Оглавление
Введение...................................................................................................................... 3
1 Теоретические основы бизнес - планирования....................................................... 5
1.1 Бизнес - планирование и его виды................................................................... 5
1.2 Цели, задачи и порядок разработки бизнес - плана....................................... 9
1.3 Структура бизнес - плана............................................................................... 12
2 Организационно-экономическая характеристика ООО КХ «Восход»............... 16
2.1 Общие сведения об организации................................................................... 16
2.2 Структура производства и управления......................................................... 17
2.3 Обеспеченность ООО КХ «Восход» ресурсами............................................ 19
2.4 Основные результаты экономической деятельности..................................... 27
3 Разработка бизнес-плана внедрения в производство ООО КХ «Восход» новой продукции............................................................................................................. 30
3.1 Описание продукта......................................................................................... 30
3.2 План производства......................................................................................... 32
3.3 Финансовое планирование............................................................................. 40
Заключение............................................................................................................... 44
Список использованных источников....................................................................... 46
Приложения.............................................................................................................. 49
Приложение А Устав ООО КХ "Восход"
Приложение Б Бухгалтерская отчетность, 2007 г.
Приложение В Бухгалтерская отчетность, 2008 г.
Приложение Г Бухгалтерская отчетность, 2009 г.
Введение
Целью любого бизнес-плана является желаемый результат деятельности, достигнутый на данном пространстве в пределах некоторого интервала времени, то есть «здесь и сейчас».
Задача бизнес-плана — обоснование концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью.
При этом учитываются условия получения наибольшего экономического эффекта на основе прогнозирования конъюнктуры рынка, разработки стратегии маркетинга, формирования финансовой, организационной политики при реализации проектного предложения, обоснования инвестиционной программы.
Правда, руководители многих предприятий (особенно небольших) склонны считать, что не следует тратить время на так называемое «формальное планирование» (т.е. подробно фиксировать на бумаге всю схему действий), поскольку экономическая ситуация так быстро меняется, что приходится постоянно вносить изменения и дополнения в первоначальную схему. Следовательно, эта часть руководителей полагает, что в быстроменяющихся экономических условиях достаточно неформального планирования, т.е. такого планирования, при котором все держится в уме и нет необходимости тратить время на фиксацию (запись) своих действий.
Однако ученые, а также руководители крупных предприятий относят планирование к деятельности высшего порядка и считают, что формальное планирование предоставляет немало выгод:
- помогает руководству предприятия мыслить перспективно;
- способствует четкой координации предпринимаемых предприятием усилий;
- формирует систему целевых показателей деятельности для последующего контроля;
- готовит предприятие к возможным внезапным рыночным переменам;
- демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.
Итак, есть смысл разрабатывать план даже тогда, когда все время изменяются не только внешние, но и внутренние условия реализации плана, а само планирование превращается в непрерывную корректировку. Планирование необходимо, если мы хотим, чтобы нормальная деятельность предприятия не была нарушена ходом будущих событий. Возможность корректировки планов должна сочетаться с необходимостью адаптации. Адаптация - непрерывное приспособление предприятия к изменяющимся условиям - является ключевой проблемой планирования.
Цель курсовой работы - разработка бизнес-плана выпуска нового продукта действующего сельскохозяйственного предприятия.
Задачи курсовой работы:
1) изучение и анализ теоретических основ бизнес – планирования;
2) организационно-экономическая характеристика предприятия;
3) разработка бизнес – плана предприятия.
Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность конкретного предприятия - ООО КХ «Восход».
Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью крестьянское хозяйство «Восход»
При написании курсовой работы использовались следующие методы анализа: сравнительный анализ, табличный метод, дедукция, абстрагирование, синтез.
В работе использован широкий круг отечественной и зарубежной литературы по проблеме бизнес - планирования в организации.
При написании курсовой работы использовались труды отечественных авторов И. А. Бринк, В. В. Бочарова, О. И. Волкова, А. М. Ковалевой, Г. В. Савицкой, В. В. Ковалева, и др.
Информационную базу курсовой работы составили бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия (бухгалтерский баланс (форма №1), «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2), итоги работы предприятия).
1 Теоретические основы бизнес - планирования
1.1 Бизнес - планирование и его виды
Для предприятий малого бизнеса стратегия развития зачастую связана с идеей производства или реализации нового товара (новой услуги), для обоснования целесообразности освоения которой необходим план нового бизнеса или бизнес-план. В этом случае «стратегия» и «бизнес-план» могут выступать синонимами.
Как утверждают специалисты, источники бизнес - идей — это отзывы потребителей; продукция, выпускаемая конкурентами, мнения работников отдела маркетинга (сбыта) или торговых отделов; публикации органов власти, а также результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, для реализации которых необходимы инвестиции /7, с.15/.
Стратегические бизнес - проекты, содержащие бизнес - идеи и требующие составления бизнес-плана для обоснования целесообразности их реализации, могут быть классифицированы по разным признакам (рис. 1).
Важным этапом в разработке концепции проекта выступает этап определения цели проекта. Для каждого проекта может бы построено множество взаимосвязанных целей, отражающих структуру самого проекта и целеполагание основных его участников.
Переход от стратегических целей организации к целям проектов, а затем и к целям бизнес-плана, осуществляется методом декомпозиции, или каскадирования, как это принято говорить при разработке сбалансированной системы показателей реализации стратегии в целом и стратегических проектов в частности.
Бизнес-планирование определяется потребностью руководителя организации в детализации перспектив развития, позволяющей не только просчитать возможные риски, но и представить исполнителям перспективу их деятельности /5, с. 21/.
Рисунок 1 - Типология бизнес - проектов
Бизнес-планирование — самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством, бизнесом.
В общем виде бизнес-план представляет собой системную оценку перспектив развития организации, основанную на результатах анализа факторов внутренней и внешней среды.
Сам процесс планирования побуждает предпринимателя объективно взглянуть на свой бизнес со всех сторон. План — это хорошо проложенный маршрут с установленной очередностью действий и приоритетов в пути следования по этому маршруту в условиях ограниченности ресурсов. Сочетание достоинств и выгод бизнес - планирования представлены в таблице 1 /18, с. 59 - 60/.
Внешние потребности организаций в бизнес - планировании связаны с борьбой за финансовые ресурсы и необходимостью обеспечивать прозрачность ожидаемой доходности для инвесторов /8, с. 19/.
Потребности предпринимательства, когда подразделения организации самостоятельно планируют свою деятельность в рамках согласованного бюджета.
Таблица 1 - Сочетание достоинств и выгод бизнес - планирования
ДОСТОИНСТВА | ВЫГОДЫ |
Бизнес-план: — определяет направление деятельности организации; — содержит долговременные и краткосрочные цели развития; — выделяет номенклатуру и показатели товаров, услуг и издержки по их созданию и реализации дает оценку мотивации труда требованиям по достижению поставленных целей; — определяет содержание маркетинговой политики организации; — обеспечивает способы максимизации прибыли в конкретных условиях; — дает оценку материального и финансового положения организации; — обозначает угрозы внешней среды, которые могут помешать реализации бизнес-плана. | Бизнес-план: — заставляет руководителей организации активно заниматься ее перспективами; — позволяет координировать усилия по достижению поставленных целей; — устанавливает показатели деятельности, необходимые для контроля за реализацией плана; — побуждает определить место бизнес-плана в общей стратегии развития организации; — улучшает адаптационные свойства организации по отношению к переменам на рынке; — устанавливает персональную ответственность руководителей всех уровней по обеспечению достижения доведенных до них целей |
Обобщенные виды бизнес-планов могут быть следующими:
1) бизнес-план организации;
2) бизнес-план структурного подразделения организации;
3) бизнес-план как заявка на кредит;
4) бизнес-план как заявка на грант;
5) бизнес-план инвестиционного проекта;
6) бизнес-план развития региона /29, с. 32/.
В бизнес-плане организации описаны перспективы ее развития на предстоящий плановый период с указанием основных бюджетных и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиционных или других ресурсов.
Бизнес-план структурного подразделения или центра финансовой ответственности представляет собой план развития хозяйственной деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста прибыли, оставляемой в распоряжении подразделения.
Бизнес-план как заявка на кредит предназначен для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.
Бизнес-план как заявка на грант предназначен для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов на решение острых социально-экономических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для общества от выделения ресурсов под заявляемый проект.
