План лекции.
1. Характерные черты античной философии и ее периодизация.
2. Начало философской мысли: натурфилософия.
3. Становление и особенные черты диалектики.
4. Средняя классика: «открытие» человека софистами и Сократом.
5. Классика в философии Платона.
6. Систематизация философского научного знания в философии Аристотеля.
7. Философия эллинистического периода.
8. Философия неоплатонизма.
Философия Древней Греции или античная берет свое начало примерно в VI-V вв. до н. э. Особенность ее в том, что она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Греки пытались объяснить мир, искали его основу, стремились понять сущность природы. Они брали за основу мира то воду, то огонь, то воздух, то апейрон и т.д. Их взгляды были наивны. Но их заслуга состоит в том, что они брали за основу мира что-то материальное. Их подвиг – ушли от мифологического стереотипа сотворения мира Богом.
Их взгляды носили стихийный характер (это был век неразвитой науки), т.к. не было логико-теоретической проработки, обоснованности и основных посылок, принципов (например, вопрос о происхождении материи вообще не ставился).
Греческая философия было связана с языческим многобожием (политеизмом), но при этом многообразии в конечном итоге носила космологический характер, т.к. целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.
Космоцентризм – важнейшая черта философии греков.
Космос (Космос – не в современном понимании) означал «порядок» и употреблялся для обозначения воинского строя, государственного устройства, только 6-5 вв. до н. э. появилось объяснение как теперь – Вселенная, окружающий человека мир, природа.
Древнегреческие философы обнаружили, что человек живет в космосе, так и космос в человеке. Космос представлялся как бы макрочеловеком, а человек как бы сливался с космосом.
Другими словами между природным миром, упорядоченным, гармоничным космосом и человеческим миром нет пропасти.
Значительное место в учениях античных мыслителей занимали диалектические идеи, особенно у Гераклита (544-483 до н. э.).
В своем главном произведении «О природе» он излагает свои мысли. За основу мира брал «огонь». Мир – упорядоченный космос. «Мир никем не создан из богов, а был, есть, будет вечно воспламеняющимся и угасающим огнем». Идеи о материальности мира дополнил идеей о его движении, изменении как необходимом, закономерном процессе. Ему принадлежит высказывание – «Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». В.И. Ленин сказал о Гераклите, что он дал хорошие начала диалектике.
Греческую философию можно разделить на несколько периодов:
1. Досократическая философия (с VII-V вв. до н. э.)
Ее представляет Милетская школа философов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Элейская школа (Парменид, Ксенофан Зенон, Мелисс), Гераклит Эфейсский, Пифагор и его последователи, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты Левкипп и Демокрит. Завершают этот этап софисты, выступавших в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия. Это досократовский период, тематика их философских размышлений может рассматриваться как переходная ступенька ко взглядам Сократа.
Представители Милетской школы особое внимание уделяли поискам первичного элемента.
Возглавлял Милетскую школу один из семи мудрецов Греции – Фалес (625-547 до н. э.). Легенда приписывает Фалесу предсказание солнечного затмения. Когда тиран хотел вознаградить его за открытие, Фалес сказал: «Для меня было бы достаточной наградой, если бы ты не стал приписывать себе, когда станешь передавать другим то, чему от меня научился, а сказал бы, что автором этого открытия являюсь я, чем кто-либо другой» - (ценил свой авторитет).
За основу мира Фалес брал воду, он считал, если вода сгустится, то она делается землей. Вода – начало всего сущего.
Анаксимандр (610-546 до н. э.) – младше Фалеса. Он занимался изучением природы. За первооснову мира брал – апейрон, - неопределенную частицу.
Учеником Анаксимандра был Анаксимен (588-525 до н. э.). Началом сущего считал воздух. Полагал, что наша земля покоится на воздухе в виде широкого листа. Вдыхая воздух, человек вбирает в себя частицу мировой жизни.
Анаксагор (500-428 до н. э.) cчитал, что мир первоначально представлял собой неподвижную смесь, состоящую из мельчайших частиц («семян», гомеомерий), которой придал движение ум (нус). Анаксагорова концепция ума означала радикальное противопоставление источника движения инертной материи, она оказало воздействие на дальнейшее развитие философской мысли (идеи «первоначала» в философии Нового времени).
