Анализ технологии организации и проведения культурно-досуговых программ для одаренных детей .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время развитие социально-культурной деятельности в целом и ее технологий детских культурно-оздоровительных программ в частности невозможно без всестороннего осмысления организационных и психолого-педагогических проблем.

Анализ культурно-досуговой программы позволяет преодолеть стихийное начало в разрешении возникающих противоречий и поставить деятельность каждого организатора на научную основу.

Наиболее полный и всесторонний анализ культурно-досуговой программы возможен при условии комплексного рассмотрения трех ее уровней, который впервые предложил А.А.Конович в книге Д.М.Генкина «Организация и методика художественно-массовой работы»

1. Всей системы культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупности мероприятий, осуществляемых клубами, парками, культурно-спортивными комплексами в конкретном регионе, для детей в определенный период времени;

2. Конкретных форм в системе досуговой деятельности, т.е. совокупности мероприятий, реализующих одну из форм культурно-досуговой программы (театрализованное представление, обряд, детский праздник и т.д.)

3. Отдельной культурно-досуговой программы.

Вычленение этих уровней анализа их обособление осуществляется чисто в познавательных целях. В реальной практике все они тесно связаны, взаимодополняют друг друга и нацелены на реализацию единых воспитательных задач. В то же время при решении исследовательских проблем каждый из этих уровней, выступая как предмет научного анализа, обладает своей спецификой, которая находит выражение в логике конкретного подхода. Для анализа технологий организаций и проведения культурно-досуговых программ в летней школе для одаренных детей мы используем второй уровень.

При анализе всей системы культурно-досуговой деятельности мы обратили внимание на следующие компоненты:

1. Общее количество проведенных культурно-досуговых программ за анализируемый период июнь 2002, июнь 2003 года.

2. Разнообразие используемых форм культурно-досуговой программы (викторины, конкурсы, праздники, концерт, дискотеки, интеллектуальные игры).

3. Соотношение числа мероприятий, реализующих конкретную форму, с общим объемом культурно-досуговой деятельности.

4. Степень охвата всех категорий детей, отдыхающих в профильной школе.

Перечисленные компоненты научного анализа системы культурно-досуговой деятельности выражаются преимущественного в количественных показателях. Однако для получения целостной картины изучаемого явления эти количественные показатели нуждаются в дополнении такой качественной характеристикой, как: преемственность и последовательность системы культурно-досуговой деятельности, находящая выражения в органической связи предыдущих и последующих культурно-досуговых программ в художественных аспектах.

Далее предметом анализа выступают конкретные формы культурно-досуговой деятельности в их совокупности. В этом случае предмет анализа включает:

1. Жанровое разнообразие анализируемой формы.

2.  Соотношение традиций и новаторства.

3. Охват конкретной формы культурно-досуговой деятельности

4. Соответствие частоты проведения конкретных форм культурно-досуговой деятельности, степени их популярности у детей.

 

Проанализируем уровень анализа культурно-досуговой деятельности на конкретном примере – смены июня 2003 года.

В течение смены в летней профильной школе для одаренных детей на базе Центра дополнительного образования детей им. В. Волошиной было проведено: праздников (церемоний открытия и закрытия летней школы) – 2, конкурсов – 2, концертов – 2, интеллектуальных игр – 3.

Не трудно заметить, что степень жанрового разнообразия весьма различна. Этот критерий отражает как количественный рост числа жанров в культурно-досуговой деятельности так их качественное своеобразие, определяемое образным мышлением, методическим мастерством и опытом организатора досуга детей и подростков.

Продолжая разговор о такой форме, как интеллектуальная игра, отметим, что с позиции анализа соотношения традиций и новаторства избранный пример показателен. Форма интеллектуальной игры принимается одаренными детьми лучше всего.

В школе для одаренных детей проводились такие творческие конкурсы, как «Фабрика звезд» и «Мисс и Мистер Лето». «Фабрика звезд» - конкурс на испытание творческо-исполнительских способностей. В конкурсе «Мисс и Мистер Лето» принимали участие по два представителя от каждого филиала. Эти программы рассчитаны на участие талантливых детей с творческими способностями.

Очень тепло были восприняты концерты, которые были подготовлены творческими объединениями центра.

Таким образом, можно констатировать, что в социально-культурной деятельности летней школы органично соседствуют и взаимодействуют, как традиционные, так и новаторские элементы в разных формах.

Анализ показывает, что практически все категории детей, избранные в качестве объекта педагогического воздействия летней школы, были охвачены анализируемой формой культурно-досуговой деятельности.

Анализ конкретной формы с позиции степени ее популярности у детей также может дать содержательную информацию. Так, например, сравнив церемонию открытия летней школы для одаренных детей в 2002 году, которая проходила в форме театрализованного представления, и официальную церемонию открытия летней школы в 2003 году, выявилось несоответствие психологической потребности одаренных подростков и степени их удовлетворения первой формой культурно-досуговой деятельности. Далее мы решили более гибко использовать такую форму, как театрализованное представление.