Бизнес-план инвестиционного проекта представляет собой обоснование для потенциального инвестора стратегии освоения рынка и предполагаемых финансовых результатов. Он составляет основу для переговоров с потенциальными инвестором и партнером для выяснения степени их заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.
Бизнес-план развития региона содержит обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.
Иная классификация бизнес-планов основана на бизнес - линиях в деятельности организации, ориентации на развитие организации и бизнес-планы специального характера (рис. 2).
Рисунок 2 - Типология бизнес-планов по объектам бизнеса /32, с. 17/.
Таким образом, бизнес-план занимает важное место в системе управления организацией и дает руководителю реальную возможность выбора, а «текучка» и работа без плана лишают его такого выбора. К тому же если организация стремится найти инвесторов (партнеров), ей кроме строгого представления о предлагаемом бизнесе необходимы аргументы для потенциальных инвесторов (партнеров) в пользу того, что она способна наладить новое дело и эффективно управлять им. Именно этим целям служит выработанная в мировой экономической практике форма бизнес-плана — планового документа, имеющего многоцелевой характер: для обоснования нового бизнеса, определения перспектив развития, формирования активов организации.
1.2 Цели, задачи и порядок разработки бизнес - плана
Целью любого бизнес-плана является желаемый результат деятельности, достигнутый на данном пространстве в пределах некоторого интервала времени, то есть «здесь и сейчас».
Задача бизнес-плана — обоснование концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью.
При этом учитываются условия получения наибольшего экономического эффекта на основе прогнозирования конъюнктуры рынка, разработки стратегии маркетинга, формирования финансовой, организационной политики при реализации проектного предложения, обоснования инвестиционной программы.
В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи:
— уточняются правовые аспекты, нормативы, ограничения, требования муниципальных органов;
— приводится анализ исходных материалов: ситуационного плана, показателей технического состояния бизнеса (если приобретается действующий бизнес), социальных условий и демографического состава населения и т. д.;
— рассматриваются размеры возможных потерь, связанных с организацией и развитием данного бизнеса, компенсационными выплатами, а также упущенной выгодой (например, при досрочном прекращении аренды муниципальных объектов коммерческими структурами);
— формируется инвестиционная программа проектного предложения нового бизнеса с анализом возможных вариантов;
— определяются формы и условия реализации проектного предложения;
— прогнозируются условия производства продукции (услуг) предприятиями, формируемыми на данной территории, получения ими прибыли, а также (финансовых поступлений в бюджет (налоги, сборы, выплаты и др.);
— определяются показатели экономической, коммерческой и бюджетной эффективности проектного предложения, а также его социальной и экологической результативности;
— разрабатывается стратегия маркетинга;
— формируется план финансирования и организации функционирования объекта;
— определяются условия, формы, сроки развития бизнеса;
— уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования;
— подготавливается резюме, в концентрированном виде излагаются основные характеристики, параметры и показатели проектного предложения, его преимущества, получаемые доходы, инвестиционные и эксплуатационные затраты, их структура по источникам финансирования, размеры и сроки финансовых поступлений в городской бюджет и внебюджетные фонды /22, с. 18 - 19/.
Составление бизнес-плана имеет свою специфику (например, бизнес-план в строительстве отличается от бизнес-плана в транспорте или торговле), но их структура не будет существенно различаться, за исключением некоторых дополнений (например, планирование использования мощностей (вместимости гостиницы, стадиона, зрительного зала), оборудования (прачечной, химчистки), выпуска продукции (багетной или переплетной мастерской, изготовления визитных карточек, буклетов) и т. п.).
Бизнес-план разрабатывается в соответствии с заданием на его составление, выдаваемым заказчиком (или по его поручению — проектной организацией, автором проектного предложения) с учетом результатов маркетинговых исследований, проводимых разработчиком бизнес-плана /9, с. 12/.
Расчет основных натуральных и стоимостных показателей бизнес-плана включает следующие процедуры (операции):
— определяются (устанавливаются) основные натуральные параметры (единицы продаж, количества услуг, общей площади объекта, территории и отдельных участков, протяженности инженерных сетей и т. д.);
— производится распределение указанных параметров в соответствии с очередностью развития бизнеса (например, размещения акций или освоения территории по отраслям и объектам);
— то же, по формам собственности и видам работ;
— с помощью базовых удельных показателей (БУП) определяются размеры единовременных (инвестиционных) и текущих (эксплуатационных) затрат и объемов выпуска продукции (услуг);
— производится распределение указанных затрат и доходов по отраслям, видам товаров и услуг, объектам, очередям и годам;
— то же, по формам собственности.
В аналогичной последовательности осуществляется определение и распределение доходов. Результаты расчетов приводятся в составе соответствующих глав (разделов, блоков) бизнес-плана.
Бизнес-план, как правило, разрабатывается в три этапа.
На первом этапе осуществляется сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, а также прорабатываются альтернативные варианты проектных решений.
На втором этапе формируется инвестиционная программа, в составе которой производятся расчеты единовременных и текущих затрат и доходов с распределением их по формам собственности, очередям развития и реализации с последующим дисконтированием.
На третьем этапе на основании собранной информации рассматриваются показатели эффективности проектного предложения по данному бизнесу. Бизнес-планы оформляются в виде текстового, табличного и графического материала /19, с. 18/.
1.3 Структура бизнес - плана
В зависимости от цели составления бизнес-плана разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана /32, с. 19/.
На предприятии разрабатываются два варианта бизнес-плана: официальный и рабочий бизнес-план. Бизнес-план — официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т. д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, потому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана — официальный и рабочий бизнес-план. В рабочий бизнес-план включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний формулирования своих идей до расчетов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана.
Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Рассмотрим один из вариантов:
1) Резюме.
2) Предприятие.
3) Продукция.
4) Рынок сбыта.
5) Конкуренция.
6) Маркетинг.
7) Производство.
8) Организация, управление, кадры.
9) Финансы.
10) Оценка риска и страхование /19, с. 22/.
Резюме. В резюме внимание должно быть нацелено на главные результаты и выводы бизнес-плана в целом и каждого его раздела, включая возможный риск и пути его преодоления.
Исходные данные. В данном разделе определяются функциональные особенности, местоположение, технические параметры, условия организации и развития бизнеса, издержки, связанные с этим. Рассматривается влияние внешних и внутренних факторов на формирование бизнеса (проектного предложения).
Оценка рыночной конъюнктуры. Содержит общую характеристику современного состояния и тенденций макроэкономических процессов в сфере данного бизнеса; прогноз динамики спроса на аналогичные товары (услуги), анализ уровня цен, возможностей удовлетворения спроса; прогноз коммерческой деятельности фирм, привлекаемых к организации и развитию данного бизнеса.
Стратегия маркетинга. Включается описание целей, маркетинговой ситуации, программы осуществления стратегии, (состав, содержание и последовательность мероприятий по ее реализации), отражения влияния на принимаемые решения положительных и отрицательных факторов (инфляционных процессов, возможных рисков и т. п.), формирования ценовой политики, путей адаптации, мероприятий и средств их реализации применительно к меняющейся маркетинговой ситуации.
Организационно-финансовый механизм. Содержит описание инвестиционной программы с подразделением на блоки и этапы организации и развития бизнеса, при необходимости,— с подразделением их по форме собственности и источникам финансирования.
Определение затрат. Приводится расчет единовременных и текущих затрат по реализации проектного предложения с учетом дисконтирования и прогнозируемых индексов инфляции. Показатели затрат подразделяются по источникам финансирования, при необходимости — с выделением бюджетных и внебюджетных средств.
Определение доходов. В разделе приводится расчет объемов производства, себестоимости продукции (работ, услуг), определяются условия ценообразования, налогообложения, получения валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и прогнозируемых индексов инфляции, по единовременным поступлениям в бюджет и внебюджетные фонды (плата за право аренды земли и объектов муниципальной недвижимости, продажа существующих и новых объектов и т. д.).
Формирование потока чистых средств. Приводится расчет потока чистых средств, образованных в результате инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, осуществляемой в процессе развития бизнеса, реализации товаров (услуг) с распределением по годам расчетного периода нарастающим итогом, начиная с первого года инвестирования. Поток чистых средств формируется на основе балансов единовременных и текущих расходов (активов и пассивов), поступлений в бюджет, выплат по кредитным обязательствам, страхованию и т. п.