Эмпедокл видел 4 первичных элемента. Он их назвал «корнями всех вещей»: огнь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу, состоят из четырех элементов, количественно и качественно неизменяемых, соединенных в различных пропорциях. Движение материи (как у Анаксагора) определяется находящимся вне ее разумом – организующим принципом космоса, преодолевшим начальный хаос. Теория четырех элементов благодаря, ее восприятию Аристотелем, оставалась фундаментом европейской физики до семнадцатого века.
Представителем досократической философии Древней Греции является великий математик Пифагор (580-500 до н. э.) основатель философской школы пифагорийцев. Скорее тайный союз в городе Кротоне, куда принимали только тех, кто прошел большой испытательный срок. Особое значение он придавал развитию математики. Пифагором и его учениками заложены основы теории чисел и принципы арифметики.
Они считали числа сущностью всех вещей. «Начало всего сущего - число».
Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа из Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы атомистической философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую систему. Все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы различны по форме и величине. Из них образуются все конкретно воспринимаемые предметы и явления. Считал, что движение - вечное, естественное состояние материи (в основном признавал механическое движение – перемещение атомов в пустоте). Пытался построить монистическую материалистическую картину мира, считал, что гибель организма в результате распада его атомов означает и смерть души. Он бросил миру великое слово – атом. Он бросил его в качестве гипотезы, но она лучше всякой другой отвечала на вопросы, поставленные его предшественниками и его временем, поэтому перешла в века.
Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию познания, исходный пункт которой – чувственный опыт, но истинная природа вещей – атом недоступна чувству, постигается лишь разумом.
Представители Элейской школы занимались в основном проблемами бытия. Основателем этой школы считают Ксенофана. Но большую роль в разработке проблем бытия сыграл Парменид (род. ок. 545-544 до н. э.). Парменид первым из древнегреческих философов стал оперировать понятиями «бытие» (или сущее) и «небытие» (или не сущее). Он стремился доказать, что бытие существует, не бытие не существует, следовательно и пустота не может существовать, Бытие для Парменида, едино и неподвижно – всякая множественность и всякое изменение представляются ему противоречивыми, а потому невозможными. Вселенная имеет для него вид однородного плотного шара.
«Одно и тоже есть мысль и то, о чем мысль существует» - то есть Парменид провозглашает тождество сущего и мыслимого.
Парменид был убежден, что истину дает нам лишь разум, а чувственные знания идут от недостоверных противоречивых мнениях людей.
Учеником Парменида был Зенон (490-430 до н. э.). Аристотель считал создателем его диалектики, как искусства постижения истины посредством спора или истолкования противоположных мнений. Защищая учение Парменида о едином, Зенон мыслимость чувственного бытия, множественность вещей и их движение. Он доказывал, что принятие существования пустоты и множественности приводит к противоречиям. Известны апории Зенона, направленные против возможности движения. («Дихотомия», «Ахилл», «Стрела» и «Стадий»).
Апории Зенона не утратили своего значения и для современной науки, развитие которой связано с разрешением противоречий, возникающих при отображении различных процессов движения.
Все философские школы Древней Греции начала 5 века до н. э. объединяло одно – стремление создать единую космологическую и онтологическую концепцию, объяснить единство и многообразие мира. Но уже с середины 5 века до н. э. происходит поворот: В центре философии оказывается не мир, природа, а человек.
2. Классический период философии Древней Греции. Ее представляют Сократ, Платон, Аристотель.
(Середина 5 века до н. э. до конца 4 в. до н. э.) три этих великих - Сократ, Платон, Аристотель – явились апогеем развития Древнегреческой философии, примерно на 1000 лет стали центром Греческой философии. Более 2000 лет оказывали влияние на развитие всей европейской философии.
Сократ (469-399 до рождества Христова), самый знаменитый наряду с Платоном и Аристотелем философ античности. Его философия была основана на том, что нравственное можно познать и усвоить, а из знания нравственности следует действовать в соответствии с ней (и польза и блаженство). «Если я знаю, что именно я есть, - я знаю также, чем я должен быть». Доверять внутреннему голосу – своему демону, который подскажет, что делать, чего избегать.
Он жил в период разложения афинской демократия, не мог мириться с тем, что делали аристократы, его приговорили к смертной казни по двум статьям:
1. Выражал отрицательное отношение к многобожию.
2. За развращение юношей (он учил их не принимать такое управление государством.). Яд принял. Из уважения к закону не бежал.
