Современные концептуальные модели одаренности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Виды одаренности

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

К выделенным видам одаренности относятся следующее.

Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства  в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

    Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. 

    Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

    Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

    Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

     Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

· Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

· Большая независимость в суждениях;

· Тонкое чувство юмора;

· Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

· Яркий темперамент;

Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты:

· Интеллект выше среднего;

· Умение принимать решение;

· Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

· Ощущение цели, направления движения;

· Гибкость; приспосабливаемость;

· Чувство ответственности;

· Уверенность в себе и знание себя;

· Настойчивость;

· Энтузиазм;

· Умение ясно выражать мысли;

 

Одаренные учащиеся проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Они вырабатывают и используют так называемые «саморегуляционные стратегии» обучения и легко переносят их на новые задачи. По мнению ряда специалистов, мера «автономного самообучения» может выступать своеобразным индикатором наличия выдащихся способностей. При этом отмечается, что для автономного самообучения необходимо приобретение навыков метадеятельности, которая включает «метапознавательную схему», способность управления собственным мыслительным процессом, любознательность, настойчивость, уверенность в своих силах, а также использование стратегий планирования, мотивационной сферы одаренных детей проявляется в высоком уровне познавательной мотивации, огромной любознательности, мониторинга и оценивания знаний. Излишнее вмешательство учителей может оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности, угасанию мотивации к освоению нового.

1. Специфика страстной увлеченности любимым делом, наличии ярко выраженной внутренней мотивации. Уже в раннем возрасте одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже одержимость. По мнению Э. Виннер, к высочайшим достижениям ведет счастливая комбинация «одержимого интереса», способностей к обучению и легкости в освоении той предметной области, в которой проявляется одаренность.

Вопреки распространенному мифу, «глобальная одаренность», в соответствии с которой одаренные дети хорошо успевают по всем школьным предметам, ибо им попросту нравится учиться – явление чрезвычайно редкое. Чаще отмечается специфическая направленность познавательной мотивации у одаренных детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими интересами. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями. Эта особенность является одной из причин академической неуспеваемости многих одаренных учащихся.

Еще одна особенность мотивационной сферы одаренных детей связана со спецификой познавательных вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих, вовсе не пытаясь их «подловить» или «поймать впросак». Количество, сложность и глубина познавательных вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогические показатели у их сверстников. Учителям нелегко бывает удовлетворить эту повышенную любознательность на уроке. Да и чего греха таить, многие вопросы, как уже говорилось, могут быть настолько сложными и требовать таких глубоких и разносторонних знаний, что даже специалист затруднился бы ответить на них. В результате познавательная мотивация ребенка, систематически не получающего ответы на волнующие его вопросы, вольно или невольно подавляется, что негативно сказывается на развитии его способностей.

4. Креативность. Стремление к творчеству считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они свободно высказывают собственные идеи и отстаивают свою точку зрения, изобретают новые правила и способы решения проблем, отказываются от традиционных методов решения даже тогда, когда такие методы им известны.

Несмотря на ограниченные возможности реального «ниспровержения традиций», одаренные дети достаточно рано проявляют потребность в мысленном, воображаемом сотворении «новых миров». В этих творческих фантазиях они проявляют свободу мысли, независимость и самостоятельность.

5.Стремление к достижению высокого уровня мастерства (перфекционизм).  Стремление добиться совершенства в выполняемой деятельности характерно для одаренных людей. В целом перфекционизм носит позитивный характер, способствуя достижению вершин профессионального мастерства. Однако повышенная требовательность может превращаться в мучительное «самоедство», в болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда, что негативно влияет как на творческий процесс, так и на жизнь творца. Широко известны случаи уничтожения вполне взрослыми – нередко гениальными - людьми собственных творческих продуктов, которые по известным лишь авторам критериям «не дотягивают» до искомого образца.

  Перфекционизм проявляется не только в художественном творчестве, но и в повседневной учебной деятельности ребенка. Написание рядового школьного сочинения для одаренного учащегося иной раз превращается в настоящую пытку: многочисленные исправления, зачеркивания, отмечаемые стрелочками перестановки кусков и другие ухищрения делают текст «нечитаемым».

 

Заключение

    В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность — познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.

Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.

В заключение необходимо напомнить, что работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс, в том числе и в каникулярное время. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

 В работе рассмотрена модель летней школы для одаренных детей, но следует заметить, что должны получить развитие и другие инновационные виды оздоровительных учреждений, создаваемые при участии системы образования.