Оценка экономической, бюджетной, коммерческой и социальной эффективности инвестиций. Приводится расчет показателей эффективности и их интерпретации: срок окупаемости (Ток) вариантов проектного предложения, чистая текущая стоимость (ЧТС) проекта, индекс доходности (ИД) инвестиций, внутренняя норма рентабельности (ВНР) проекта, точка безубыточности (ТБ) проекта и других показателей, характеризующих экономическую, коммерческую, бюджетную и социальную эффективность.
Страхование коммерческого риска и юридическая защита. Определяются типы рисков, условия их возникновения, возможный ущерб. Рассматриваются возможности предотвращения (снижения) рисков, формы и условия страхования, величины страховых выплат.
Блок-схемы назначения и применения бизнес-плана за рубежом и в отечественной практике могут быть различными в деталях, но в принципе они одинаковы (табл. 2) /32, с. 26 - 27/.
Таблица 2 - Принципиальный состав разделов и цели бизнес-плана
Наименование раздела | Состав раздела | Цель |
Резюме | Результаты и выводы бизнес-плана | Объективная оценка продукции, деятельности фирмы |
Исходные данные и характеристика | Функциональные особенности; местоположение; условия использования территории и другой местной ситуации | Основание для анализа и расчетов |
Прогноз конъюнктуры рынка | Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере | Прогноз коммерческой деятельности фирм, стратегии и тактики |
Стратегия маркетинга | Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии | Влияние положительных и отрицательных факторов спроса, покупательской способности, формирование ценовой политики |
Организация работ и финансирование | Блоки и этапы программы; организация работы; установление форм собственности; виды и источники финансирования | Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа) |
Определение затрат | Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с распределением по источникам финансирования | Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям |
Определение доходов | Виды производства, себестоимость работ (услуг), ус- | Объемы производства, себестоимость работ (услуг) и т.д. |
Формирование потока чистых средств | План и структура управления бизнесом | Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов |
Оценка экономической, коммерческой, социальной эффективности | Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат; рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта, возврат кредита и другие показатели | Экономическая, коммерческая, бюджетная, социальная эффективность инвестиций |
Страхование коммерческого риска и юридическая защита | Типы риска, условия его возникновения, возможный ущерб | Механизм предотвращения риска, формы и условия страхования |
План реализации | Рациональный план peaлизации проекта с распределением затрат во времени, видами бизнеса, собственности | Обеспечение выполнения и контроль за ним |
Описание продукта
При нелегком экономическом положении в стране люди тратят деньги в основном на питание. Искусственное разведение грибов для пищевых целей имеет многовековую историю. Широкое распространение получила культура «Вешенка обыкновенная». Вешенка — замечательный гриб, плодовые тела вешенки, безусловно, ценный продукт питания. Она содержит все необходимые организму человека вещества: (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины). В грибах содержится до 8% минеральных веществ: калий, фосфор, нуклеиновые кислоты, железо, кальций, кобальт медь, натрий и ряд других элементов необходимых человеческому организму. Грибы вешенка обладают отменными вкусовыми качествами и питательными свойствами. Грибы обладают бактерицидным действием, способствуют выведению из организма человека токсинов и радиоактивных элементов, повышают потенцию у мужчин, борются с раковыми клетками, нормализуют давление.
Грибы широко применяются в диетическом питании. Употребление блюд из вешенки способствует снижению холестерина.
Грибы можно варить, жарить, солить, мариновать, использовать в первых блюдах, салатах.
Реализация грибов возможна через рестораны, кафе, столовые, продовольственные магазины, рынки и население. Данный продукт будет пользоваться спросом.
Для осуществления проекта мы провели мониторинг данного вида продукции на территории Краснодарского края, который показал недостаточное насыщение рынка при довольно динамично растущем спросе на грибы.
Привлечь клиентов ООО КХ «Восход» рассчитывает:
1. Качеством продукции.
2. Доброжелательностью по отношению к клиентам и поставщикам.
3. Гибкой системой скидок для постоянных клиентов.
4. Доступными ценами в розничной торговле.
5. Увеличением объема производства - снижением цены.
Продукт предназначен для реализации оптово-розничной сети рынков Адыгеи и Краснодарского края.
В дальнейшем планируется расширить рынок сбыта путем расширения производства и заготовки, переработки продукции (консервирование и т.д.).
В России разведение грибов переживает сейчас настоящий бум. Множество фирм и частных предпринимателей вкладывают средства в создание грибных цехов. За прошедшие 10 лет производство грибов в России утроилось, но ее внутренний рынок по - прежнему далек от насыщения и спрос значительно превышает предложения. Сейчас выращивают грибы более чем в 70 странах мира. Если в развитых странах годовое потребление выращиваемых грибов составляет около четырех килограммов на одного человека, то в странах СНГ оно не превышает 100 грамм на человека.
Выращивать грибы вешенка в несколько раз проще и дешевле - это интересный бизнес, творческий, имеющий хорошую перспективу. Что касается дохода, то выращивание грибов является самой рентабельной отраслью сельского хозяйства и составляет не менее 50% прибыли.
Приняв решение, мы решили открыть свой бизнес - выращивание грибов вешенка в домашних условиях. Этот товар пользуется огромным спросом на рынке.
Вешенка представляет собой интерес для выращивания из-за высокой урожайности и отличных вкусовых качеств. При этом не требуются большие площади. Материальные затраты минимальны при высокой рентабельности круглый год. Выращивание вешенки безотходное производство отработанные мешки с грибницей раскупает население для удобрения огорода, т.е. речь идет о том самом конкурентоспособном деле, которое в случае удачи может стать делом семейным, приносить удовольствие, пользу и доход. Чтобы получить хорошую прибыль необходимо совершенствовать технологию выращивания грибов, позволяющую повысить производство и продажу материала. Из-за инфляции в стране мы не планируем снижать цены в 2011 году, но можем оставить их на уровне 2010 года, в результате рентабельности вырастет, а низкие цены нас сделают наиболее конкурентоспособными.
Из контрольных показателей и исчислений финансов: (объема продаж, доходов и затрат) - банковский кредит, взятый на один год в сумме 100 000 под 19% годовых ООО КХ «Восход» может вернуть за 2011 год. Для реализации данного проекта потребуется 116 821 рубль. Срок окупаемости данного проекта - 12 месяцев.
План производства
Все необходимое сырье и оборудование для выращивания грибов вешенка ООО КХ «Восход» будет закупать в специализированных магазинах. Все сотрудники предприятия пройдут специализированное обучение и стажировку в учебном центре г. Краснодара с получением диплома, также будут общаться с крупными производителями для получения от них необходимых методических пособий, рекомендаций для успешного роста нашего производства. Изначально имеет смысл организовать на территории хозяйства опытное производство грибов, в случае успеха - расширить производство. Рассмотрим вариант организации опытного производства и произведем все необходимые расчеты.
Таблица 11 - Необходимое оборудование для выращивания грибов и их цены
Наименование | Кол-во | Цена, руб. | Сумма, руб. |
1. Вентилятор | 2 шт. | 400 | 800 |
2. Кондиционер (сплит -система) | 1 шт. | 7200 | 7200 |
3. Теплица | 1 шт. | - | 12761 |
4. Отопление (трубы) | 40м2 | 98 | 3920 |
5. Котел | 1 шт. | 4600 | 4600 |
6. Насос | 1 шт. | 4500 | 4500 |
7. Огнетушитель | 1 шт. | 500 | 500 |
8. Контрольно-измерительные приборы | 3 шт. | 50 | 150 |
Итого: | 34431,00 |
Для приготовления одного грибного блока (при использовании ПЭ-Та 350 мм х 750 мм) необходимо 2,5 ведра сухого субстрата - 8 кг.
На создание одного блока (один мешок) потребуется 0,2 кг. (200 гр.) - мицелия - посадочного материала. На нашу теплицу потребуется 160 блоков.
Приблизительно на 16 день со дня посева появляются зачатки (примордии) которые за 5-10 дней развития вырастают в триб стандартных размеров. При соблюдении микроклиматических параметров урожайность составляет от 25% до 35% в первый месяц. После сбора урожая следующая волна плодоношения через 10 дней. Грибные блоки способны к плодоношению около 2-х месяцев, однако урожайность резко снижается: во второй месяц от 15 % до 25 %, а в третий от 15 % до 10% с одного субстрата (1 мешка - блока) считают от веса блока 8 кг х 0,25% = 2 кг — готовой продукции.
