Введение
Данный реферат будет небольшой по объему. Попытался изложить общею структуру культурологии по работе К. Юнга «Архетип и символ». При анализе смысла культуры с ужасом убеждаюсь, что над горизонтом уже клубиться, сгущаясь, странная мгла – предвестие катастрофы еще боле грозной, войны еще более опустошающей.
“А может все обойдется – чувство духовного голода обостриться, поскольку он является единственным стимулом к самостоятельному познанию, к размышлению”
“Системное” изучения специфики выражения посредством языка дает возможность определить форму, особенности индивида, а также психологический климат межнациональных отношений.
Динамика времени определяется и выражается господствующими в обществе архетипами; смена времен означает смену архетипов или, по крайней мере, способов их проявления. Как правило, ведущие архетипы эпохи завуалированы и опосредованы социальными ритуалами и общепринятыми полусознательными представлениями, с которыми никто не спорит и даже не ставит под сомнение - просто потому, что это не приходит в голову. Воздух, которым мы дышим, не является предметом обсуждения - до тех пор, пока он не меняет решительно своего химического состава, к которому нужно заново адаптироваться или, если это оказывается невозможным, качественно его менять. Сейчас, однако, меняются не только формы социальной жизни больших коллективов - меняется сам человек, меняются варианты судеб индивидов и коллективов и становится несравненно более ясной сама природа человека как творения Божьего и Божественного инструмента воздействия на мир. Информация и техники, бывшие раньше в распоряжении узкого круга избранных, рассекречиваются и становятся доступными всем желающим - разумеется, теряя при этом первоначальную харизму и превращаясь из последних в первые ступени Лестницы Восхождения, но все же открывая ее всем стремящимся.
Сознавая всю сложность задачи и понимая, что содержание проблем, их выбор, структуру представления, форма подачи информации требует дальнейшего совершенствования.
Культура
Культура – это результат деятельности каждого отдельного человека. Выразить культуру в деяниях или быть культурным можно лишь имея представления о культуре и потребность в ней.
Общество или государство могут только способствовать развитию, но они никогда не заменят собой отдельного человека в создании культуры.
Немножко истории. Слово «культура» появилось в латинском языке. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Следовательно, слово «культура» еще на первых порах употребления означало не только обработку, но и почитание. Позднее в ХVII в. понятие «культура» обозначает результат деятельности общественного человека. В современности термин «культура» связан с разнообразием различных определений – наука.
Культура, как жизнь: она существует лишь потому что, что она – разная, однообразие культуры – признак приближающейся ее смерти.
Карл Густав Юнг был человеком ХХ в., лишенным позитивистских предрассудков. Прежде всего К. Юнг изучал поведения индивида в различных областях менталитета. Юнг выделял две крайности, которые, с его точки зрения, равно опасны для индивидуального и социального бытия человека. Первую крайность он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало растворяется в коллективном бессознательном. Другая крайность - это западное индивидуалистическое рациональное мышление, где, напротив, подавляется коллективное бессознательное. В противовес этим крайностям Юнг развивал учение об индивидуальности как интеграции сознательного и бессознательного начал психики индивида через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур таких как:
Время и архетипы.
Динамика времени меняет не только формы социальной жизни больших коллективов но и меняется сам человек, меняются архетипические варианты судеб индивидов и коллективов и становится несравненно более ясной сама природа человека как творения Божьего и Божественного инструмента воздействия на мир. Информация и техники, бывшие раньше в распоряжении узкого круга избранных, рассекречиваются и становятся доступными всем желающим - разумеется, теряя при этом первоначальную харизму и превращаясь из последних в первые ступени Лестницы Восхождения, но все же открывая ее всем стремящимся.
Поиск и первичное описание ведущих (активных) архетипов эпохи - задача культурологии и философии, но без подробного изучения их влияния на психику отдельных людей и коллективов она не может считаться выполненной, так как именно в психике архетип проявляется наиболее развернуто и полно.
Архетипы и модальности.
Архетип проявляется во внутреннем и внешнем поведении человека не напрямую, а через определенную модальность, то есть через качество происходящих внутри и вне человека процессов.