                               Городское управление образования

Центр дополнительного образования детей им.В.Волошиной

 

Организационно-массовый отдел

 

 

Программа организации досуговой деятельности

учащихся 7-8 классов городской летней профильной школы для одаренных детей

«Умник»

 

 

 

 

 

Кемерово, 2010.

 

 

Содержание:

 

1. Пояснительная записка………………………………….

2. Тематический план………………………………………

3. Содержание курса………………………………………..

4. Приложения………………………………………………

· Интеллектуальная игра «Химия. Биология»…………...

· Интеллектуальная игра «Физика. Математика»……….

· Интеллектуальная игра «Калейдоскоп»………………..

· Открытие городской летней школы

для одаренных детей «Страна Лимония», театрализованная  

концертно-игровая программа………………………….

· Конкурсно-развлекательная программа «Мисс и Мистер Лето-2010»

· Закрытие городской летней школы для одаренных детей «До свидания, страна Лимония»

5. Список литературы………………………………………

 



Пояснительная записка

Данная программа разработана с учетом диктуемой потребности в удовлетворении текущего социального запроса в заполнении досугового пространства в период работы городской летней школы для одаренных детей.

Цель программы: организация доступного, содержательного и развлекательного досуга с возможностью творческого самовыражения подростка

Задачи:

                 

- развивать традиции активного и полезного отдыха

- развивать коммуникативный, интеллектуальный, творческий, игровой потенциал личности подростка

- формировать культуру использования свободного времени и активного отношения к жизни

- создать праздничную атмосферу, настроение летних школьных каникул.

Программа разработана для учащихся 7-8 классов городской летней профильной школы для одаренных детей. В своей основе предлагает практические часы досуговых мероприятий.

Основной концептуальной идеей успешной реализации досуговой деятельности является продуктивное структурирование досугового пространства: создание эффективных, воспитательно-образовательных, развлекательных программ, оказывающих помощь в социальной адаптации и жизненном самоутверждении подростков, формирующих и развивающих поведенческую культуру, традиции полезного отдыха, свободу творческого самовыражения в сфере активного коллективного отдыха.

Главное назначение культурно-досуговой деятельности с одаренными детьми – развитие творческих и организационных способностей при участии в массовых мероприятиях.

Учитывая и сознавая ценность и значимость свободного каникулярного времени в жизни подростка, его сложный возрастной период развития и становления личности, основным требованием к организации досуговой деятельности является комплексный подход, учет возрастных возможностей и интересов подростков.

Организация социо-культурной деятельности в летний период представлена различными формами культурно-досуговой программы (викторины, конкурсы, праздники, концерт, дискотеки, интеллектуальные игры).

Сочетание интеллектуальной деятельности учащихся с элементами занимательности позволяет сделать работу интересной, живой, запоминающейся. Предложенные интеллектуальные игры проверяют знания и эрудицию ребят, быстроту реакции и смекалку.

 Творческие конкурсы дают возможность для самовыражения подростка, для развития его творческих способностей, создают условия для социальной адаптации одаренного подростка.

 

Наименование разделов и тем Кол-во часов
  Первый раздел Интеллектуальные игры «Звезды наук»  
1. Интеллектуальная игра «Химия. Биология» 3
2. Интеллектуальная игра «Физика. Математика» 3
3. Интеллектуальная игра «Калейдоскоп» Подведение итогов интеллектуальных игр 3
  Второй раздел Культурно-досуговые программы  
1. Открытие городской летней школы для одаренных детей «Страна Лимония». Театрализованная концертно-игровая программа 3
2. «Мисс и Мистер Лето- 2010», конкурсная развлекательная программа    
3. «Солнечная программа»- развлекательная программа (дискотека)        2
4. «Танцевальный марафон»- развлекательная программа (дискотека)         2
5.   Закрытие городской летней школы для одаренных детей «До свидания, страна Лимония!», театрализованная концертно-игровая программа 3
  Третий раздел Художественно-информационный раздел  
1. Конкурс стенных газет «Лето – день за днем» - самые интересные события из жизни летней школы для одаренных детей 4
2. Конкурс-выставка фото, видеоматериалов, отражающих жизнь и работу в филиалах летней профильной школы 3
  Всего: 29

 

Содержание курса

 

Первый раздел.

Открытие летних интеллектуальных игр.

Игра: «Химия. Биология».

