен чеков на акции произво
дится в отделениях Беларусбанка. Однако можно констатиро-
вать, что ни процесс чековой приватизации, ни создание класса]
собственников посредством выпуска ИПЧ «Имущество» своего!
развития и ожидаемых результатов в Беларуси не получили. Об-
мен чеков на акции предприятий идет вяло как в силу неравномер
ности процесса приватизации в Беларуси вообще, так и в силу по-
тери доверия населения к ИПЧ «Имущество» в частности. К тому
же к настоящему времени стал достаточно очевидным тот факт,
что чековая приватизация государственной собственности не при'
водит ни к повышению эффективности экономики страны, ни к
росту доходов ее граждан. I
• Еще одной характеристикой рынка ценных бумаг в Беларуси выступает межгосударственное обращение ценных бумаг субъектов хозяйствования, то есть операции по вывозу ценных бумаг белорусских эмитентов либо по ввозу ценных бумаг иностранных эмитентов. Процесс ввоза-вывоза ценных бумаг регламентируется Сове-
том Министров Республики Беларусь. К настоящему времени иностранными инвесторами были приобретены акции более чем 100 белорусских предприятий. Однако говорить о том, что портфельные инвестиции за счет вложения средств в акции белорусских предприятий стали весомым фактором в экономике Беларуси, было бы преждевременным.
Таким образом, можно считать, что основополагающие атрибуты фондового рынка в Беларуси существуют. Тем не менее капитализация* рынка ценных бумаг в Беларуси составила в 1998 г. по официальному курсу Национального банка чуть больше 950 млн USD. Для сравнения: этот показатель в Венгрии составляет свыше 13 млрд USD, в Польше — 22 млрд USD, в Чехии — 12,5 млрд USD, в россии — 26 млрд USD." Приведенные данные показывают, что рынок ценных бумаг Беларуси следует относить к малоразвитым. Основными причинами низких темпов развития рынка ценных бумаг в республике являются:
— отсутствие четко разработанной концепции реформирования
экономики;
—низкие темпы приватизации и акционирования собственнос
ти, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и
населения к вложению средств в ценные бумаги;
—недостаточно активная роль государства в создании и разви
тии фондового рынка;
—приоритетность фискальных целей государства, в результа
те чего потенциальные инвестиционные средства перераспределя
ются или в неработающие активы (например, накопления населе
ния в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы
республики;
—преобладание первичного рынка над вторичным, низкая лик
видность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рын
ке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформирован
ный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции —
перераспределения ресурсов из низкоэффективных отраслей и
сфер экономической деятельности в более эффективные и др.
Следовательно, для развития рынка ценных бумаг Беларуси следует по меньшей мере нейтрализовать влияние названных причин. Кроме того необходимо совершенствование денежно-кредитной политики, включая валютную, инвестиционную, структурную. К тому же фондовый рынок может существовать и развиваться при политической и экономической стабильности в стране, предсказуемости макроэкономической политики правительства.
Список литературы
1. Берзинь Е.В., Стомма А.С. Рынок корпоративных ценных бумаг: реалии и тенденции // Финансы, учет, аудит, 2007, №9 (164)
2. Бронишевская А. О. О применении ценных бумаг в Республике Беларусь // Материалы научно-практической конференции «Экономисты БГУ – народному хозяйству» г. Минск, 1 марта 2002г.
3. Бюллетень банковской статистики, №1 (103), 2008.
4. Бюллетень банковской статистики, №1 (115), 2009.
5. Бюллетень банковской статистики, №2 (104), 2008.
6. Гальперин. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь: состояние и перспективы // Банковский вестник. Ноябрь 2004.
7. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 1 апр. 2007 г. – 4-е изд., с изм. и доп. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2007. – 656 с.
8. Губич А. Рынок корпоративных облигаций // Белорусский фондовый рынок. 2004. № 10.
9. Динамика объема эмиссии и стоимости облигаций юридических лиц Республики Беларусь, находящихся в обращении // Сайт Национального банка Республики Беларусь - http://www.nbrb.by/statistics/securMarket/ Bonds_A.xls
10. Инструкция о порядке аттестации специалистов рынка ценных бумаг Республики Беларусь: Утв. постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Респ. Беларусь от 16.12.2005 г. № 09/П // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 20, 8/13745.
11. Лялин С.В. Рынок облигаций: справочник инвестора// Адрес в Internet http://www.cbonds.info/by/rus/catalogue_inv/index.phtml
12. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995. – 532 с.
13. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.; БГЭУ, 2005. С. 524-540.
14. Негосударственные ценные бумаги, допущенные к обращению в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» по состоянию на 27.01.2009 // Сайт ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» http://www.bcse.by/StockExchange/NGCBMarket/Listing/listing.xls.
15. О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999г. № 43 (с изм. и доп.)
16. Об освобождении доходов, полученных физическими лицами в виде процентов по облигациям банков, от обложения подоходным налогом: Указу Президента Республики Беларусь от 04 апреля 2006г. № 201
17. Об освобождении доходов, полученных физическими лицами в виде процентов по облигациям ОАО «АСБ Беларусбанк», от обложения подоходным налогом: Указ Президента от 29 декабря 2004г. №626.
18. Облигационный бум начинается // Белорусы и рынок, №24(709) 26 июня - 3 июля 2006.
19. Отчет о работе Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь в 2005 году // URL http://stock.bcse.by/pdf/kcb2005.pdf
20. Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы // Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21.01.2008 №78/1.
21. Республика Беларусь // О состоянии рынка ценных бумаг в государствах – участниках СНГ: Информационно-аналитический обзор Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств-участников СНГ, Москва, 2008, С. 21-24.
22. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие / П.А. Маманович. – Минск: Соврем. шк., 2006. – 320с.
23. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.: ил.
24. Солонская Л.А. Ценные бумаги. Учеб. пособие. Спб.: СЗТУ, 2002. – 45 с.
25. Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003.-512 с.
26. Фондовый рынок: операции с ценными бумагами. Учебно-методический комплекс / С.И. Пупликов. – Мн.: Изд-во МИУ, 2006. – 172с.
27. Фондовый рынок: учеб. пособие / Г.И. Кравцова, Е.В. Берзинь, Е.М. Шелег [и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 327 с.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 215.