Проведение ревизий кассы (инвентаризации) обязательно:
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления;
• при чрезвычайных ситуациях (пожар, наводнение и пр.);
• при реорганизации или ликвидации организации;
• при смене материально ответственного лица-кассира.
Кроме того, внезапная ревизия кассы должна проводиться в сроки, установленные руководителем организации.
Для производства ревизии приказом руководителя должна быть назначена комиссия, которая осуществляет пересчет денежной наличности и денежных документов, находящихся в кассе, и сверяет результат с данными учета по кассовой книге и составляет акт. В акте указывают сумму недостачи или излишек ценностей в кассе и обстоятельства их возникновения.
Недостача по кассе должна быть взыскана с кассира (с виновного лица), излишек кассы должен быть зачислен в доход организации.
Типичные ошибки.
К наиболее типичным ошибкам, выявляемым при проведении аудиторской проверки кассовых операций, относятся:
1) нарушения в оформлении первичных документов: отсутствуют подписи директора, руководителя, главного бухгалтера; не указаны дата, номер документа, код организации; имеются подчистки, исправления; не расшифрована «сумма прописью» и т.д.;
2) неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и юридических лиц и т.д.);
3) излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов (чеков, авансовых отчетов и пр.);
4) списание сумм без оснований и по подложным документам;
5) искажение остатка по кассе на начало дня и на конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах;
6) некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического и аналитического учета;
7) присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и организациям;
8) присвоение депонированной заработной платы и средств по другим основаниям;
9) ведение расчетов суммами наличных денег, превышающими предельную величину;
10) расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно-кассовых машин, нарушения правил регистрации их в налоговых органах, нарушения правил эксплуатации контрольно-кассовых машин; превышение лимита остатка денежных средств в кассе;
11) отсутствие подтверждения банка об установленном лимите кассы;
12) отсутствие утвержденной приказом руководителя предприятия инвентаризационной комиссии для проведения инвентаризации кассы;
13) непроведение внезапных ревизий кассы за проверяемый период;
14) отсутствие второго комплекта ключей от кассы и кассового сейфа;
15) не проводилась инвентаризация при смене кассира (например, при уходе в отпуск);
16) не проведена инвентаризация при внезапной болезни кассира и вынужденной замене;
17) отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
18) отсутствие журналов регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
19) несоблюдение правил ведения кассовой книги;
20) при закрытии платежных ведомостей не составляется реестр депонированных сумм.
Ответственность
Согласно ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.
На руководителей предприятий, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном размере МРОТ. Кроме того, ст. 7 Закона о контрольно-кассовых машинах за нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин при расчетах с населением установлены следующие штрафные санкции:
- расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин — штраф в 50—100-кратном размере МРОТ (согласно постановлению Конституционного суда РФ от 12.05.1998 г. № 14-П);
- за использование неисправной контрольно-кассовой машины — штраф в 28,6—57,1-кратном размере МРОТ (согласно определению Конституционного суда РФ от 01.04.1999 г. № 29-0);
- другие виды финансовых санкций.
Аудитор должен довести до сведения лиц, заключивших договор на проведение аудиторской проверки, порядок применения мер ответственности. В этом отношении важно хорошее владение аудиторами нормативными документами и знание арбитражной практики.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 266.