Платон (427-347 до н. э. ). Учеником Сократа был Платон. Он считал, что первичен мир идей, материальный мир произвольный от мира идей. Отдельные предметы существуют в силу того, что в умопостигаемом мире идей имеется причина их бытия, всегда себе равная, неизменная, «вечная идея» стола вообще (идеи, о которых говорит Платон, это обычные понятия человека о вещах, чувственном мире, но оторванные от этих вещей и превращенные в абсолют). Философия Платона смыкается с религией – Бог.
Аристотель (384-322 до н. э.) – самая универсальная голова древнегреческих философов, учился у Платона, но не стал его учеником, 4 года был воспитателем Александра Македонского (Великого).
Он критиковал Платона, который понимал человека как, комбинацию 2-х сущностно разных начал: души и тела, а Аристотель доказывал взаимопредназначенность души и тела. Критиковал учение Платона об идеях, как первопричине чувственных вещей. Признавал существование материального мира. Этим подрывал основы идеализма, особенно объективного, поддерживал материализм. В отличие от древних ставил различие между понятиями материя и природа. Первое уже второго. Материя то, из чего возникают вещи, Она вечно существует, представляет лишь возможность бытия. Действительностью становиться лишь тогда, когда оформляется, проявляется в виде конкретных вещей.
Политические взгляды охватывают право, этику, социально-экономические институты, как бы продолжая сократо-платоновскую традицию, но более гибкую. Он говорил о естественном происхождении государства и отмечал, что «человек от природы есть политическое животное».
Конечная цель полиса (государства) состоит в прекрасной счастливой жизни людей. Основная задача государства – воспитание граждан в нравственности и добродетели.
Благодаря трем выдающимся представителям греческой философии - Сократу, Платону и Аристотелю – Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии и более 2000 лет оказывали влияние на развитие всей европейской философии.
Особая заслуга Аристотеля в том, что он является основателем научной философии. В его учении отдельные науки получили освещение с точки зрения философии; он оказал самое сильное влияние по сравнению с другими философами на развитие человеческой мысли, особенно благодаря создаваемой им философской системе классификации научных дисциплин.
3. Эллинистический период. (конец V в. до н. э. – IV до н. э.).
В этот период действовали философские школы Платоновской академии, стоиков, эпикурейцев, представители скептицизма. Наиболее яркими представителями этого периода являются Теофраст, Эпикур, Пиррон.
Теофраст (370-288 до н. э. до рождества Христова) – древнегреческий философ, разносторонний ученый; наряду с Аристотелем является основателем ботаники, географии растений. Его считают родоначальником истории философии (особенно психологии и теории познания). Автор более 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.), большой популярностью пользуются его «Этические характеры»
Эпикуреизм – материалистическое направление в древнегреческой и римской философии. Названо по имени его основателя Эпикура (341-270 до н. э.) – философа-материалиста, основал в Афинах школу, получившую название «Сад Эпикура». Интересно его учение о природе. Он считает, существует бесконечное число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых ничто не существует кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами живут беззаботные счастливые боги, которые не думают о мире и людях.
Возникают и исчезают живые существа, а также душа, состоящая из тончайших, мельчайших наиболее круглых и подвижных атомов.
Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий религии, даже смерти. Это освобождение необходимо для счастья, блаженства человека, сущность которого составляет духовное удовольствие. Духовное удовольствие более устойчиво, оно не зависит от внешних причин. Благодаря разуму, дару богов, стремлению духов приводиться к согласию (симметрию), предполагающему удовольствие, достигается, не нарушаемое неприятными переживаниями, спокойствие, невозмутимость (атараксия), в которых и заключается истинное благочестие. К общественности (особенно государству и культу) мудрец относится дружественно, но сдержанно. Девиз Эпикура: «живи уединенно!».
Пиррон из Элиды, древнегреческий философ (360-280 до рождества Христова) участник походов Александра Македонского. Его считают основателем древней скептической школы. Он считал, ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, так как в себе все одинаково (безразлично) и поэтому оно не в большой степени одно, чем другое. Все неодинаковое, различное – есть произвольные человеческие установления и обычаи.
Вещи недоступны до нашего познания; поэтому надо воздерживаться от суждений. Нельзя ничего утверждать. Одни и те же вещи одним существам полезны, другим вредны; один и тот же предмет различные органы чувств воспринимают по-разному; В разных состояниях люди воспринимают вещи неодинаково, и даже то, что видят сумасшедшие не противоречит природе; вещи не могут восприниматься изолированно, в сочетании с различными привходящими обстоятельствами они воспринимаются по-разному, камень в воде кажется легче, чем в воздухе.
