Характеристика современных социально-психологических теорий управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Теории социально – психологического управления построены на общих принципах.

Принцип ситуационности. Не существует какого-то одного, заранее известного, предпочтительного метода управления, всегда следует отталкиваться от ситуации.

Главное в управлении — эффективность управления.

Теория Ф. Фидлера - руководители пытаются оказывать влияние на группу людей в соответствии с определенными ситуациями.

Руководство не может осуществляться в социальном вакууме.

Вклад руководителя в успешное выполнение задач организации определяется как характерными чертами самого руководителя, так и различными особенностями реальной ситуации. Чтобы окончательно понять суть эффективного руководства, должны быть рассмотрены оба фактора.

Ситуационный контроль руководителя может быть очень высоким (положительные отношения с подчиненными, высокоструктурированная задача, большие должностные полномочия) или очень низким (негативные отношения с подчиненными, неструктурированная задача, малые должностные полномочия).

По ситуационной теории Ф. Фидлера руководители, ориентированные на задание, будут более эффективно действовать, чем руководители, ориентированные на человеческие отношения, когда ситуационный контроль очень низкий или очень высокий[1].

 

Это происходит потому, что в условиях низкого ситуационного контроля подчиненные нуждаются в указаниях для выполнения приказов руководителя и решения поставленных задач.

При высоком уровне ситуационного контроля предпочтительнее руководство с негативным отношением к так называемому «наименее предпочитаемому сотруднику»[2].

Когда ситуационный контроль находится в средних пределах, предпочтительнее стиль руководства, ориентированный на человеческие отношения.

В этой ситуации руководитель осознает, что условия благоприятны, успешное выполнение задачи практически гарантировано, в результате он обращает внимание на улучшение отношений с подчиненными и часто устанавливает более демократичный стиль управления. Подчиненные оценивают такое отношение, и тем самым повышается моральное состояние группы и ее производительность.

Теория Ф. Фидлера учитывает индивидуальные черты руководителя, ситуационные факторы и реакцию подчиненных, т.е. соответствует современному взгляду на управление. Однако исследования иногда приводили к противоположным результатам, поэтому на практике ее применять надо с осторожностью.

Теория «путь — цель»: руководитель как посредник в достижении поставленных целей. Лидеры стимулируют деятельность подчиненных, демонстрируя поведение, которое заставляет последних поверить в то, что можно достичь ценных результатов, приложив серьезные усилия.

Оптимальное соотношение разных типов лидерского поведения для повышения удовлетворенности и результативности подчиненных определяется такими аспектами ситуации, как характер задачи, условия труда, особенности подчиненных и т.д.

Директивный стиль. Лидер дает конкретные распоряжения подчиненным в отношении того, как им следует выполнять свои функции. Лидер устанавливает стандарты выполнения работы и открыто заявляет об ожидаемой результативности[3].

Поддерживающий стиль. Лидер демонстрирует заинтересованность в благополучии подчиненных и оказывает им поддержку.

Демократичный стиль. Лидер предлагает подчиненным высказывать свои идеи и предложения, привлекает их к принятию решений, которые непосредственно связаны с их деятельностью.

Стиль, ориентированный на достижения. Лидер ставит трудные цели, подчеркивает успехи в работе, поощряет высокий уровень достижения целей.

Эффективные лидеры должны владеть всеми четырьмя стилями, поскольку они приводят к разным результатам.

Выбор стиля зависит от двух типов ситуационных факторов. Первые связаны с особенностями подчиненных, вторые — с факторами внешней среды.

Теория «путь — цель» имеет ряд концептуальных ограничений. Основное внимание уделяется мотивации подчиненных, при этом не учитываются способности самого лидера[4].

П. Херси и К. Бланшар обращают внимание на зрелость подчиненных, т.е. на их готовность принять ответственность за свое поведение.

Здесь подразумеваются как их знания и умения, так и готовность к работе без указаний других людей.

Эффективные руководители способны регулировать свой стиль таким образом, чтобы согласовывать потребности своих подчиненных в руководстве так же, как и их потребности в эмоциональной поддержке.

В соответствии с ситуационной теорией управления П. Херси и К. Бланшара руководители должны обладать следующими способностями[5]:

определять ситуацию, в которой они находятся;

выделять наиболее подходящий стиль управления;

внедрять решение.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 208.