Диадический архетип
Этот универсальный архетип также состоит из двух архетипов, которые в китайской традиции называются инь (женское начало) и ян (мужское начало); в западной традиции им приблизительно соответствуют понятия материи и духа.
Янское (мужское) начало традиционно описывается как активное, стимулирующее, творящее, воплощающееся; иньское (женское) начало предстает как инертное, реактивное (реагирующее на воздействия), восприимчивое, подвергающееся воздействию, материал для творения (воплощения).
Таким образом, можно сказать, что ян воздействует, а инь подвергается воздействию; при этом все, что относится к характеристикам воздействия, - замысел, энергия, инструменты - суть янские атрибуты, а все, что относится к объекту воздействия, - его качества, способы и аспекты реагирования - суть атрибуты иньские.
Диалектический архетип
Этот универсальный архетип включает в себя три частных архетипа, соответствующие трем фазам существования объекта: творению, осуществлению и растворению.
Структура менталитета. Рис.1.
непосредственным влиянием среды. Понятие среды включает в себя эпоху и место проживания, культуру, религию и философию общества.
По этой причине имеет смысл выделить в качестве основных элементов содержания менталитета общества ряд таких особенностей общественного сознания, как :
- действенность общества как духовной основы объединения народов различных уровней (таких как доктринальная – определяющий, философский – доминирующий и психотехнический – имплицированный);
- влияние культурной системы связывающие обширные массы типичных личностей и групп людей этнической общности;
- политика общества с системой отношений;
- харизматическое отношение к власти.
Процесс влияния менталитета функционально обеспечивает:
- передачу информации о системных свойствах этнической общности, позволяющих этнофорам адекватно реагировать;
- систему способов оценки и взаимодействия в виде готовности предрасположенностей и установок к определенному поведению, мыслями, чувствами и восприятию мира;
- фильтрацию системы воздействий посредством определения их соответствия менталитету с последующим их восприятием, модификацией или отторжением;
- границы раскодирования представляемой информации.
В контексте изложенного ментальность приобретает ряд объективированных характеристик, представляющий интерес с точки зрения выявления особенностей специфических культурных условий, в которых мы живем. В действительности культурные условия не только придают тот или иной вес и окраску индивидуальным переживаниям, но в конечном счете определяют их форму.
Национальная психология в последние годы вызывает все больший интерес, который объясняется не только связанное с расширением международных контактов, а требует разработки новых подходов в изучении нацеленных, прежде всего, на выявление и раскрытие сущности этнопсихологических феноменов. По мнению большинства исследователей национальной психологии, ее структура выражает структурообразующую сторону этнопсихологии, а национально-психологические особенности – динамическую. Именно исследование динамической стороны этнопсихологии дает возможность понять состояние того или иного современного этноса и выявлять направления его развития в культурного процесса.
Психология нации как явление представляет собой компонент общественного сознание, и включают в себя психические черты и свойства, совокупность которых позволяет изучать системный подход к культурологии. В конечном счете данное, или модель, соотноситься с реальным положением культуры, на основе чего могут выть выработаны рекомендации, шаги практических действий.
Важное место в структуре психического склада нации занимает национальное чувство, которое придает своеобразную окраску любому межэтническому контакту и определяет эмоционально-оценочное отношение к партнеру по коммуникации. Национальное чувство – это обусловленное объективной социальной действительностью, в которой отражается этнофера к различным особенностям культуры.
Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся личностные и социально-психологические характеристики, выражающее стремление в развитие культурологии как единый процесс – матрица культуры.
