Научные традиции в изучении культуры
Тема 1. Предмет культурологии , причины возникновения, структура и задачи
( Лекция - 2 часа, семинар-2 часа, самостоятельная работа - 2 часа )
Программное содержание
Культурология как гуманитарно – социальная научная дисциплина. Исходное понятие культуры. Возникновение культурологии. Возрастание роли культуры в современном мире. Ее интегрирующее, объединяющее начало. Место культурологии среди гуманитарно – социальных наук.
Предмет культурологии. Структура культурологического знания. Задачи культурологии. Зачем нужно студенту бакалавриата знать культурологию ?
Ключевые понятия
Культура История культуры
Культурология Практика культуры
Предмет культурологии Формула Л.Уайта
Структура культурологии Задачи культурологии
Теория культуры Культурный человек
Расшифровать ключевые понятия и записать их в словник ( словарь )
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Раскройте содержание понятия «культурология», предложенное американским антропологом Лесли Уайтом.
2. В чем суть фундаментального (исходного) понятия культуры, данное английским антропологом Эдуардом Тайлором ?
3. Какова структура культурологического знания ?
4. Задачи культурологии в современном мире.
5. Как стать культурным человеком ?
Рекомендуемая литература
Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное. пособие. М., 1993.
Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991.
Иконникова С.Н. История культурологии. СПб., 1996.
Каверин Б.И. Культурология: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2001.
Кармин А.С.,Новикова Е.С. Культурология: Учебник. СПб.: Питер, 2006.
Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2010.
Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.,2004.
Кравченко А.И. Культурология: Учебник. М., 2002.
Культура и культуралогия: Словарь. Редактор–составитель А. И. Кравченко. М., Екатеринбург, 2003
Культурология: Учебник. Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М., 2001.
Культурология : Учебное пособие. Под ред. А.А.Радугина. М., 2001.
Культурология . ХХ век: Антология. М., 1995.
Леви – Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
Лосев А.Ф. Философия, Мифология. Культура. М.,1991.
Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры: Учебное. пособие. М., 2002.
Розин В.М. Введение в культурологию: Учебное. пособие. М., 2000.
Романов Ю.И. Культурология: Учебное. пособие. СПб: Питер, 2006.
Столяренко Л.Д.,Самыгин С.И.,Сущенко Л.Г. Культурология: Учебное пособие. М., Ростов-на- Дону, 2006.
Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
Хрестоматия по культурологии. Составитель А.И.Кравченко. М., 2006.
Тема 2. Культура как социально – историческое явление
( Лекция – 2 часа, семинарское занятие – 2 часа,
самостоятельная работа – 4 часа )
Программное содержание
Культура как продукт общественно – исторического развития. Предпосылки возникновения культуры. Генезис культуры. Различные научные подходы к определению и сущности культуры. Культура как специфический способ жизнедеятельности человека. Культура как «вторая природа».
Культура как социальная форма наследования. Духовность как источник культуры. Материальная, социальная и духовная составляющие культуры.
Смысл и символ – основные понятия культурологии. Культура – смысловой мир человека.
Культура как система норм человеческой жизни. Функции культуры. Философское понятие ценности. Системы ценностей культуры.
Ключевые понятия
Культура - вторая природа Функции культуры Артефакты
Гуманизм Понятие смысла Эстетическая культура
Материальная культура Символ Моральная культура
Социальная культура Мифология Народная культура
Духовная культура Религия Элитарная культура
Генезис культуры Искусство Массовая культура
Системы ценностей культуры Наука Правовая культура
Ключевые понятия
Дикость Природные сообщества
Варварство Восточная цивилизация
Цивилизация Западная цивилизация
Признаки цивилизованности общества Индустриальное общество
Общественно – экономическая формация Постиндустриальное общество
Ключевые понятия
Абстракционизм Кич Реализм
Авангардизм Катарсис Рококо
Ампир Классицизм Ренессанс
Амфитеатр Колизей Римское право
Амфора Конструктивизм Сентиментализм
Античность Модернизм Сюрреализм
Барокко Постмодернизм Урбанизм
Гармония Олимпийские игры Утилитаризм
Готика Пантеон Шоу
Декаданс Поп - арт Экспрессионизм
Импрессионизм Поп – музыка Эллада
План семинарского занятия по теме «Западноевропейская культура»:
1. Что явилось стержнем культуры средневековой Европы?