Содержание данной игры определяет тематика. В игру включены задания из разных разделов школьных предметов: химия, биология, экология. Сочетание вопросов репродуктивного и поискового характера дает возможность не только выявить уровень знаний учащихся, но и способствует развитию познавательной активности в областях данных наук и становлению мировоззренческих взглядов.

 

Открытие городской летней школы для одаренных детей

Предлагается в театрализованной форме. Главные герои спектакля «Страна Лимония»: граф Вишенка, синьор Помидор и солдатики Лимончики разыгрывают театральное действие, в котором пытаются самого одаренного ребенка королевства графа Вишенку зачислить в один из филиалов летней школы. Но, чтобы лучше узнать о том, что это

за школа и кто в ней занимается, ребята готовят «визитки», где в интересном сценическом решении рассказывают о себе. В программе использованы номера Детского Театра Моды «Звездопад» ЦДОД им.В.Волошиной.

 

«Мисс и Мистер Лето - 2010», конкурсная развлекательная программа.

В борьбе за звание «Мисс и Мистер Лето - 2010» принимают участие два представителя от каждого филиала – юноша и девушка. Разновидность конкурсов предполагает проверку творческих, интеллектуальных, актерских, музыкальных способностей.

 

Третий раздел.

Литература

1.Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Информационные технологии и одаренность: направления исследований и практической работы// Одаренный ребенок, № 1, 2000.- С.10-20.

2.Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.

3. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности.- М. 1998.

4.Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973.

5.Вопросы психологии способностей школьников /Под ред. Крутецкого В.А. — М., 1964.

6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М., 1991.

7.Гезелл А. Умственное развитие ребенка. М., 1930.

8.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

9.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М., 1993.

10.Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников.- М., 1993.

11.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.- М., Воронеж, 1997.

12.Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. — М., 1960.

13.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

14.Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984.

15.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. — М., 1993.

16.Меде В., Приорковский. Детская одаренность. — М., 1925.

17.Мигунова, М.М. Шалашова, И.М. Белянкова. Работаем на будущее России.// Одаренный ребенок.- № 1, 2000.

18.Мухина В.С. Возрастная психология.- М., 1997.

19.Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка.- Челябинск, 1996.

20.Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

21.Основные современные концепции творчества и одаренности / п.р. Д.Б Богоявленской.- М., 1991.

22. Попова Л.В. Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности.- М., 1993.

23.Проблемы способностей/ Под ред. В.Н. Мясищева. —Л., 1962.

24.Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Венгер Л.А. и др. — М., 1995.

25.Ревеш Г. Ранние проявления одаренности и ее узнава­ние. — М, 1924.

26.Савенков А.И. Детская одаренность.- М., 1996.

27.Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема// Ж-л «Начальная школа».- № 1, 2000.

28.Способности и склонности. Комплексные исследования. Под ред. З.Л. Голубевой. — М., 1989.

29. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961

30.Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И.Панова.- М., 1997.

31.Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования /М., 1986.

32.Чудновскии В.Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. — М., 1990.

33.Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. — М.; Л., 1927.

34.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: иллюзии и реальность – М., 1996.

35.Юркевич В.С. Воспитание против одаренности.// Семья и школа.- № 2, 1995.

 

 

Современные концептуальные модели одаренности

Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частые, обыденные наблюдения простых людей. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим не доступно. Однако в философских трактатах прошлого первоначально чаще используется не термин «одаренность» а другой – «гений» (то лат. – genius – дух). Изначально, еще в античной культуре «гений» – нечто среднее между бессмертным божеством и смертным человеком. Вслед за терминами «гений» и «гениальность» приходит термин «талант» (от греческого – “talanton”). В более поздние времена талантом стали называть высокую степень развития способностей, а гениальностью – высшую степень проявления таланта. Широкое использование в научной литературе термина «одаренность» связано с более поздними временами, с периодом утверждения педагогики, а затем и психологии в качестве самостоятельных наук. Корень слова «одаренность» - «дар». Слово это как в русском так и в английском (gifted) языке имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».

    В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одаренность как явление динамическое. Психика человека – результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в отдельную линию развития. Потому и детская одаренность реально всегда предстает перед нами как сплошной итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов.

    Признание возможности существования возможности самого дара есть не что иное, как признание факта существования индивидуальных различий, обусловленных не только влиянием окружающей среды и воспитания, но и какими-то иными, практически неподвластными нам факторами. Естественно, что один из важнейших вопросов, волновавших ученых на протяжении многих столетий, - вопрос о происхождении этого дара.

