Структура менталитета современности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «ментальность» появилось в современной отечественной психологической науке сравнительно недавно. Большой словарь Уэбстера дает два значения данного слова:

- интеллектуальный потенциал индивида;

- способ мышления, свойственный определенному социуму.

Ментальность определяется как характеристика либо одной личности, либо определенного общества или сообщества в целом. Существенный вклад в разработку проблемы ментальности внес К.Г.Юнг. Предложенный им термин «архетип»( греческое слово архетип в переводе означает первообраз) по своему содержанию близок к менталитету. Динамика времени определяется и выражается господствующими в обществе архетипами; смена времен означает смену архетипов или, по крайней мере, способов их проявления и акцентуации. Как правило, ведущие архетипы эпохи завуалированы и опосредованы социальными ритуалами и общепринятыми полусознательными представлениями, с которыми никто не спорит и даже не ставит под сомнение - просто потому, что это не приходит в голову. Воздух, которым мы дышим, не является предметом обсуждения - до тех пор, пока он не меняет решительно своего химического состава, к которому нужно заново адаптироваться или, если это оказывается невозможным, качественно его менять. По этой причине не вдаваясь в их анализ, под менталитетом будем понимать определенную совокупность тех компонентов сознания, которые обусловливают его структурную целостность и качественную социальных (этнических) общностей.

В структуре менталитета, представленного на рис.1, его компоненты образуют диалектические взаимосвязанные и взаимодействующие крайне острые противоречия, различные ментальные типы и соответственно отражают этнические особенности общества. С одной стороны, ментальность является результатом взаимодействия последнего с менталитетом, с другой – врожденные способности делают его предрасположенным к конкретным типам поведения и деятельности. Но реальное формирование ментальности происходит под

 

Структура менталитета. Рис.1.

 

 


непосредственным влиянием среды. Понятие среды включает в себя эпоху и место проживания, культуру, религию и философию общества.

По этой причине имеет смысл выделить в качестве основных элементов содержания менталитета общества ряд таких особенностей общественного сознания, как :

- действенность общества как духовной основы объединения народов различных уровней (таких как доктринальная – определяющий, философский – доминирующий и психотехнический – имплицированный);

- влияние культурной системы связывающие обширные массы типичных личностей и групп людей этнической общности;

- политика общества с системой отношений;

- харизматическое отношение к власти.

Процесс влияния менталитета функционально обеспечивает:

- передачу информации о системных свойствах этнической общности, позволяющих этнофорам адекватно реагировать;

- систему способов оценки и взаимодействия в виде готовности предрасположенностей и установок к определенному поведению, мыслями, чувствами и восприятию мира;

- фильтрацию системы воздействий посредством определения их соответствия менталитету с последующим их восприятием, модификацией или отторжением;

- границы раскодирования представляемой информации.

В контексте изложенного ментальность приобретает ряд объективированных характеристик, представляющий интерес с точки зрения выявления особенностей специфических культурных условий, в которых мы живем. В действительности культурные условия не только придают тот или иной вес и окраску индивидуальным переживаниям, но в конечном счете определяют их форму.

Национальная психология в последние годы вызывает все больший интерес, который объясняется не только связанное с расширением международных контактов, а требует разработки новых подходов в изучении нацеленных, прежде всего, на выявление и раскрытие сущности этнопсихологических феноменов. По мнению большинства исследователей национальной психологии, ее структура выражает структурообразующую сторону этнопсихологии, а национально-психологические особенности – динамическую. Именно исследование динамической стороны этнопсихологии дает возможность понять состояние того или иного современного этноса и выявлять направления его развития в культурного процесса.

Психология нации как явление представляет собой компонент общественного сознание, и включают в себя психические черты и свойства, совокупность которых позволяет изучать системный подход к культурологии. В конечном счете данное, или модель, соотноситься с реальным положением культуры, на основе чего могут выть выработаны рекомендации, шаги практических действий.

Важное место в структуре психического склада нации занимает национальное чувство, которое придает своеобразную окраску любому межэтническому контакту и определяет эмоционально-оценочное отношение к партнеру по коммуникации. Национальное чувство – это обусловленное объективной социальной действительностью, в которой отражается этнофера к различным особенностям культуры.

Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся личностные и социально-психологические характеристики, выражающее стремление в развитие культурологии как единый процесс – матрица культуры.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 227.