ЛОГАЭДИЗАЦИЯ
- один из путей динамики развития культурных явлений в первой пол. ХХ в., противоположный верлибризации . Логаэд - это тип метрической композиции, суть которого заключается в том, что внутри стихотворной строки ударения и безударные слоги могут располагаться произвольно, но в дальнейшем эта произвольность сохраняется на протяжении всех строк (ср. додекафония,
серийное мышление). Пример логаэда:
Сегодня дурной день: 3/2+ 2/2+ 1
Кузнечиков хор спит, 3/2+ 2/2+ 1
И сумрачных скал сень 3/2+ 2/2+ 1
Мрачней гробовых плит. 3/2+ 2/2+ 1
(О. Мандельштам)
("Основание" "степени" означает количество слогов в слове; "показатель" - место ударения). В противоположность верлибру в логаэде количество ритмических типов слов резко ограничено, что создает эффект - каждое слово, стремящееся занять определенное место в решетке логаэда, стремится к тому, чтобы быть близким этой позиции по смыслу. Чтобы объяснить этот принцип. приведем еще один пример:
По холмам - круглым и смуглым, 3/3+ 2/1+ 3/2
Под лучом - сильным и пыльным, 3/3+ 2/1+ 3/2
Сапожком - робким и кротким - 3/3+ 2/1+ 3
За плащом - рдяным и рваным, 3/3+ 2/1+ 3
(М. Цветаева)
Все стихотворение делится по вертикали на две части - первую с ритмическим словом 3/3, выражающим идею движения, и вторую с ритмическими словами 2/1 и 3/2, выражающим идею затрудненности этого движения.
Логаэд - размер, принадлежащий своими корнями античной метрике, но именно в ХХ веке поэзия (особенно русская) стала очень часто обращаться к этой композиции (особенно много логаэдов написали М. Цветаева и Вяч. Иванов). Это было частью более общего движения, которое мы называем логаэд и суть которого состоит в том, что оно представляет фрагмент системы как всю систему. Механизм логаэд - повышенная ограниченность структуры.
ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА
- раздел математической логики, посвященный проблеме отношения высказывания или его частей к реальности. Основатель современной логическая семантика - немецкий ученый Готтлоб Фреге. Прежде всего, он сформулировал различие между денотатом (значением) знака (то есть тем классом предметов или понятий, которые он обозначает) и его смыслом, то есть тем, как знак представлен в языке. Однако логика занимается в основном не отдельными словами, а целыми высказываниями. Смыслом же высказывания является высказанное в нем суждение. В сложноподчиненных предложениях истинностным значением обладает только главное предложение. Например, в предложении "Он сказал, что он скоро придет" истинностное значение имеется только у предложения "Он сказал", то есть ответственность за истинность слов "что он скоро придет", ложится на того, кто это сказал.
Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость - это свойство мифа – в этом глубинное родство элитарной культуры, которая в ХХ в. волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания. Установка на повторение породила феномен телесериала: временно "умирающая" телереальность возрождается на следующий вечер. Создатели "Санта Барбары" не без влияния постмодернистской иронии довели эту идею до абсурда - видимо, этот фильм кончится только тогда, когда он надоест зрителю или когда у продюсеров кончатся деньги. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино - "Чапаев", "Адъютант его превосходительства", "Семнадцать мгновений весны" - провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми играми, элементами повседневной жизни языка.
Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может. Трудно представить себе анекдоты про Ганса Касторпа из "Волшебной горы" или Йозефа Кнехта из "Игры в бисер".
Подводя некоторые итоги, можно утверждать, что на характер механизмов в проявлении индивидов окружающей его могут влиять избранные представители различного этноса.
4. Анализ ценностей в системе западной и восточной концепции культурологии.
В науке утвердился метод познания – системный метод, или подход. Системный подход к культуры предполагает несколько последовательных этапов в ее исследовании. Выделим в процессе несколько этапов, в соответствии с которыми определим основные вопросы данной главы:
- донаучный этап содержит ранние стихийные догадки и представления о логические и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса.
- научно-исторический этап продолжается до середины ХIX в. на этом этапе характерно стремление ученных понять культуру как целостное явление, найти общее основание истории.
- научно-филосовский этап. Здесь становиться очевидным различие между историческим и культурным развитием;
- выявление закономерности развития культуры как система. Существует классическая схема измерений и ориентации в системы культуры (рис.2.) представляющая собой различные связи и отношения в культуре;
Классическая схема рис. 2
Горизонтальное измерение (содержание) | Вертикальное измерение (форма) |
Природное – человеческое | Ориентация | Земное - небесное |
Предметное - личностное | Отношение | Материальное - духовное |
Эмоциональное | Стороны | Рациональное |
Направление времени культуры (условно)
- создания общего представления или, матрица культурологии по работе К. Юнга «Архетип и символ» состоит из множества символов (рис.3), что характеризует “первичные формы адаптации человека к окружающему миру”.