Одна машина сырья для субстрата (лузги подсолнечника со стоимостью бензина) стоит 500 руб.
Таблица 12 - Необходимое сырье для выращивания одного блока
Наименование | Кол-во | Цена, руб. | Сумма, руб. |
1. Мешок пэт | 1 шт. | 3,5 руб. | 3,5 |
2. Мицелий (посадочный материал) | 0,2 кг. | 50 руб. | 10 |
3. Субстрат (лузга подсолнечника) | 8кг. | 0,5 руб. | 4 |
4. Биологические добавки (известь, удобрение) | - | - | 15 |
Итого: | 32,5 |
Исходя из размеров экспериментальной теплицы ООО КХ «Восход», помещается 160 блок на 1 цикл (месяц).
1) 32,5 руб. х 160 = 5 200 руб. - необходимо на сырье (1 месяц)
2) 5200 руб. х 12 = 62 400 руб. - необходимо на 1 год.
3) Берем среднюю величину выхода готового продукта с 1 блока 2 кг грибов:
2 кг х 160 мм = 320 кг. - выход продукции в месяц.
4) 320 кг х 12 мес. = 3840 кг - выход продукции за год.
62 400 руб. : 3840 кг = 16,25 руб. - 1 кг грибов.
Стоимость сырья для выращивания: 1 блок - 32,5 руб. - где (2 кг выход продукции) 1 кг грибов : 32,5 руб. : 2 кг = 62,25 руб. 320 кг : 30 дней = 10,6 кг - выход за 1 день.
Затраты на строительство для осуществления производства - затраты на строительство, электро – тепло - водоснабжения теплицы, котельной и холодильника.
Теплица расположена на территории хозяйства ООО КХ «Восход». Имеет размер 3x15x1,60 м = 72 м2 (площадь).
Она состоит из сварного металлического каркаса с деревянными лагами, накрытая полиэтиленовой пленкой, имеет свое электро-, водо- и теплоснабжение.
Для изготовления теплицы потребовалось
— Прут металлический
д.6 см = 300 метров х 8 руб./метр 300 х 8 = 2400 руб.
д.8 см = 44 метров х 12 руб./метр 44 х 12 = 528 руб.
— проволоку вязальную д. 3 мм. = 50 метр х 3 руб./метр. 50 х 3=150 руб.
— круг отрезной 4 шт. х 30 руб./шт. 4 х 30 = 120 руб.
— электроды д. 4 мм. 10 кг. х 40 руб./шт. 10 х 40 = 400 руб.
— Брус 0,05 х 0,03 х 5 10 шт.
0,075 м2 1 куб. стоит 3200
0,075 х 3200 = 240 руб.
— Работа сварщика 2000 руб.
— Работа столяра 500 руб.
— Затрачено при проведении монтажа электроэнергии
15 часов х 2 квт /час. Итог: 30 кВт
30 кВт х 2,20 руб. = 66 руб.
Освещение в теплице состоит из:
Электропровода 20 метров х 8 р/метр =160 руб.
Электропатроны 10 шт. х 7 р /шт. = 70 руб.
Лампочки 10 шт. х 5 р/шт. = 50 руб.
Розетки 2 шт х 30 р/шт = 60 руб.
Лампочки мы взяли из расчета 2 шт. х 100 Вт на 15 м2.
Отопление паровое трубное
Установка котла 2000 руб.
Электроды 40 руб./кг 1 х 40 = 40 руб.
Отрезной круг 30 р/шт.
1 х 30 = 30 руб.
Работа сварщика 1000 руб.
Электроэнергии будет потрачено на проведение работ 4 часа : кВт/ч. = 8кВт/ч
8 кВт/ч х 2,20 руб. = 17 руб.
Теплица накрыта двумя слоями полиэтиленовой пленки, оббитой штапиком.
1 слой равен 50 м/п, 2 слоя - 100 м./пог.
Стоимость 1 м/пог. = 8 руб.
8 х 100 = 800 руб. - стоимость пленки
израсходовали штапика 100 метров
1 метр стоит х 0,50 коп = 0,50 х 100 = 50 руб.
гвозди 0,10 кг. х 24 р/кг = 2,40 руб.
работа 500 рублей
Водоснабжение
Труба д.20 стоимость 8 руб. метр
20 метров х 8 = 160 руб.
сгоны 2 шт. х 30 = 60 руб.
краны 4 шт. х 25 = 100 руб.
обратный клапан 1 шт. х 65 = 65 руб.
Забивка скважины 1000 руб.
Труба 7 м. д.57 — 1 метр стоит 90 руб.
7 х 90 = 630 руб.
монтаж 500 рублей
Общий итог: 12 761 руб.
Расчет электроэнергии теплицы:
Электричество (тариф 120 руб. - 1 кВ/ч.)
Вентиляторы: (время работы с четом естественной вентиляции)
2 шт. - количество, 0,200 Вт/ч - мощность 1 вентилятора
2 х 0,200 = 0,400 Вт/ч. - мощность двух вентиляторов
3 часа - время работы в день двух вентиляторов
3 х 0,400 = 1,200 (Вт./ч) - расход электроэнергии в день
1,200 х 2,20 = 2,64 руб. - стоимость эл. энергии за 1 день.
Лампочки
10 шт. х 100 Вт. = 1 вКт /ч. = 2,20 руб. (свет нужен только на этапе плодоношения на 8-10 часов, а также естественное освещение)
10 дней длится плодоношение, значит нужно:
10 кВт/ч х 10 дней =100 кВ/ч расход на весь период плодоношения, а так как цикл у нас рассчитан на 30 дней то 100 : 30 = 3,3 кВ/ч - расход эл. энергии на освещение в день.
3,3 х 2,20 = 7,3 руб. - стоимость эл. энергии освещения в день.
Насос
600 Вт/ч - расход эл. энергии насоса
Время работы насоса по технологии процесса не более 1 часа в сутки, значит 600 Вт х 1 х 2,20 = 1,32 руб. стоимость эл. энергии израсходованной насосом за 1 день.
Сплит - система (холодильная камера)
Выбранная нами модель расходует 1,5 кВ/ч электроэнергии, время работы 4 часа в день, значит:
4 х 1,5 х 2,20 = 13,2 (руб.) - стоимость электроэнергии израсходованной кондиционером за 1 день.
Общий итог:
Вентилятор - 2,64 руб.
Лампочки - 7,30 руб.
Насос - 1,32руб.
Сплит-система - 13,20руб.
Капитальные вложения при строительстве и отделке котельной холодильника.
Для хоз. постройки решили возвести блочные стены полублочную перегородку с установкой двух оконных и двух дверных блоков.
Для фундамента необходимо выкопать траншею размером 14 х 0,40 х 0,25 м.
строительный объем 1,4 м3.
1,4 м3 х 350 руб. (тариф за копку) = 490 руб.
поставили опалубку, для этого купили 0,5 м3 материала
0,5 м3 х 3200 (цена за куб леса) = 1600 руб.
этот лес у нас потом уйдет на потолок.
Гвозди:
д.50 - 5 кг х 14 (руб. стоимость 1 кг) = 70 руб.
д. 100 - 3 кг х 28 (руб. стоимость 1 кг) = 84 руб.
д.150 (шиферные) - 3 кг х 38 (руб. стоимость 1 кг) = 114 руб.
Гвозди куплены с учетом расхода на всю стройку.
Для стройки купили 2 ведра х 57 руб./шт. = 57x2= 114 руб.
2 лопаты х 145 руб./шт. = 145 х 2 = 290 руб. Так же приобрели:
Машину гравия 1 шт. х 600 руб.
Машину песка 1 шт. х 800 руб.
Цемента на фундамент 17 мешков х 130 руб. = 2210 руб.
(из расчета 6 мешков на 1 м3)
Размеры фундамента с опалубкой 14 х 0,40 х 0,50 = 2,8 м3
6 х 2,8 м3 = 17 (мешков)
За работу заплатили строителям
2,8 м3 х 1000 руб. тариф за заливку 1 м3 = 2 800 руб.
200 руб. за установку опалубки.
Для гидроизоляции стен приобрели 1 рулон рубероида
1 рулон х 160 руб. = 160 руб.