Анализ форм не выявил часто встречающихся на практике диспропорции, выражающиеся в том, что отдельные формы культурно-досуговой деятельности навязываются и тем самым нарушается важнейшее методическое требование опоры деятельности организатора досуга на реальные интересы и потребности одаренных подростков.

Все это обуславливает важность учета в процессе анализа конкретной формы культурно-досуговой деятельности всех вышеприведенных критериев.

 

 

 

 

Заключение

    В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность — познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.

Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.

В заключение необходимо напомнить, что работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс, в том числе и в каникулярное время. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

 В работе рассмотрена модель летней школы для одаренных детей, но следует заметить, что должны получить развитие и другие инновационные виды оздоровительных учреждений, создаваемые при участии системы образования.


                               Городское управление образования

Центр дополнительного образования детей им.В.Волошиной

 

Организационно-массовый отдел

 

 

Программа организации досуговой деятельности

учащихся 7-8 классов городской летней профильной школы для одаренных детей

«Умник»

 

 

 

 

 

Кемерово, 2010.

 

 

Содержание:

 

1. Пояснительная записка………………………………….

2. Тематический план………………………………………

3. Содержание курса………………………………………..

4. Приложения………………………………………………

· Интеллектуальная игра «Химия. Биология»…………...

· Интеллектуальная игра «Физика. Математика»……….

· Интеллектуальная игра «Калейдоскоп»………………..

· Открытие городской летней школы

для одаренных детей «Страна Лимония», театрализованная  

концертно-игровая программа………………………….

· Конкурсно-развлекательная программа «Мисс и Мистер Лето-2010»

· Закрытие городской летней школы для одаренных детей «До свидания, страна Лимония»

5. Список литературы………………………………………

 



Пояснительная записка

Данная программа разработана с учетом диктуемой потребности в удовлетворении текущего социального запроса в заполнении досугового пространства в период работы городской летней школы для одаренных детей.

Цель программы: организация доступного, содержательного и развлекательного досуга с возможностью творческого самовыражения подростка

Задачи:

                 

- развивать традиции активного и полезного отдыха

- развивать коммуникативный, интеллектуальный, творческий, игровой потенциал личности подростка

- формировать культуру использования свободного времени и активного отношения к жизни

- создать праздничную атмосферу, настроение летних школьных каникул.

Программа разработана для учащихся 7-8 классов городской летней профильной школы для одаренных детей. В своей основе предлагает практические часы досуговых мероприятий.

Основной концептуальной идеей успешной реализации досуговой деятельности является продуктивное структурирование досугового пространства: создание эффективных, воспитательно-образовательных, развлекательных программ, оказывающих помощь в социальной адаптации и жизненном самоутверждении подростков, формирующих и развивающих поведенческую культуру, традиции полезного отдыха, свободу творческого самовыражения в сфере активного коллективного отдыха.

Главное назначение культурно-досуговой деятельности с одаренными детьми – развитие творческих и организационных способностей при участии в массовых мероприятиях.

Учитывая и сознавая ценность и значимость свободного каникулярного времени в жизни подростка, его сложный возрастной период развития и становления личности, основным требованием к организации досуговой деятельности является комплексный подход, учет возрастных возможностей и интересов подростков.

Организация социо-культурной деятельности в летний период представлена различными формами культурно-досуговой программы (викторины, конкурсы, праздники, концерт, дискотеки, интеллектуальные игры).

Сочетание интеллектуальной деятельности учащихся с элементами занимательности позволяет сделать работу интересной, живой, запоминающейся. Предложенные интеллектуальные игры проверяют знания и эрудицию ребят, быстроту реакции и смекалку.

 Творческие конкурсы дают возможность для самовыражения подростка, для развития его творческих способностей, создают условия для социальной адаптации одаренного подростка.

 

Наименование разделов и тем Кол-во часов
  Первый раздел Интеллектуальные игры «Звезды наук»  
1. Интеллектуальная игра «Химия. Биология» 3
2. Интеллектуальная игра «Физика. Математика» 3
3. Интеллектуальная игра «Калейдоскоп» Подведение итогов интеллектуальных игр 3
  Второй раздел Культурно-досуговые программы  
1. Открытие городской летней школы для одаренных детей «Страна Лимония». Театрализованная концертно-игровая программа 3
2. «Мисс и Мистер Лето- 2010», конкурсная развлекательная программа    
3. «Солнечная программа»- развлекательная программа (дискотека)        2
4. «Танцевальный марафон»- развлекательная программа (дискотека)         2
5.   Закрытие городской летней школы для одаренных детей «До свидания, страна Лимония!», театрализованная концертно-игровая программа 3
  Третий раздел Художественно-информационный раздел  
1. Конкурс стенных газет «Лето – день за днем» - самые интересные события из жизни летней школы для одаренных детей 4
2. Конкурс-выставка фото, видеоматериалов, отражающих жизнь и работу в филиалах летней профильной школы 3
  Всего: 29

 

Содержание курса

 

Первый раздел.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.