Матрица культурологии рис. 3
Персона
Конформизм
Сознательная Эго или Я
Тень
Бессознательная душа (анима – муж, анимус – жена)
Самость
Коллективная бессознательность
Персона – структура с помощью которого он идет в социум (презентирует себя)
Конфоризм – отвечает за: коммуникацию, адоптацию, поведение, язык. Состоит из множество символов.
Эго (Я) – отвечает за процесс происхождения в психологии (баланс), всегда скрыто.
Тень – стремление не призновать. Тень для человека это аромат для цветка.
Анима в психологии мужской – отвечает за творчество.
Анимус в психологии женщины – отвечает за мышление.
Самость архетип целостности – отвечает за баланс, за гармонию, за развитие творчества. Самость это то к чему приходят.
Коллективная бессознательность существует в не человека оно исторично. Каждый человек рождается со своей схемой, у человека заложено все развитие системы вообще на бессознательном уровне.
В данной главе попытался представить общий метод познания т. е. системный метод в расшифровке структуры этнопсихологической культуры, что является важнейшей составляющей общей культуры человека, формирование которой - насущная потребность наших дней.
Заключение
Попытка раскрыть понятие культуры частично удалась. Обобщение, структурирование культурологии представляет собой некую цепь состояния; процессом космическим и процессом историческим, мировыми законами и связь между разно материальными мирами, человеческими отношениями и путями развития, личности, государства и религиями, животным царством и стихиями – словом, всем тем, что мы объединяем в понятие культуры и всем тем, что объединяем в понятие природы.
В каждой главе данного реферата формируется отношение человека к социальной действительности. Во многих социальных слоях общества существование длиться лишь по инерции. Инерционный период страшен тем, что моральный уровень будет столь низок, что современный человек будет не в состоянии понимать значение культуры.
Введение
Данный реферат будет небольшой по объему. Попытался изложить общею структуру культурологии по работе К. Юнга «Архетип и символ». При анализе смысла культуры с ужасом убеждаюсь, что над горизонтом уже клубиться, сгущаясь, странная мгла – предвестие катастрофы еще боле грозной, войны еще более опустошающей.
“А может все обойдется – чувство духовного голода обостриться, поскольку он является единственным стимулом к самостоятельному познанию, к размышлению”
“Системное” изучения специфики выражения посредством языка дает возможность определить форму, особенности индивида, а также психологический климат межнациональных отношений.
Динамика времени определяется и выражается господствующими в обществе архетипами; смена времен означает смену архетипов или, по крайней мере, способов их проявления. Как правило, ведущие архетипы эпохи завуалированы и опосредованы социальными ритуалами и общепринятыми полусознательными представлениями, с которыми никто не спорит и даже не ставит под сомнение - просто потому, что это не приходит в голову. Воздух, которым мы дышим, не является предметом обсуждения - до тех пор, пока он не меняет решительно своего химического состава, к которому нужно заново адаптироваться или, если это оказывается невозможным, качественно его менять. Сейчас, однако, меняются не только формы социальной жизни больших коллективов - меняется сам человек, меняются варианты судеб индивидов и коллективов и становится несравненно более ясной сама природа человека как творения Божьего и Божественного инструмента воздействия на мир. Информация и техники, бывшие раньше в распоряжении узкого круга избранных, рассекречиваются и становятся доступными всем желающим - разумеется, теряя при этом первоначальную харизму и превращаясь из последних в первые ступени Лестницы Восхождения, но все же открывая ее всем стремящимся.
Сознавая всю сложность задачи и понимая, что содержание проблем, их выбор, структуру представления, форма подачи информации требует дальнейшего совершенствования.
Культура
Культура – это результат деятельности каждого отдельного человека. Выразить культуру в деяниях или быть культурным можно лишь имея представления о культуре и потребность в ней.
Общество или государство могут только способствовать развитию, но они никогда не заменят собой отдельного человека в создании культуры.