              Наиболее удачным следует считать определение одаренности, предложенное К.К.Платоновым. Он утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.

    Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития.

    Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Такой подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя это понимание вполне допустимо, и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел.

    Иной аспект проблемы высвечивается при использовании слов «одаренность» и «дети» в ином сочетании – «детская одаренность». Произнося его, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность». И в соответствии с этим, в педагогической теории и практике возникают 2 глобальные, вырастающие из 1-го корня задачи:

- разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;

- разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.

Поэтому разработка концепции одаренности важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. И в этом смысле она интересна как базовая проблема, как фундамент для дальнейшей разработки не только методик диагностики и прогнозирования развития, но так же и целей, принципов, содержания, форм и методов образовательной деятельности.

Существуют разные точки зрения по вопросу: Кого считать одаренными детьми?

Ответ на этот вопрос должна давать теория одаренности. Но в жизни и в педагогической практике сказывается всё сложнее: во-первых, представления о концепции одаренности у разных педагогов различны, и, во вторых, существуют культурно - образовательные традиции, которые меняются не так быстро, как разрабатывается теория.

Ранее было упомянуто, что «одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Это определение точно характеризует суть явления, однако остается неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или ''выдающихся достижениях'' идет речь.

Известный специалист в области детской одаренности Н.С.Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными: дети с высоким ''IQ''; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности, и дети с высокой креативностью (способностью к творчеству). Другой специалист в области психологии интеллекта, М.А.Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть 6: ''сообразительные'', ''блестящие ученики'', ''креативы'', ''компетентные'', ''талантливые'', ''мудрые''. Последний список излишне дифференцирован, но, наверное, в теории возможно и еще более тонкое и дробное деление. Несложно заметить, что реально принято выделять обычно три категории, названные Н.С.Лейтесом, и ещё одну, не отмеченную им – это академическая одаренность. Таким образом, одаренными чаще всего называют:

- детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);

- детей с высоким уровнем творческих способностей;  

- детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;

- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);

На проблему одаренности есть две диаметрально противоположных точки зрения: одни считают, что одаренными являются все дети, только вот у «несостоявшихся» условия воспитания были неподходящими. Другая точка зрения: одаренность – это дар Божий, и потому нечего говорить о воспитании, развитии и т.п. Как это нередко бывает, правы и те, и другие: одаренность – это и дар судьбы, и нечто зависящее от условий воспитания.

Итак, словосочетание «одаренные дети» предполагает некую исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существование некой особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников. Этот подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов. Но надо признать, что подобное понимание вполне допустимо, так как отражает реальное положение дел.

Иной аспект проблемы высвечивается при другом использовании данного термина, например, в словосочетании «детская одаренность». Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству, безусловно, может рассматриваться как величайший дар природы и в этом смысле одаренность предстает перед нами уже не как исключительность, а как потенциал, как имеющийся у каждого дар.

В соответствии с эти пониманием в педагогической теории и практике возникают две глобальные, вырастающие из единого корня задачи:

- разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;

- разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала (одаренности) каждого ребенка.

   Исследователи традиционно спорили о том, существует ли так называемая «общая одаренность» как универсальная способность (способность ко всему), или дар всегда конкретен и проявляется только в одной или нескольких сферах.

   Большая часть склоняется к тому, что одаренность – интегральное (суммарное, общее) личностное свойство. Иначе говоря – если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.

    Но также традиционно существовала и другая, полярная точка зрения. Сторонники ее полагали, что видов одаренности существует столько, сколько может быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно этому подходу одаренность всегда конкретна, надо говорить об одаренности математической, музыкальной и т.п.      

В отечественной педагогике и педагогической психологии с 30-х и до конца 80-х гг. эта позиция доминировала. Она нашла выражение в популярном у практиков тезисе: «нет детей не одаренных, каждый одарен в какой-либо области, надо только найти эту область и помочь человеку реализоваться».

Однако исследования специалистов убедительно свидетельствуют в пользу того, что одаренность – интегральное свойство личности. Специальная одаренность, допускающая ситуацию, что человек одарен к какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе – большая редкость. Как ветви на дереве питаются от единого общего корня и растут от единого общего ствола, частные способности (способности к какому-то одному или нескольким видам деятельности) могут существовать только при наличии «корня» (в данном случае это генотип) и «ствола» (одаренности).