В целом Пиррон отрицал возможность познания мира и считал, что мудрость находится в руках богов. Поэтому он не интересовался объяснениями явлений природы.
Был уверен, что человек должен смириться к независимости от внешнего мира, воздерживаться от суждений, следовать сложившимся традициям и обычаям, отсюда выводится им нравственно-практический метод «невозмутимость», «безмятежность» (атараксия).
Согласно теории познания Пиррона его учение по смыслу отождествляют со скептицизмом.
4. Период философии занимает время с 1 в. до н. э. - 1 в. новой эры. Связан этот период с возникновением роли Рима в античном мире, под влиянием которого оказалась Греция. Римская философия во многом явилась хранительницей богатейшей греческой философской мысли.
Наиболее значимыми направлениями римской философии были: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукрецкий Кар), Скептицизм (Секст Эмпирик), Эклектицизм (Марк Тулий Цицерон), неоплатонизм (Плотин).
Именно в этот период сформировались начала христианской философии, заложены основы последующего развития европейской религиозной философии.
Титул Лукрецкий Кар – (около 99-55 до н. э.). Как Эпикур считал, что главная проблема в философии – это проблема счастья. Цель философии указать личности путь к счастью, избавить его от страхов перед богами, смертью, загробным наказанием. Средством достижения счастья является познание, позволяющее рассеять все страхи. Он придерживался взглядов Демокрита, Эпикура об атоме. Очень высоко ценил, защищал атомистическую теорию.
Стоицизм – духовная позиция, основанная на идеях стоиков. Основателем является Зенон из Китиона. Он собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах – отсюда происходит название этой школы. Виднейшими представителями этой школы были: Клеан, Хрисипп, Сенека и др.
Мир (космос) представляется в стоицизме находящимся в бесконечной пустоте одушевленным сферическим телом, разумным существом, организующем все его части в целесообразно устроенное целое. Реально существуют только тела (бестелесными считали значение слов и предложений, пустота, место и время). В мире едином самом по себе, различались два начала: пассивное и активное: «бес – качественное вещество» или субстанция, и все проницающий логос, или бог.
Бог и природа суть одно и тоже, а человек часть этой богоприроды. Все действительное и действующее телесно. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть сама тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом – божество.
Душа человека – часть мировой разумной души, дыхания телесна и пронизывает все тело, а со смертью покидает его, перестает быть носителем личностных свойств. «Ведущая часть души расположена в сердце».
В ней происходят все психологические процессы.
Человеческий разум – часть мирового разума, пожить надо сообразно природе. Правильные, сообразные с природой и разумом, поступки и дела, желание и воздержания – гарантия человеческого счастья.
Одним из стоиков был Эпиктет – бывший раб. Главное у него – выработка и сохранение такой нравственной позиции, при которой человек в любых условиях богатства и нищеты, власти или рабства сохраняет внутреннюю независимость от этих условий и духовную свободу. Другой из стоиков - Марк Аврелий.
Главное у него – выступал по вопросам мироустройства и этики. Считал, что счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внешним миром, в котором все происходит согласно естественному закону, т.е. разуму всеобщей природы – богу.
Одним из крупнейших представителей стоицизма является Сенека Луций Аней (родился около 5 в. до н. э.) – римский философ, поэт государственный деятель, воспитатель Нерона, впоследствии приговоренный Нероном к смерти, но покончил самоубийством.
Как и другие римские стоики, Сенека рассматривал философию не только как систему теоретических взглядов, сколько как учение о достижении нравственного идеала и счастья в жизни; в стоической физике (натурфилософии) его привлекали ее пантеистические аспекты, в которых Сенека искал опору для душевного равновесия. В духе стоицизма Сенека настаивал на телесности всего сущего, в то же время склонялся к представлению о божестве, наделенном чертами личности. Согласно Сенеке, стоический мировой пожар – это возмездие за накопившееся в мире зло. У него встречаются и такие редкие для античности мысли, как возможность безграничного прогресса человеческих знаний. Признавал он и равенство всех людей, в том числе рабов, в то же время с презрением относился к производительному труду и творческой деятельности, ориентированные на материальные потребности людей.
Интересны мысли Сенеки о том, что философия является нравственно-религиозным руководством в жизни. Высшая добродетель – верность самому себе.