2. «Реформация». Как она проходила в Европе?
3. Что внесла нового в культуру эпоха Возрождения?
4. Почему период европейской истории после Ренессанса получил название «эпоха Просвещения»?
5. Рассказать о жанрах европейского искусства ХУ111 века: рококо, классицизме, сентиментализме.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Каково было отношение к человеческой личности в эпоху Возрождения?
2. Где и когда появились в Европе первые университеты?
3. Что такое «рыцарская культура»?
4. Дать характеристику европейским художественным стилям – готике, импрессионизму, модернизму, сюрреализму, постмодернизму.
5. Назвать выдающихся деятелей Ренессанса.
6. Что характерно для европейской культуры Х1Х века?
7. Что такое элитарная культура?
8. Как расшифровать понятие «массовая культура»?
Рекомендуемая литература
Актуальные проблемы 20 – го столетия. М., 1993.
Брагина А.Х. Культура эпохи Возрождения. М., 1986.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.
Гофф Ж. Ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1986.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.,1990.
Западноевропейское искусство второй половины Х1Х века. М., 1975.
Западноевропейская художественная культура ХУ111 века. М., 1980.
Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2 т. СПб.,2003.
Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца ХУ111 – ХХ веков.Л.,1990.
Кармин А.С. Культурология. СПб.. 2009.
Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1993..
Культура эпохи Просвещения. М., 1993.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.,1987.
Ренессанс. Барокко. Классицизм. М.,1966.
Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.
Самопознание европейской культуры ХХ века. М.,1988
Ключевые понятия и имена
Языческие боги на Руси «Домострой» Гоголь
Святой Владимир Минин и Пожарский Толстой Л.Н.
Православная культура Реформы Петра 1 Достоевский.
Летописи Никон Чехов
«Слово о полку Игореве» Аввакум «Могучая кучка»
Былины Полтавская битва Передвижники
Культурные центры Руси Ломоносов «Серебряный век»
Чингис – хан, Батый Растрелли русской культуры Куликовская битва Екатерина II Ахматова
Сергей Радонежский Суворов Циолковский
Новгородское вече Дворянская культура Менделеев
Иконопись Бородино Чайковский
Андрей Рублев Александр II Советская культура
Первая русская «Золотой век» русской культуры Россияне - лауреаты
печатная книга Пушкин Нобелевской премии
Ключевые понятия и имена
Религия Десять Заповедей Моисея Старообрядчество
Три мировые религии Иерусалим Христианские праздники
Христианство Благовещение Рождество
Мессия Взгляды Иисуса Христа Крещение
Понтий Пилат Таинства христианской веры Пасха
Император Константин «Золотое Правило нравственности» Троица
«Символ веры» Католицизм Христианские ценности
Библия Православие Три ветви христианства
Ветхий Завет Протестантизм Мартин Лютер
Новый Завет Инквизиция Протестантская этика
Евангелия Индульгенция Храм Христа - спасителя
Ключевые понятия и имена
Мекка Хиджра Суфизм Ходжа Насреддин
Медина Шариат Мечеть Аль - Фараби
Аллах «Пять столпов Ислама» Медресе Авиценна
Мухаммед Шиизм Минарет Ибн - Араби
Коран Суннизм Муэдзин Фирдоуси
Сунна Вахабизм «Тысяча и одна ночь» Омар Хайям
Ключевые понятия
Эстетика Трагическое Художественное мышление Ню
Искусство Комическое Нравственная культура Пошлость
Категории эстетики Художественный образ Эстетическая культура Шлягер
Прекрасное Эстетический вкус Художественная культура Трагикомедия
Возвышенное Эстетический идеал Элитарная культура Мода
Героическое Фольклор Массовая культура Шедевр
Безобразное Сатира Народная культура Сублимация
Низменное Юмор Правовая культура Поп- культура
Ключевые понятия
Эпос Музыка Художественный кинофильм
Лирика Опера Документальный кинофильм
Драма Балет Кинокомедия
Роман Оперетта Телевидение
Поэма Симфония Телепередача
Повесть Песня Телефильм
Рассказ Романс Вестерн
Очерк Рок – музыка Триллер
Живопись Танец Спектакль
Графика Эстрада Концерт
Декоративное искусство Кино Балалайка
Архитектура Мелодрама Гармонь
Ваяние «Мыльная опера» Кларнет
Зодчество Мультипликация Саксофон
Расшифровать ключевые понятия и записать их в словник ( словарь)
Практические занятия по культурологии:
1. Заслушивание реферативных сообщений на семинарских занятиях и научно – практической конференции.