Для возведения стен мы купили блок 333 шт. х 14 (руб. стоим. 1 шт.) = 4655 руб.
Полублок 93 шт. х 8 (руб. стоим. 1 шт.) = 744 руб.
По общему строительному объему: на 1 м2 уходит 12,5 шт. (блока и полублока) их размеры:
0,20 х 0,20 х 0,40 = 0,016 м3 объем блока
0,20 х 0,08 х 0,40 = 0,0064 м3 объем п/блока
Общий строительный объем стен равен 42,5 м3 это с учетом что мы вычли 2 окна размером 1,40 х 1,50 =2,1 м3 кубатура окна
2.1 х 2 = 4,2 м3 кубатура двух окон
и 2 двери размером 2,10 х 1,00 = 2,10 м2 кубатура двери
2x2,1 — 4,2 м кубатура двух дверей
4,2 + 4,2 = 8, 4 м3 кубатура окон и дверей.
42,5 - 8,4 = 34,1 м2 осталось объема стен из блока и полублока.
На кладку купили 10 мешков цемента (расчет вели по таблице на упаковке цемента по кладочным смесям)
10 мешков х 130= 1300 руб. за цемент.
При возведении стен мы заплатили строителям:
Блок 333 шт. х 8 (руб. цена за кладку 1 блока) = 2664 руб.
П/блок 93 шт. х 5 (руб. цена за кладку 1 п/блока) = 465 руб.
Так же строителям мы заплатили за выполнение стяжки в обоих помещениях 12 х 0,05 = 0,6 м3, где
12м3 -стяжки,
0,05 м — толщина стяжки
0,6 м — общий объем
При этом мы купили еще цемента 3 мешка х 130 = 390 руб.
За выполнение стяжки заплатили из расчета 60 руб. - 1 м2.
12 (общ кв.) х 60 руб. = 720 руб.
Приобрели:
2 готовых стеклянных оконных блоков размером 1,40 х 1,50 по цене 2500 руб./шт.
Итого: 2 х 2500 = 5000 руб. - общая стоимость
2 дверных готовых полотна с коробкой и фурнитурой по цене 2300 руб./шт.
Итого: 2 х 2300 = 4600 руб. - общая стоимость
За установку, подгонку столярных изделий заплатили плотнику 1500 руб.
После окончания каменных работ мы приступили к монтажу крыши. Для этих целей купили 10 обрезных балок размером 150 х 0,50 х 6 м. (для стропил и мацэрлата).
Проволоки д. 5 см - количество 20 метров для крепления мацэрлата.
20 метров х 8 (руб. стоимость 1 метра проволоки) =160 руб.
Стоимость 10 балок мы взяли из учета стоимость 1м3- обрезного леса = 3200
1 м3 = 3200
1 доска = 150 х 0,50 х 6 = 0,045 м" - квадратура 1 доски
10 х 0,045 = 0,45 м3 - квадратура всех досок
1440 — стоимость леса.
Купили брус 0,5 х 0,4 х 6 м. в количестве 50 метров по цене 9 р./пм.
Итог: 50 метров х 9 руб. = 450 руб.
Шифер для площади крыши 20 м2
5 м х 4 м = 20 м. - площадь крыши
квадратура 1 шиферного листа равна 1,75
20 м. : 1, 75 = 12 листов
1 лист стоит 100 рублей
100 руб. х 12 листов = 1200 руб.
За изготовление крыши мы заплатим плотникам из расчета 90 руб./м2 (это с учетом изготовления потолка, стропил и установкой коньков стоимостью 200 руб./пара)
Общий итог: 90 руб. х 20 = 1,800 (руб.)
Отделочные работы
Проводка, установка электроприборов:
1) провод 10 м. х 8 руб. = 80 руб.;
2) 2 розетки х 30 руб. = 60 руб.;
3) установка, подключение счетчика 3000;
4) работа электрика = 500 руб.;
Штукатурка
Общий строительный объем 42,5 м
42,5 м2: 2 (кол-во комнат) = 21,25 м2
т.к. одну комнату (котельную) только штукатурили по цене
60 руб. х 1 м2 = 21,25 х 60 руб. = 1275 руб. - это заплатили за штукатурку котельной.
В другой комнате, это склад — холодильник, положили кафельную плитку 1 м2 плитки купили по цене 100 рублей.
21,25 (м2 площади) х 100 (руб. стоим) = 2125 руб.
За работу отделочникам заплатили по этой же цене, что составляет 2125 руб.
Общий итог стройки равен (с работой и материалом)
Фундамент 10 372 руб.
Стены 9 988 руб.
Крыша 5 050 руб.
Отделка 21 375 руб.
Общий итог: 46 785 руб.
В обязанности персонала по выращиванию грибов будет входить: следить за температурой воздуха; проветривание помещения; поддерживание влажности помещения (полив); внесение органических добавок (опрыскивание); обработка помещения (уборка); сбор урожая; хранение продукта; упаковка продукта; реализация продукта.
3.3 Финансовое планирование
Продукция производства грибов ООО КХ «Восход» будет реализовываться через рынки, магазины, бары, кафе и оптовых покупателей Адыгеи и Краснодарского края.
Ценообразование: при установлении цены на продукцию ООО КХ «Восход» будем использовать «затратный метод», который включает в себя себестоимость + прибыль, но не будем также забывать об уровне текущих цен.
Условно постоянные расходы (рассчитанные на один год).
1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование сотрудников из расчета (150 рублей). 150 х 12 мес. х 2 чел. = 3600 руб.
2. Кредит и процент к нему.
Необходимо взять в банке кредит 100 000 руб. х 19 % = 19000 руб.
3. Амортизационные отчисления основных средств (из расчета 100 %)
34431 руб. х 100 % = 34431 руб.
4. Капиталовложения в строительство помещения (котельная, холодильная камера) всего: 46 785,00 руб.
5. Плата за электроэнергию (1 кВт х 2,2 руб.)
24,6 руб. расход за 1 день = 24,6 р. х 30 дн. х 12 мес. = 8805 руб. за год.
6. Оплата за отопление помещения (м3 х 3 р.) отопительный сезон 7 месяцев, в 1 месяц уходит приблизительно 200 м3 х 7 мес.= 4200 руб. в 1 год.
Итого постоянные расходы за 1 год = 116 821 руб.
Материальные затраты
На производство 1 кг грибов:
Выход за 1 день - 10,6 кг грибов.
1) Средняя стоимость 1 кг продукта — 16,25 руб.
2) Отопление: 4200 руб. : 365 дней = 11,5 руб.
11,50 руб. : 10,6 кг = 1,08 руб.
3) Электроэнергия 24,46 руб. : 10,6 кг = 2,30 руб.
4) Прочие средства (для обработки помещения перед посевом 500 руб. на 1 квартал = 2000 руб. в год) за 2000 руб. : 365 дней = 5,5 руб.
Итого: 25, 13 руб.
Себестоимость: 25,13 руб.
Расчет цены: примем прибыль, равную 25 % от затрат тогда цена равна
25,13 х 1,25 = 31,41 руб.
Налог на добавленную стоимость включается (из расчета 10 %):
(31,41 руб. - 16,25) х 0,1 = 1,51 руб. т.к. налог на добавленную стоимость включается в переменные затраты составляют: 16,25 руб. +1,5 руб. = 17,75 руб.
Цена за 1 кг грибов равна 31,41 руб. + 1,51 руб. = 32,92 руб. или 33,0 руб.
С учетом рыночных цен на грибы можно поднять цену до 50 рублей за 1 кг грибов.
Прогноз объемов реализации, возможные доходы и затраты представлены в таблицах 13 и 14.
Таблица 13 - Прогноз объемов реализации
Наименование | Кварталы | Всего за 2011 г. | |||
I | II | III | IV | ||
1 Объем продаж, кг | 960 | 960 | 960 | 960 | 3840 кг |
2 Цена, руб. | 50,00 | 50,00 | 50,00 | 50,00 | 50,0 |
3 Выручка, руб. | 48000,00 | 48000,00 | 48000,00 | 48000,00 | 192000 |
Всего: 192 000, 00 руб. |
Таблица 14 – Возможные доходы и затраты
Показатели | Кварталы | Всего за 2011 г. | |||
I | II | III | IV | ||
1 Выручка от реализации, руб. | 48000,00 | 48000,00 | 48000,00 | 48000,00 | 192000 |
2 Затраты на производство, руб. | 29205,25 | 29205,25 | 29205,25 | 29205,25 | 116321 |
3 Прибыль от реализации руб. | 18794,75 | 18794,75 | 18794,75 | 18794,75 | 75179 |
4 Налог 15%, руб. | 2819,06 | 2819,06 | 2819,06 | 2819,06 | 11276,85 |
5 Чистая прибыль руб. | 15975,50 | 15975,50 | 15975,50 | 15975,50 | 63902,15 |
Анализ безубыточности:
X - Ипост / Ц- Иперем X = количество проданных единиц продукции
192000 : 50 - 17,7 = 3822,8
3822,8= 30 дн.: 10,6= 12 м.