   Важной чертой отечественного подхода является то, что наличие специальной одаренности не исключает наличия общей, которая и понимается как качественное своеобразие сочетания различных способностей ( Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.).

    Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

- дети с высоким уровнем творческих способностей;

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.), эту категорию чаще называют талантливыми;

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

    Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления.

Виды одаренности

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

К выделенным видам одаренности относятся следующее.

Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства  в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

    Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. 

    Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

    Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

    Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

     Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

· Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

· Большая независимость в суждениях;

· Тонкое чувство юмора;

· Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

· Яркий темперамент;

Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты:

· Интеллект выше среднего;

· Умение принимать решение;

· Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

· Ощущение цели, направления движения;

· Гибкость; приспосабливаемость;

· Чувство ответственности;

· Уверенность в себе и знание себя;

· Настойчивость;

· Энтузиазм;

· Умение ясно выражать мысли;

 

Одаренные учащиеся проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Они вырабатывают и используют так называемые «саморегуляционные стратегии» обучения и легко переносят их на новые задачи. По мнению ряда специалистов, мера «автономного самообучения» может выступать своеобразным индикатором наличия выдащихся способностей. При этом отмечается, что для автономного самообучения необходимо приобретение навыков метадеятельности, которая включает «метапознавательную схему», способность управления собственным мыслительным процессом, любознательность, настойчивость, уверенность в своих силах, а также использование стратегий планирования, мотивационной сферы одаренных детей проявляется в высоком уровне познавательной мотивации, огромной любознательности, мониторинга и оценивания знаний. Излишнее вмешательство учителей может оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности, угасанию мотивации к освоению нового.

1. Специфика страстной увлеченности любимым делом, наличии ярко выраженной внутренней мотивации. Уже в раннем возрасте одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже одержимость. По мнению Э. Виннер, к высочайшим достижениям ведет счастливая комбинация «одержимого интереса», способностей к обучению и легкости в освоении той предметной области, в которой проявляется одаренность.

Вопреки распространенному мифу, «глобальная одаренность», в соответствии с которой одаренные дети хорошо успевают по всем школьным предметам, ибо им попросту нравится учиться – явление чрезвычайно редкое. Чаще отмечается специфическая направленность познавательной мотивации у одаренных детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими интересами. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями. Эта особенность является одной из причин академической неуспеваемости многих одаренных учащихся.

Еще одна особенность мотивационной сферы одаренных детей связана со спецификой познавательных вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих, вовсе не пытаясь их «подловить» или «поймать впросак». Количество, сложность и глубина познавательных вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогические показатели у их сверстников. Учителям нелегко бывает удовлетворить эту повышенную любознательность на уроке. Да и чего греха таить, многие вопросы, как уже говорилось, могут быть настолько сложными и требовать таких глубоких и разносторонних знаний, что даже специалист затруднился бы ответить на них. В результате познавательная мотивация ребенка, систематически не получающего ответы на волнующие его вопросы, вольно или невольно подавляется, что негативно сказывается на развитии его способностей.

4. Креативность. Стремление к творчеству считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они свободно высказывают собственные идеи и отстаивают свою точку зрения, изобретают новые правила и способы решения проблем, отказываются от традиционных методов решения даже тогда, когда такие методы им известны.

Несмотря на ограниченные возможности реального «ниспровержения традиций», одаренные дети достаточно рано проявляют потребность в мысленном, воображаемом сотворении «новых миров». В этих творческих фантазиях они проявляют свободу мысли, независимость и самостоятельность.

5.Стремление к достижению высокого уровня мастерства (перфекционизм).  Стремление добиться совершенства в выполняемой деятельности характерно для одаренных людей. В целом перфекционизм носит позитивный характер, способствуя достижению вершин профессионального мастерства. Однако повышенная требовательность может превращаться в мучительное «самоедство», в болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда, что негативно влияет как на творческий процесс, так и на жизнь творца. Широко известны случаи уничтожения вполне взрослыми – нередко гениальными - людьми собственных творческих продуктов, которые по известным лишь авторам критериям «не дотягивают» до искомого образца.

  Перфекционизм проявляется не только в художественном творчестве, но и в повседневной учебной деятельности ребенка. Написание рядового школьного сочинения для одаренного учащегося иной раз превращается в настоящую пытку: многочисленные исправления, зачеркивания, отмечаемые стрелочками перестановки кусков и другие ухищрения делают текст «нечитаемым».

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 251.