2. Просмотр и обсуждение телефильмов, имеющихся в видеотеке Нижегородской правовой академии.
3. Экскурсии по улицам Нижнего Новгорода.
4. Посещение нижегородских музеев.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Охарактеризуйте художественное творчество как процесс.
2. Как соотносятся искусство и мифология?
3. Проанализируйте соотношение искусства и философии.
4. Что такое религиозное искусство?
5. Каково соотношение искусства и морали?
6. Почему испанский культуролог Х. Ортега- и – Гассет называет современную эпоху периодом дегуманизации искусства?
7. Приведите примеры кича в литературе, музыке, кино, театре, живописи.
8. Как соотносятся язык искусства и язык культуры?
9. Что такое взаимодействие и синтез искусств?
10. Понятие жанра в искусстве.
11. Что обозначается словом «поэзия»?
12. Какие новые виды искусства появились в ХХ веке в результате взаимодействия искусства и техники?
13. Какие советы дал Д.С.Лихачев молодежи, чтобы научиться понимать искусство?
14. Десять заповедей человечности академика Лихачева.
Вспомогательные материалы
При подготовке к занятиям по культурологии студентам рекомендуются для просмотра следующие видеофильмы, имеющиеся в распоряжении Нижегородской правовой академии:
Рассказ о Пушкине. - 40 мин.
А.Н.Островский. «Горячее сердце». – 45 мин.
«Дом на Волхонке» - 120 мин.
Поет Дмитрий Хворостовский.- 20 мин.
Пора нам в оперу. - 35 мин.
Поэзия Анны.Ахматовой. – 30 мин.
Россия в песне, музыке, танце. – 30 мин.
Татьяна Шмыга ( автопортрет). – 60 мин.
Андрей Рублев. – 30 мин.
Рерих и Сибирь. – 15 мин.
П.И.Чайковский: «Сладкие грезы». – 60 мин.
О культуре североамериканских индейцев. – 30 мин.
Допрос ( из телефильма «Место встречи изменить нельзя»). – 30 мин.
Российский герб – 15 мин.
На родине Ислама. – 35 мин.
Музыка крупным планом – 60 мин.
Из истории мировой культуры. «Малая Азия». – 30 мин.
Золотые россыпи татарской свадьбы. – 30 мин.
Драматургия М.Горького: «Мещане». – 50 мин.
«Его все любили» (Е. Евстигнеев ). – 60 мин.
От Моне до Пикассо – 50 мин.
Микеланджело Буонарроти. – 15 мин.
Культура и бизнес – 12 мин.
Куликовская битва. – 30 мин.
Импрессионизм. – 65 мин.
Поговорим об этикете. – 25 мин.
Из истории мировой культуры: «Ветхозаветная культура». – 38 мин.
А. Галич. Запрещенные песенки. – 30 мин.
Встреча с Ираклием Андрониковым. – 70 мин.
Подвиг Карамзина. – 20 мин.
Приглашение к романсу. – 45 мин.
Рождение музыки. – 30 мин.
«Россия мне снится редко» (Ф. Шаляпин). – 35 мин.
Из истории мировой культуры: «Средневековье» - 70 мин.
«Ты помнишь наши встречи» ( концерт). – 25 мин.
Царское село. – 30 мин.
«Шедевры из провинции». – 35 мин.
БДТ: вчера, сегодня, завтра. – 60 мин.
Владимир. Высоцкий. Песни. – 15 мин.
«Прощание» ( В.Серов). - 40 мин.
Василий. Шукшин: 20 лет в кадре и за кадром. – 60 мин
Научные традиции в изучении культуры
Дата: 2019-12-10, просмотров: 225.