Для начала данного бизнеса ООО КХ «Восход» не только потребовались собственные средства, но и пришлось взять в банке кредит в сумме 100 000 руб. под 19% годовых.
Рассчитаем по формуле
P = S х 1 + i, где
Р - сумма долга с процентами
S - номинальная сумма кредита, то есть получаемая заемщиком на руки
i - процент годовых, заданных в долях за 1 год.
Р = 100000 х (1 + 19%) = 119 000 руб.
В будущем мы хотим претворить наш бизнес-план в деятельность ООО КХ «Восход», так как мы думаем, что выращивание грибов — это прибыльное дело и является рентабельной отраслью.
В таблице 15 представлены возможные риски и способы их устранения.
Таблица 15 – Возможные риски и способы их устранения
Возможные (вероятные) риски | Способы их устранения: |
Факторы микросреды | |
1. Просчеты предпринимателя | Стремиться в процессе деятельности свести их к минимуму |
2. Нарушение обязательств со стороны других участников предпринимательской деятельности | В случае нарушения при заключении договоров предусмотреть штрафные санкции и выплату неустоек |
3. Нестабильность поставок продуктов сырья | Создать производственные запасы. Наладить контакты с новыми поставщиками |
4. Потеря существующих связей с заказчиками | Поиск новых связей |
5. Неудовлетворенность потребителей качеством нашей продукции | Постоянный контроль над качеством продукции |
6. Стихийные бедствия | Страхование имущества бизнес - сделки |
Факторы макросреды | |
1. Рост налоговых ставок и отчислений страховых взносов на ОПС | Свести к минимуму все не производственные затраты, постоянно работать над снижением себестоимости продукции |
2. Удорожание энергетических ресурсов | Внедрение энергосберегающих технологий |
3. Форс-мажорные обстоятельства | При этих обстоятельствах практически ничего нельзя сделать, так как они от нас не зависят |
Заключение
Бизнес-план занимает важное место в системе управления организацией и дает руководителю реальную возможность выбора, а «текучка» и работа без плана лишают его такого выбора. К тому же если организация стремится найти инвесторов (партнеров), ей кроме строгого представления о предлагаемом бизнесе необходимы аргументы для потенциальных инвесторов (партнеров) в пользу того, что она способна наладить новое дело и эффективно управлять им. Именно этим целям служит выработанная в мировой экономической практике форма бизнес-плана — планового документа, имеющего многоцелевой характер: для обоснования нового бизнеса, определения перспектив развития, формирования активов организации.
Общество с ограниченной ответственностью «Восход» республики Адыгея создано на базе акционерного сельскохозяйственного общества «Восход» в июле 1992 г. Место нахождения общества: республика Адыгея, пос. Победы, ул. Тенистая, 9/а.
Хозяйство осуществляет следующие основные виды деятельности:
- племенное свиноводство; племенное разведение крупного рогатого скота; племенное разведение лошадей;
- семеноводство: зерновых, колосовых, бобовых, томатов, огурцов, лука, тыквы, арбузов, гибридных сортов кукурузы и т. п.;
- производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;
- заготовка и производство пиломатериалов, строительных материалов, развитие подсобных промышленных производств и промыслов, производство кирпича.
На основании проведенного анализа финансовых результатов деятельности ООО крестьянского хозяйства «Восход» можно сказать, что наблюдается негативная тенденция снижения суммы чистой прибыли, остающейся в распоряжении сельскохозяйственного предприятия. При этом на протяжении исследуемого периода времени денежная выручка незначительно снижается в 2008 г. и заметно возрастает в 2009 г. Следовательно, эффективность деятельности ООО КХ «Восход» стабильно снижается, что, с одной стороны, связано с негативным влиянием финансового кризиса на положение дел на предприятии, а, с другой стороны, возможно, с недостатками в управлении.
Поэтому мы считаем необходимым для ООО КХ «Восход» освоение выпуска новых видов сельскохозяйственной продукции, одним из которых является выращивание грибов вешенка на территории хозяйства.
Вешенка представляет собой интерес для выращивания из-за высокой урожайности и отличных вкусовых качеств. При этом не требуются большие площади. Материальные затраты минимальны при высокой рентабельности круглый год. Выращивание вешенки безотходное производство отработанные мешки с грибницей раскупает население для удобрения огорода, т.е. речь идет о том самом конкурентоспособном деле, которое в случае удачи может стать делом семейным, приносить удовольствие, пользу и доход. Чтобы получить хорошую прибыль необходимо совершенствовать технологию выращивания грибов, позволяющую повысить производство и продажу материала. Из-за инфляции в стране мы не планируем снижать цены в 2011 году, но можем оставить их на уровне 2010 года, в результате рентабельности вырастет, а низкие цены нас сделают наиболее конкурентоспособными.
Из контрольных показателей и исчислений финансов: (объема продаж, доходов и затрат) - банковский кредит, взятый на один год в сумме 100 000 под 19% годовых ООО КХ «Восход» может вернуть за 2011 год. Для реализации данного проекта потребуется 116 821 рубль. Срок окупаемости данного проекта - 12 месяцев. Чистая прибыль хозяйства возрастет на 63902,15 руб.
Приложения
Оглавление
Введение...................................................................................................................... 3
1 Теоретические основы бизнес - планирования....................................................... 5
1.1 Бизнес - планирование и его виды................................................................... 5
1.2 Цели, задачи и порядок разработки бизнес - плана....................................... 9
1.3 Структура бизнес - плана............................................................................... 12
2 Организационно-экономическая характеристика ООО КХ «Восход»............... 16
2.1 Общие сведения об организации................................................................... 16
2.2 Структура производства и управления......................................................... 17
2.3 Обеспеченность ООО КХ «Восход» ресурсами............................................ 19
2.4 Основные результаты экономической деятельности..................................... 27
3 Разработка бизнес-плана внедрения в производство ООО КХ «Восход» новой продукции............................................................................................................. 30
3.1 Описание продукта......................................................................................... 30
3.2 План производства......................................................................................... 32
3.3 Финансовое планирование............................................................................. 40
Заключение............................................................................................................... 44
Список использованных источников....................................................................... 46
Приложения.............................................................................................................. 49
Приложение А Устав ООО КХ "Восход"
Приложение Б Бухгалтерская отчетность, 2007 г.
Приложение В Бухгалтерская отчетность, 2008 г.
Приложение Г Бухгалтерская отчетность, 2009 г.
Введение
Целью любого бизнес-плана является желаемый результат деятельности, достигнутый на данном пространстве в пределах некоторого интервала времени, то есть «здесь и сейчас».
Задача бизнес-плана — обоснование концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью.
При этом учитываются условия получения наибольшего экономического эффекта на основе прогнозирования конъюнктуры рынка, разработки стратегии маркетинга, формирования финансовой, организационной политики при реализации проектного предложения, обоснования инвестиционной программы.
Правда, руководители многих предприятий (особенно небольших) склонны считать, что не следует тратить время на так называемое «формальное планирование» (т.е. подробно фиксировать на бумаге всю схему действий), поскольку экономическая ситуация так быстро меняется, что приходится постоянно вносить изменения и дополнения в первоначальную схему. Следовательно, эта часть руководителей полагает, что в быстроменяющихся экономических условиях достаточно неформального планирования, т.е. такого планирования, при котором все держится в уме и нет необходимости тратить время на фиксацию (запись) своих действий.
Однако ученые, а также руководители крупных предприятий относят планирование к деятельности высшего порядка и считают, что формальное планирование предоставляет немало выгод:
- помогает руководству предприятия мыслить перспективно;
- способствует четкой координации предпринимаемых предприятием усилий;
- формирует систему целевых показателей деятельности для последующего контроля;
- готовит предприятие к возможным внезапным рыночным переменам;
- демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.
