.
(Самостоятельная работа – 4 часа )
Программное содержание
Главный инструмент искусства – художественный образ. Формы искусства: статическое (произведение – предмет ), динамическое ( произведение –деятельность) и синтетическое (совмещение статического и динамического). Структура искусства.
Искусство слова. Род художественной литературы: эпос, лирика, драма. Виды эпоса:
эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот. Виды лирики: эпиграмма, эпитафия, песня, романс, элегия, гимн, дифирамб, ода. Виды драмы: трагедия, комедия, драма, трагикомедия. Жанровые формы литературы: сатирический роман, лирическая комедия, героическая поэма, бытовой роман.
Изобразительное искусство как группа видов художественного творчества. Живопись и ее основные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, полотно историческое, батальное и производственное. Графика и ее разновидности: рисунок, гравюра, офорт, литография. Художественная фотография.
Искусство ваяния: скульптура, рельеф, горельеф, барельеф. Скульптура монументальная, бытовая, историческая, орнаментная.
Искусство зодчества. Архитектура как «застывшая музыка». Архитектурные стили.
Народное изобразительно – декоративное искусство.
Музыка и ее происхождение. Музыкальный язык и его выразительные средства: мелодия, ритм, гармония, полифония. Жанры музыки: по способу исполнения – вокальные (сольные, ансамблевые, хоровые); вокально – инструментальные, инструментальные (сольные, ансамблевые, оркестровые). Жанры музыки по назначению – прикладные (марш, оратория, танец, колыбельная песня и другие). Жанры музыки по содержанию – эпические, лирические, драматические. Жанры музыки по условиям исполнения – театральные, концертные, камерные, киномузыка и другие. Музыкальные инструменты. Современная музыка. Эстрада.
Театральное искусство, его виды и жанры.
Искусство кино: художественное, документальное, мультипликационное. Суть киноискусства. Жанры кино.
Телевизионное искусство. Жанры современного ТВ: репортаж, игровые и документальные телефильмы, художественно – публицистические телепередачи. Видеофильм. Телевизионный многосерийный фильм. Телевизионный моноспектакль.
Д.С.Лихачев о том, как понимать искусство.
Ключевые понятия
Эпос Музыка Художественный кинофильм
Лирика Опера Документальный кинофильм
Драма Балет Кинокомедия
Роман Оперетта Телевидение
Поэма Симфония Телепередача
Повесть Песня Телефильм
Рассказ Романс Вестерн
Очерк Рок – музыка Триллер
Живопись Танец Спектакль
Графика Эстрада Концерт
Декоративное искусство Кино Балалайка
Архитектура Мелодрама Гармонь
Ваяние «Мыльная опера» Кларнет
Зодчество Мультипликация Саксофон
Расшифровать ключевые понятия и записать их в словник ( словарь)
Практические занятия по культурологии:
1. Заслушивание реферативных сообщений на семинарских занятиях и научно – практической конференции.
2. Просмотр и обсуждение телефильмов, имеющихся в видеотеке Нижегородской правовой академии.
3. Экскурсии по улицам Нижнего Новгорода.
4. Посещение нижегородских музеев.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Охарактеризуйте художественное творчество как процесс.
2. Как соотносятся искусство и мифология?
3. Проанализируйте соотношение искусства и философии.
4. Что такое религиозное искусство?
5. Каково соотношение искусства и морали?
6. Почему испанский культуролог Х. Ортега- и – Гассет называет современную эпоху периодом дегуманизации искусства?
7. Приведите примеры кича в литературе, музыке, кино, театре, живописи.
8. Как соотносятся язык искусства и язык культуры?
9. Что такое взаимодействие и синтез искусств?
10. Понятие жанра в искусстве.
11. Что обозначается словом «поэзия»?
12. Какие новые виды искусства появились в ХХ веке в результате взаимодействия искусства и техники?
13. Какие советы дал Д.С.Лихачев молодежи, чтобы научиться понимать искусство?
14. Десять заповедей человечности академика Лихачева.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 258.