Особенности управления в сфере материального производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деятельность людей в сфере материального производства в конечном счете преследует цель создания самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их совместной трудовой деятельности. Хотя точнее было бы сказать, что производственные отношения между людьми выступают той социальной формой, которая и делает возможным сам процесс их совместной трудовой деятельности. Наконец, труд в сфере материального производства выступает одной из важнейших форм реализации человеком своих жизненных сил и способностей.

Для управления производственной сферой наиболее принципиальными являются два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников, и отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе такого управления, зависят от типа производственной организации и её размеров организации, от сферы деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

Управление в производственной сфере предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию различных ресурсов для достижения ею своих целей. Управление здесь не эквивалентно всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри производственной организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т. п[6].

Финансовый механизм в управлении производственной сферой является наиболее действенным рычагом стимулирования её развития. Элементами финансового механизма является: бюджетное, налоговое регулирование, а также стимулирование эффективной занятости посредством заработной платы. Ведь при совместной работе ассоциированных собственников возможность выработки управленческих команд и готовность их выполнения проистекает из потребности специализированных производителей координировать свои действия с целью наиболее эффективного достижения результатов этой деятельности. В данном случае отношения управления базируются на заинтересованности участников производственного процесса, являющихся одновременно собственниками средств производства, в получении оптимального конечного результата совместной трудовой деятельности.

Из сказанного следует, что в условиях общественной собственности на средства производства не управление должно стимулировать появление у участников производственного процесса заинтересованности в высоких конечных результатах, а наоборот, заинтересованность в конечных результатах является основой возможности управления. И если этого нет, то причины отсутствия следует искать, в первую очередь, в отношениях собственности. В этом случае противоречие между субъектом и объектом управления находит разрешение в выработке механизма мотивирования, в котором находят отражение потребности субъекта и объекта управления и который является формой воплощения и практической реализации возможностей субъекта управления. При этом для анализа сущности управления исключительно важным является то, что противоречие между субъектом и объектом управления разрешается с установлением механизма мотивирования (вознаграждения) до того, как происходит процесс реализации управленческих команд. Поэтому для субъекта управления исключительно важно найти и применить такой механизм мотивирования, который приведет, в конечном счете, к достижению поставленных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. В то же время следует отметить, что отсутствуют универсальные средства (по-видимому, их и не может быть в принципе), которые могут давать эффективные результаты во всех случаях жизни. Поэтому формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

В том случае, когда объект управления является собственником, возможность управлять им задается механизмом сочетания интересов объекта управления как собственника и как исполнителя, при котором интересы собственника доминируют над интересами производителя.

Следует отметить, что для того, чтобы экономисты и менеджеры в необходимых структурах находили пути повышения качества и экономии ресурсов, им нужны не общие рассуждения и ориентировочные матрицы, а конкретные формулы зависимости, методы и приемы анализа, прогнозирования и оптимизации. То есть нужно воедино соединить достижения конкурентоспособности объектов.

Таким образом, управление в материально-производственной сфере может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью производственной сферы, ее действиями осуществляется управление, и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же, как систему управления.

Управление, хотя и играет вполне определенную роль в производственной сфере, тем не менее, как бы пронизывает её всю, касаясь и затрагивая практически все аспекты материально-производственной сферы. Однако при всем многообразии управленческих процессов можно достаточно четко установить границы деятельности, которая составляет содержание управления, а также достаточно четко определить субъектов управленческой деятельности – менеджеров.

Составляющими элементами управляющей подсистемы явля­ются информационное обеспечение, организация выполнения решений (формирование организационной структуры), провер­ка и контроль их исполнения.

Организация управления производственными системами вклю­чает следующие этапы:

• постановка целей управления, ранжирование их по значи­мости, построение дерева целей;

• определение функций управления, направленных на реа­лизацию целей;

• выделение структурных подразделений, реализующих фун­кции управления;

• формирование управленческих задач, стоящих перед каж­дым структурным подразделением;

• установление содержания входной и выходной информа­ции для каждого структурного подразделения;

• оценка трудоемкости сбора, обработки и передачи инфор­мации в каждом структурном подразделении;

• проектирование системы управления;

• разработка программы реализации проекта системы управ­ления[7].

2.2. Особенности управления в сфере производства теоретического знания (наука)

Коренное изменение положения науки в современном обществе делает не только возможной, но и практически актуальной постановку вопроса о науке как особой всеобщей сфере жизнедеятельности общества. Ранее уже отмечалось, что научное знание и оценочное знание принципиально отличны друг от друга. Научное знание отображает объективно существующие закономерности реальной действительности. Оно выполняет функции описания, объяснения и предвидения. Это духовно-теоретическое знание. Оценивающая деятельность имеет своей целью определение значимости тех или иных явлений действительности, в том числе научных теорий, для удовлетворения потребностей человека, для реализации его жизненных сил и собственных устремлений.