Итак, есть смысл разрабатывать план даже тогда, когда все время изменяются не только внешние, но и внутренние условия реализации плана, а само планирование превращается в непрерывную корректировку. Планирование необходимо, если мы хотим, чтобы нормальная деятельность предприятия не была нарушена ходом будущих событий. Возможность корректировки планов должна сочетаться с необходимостью адаптации. Адаптация - непрерывное приспособление предприятия к изменяющимся условиям - является ключевой проблемой планирования.
Цель курсовой работы - разработка бизнес-плана выпуска нового продукта действующего сельскохозяйственного предприятия.
Задачи курсовой работы:
1) изучение и анализ теоретических основ бизнес – планирования;
2) организационно-экономическая характеристика предприятия;
3) разработка бизнес – плана предприятия.
Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность конкретного предприятия - ООО КХ «Восход».
Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью крестьянское хозяйство «Восход»
При написании курсовой работы использовались следующие методы анализа: сравнительный анализ, табличный метод, дедукция, абстрагирование, синтез.
В работе использован широкий круг отечественной и зарубежной литературы по проблеме бизнес - планирования в организации.
При написании курсовой работы использовались труды отечественных авторов И. А. Бринк, В. В. Бочарова, О. И. Волкова, А. М. Ковалевой, Г. В. Савицкой, В. В. Ковалева, и др.
Информационную базу курсовой работы составили бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия (бухгалтерский баланс (форма №1), «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2), итоги работы предприятия).
1 Теоретические основы бизнес - планирования
1.1 Бизнес - планирование и его виды
Для предприятий малого бизнеса стратегия развития зачастую связана с идеей производства или реализации нового товара (новой услуги), для обоснования целесообразности освоения которой необходим план нового бизнеса или бизнес-план. В этом случае «стратегия» и «бизнес-план» могут выступать синонимами.
Как утверждают специалисты, источники бизнес - идей — это отзывы потребителей; продукция, выпускаемая конкурентами, мнения работников отдела маркетинга (сбыта) или торговых отделов; публикации органов власти, а также результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, для реализации которых необходимы инвестиции /7, с.15/.
Стратегические бизнес - проекты, содержащие бизнес - идеи и требующие составления бизнес-плана для обоснования целесообразности их реализации, могут быть классифицированы по разным признакам (рис. 1).
Важным этапом в разработке концепции проекта выступает этап определения цели проекта. Для каждого проекта может бы построено множество взаимосвязанных целей, отражающих структуру самого проекта и целеполагание основных его участников.
Переход от стратегических целей организации к целям проектов, а затем и к целям бизнес-плана, осуществляется методом декомпозиции, или каскадирования, как это принято говорить при разработке сбалансированной системы показателей реализации стратегии в целом и стратегических проектов в частности.
Бизнес-планирование определяется потребностью руководителя организации в детализации перспектив развития, позволяющей не только просчитать возможные риски, но и представить исполнителям перспективу их деятельности /5, с. 21/.
Рисунок 1 - Типология бизнес - проектов
Бизнес-планирование — самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством, бизнесом.
В общем виде бизнес-план представляет собой системную оценку перспектив развития организации, основанную на результатах анализа факторов внутренней и внешней среды.
Сам процесс планирования побуждает предпринимателя объективно взглянуть на свой бизнес со всех сторон. План — это хорошо проложенный маршрут с установленной очередностью действий и приоритетов в пути следования по этому маршруту в условиях ограниченности ресурсов. Сочетание достоинств и выгод бизнес - планирования представлены в таблице 1 /18, с. 59 - 60/.
Внешние потребности организаций в бизнес - планировании связаны с борьбой за финансовые ресурсы и необходимостью обеспечивать прозрачность ожидаемой доходности для инвесторов /8, с. 19/.
Потребности предпринимательства, когда подразделения организации самостоятельно планируют свою деятельность в рамках согласованного бюджета.
Таблица 1 - Сочетание достоинств и выгод бизнес - планирования
ДОСТОИНСТВА | ВЫГОДЫ |
Бизнес-план: — определяет направление деятельности организации; — содержит долговременные и краткосрочные цели развития; — выделяет номенклатуру и показатели товаров, услуг и издержки по их созданию и реализации дает оценку мотивации труда требованиям по достижению поставленных целей; — определяет содержание маркетинговой политики организации; — обеспечивает способы максимизации прибыли в конкретных условиях; — дает оценку материального и финансового положения организации; — обозначает угрозы внешней среды, которые могут помешать реализации бизнес-плана. | Бизнес-план: — заставляет руководителей организации активно заниматься ее перспективами; — позволяет координировать усилия по достижению поставленных целей; — устанавливает показатели деятельности, необходимые для контроля за реализацией плана; — побуждает определить место бизнес-плана в общей стратегии развития организации; — улучшает адаптационные свойства организации по отношению к переменам на рынке; — устанавливает персональную ответственность руководителей всех уровней по обеспечению достижения доведенных до них целей |
Обобщенные виды бизнес-планов могут быть следующими:
1) бизнес-план организации;
2) бизнес-план структурного подразделения организации;
3) бизнес-план как заявка на кредит;
4) бизнес-план как заявка на грант;
5) бизнес-план инвестиционного проекта;
6) бизнес-план развития региона /29, с. 32/.
В бизнес-плане организации описаны перспективы ее развития на предстоящий плановый период с указанием основных бюджетных и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиционных или других ресурсов.
Бизнес-план структурного подразделения или центра финансовой ответственности представляет собой план развития хозяйственной деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста прибыли, оставляемой в распоряжении подразделения.
Бизнес-план как заявка на кредит предназначен для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.
Бизнес-план как заявка на грант предназначен для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов на решение острых социально-экономических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для общества от выделения ресурсов под заявляемый проект.
Бизнес-план инвестиционного проекта представляет собой обоснование для потенциального инвестора стратегии освоения рынка и предполагаемых финансовых результатов. Он составляет основу для переговоров с потенциальными инвестором и партнером для выяснения степени их заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.
Бизнес-план развития региона содержит обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.
Иная классификация бизнес-планов основана на бизнес - линиях в деятельности организации, ориентации на развитие организации и бизнес-планы специального характера (рис. 2).
Рисунок 2 - Типология бизнес-планов по объектам бизнеса /32, с. 17/.
Таким образом, бизнес-план занимает важное место в системе управления организацией и дает руководителю реальную возможность выбора, а «текучка» и работа без плана лишают его такого выбора. К тому же если организация стремится найти инвесторов (партнеров), ей кроме строгого представления о предлагаемом бизнесе необходимы аргументы для потенциальных инвесторов (партнеров) в пользу того, что она способна наладить новое дело и эффективно управлять им. Именно этим целям служит выработанная в мировой экономической практике форма бизнес-плана — планового документа, имеющего многоцелевой характер: для обоснования нового бизнеса, определения перспектив развития, формирования активов организации.
1.2 Цели, задачи и порядок разработки бизнес - плана
Целью любого бизнес-плана является желаемый результат деятельности, достигнутый на данном пространстве в пределах некоторого интервала времени, то есть «здесь и сейчас».
Задача бизнес-плана — обоснование концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью.
При этом учитываются условия получения наибольшего экономического эффекта на основе прогнозирования конъюнктуры рынка, разработки стратегии маркетинга, формирования финансовой, организационной политики при реализации проектного предложения, обоснования инвестиционной программы.
В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи:
— уточняются правовые аспекты, нормативы, ограничения, требования муниципальных органов;
— приводится анализ исходных материалов: ситуационного плана, показателей технического состояния бизнеса (если приобретается действующий бизнес), социальных условий и демографического состава населения и т. д.;
— рассматриваются размеры возможных потерь, связанных с организацией и развитием данного бизнеса, компенсационными выплатами, а также упущенной выгодой (например, при досрочном прекращении аренды муниципальных объектов коммерческими структурами);
— формируется инвестиционная программа проектного предложения нового бизнеса с анализом возможных вариантов;
— определяются формы и условия реализации проектного предложения;
— прогнозируются условия производства продукции (услуг) предприятиями, формируемыми на данной территории, получения ими прибыли, а также (финансовых поступлений в бюджет (налоги, сборы, выплаты и др.);
— определяются показатели экономической, коммерческой и бюджетной эффективности проектного предложения, а также его социальной и экологической результативности;
— разрабатывается стратегия маркетинга;
— формируется план финансирования и организации функционирования объекта;
— определяются условия, формы, сроки развития бизнеса;
— уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования;
— подготавливается резюме, в концентрированном виде излагаются основные характеристики, параметры и показатели проектного предложения, его преимущества, получаемые доходы, инвестиционные и эксплуатационные затраты, их структура по источникам финансирования, размеры и сроки финансовых поступлений в городской бюджет и внебюджетные фонды /22, с. 18 - 19/.