Немножко истории. Слово «культура» появилось в латинском языке. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Следовательно, слово «культура» еще на первых порах употребления означало не только обработку, но и почитание. Позднее в ХVII в. понятие «культура» обозначает результат деятельности общественного человека. В современности термин «культура» связан с разнообразием различных определений – наука.
Культура, как жизнь: она существует лишь потому что, что она – разная, однообразие культуры – признак приближающейся ее смерти.
Карл Густав Юнг был человеком ХХ в., лишенным позитивистских предрассудков. Прежде всего К. Юнг изучал поведения индивида в различных областях менталитета. Юнг выделял две крайности, которые, с его точки зрения, равно опасны для индивидуального и социального бытия человека. Первую крайность он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало растворяется в коллективном бессознательном. Другая крайность - это западное индивидуалистическое рациональное мышление, где, напротив, подавляется коллективное бессознательное. В противовес этим крайностям Юнг развивал учение об индивидуальности как интеграции сознательного и бессознательного начал психики индивида через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур таких как:
Время и архетипы.
Динамика времени меняет не только формы социальной жизни больших коллективов но и меняется сам человек, меняются архетипические варианты судеб индивидов и коллективов и становится несравненно более ясной сама природа человека как творения Божьего и Божественного инструмента воздействия на мир. Информация и техники, бывшие раньше в распоряжении узкого круга избранных, рассекречиваются и становятся доступными всем желающим - разумеется, теряя при этом первоначальную харизму и превращаясь из последних в первые ступени Лестницы Восхождения, но все же открывая ее всем стремящимся.
Поиск и первичное описание ведущих (активных) архетипов эпохи - задача культурологии и философии, но без подробного изучения их влияния на психику отдельных людей и коллективов она не может считаться выполненной, так как именно в психике архетип проявляется наиболее развернуто и полно.
Архетипы и модальности.
Архетип проявляется во внутреннем и внешнем поведении человека не напрямую, а через определенную модальность, то есть через качество происходящих внутри и вне человека процессов.
Универсальные и частные архетипы.
Как правило, высшие архетипы не существуют поодиночке: они появляются родственными группами (если угодно, кланами), тесно связанными друг с другом, как на философском плане, так и в индивидуальной психологии, и именно так, системно, их естественно описывать. Поэтому, учась правильно балансировать соответствующие частные архетипы, человек если и не решает свою наболевшую проблему кардинально, то, по крайней мере, существенно оздоравливает больную почву, на которой она выросла.
Холистический архетип.
Этот универсальный архетип состоит из двух частных архетипов, глобального и локального.
Глобальному архетипу соответствует взгляд на объект в целом, когда он рассматривается как единая замкнутая система, существующая изолированно от остального (внешнего) мира - это, если угодно, архетип рамки, которая наводится на определенный фрагмент мира, отделяет его от окружающего пространства глухой стеной и объединяет в единое целое, делая его при этом моделью мира.
Локальный архетип рассматривает объект как выделенную часть (деталь) некоторого целого, с другими частями (деталями) которого он связан различными связями. При этом как целое само по себе, так и остальные его детали, видятся словно в сильном тумане, как бы подразумеваются, а весь фокус внимания направлен на данный объект.
Диадический архетип
Этот универсальный архетип также состоит из двух архетипов, которые в китайской традиции называются инь (женское начало) и ян (мужское начало); в западной традиции им приблизительно соответствуют понятия материи и духа.
Янское (мужское) начало традиционно описывается как активное, стимулирующее, творящее, воплощающееся; иньское (женское) начало предстает как инертное, реактивное (реагирующее на воздействия), восприимчивое, подвергающееся воздействию, материал для творения (воплощения).
Таким образом, можно сказать, что ян воздействует, а инь подвергается воздействию; при этом все, что относится к характеристикам воздействия, - замысел, энергия, инструменты - суть янские атрибуты, а все, что относится к объекту воздействия, - его качества, способы и аспекты реагирования - суть атрибуты иньские.
Диалектический архетип
Этот универсальный архетип включает в себя три частных архетипа, соответствующие трем фазам существования объекта: творению, осуществлению и растворению.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.