Проверка исполнения решений и мероприятий по качеству производства
всем коллективом работающих систематизируются работниками ОТК.
Работники ОТК в своей работе по контролю руководствуются «Инструкцией
№6 об организации контроля исполнения в ОТК и других подразделениях
завода».
Контроль за чистотой и культурой производства.
Изготовление продукции высокого качества возможно только при
надлежащей культуре и чистоте на производстве и поэтому работа по
поддержанию чистоты и повышению культуры производства во всех участках,
отделах и лабораториях, складах и кладовых предприятия является составной
частью системы УКТП.
Контроль чистоты и культуры производства осуществляется заводской
комиссией.
Порядок работы комиссии по чистоте и культуре производства приведен
в Положении «О чистоте и культуре производства».
Предъявление и контроль продукции ОТК производится в соответствии с
Инструкцией «О порядке предъявления продукции на участках завода».
Предъявление и контроль спец продукции, в том числе и экспортной,
производится в соответствии с действующей нормативно-технической
документацией по вопросам порядка предъявления и приемки продукции
экспорта.
Контроль измерительных средств
Проверка измерительных средств на участках и в отделах завода
производится в соответствии с графиками, разрабатываемыми службой
метрологии, согласованными с органами Государственного комитета по
стандартизации..
Контрольному аппарату и работникам завода на участках запрещается
производить приемку и работы на рабочих местах, где измерительные приборы и
инструмент не имеет аттестата (паспорта) или просрочен срок очередной
проверки.
Организация работ по качеству
Организация работ по качеству включает в себя следующие этапы:
Во-первых, - это разработка системы качества, т.е. - определение
структур, входящих в систему качества, их функции и методов работ. При этом
для создания системы качества, отвечающей современному уровню, используются
рекомендации международных стандартов ИСО 9000, в которых обобщен опыт
создания таких систем, накопленный в развитых странах.
После разработки следует этап внедрения системы качества, в течение
которого проводятся внутренние проверки системы и, как правило, - ее
доработка по результатам проверок.
Завершающим этапом можно считать сертификацию системы качества на
соответствие стандартам ИСО 9000. Получение такого сертификата от
авторитетного независимого органа существенно укрепляет позиции предприятия
на рынках сбыта, т.к. дает заказчикам дополнительную уверенность в
возможности предприятия стабильно обеспечивать требуемый уровень качества.
После внедрения системы качества потребуется проведение плановых
внутренних проверок системы для поддержания ее эффективного
функционирования и совершенствования. После сертификации системы
потребуется организация инспекторских проверок с целью подтверждения
выданного сертификата.
При организации работ по качеству крайне важно обратить внимание на
то, чтобы на всех этапах производственного процесса было предусмотрено все
необходимое для обеспечения качества продукции: хорошие материалы,
современное оборудование, инструмент и средства измерений, хорошо обученный
дисциплинированный персонал и необходимая документация.
Создание и сертификация системы качества, обеспечение эффективного
функционирования системы и ее дальнейшее совершенствование составляют
основное содержание организации работ по управлению качеством.
Контроль качества
Контроль качества - это одна из основных функций в процессе управления
качеством. Это также наиболее объемная функция по применяемым методам,
которым посвящено большое количество работ в разных областях знания.
Что же такое контроль? В ряде источников встречаются разные
определения контроля. В стандарте ИСО 8402 говорится, что контроль - это
деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или
оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных
результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли
соответствие по каждой из этих характеристик.
В других источниках встречается более широкая трактовка контроля,
когда в него включается три этапа: определение нормативов, сопоставление
запланированных и полученных результатов и принятие корректирующих мер.
Однако такое понимание контроля больше соответствует термину
управление. В самом деле, при расширенном толковании контроля происходит
дублирование функции «планирование качества», которая включает в себя
определение нормативов, а также функции «разработка и внедрение
корректирующих мероприятий», которые уже были выделены в виде
самостоятельных управленческих функций.
Поэтому представляется более обоснованным определение, данное в
стандарте ИСО 8402, где под контролем понимается измерение полученных
характеристик и их сравнение с заданными. Это, кстати, соответствует
позиции одного из основоположников менеджмента - А. Файоля, который
предостерегал от включения в контроль распорядительных и исполнительных
функций.
На машиностроительных предприятиях применяются следующие виды контроля
качества :
В зависимости от места контроля и этапов работ:
- контроль проектирования,
- входной контроль материалов и комплектующих изделий,
- контроль за состоянием технологического оборудования,
- операционный контроль при изготовлении,
- авторский надзор за изготовлением,
- активный контроль приборами, встроенными в технологическое
оборудование,
- приемочный контроль готовой продукции,
- контроль монтажа и надзор за эксплуатацией на объектах. В
зависимости от охвата контролируемой продукции:
- выборочный контроль,
- сплошной контроль.
Перечисленные виды контроля качества продукции осуществляются путем
использования различных физических, химических и других методов, которые
можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушающие.
Среди разрушающих методов:
- испытания на растяжение и сжатие;
- испытания на удар;
- испытания при повторно-переменных нагрузках;
- испытания твердости.
В числе неразрушающих методов:
- магнитные (например, магнитографические методы);
- акустические (ультразвуковая дефектоскопия);
- радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма-лучей);
- органолептические (визуальные, слуховые и т.п.).
Рассматривая функцию «контроль», нельзя не сказать о метрологическом
обеспечении производства, без которого вообще было бы невозможно проведение
какого-либо контроля. В связи с этим метрологическая деятельность
традиционно рассматривается как одна из составных частей в управлении
качеством. При этом, кроме обеспечения производства необходимым парком
средств измерений, метрологическая служба должна путем проведения их
периодической поверки обеспечить требуемую точность измерений.
Из нормативных документов, регламентирующих метрологическую
деятельность, в первую очередь следует упомянуть закон РФ о единстве
измерений и международный стандарт ИСО 10012-1:1992 о подтверждении
метрологической пригодности измерительного оборудования.
Особым видом контроля являются испытания готовой продукции. В словаре
терминов Европейской организации по качеству дается следующее определение:
испытание - это определение или исследование одной или нескольких
характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических,
природных или эксплуатационных факторов и условий.
Испытания проводятся по соответствующим программам. В зависимости от
целей существуют следующие основные виды испытаний:
- предварительные испытания - это испытания опытных (головных)
образцов для определения возможности приемочных испытаний;
- приемочные испытания - это испытания опытных (головных) образцов для
определения возможности их постановки на производство;
- приемо-сдаточные испытания - это испытания каждого изделия для
определения возможности его поставки заказчику;
- периодические испытания - это испытания, которые проводятся один раз
в 3-5 лет для проверки стабильности производства;
- типовые испытания - это испытания серийных изделий после внесения
существенных изменений в конструкцию или технологию.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 225.