Составление бизнес-плана имеет свою специфику (например, бизнес-план в строительстве отличается от бизнес-плана в транспорте или торговле), но их структура не будет существенно различаться, за исключением некоторых дополнений (например, планирование использования мощностей (вместимости гостиницы, стадиона, зрительного зала), оборудования (прачечной, химчистки), выпуска продукции (багетной или переплетной мастерской, изготовления визитных карточек, буклетов) и т. п.).
Бизнес-план разрабатывается в соответствии с заданием на его составление, выдаваемым заказчиком (или по его поручению — проектной организацией, автором проектного предложения) с учетом результатов маркетинговых исследований, проводимых разработчиком бизнес-плана /9, с. 12/.
Расчет основных натуральных и стоимостных показателей бизнес-плана включает следующие процедуры (операции):
— определяются (устанавливаются) основные натуральные параметры (единицы продаж, количества услуг, общей площади объекта, территории и отдельных участков, протяженности инженерных сетей и т. д.);
— производится распределение указанных параметров в соответствии с очередностью развития бизнеса (например, размещения акций или освоения территории по отраслям и объектам);
— то же, по формам собственности и видам работ;
— с помощью базовых удельных показателей (БУП) определяются размеры единовременных (инвестиционных) и текущих (эксплуатационных) затрат и объемов выпуска продукции (услуг);
— производится распределение указанных затрат и доходов по отраслям, видам товаров и услуг, объектам, очередям и годам;
— то же, по формам собственности.
В аналогичной последовательности осуществляется определение и распределение доходов. Результаты расчетов приводятся в составе соответствующих глав (разделов, блоков) бизнес-плана.
Бизнес-план, как правило, разрабатывается в три этапа.
На первом этапе осуществляется сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, а также прорабатываются альтернативные варианты проектных решений.
На втором этапе формируется инвестиционная программа, в составе которой производятся расчеты единовременных и текущих затрат и доходов с распределением их по формам собственности, очередям развития и реализации с последующим дисконтированием.
На третьем этапе на основании собранной информации рассматриваются показатели эффективности проектного предложения по данному бизнесу. Бизнес-планы оформляются в виде текстового, табличного и графического материала /19, с. 18/.
1.3 Структура бизнес - плана
В зависимости от цели составления бизнес-плана разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана /32, с. 19/.
На предприятии разрабатываются два варианта бизнес-плана: официальный и рабочий бизнес-план. Бизнес-план — официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т. д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, потому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана — официальный и рабочий бизнес-план. В рабочий бизнес-план включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний формулирования своих идей до расчетов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана.
Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Рассмотрим один из вариантов:
1) Резюме.
2) Предприятие.
3) Продукция.
4) Рынок сбыта.
5) Конкуренция.
6) Маркетинг.
7) Производство.
8) Организация, управление, кадры.
9) Финансы.
10) Оценка риска и страхование /19, с. 22/.
Резюме. В резюме внимание должно быть нацелено на главные результаты и выводы бизнес-плана в целом и каждого его раздела, включая возможный риск и пути его преодоления.
Исходные данные. В данном разделе определяются функциональные особенности, местоположение, технические параметры, условия организации и развития бизнеса, издержки, связанные с этим. Рассматривается влияние внешних и внутренних факторов на формирование бизнеса (проектного предложения).
Оценка рыночной конъюнктуры. Содержит общую характеристику современного состояния и тенденций макроэкономических процессов в сфере данного бизнеса; прогноз динамики спроса на аналогичные товары (услуги), анализ уровня цен, возможностей удовлетворения спроса; прогноз коммерческой деятельности фирм, привлекаемых к организации и развитию данного бизнеса.
Стратегия маркетинга. Включается описание целей, маркетинговой ситуации, программы осуществления стратегии, (состав, содержание и последовательность мероприятий по ее реализации), отражения влияния на принимаемые решения положительных и отрицательных факторов (инфляционных процессов, возможных рисков и т. п.), формирования ценовой политики, путей адаптации, мероприятий и средств их реализации применительно к меняющейся маркетинговой ситуации.
Организационно-финансовый механизм. Содержит описание инвестиционной программы с подразделением на блоки и этапы организации и развития бизнеса, при необходимости,— с подразделением их по форме собственности и источникам финансирования.
Определение затрат. Приводится расчет единовременных и текущих затрат по реализации проектного предложения с учетом дисконтирования и прогнозируемых индексов инфляции. Показатели затрат подразделяются по источникам финансирования, при необходимости — с выделением бюджетных и внебюджетных средств.
Определение доходов. В разделе приводится расчет объемов производства, себестоимости продукции (работ, услуг), определяются условия ценообразования, налогообложения, получения валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и прогнозируемых индексов инфляции, по единовременным поступлениям в бюджет и внебюджетные фонды (плата за право аренды земли и объектов муниципальной недвижимости, продажа существующих и новых объектов и т. д.).
Формирование потока чистых средств. Приводится расчет потока чистых средств, образованных в результате инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, осуществляемой в процессе развития бизнеса, реализации товаров (услуг) с распределением по годам расчетного периода нарастающим итогом, начиная с первого года инвестирования. Поток чистых средств формируется на основе балансов единовременных и текущих расходов (активов и пассивов), поступлений в бюджет, выплат по кредитным обязательствам, страхованию и т. п.
Оценка экономической, бюджетной, коммерческой и социальной эффективности инвестиций. Приводится расчет показателей эффективности и их интерпретации: срок окупаемости (Ток) вариантов проектного предложения, чистая текущая стоимость (ЧТС) проекта, индекс доходности (ИД) инвестиций, внутренняя норма рентабельности (ВНР) проекта, точка безубыточности (ТБ) проекта и других показателей, характеризующих экономическую, коммерческую, бюджетную и социальную эффективность.
Страхование коммерческого риска и юридическая защита. Определяются типы рисков, условия их возникновения, возможный ущерб. Рассматриваются возможности предотвращения (снижения) рисков, формы и условия страхования, величины страховых выплат.
Блок-схемы назначения и применения бизнес-плана за рубежом и в отечественной практике могут быть различными в деталях, но в принципе они одинаковы (табл. 2) /32, с. 26 - 27/.
Таблица 2 - Принципиальный состав разделов и цели бизнес-плана
Наименование раздела | Состав раздела | Цель |
Резюме | Результаты и выводы бизнес-плана | Объективная оценка продукции, деятельности фирмы |
Исходные данные и характеристика | Функциональные особенности; местоположение; условия использования территории и другой местной ситуации | Основание для анализа и расчетов |
Прогноз конъюнктуры рынка | Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере | Прогноз коммерческой деятельности фирм, стратегии и тактики |
Стратегия маркетинга | Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии | Влияние положительных и отрицательных факторов спроса, покупательской способности, формирование ценовой политики |
Организация работ и финансирование | Блоки и этапы программы; организация работы; установление форм собственности; виды и источники финансирования | Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа) |
Определение затрат | Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с распределением по источникам финансирования | Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям |
Определение доходов | Виды производства, себестоимость работ (услуг), ус- | Объемы производства, себестоимость работ (услуг) и т.д. |
Формирование потока чистых средств | План и структура управления бизнесом | Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов |
Оценка экономической, коммерческой, социальной эффективности | Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат; рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта, возврат кредита и другие показатели | Экономическая, коммерческая, бюджетная, социальная эффективность инвестиций |
Страхование коммерческого риска и юридическая защита | Типы риска, условия его возникновения, возможный ущерб | Механизм предотвращения риска, формы и условия страхования |
План реализации | Рациональный план peaлизации проекта с распределением затрат во времени, видами бизнеса, собственности | Обеспечение выполнения и контроль за ним |
Организационно-экономическая характеристика ООО КХ «Восход»
Дата: 2019-12-10, просмотров: 278.