Личность Сенеки и его произведения («О милосердии», «О благодеяниях», «Исследования о природе», «О душевном покое», «О счастливой жизни» и др.) способствовали тому, что влияние стоицизма на общественную и литературную жизнь Рима было огромно.
Скептицизм – (от греч. Рассматривающий) философское направление исследующее, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. В обыденном смысле скептицизм – психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздержаться от высказывания категорических суждений.
Скептики не верили в возможность рационального обоснования норм поведения, отрицали объективное существование добра и зла; отвергали существование причины явлений и т.д.
Систематизировал идеи скептицизма древнегреческий философ, врач по профессии Секст Эмпирик.
В своих произведениях «Пирроновы основоположения», «Против ученых», разбирая взгляды ученых разных областей знания, он ищет элементы скептического взгляда на мир. Категорично утверждал, «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности». Поэтому нужно воздерживаться от суждений.
Эклектицизм – (от греч – способный выбирать, выбирающий) – соединение разнородных взглядов, идеей, принципов или теорий. Термин «Эклектика» ввел Потамон из Александрии, назвавший свою школу эклектической.
Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и относительности человеческого познания.
Ярким представителем эклектики является римский оратор, государственный и политический деятель, теоретик, риторик, философ Марк Тулий Цицерон (106-43 до н. э.). Его сочинения являются источником гражданской войны в Риме.
Главной задачей ставил философское просвещение римлян, популяризацию греческой философии. На самом деле идеи Цицерона не лишены оригинальности и представляют собой своеобразное претворение – на римской социально-культурной основе – наиболее гуманистических и реалистических идей греков. Цицерон обосновывает гуманную сущность и высокое социальное значение философской деятельности, отстаивает принцип единства философской теории и практической гражданской жизни («об араторе»). Затрагивая проблемы онтологии натурфилософии, теории познания («О природе богов», «О предвидении», «Учение академиков»). Он уделяет основное внимание вопросам этики и политической теории. К этике он стремился примерить стоический принцип самодостаточности добродетели с перепатическим принципом меры, считая, как Аристотель, «внешние блага», «желательности» человеческого счастья.
Стоическому фатализму Цицерон противопоставлял идею свободы воли и разработал оригинальное учение о нравственности и гражданских обязанностях.
Наилучшей формой государственного правления считал смешанную, которая бы объединяла элементы демократии, аристократии и монархии. (Народное собрание Рима - пример).
Неоплатонизм – последняя форма греческой философии, выступавшая во многих и различных видах (с середины З в. до середины 6 в.). Возникла в последствии смешения учения Платона, а также аристотелевского, стоического, пифагорейского учений с восточной и христианской мистикой и религией. Создателем неоплатонизма является Аммоний Саккос, но значительную роль сыграл Плотин (205-270г.), открыв собственную школу в Риме. Он уделял такое большое внимание одухотворению, что стыдился своего тела. Он выступил систематизатором неоплатонизма. Он исходил из «единого», которое является первосущностью, но не разумом, не предметом разумного познания «Единое» благодаря эманации (истечения) выделяет из себя мировой дух – нус. Нус производит из себя мировую душу; он заключает в себе мир идей, истинный мир, тогда как чувственный мир – есть отражение мира идей. Материя возникает как низкая эманация.
Основные учения: мистически-интуитивное познание высшего, освобождение человека, материально обремененного к чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма. Экстаз – от греческого – быть вне себя; исступление, восторг, высшая степень упоения.Аскетизм – (упражняющий в чем-либо первоначально означала подготовку ответов к состязаниям, тренировку, затем стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками; позже – подавление и умерщвление чувственной природы человека: не только половое воздержание, но и отказ от всех удовольствий в жизни).
Антисфеном (450-360) и Диагеном Синонским (около 330-320 гг.) были заложены основы философского учения киников, расцвет которого приходится на более позднее время.
Именно в этот период сформировались начала христианской философии.
В IV веке киники противопоставляли себя традиционным формам жизни и установлениям полиса, учили ограничивать потребности. Основы правильного поведения, по их мнению, следовало искать в жизни животных и на ранних этапах человеческого общества.
Античную философию в целом можно охарактеризовать в целом следующим образом.
1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен).
2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса это вода, у Гераклита – огонь, у Демокрита – атомы и т.д.).
3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.).
В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «Борьба противоположностей» (Гераклит, Зенон и др.).
В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область – лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).
В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он – центр культуры, ее творец (софисты); его признание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец – умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 289.