Тенденции развития современного общества ведут, с одной стороны, ко все большему взаимопроникновению науки и ценностей, а с другой – к признанию за ними права на самостоятельное существование. Наука все очевиднее утверждает себя в качестве самостоятельной сферы общественной жизни, что открывает перед ней неограниченные возможности для свободного развития. Следовательно, все актуальней становится вопрос об управлении в этой сфере жизнедеятельности человека.

 

 

Основные принципы управления в научной сфере:

- определение приоритетных направлений научно-технической деятельности;

- разработка научно-технических программ по решению проблем в рамках приоритетных направлений;

- выделение гарантированной доли финансирования на научную деятельность в интересах той или страны или организации;

- распределение этих средств по научным программам и проектам на основе конкурсов;

- управление научной деятельностью со стороны органов государственной власти законодательными и экономическими методами без вмешательства в научную работу;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;

- стабильность финансирования определенных научно-технических программ и проектов;

- привлечение научной общественности к решению проблем управления научной деятельностью;

- гласность и открытость информации в расходовании средств, выделяемых на научную деятельность;

- поддержка предпринимательства и конкуренции в сфере науки, противодействие недобросовестной конкуренции;

- сохранение научного потенциала при конверсии;

- стимулирование научной деятельности через систему налоговых, кредитных, амортизационных, таможенных и других экономических льгот;

- ответственность субъектов научно-технической политики за принятые решения, за их несвоевременное принятие или непринятие;

- ответственность органов управления научной деятельностью за нарушение прав субъектов научной деятельности;

- разделение функций по принятию решений, их исполнению, экспертизе и контролю за их выполнением;

- право налогоплательщиков знать, как расходуются бюджетные средства, выделяемые на научную деятельность[8].

Занятия наукой во всех развитых странах стали массовой профессией. Миллионы людей заняты производством и передачей знаний посредством информационных сетей к месту потребления – в университеты, производственные объединения, фирмы, государственные учреждения. Постиндустриальное общество – это общество, основанное на знании и информации, которые становятся условием динамичного и устойчивого развития экономики и всего общества. Между тем, в России в 1992 г. государство отказалось от функций управления наукой, предприняв кардинальный шаг по самой жесткой из возможных схем реформ. Финансирование прикладной, ведомственной науки, в связи с ликвидацией самих ведомств, было прекращено, а большинство ведомственных НИИ были или акционированы и пытались выжить самостоятельно, частью распавшись на малые предприятия и т.п., или были ликвидированы.

И лишь в последние годы в России были сделаны попытки найти новые формы управления и финансирования науки. Так, управление научно-технической деятельностью в нашей стране базируется на следующих принципах:

1. На совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов общих вопросов науки, их реализации путем разделения компетенции и ответственности в сфере науки и научной деятельности между Российской Федерацией и регионами и направлено на сохранение и развитие научно-технического потенциала регионов в их интересах и интересах Российской Федерации.

2. Управление научной деятельностью осуществляется на основе принципа государственного областного регулирования, составляющего основу региональной научно-технической политики, разрабатываемой с учетом предложений научной общественности.

3. Участие регионов в разработке перспектив научно-технического развития Российской Федерации, составлении и реализации соответствующих федеральных и региональных программ, образовании на добровольной основе совместно с другими субъектами Федерации фондов регионального развития, инновационного, природоохранного и других фондов для финансирования федеральных и региональных научно-технических программ; участия органов власти регионов в разработке законодательства Российской Федерации о научной деятельности и федеральной научно-технической политике, разработке федерального бюджета в части финансирования научной деятельности и реализации их на территории субъектов Российской Федерации.

4. Регионы на своей территории в пределах своей компетенции устанавливают порядок осуществления научно-технических программ и привлечения инвестиций для научной деятельности и инновационных проектов и обеспечивает их защиту.

5. Принятие управленческих решений осуществляется в рамках своей компетенции субъектами научной деятельности и научно-технической политики и предусматривает ответственность с учетом специфики форм риска в научной деятельности: финансового, связанного с непредсказуемостью результатов научной деятельности; профессионального, требующего квалификации; социального, связанного с возможностью влияния результатов научной деятельности на экономическое, социальное, культурное, духовное состояние общества и на среду обитания.

6. Проекты законодательных актов и управляющие решения в сфере науки области принимаются с привлечением научного сообщества для их независимой экспертизы и предварительного обсуждения.

Но, по существу, единственным принципиальным шагом по реформированию сферы науки за прошедшие годы было учреждение государственных научных фондов, осуществляющих конкурсное финансирование научных разработок (Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и других).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 242.