РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО СОСТАВУ, СТРУКТУРЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ВАЖНЕЙШИХ БЮДЖЕТООБРАЗУЮЩИХ ЭКНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕФЕРАТ

 

Отчет: 83 страницы, 6 таблиц, 4 рисунка.

Ключевые слова: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, СТРУКТУРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТООБРАЗУЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, МОНИТОРИНГ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ, ИНТЕГРАЛЬНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО, ПАСПОРТИЗАЦИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ.

Целями работы являлись: формирование качественных характеристик информации, используемой в процессе мониторинга важнейших бюджетообразующих экономических процессов, и разработка методов и организации её получения, увязанных с общей системой организации получения и обработки информации, необходимой для функционирования контрольно-счетных органов Российской Федерации.

В процессе исследования достигнуты следующие научные результаты:

-для всех типов объектов, участвующих в важнейших бюджетообразующих экономических процессах, разработан состав показателей, характеризующих их экономическое состояние и динамику развития, и на этой основе сформирована система показателей мониторинга, скоординированная с общей организацией контроля за исполнением доходной части федерального бюджета;

-разработаны методические положения по организации получения и формам представления показателей, входящих в систему мониторинга;

-определены источники получения информации для системы мониторинга и согласованы возможные способы организации информационных потоков в соответствии с принятыми в Счетной палате Российской Федерации процедурами и регламентами её информационного взаимодействия с федеральными министерствами, службами и агентствами, а также территориальными информационными системами.

-определен состав первой очереди системы мониторинга важнейших бюджетообразующих процессов, в рамках которой следует осуществить апробацию предлагаемых решений в увязке с общими подходами к разработке информационной модели системы сбора, накопления, актуализации, электронной обработки и анализа исходных данных в целях обеспечения экспертно-аналитической деятельности КСО РФ в области оценки доходной и расходной части бюджетов разных уровней.

В отчете показано, что представленные результаты, полученные в процессе разработки методических основ мониторинга важнейших бюджетообразующих экономических процессов в части «Разработка методических положений по составу, структуре и организации информационных потоков в системе мониторинга важнейших бюджетообразующих экономических процессов», позволяет говорить о том, что предложенные в предыдущих исследованиях подходы к выявлению объектов мониторинга важнейших бюджетообразующих экономических процессов допускают конструктивную интерпретацию и могут быть адаптированы к практическим возможностям получения информации об объектах наблюдения.

В результате такой адаптации были выявлены три основных типа объектов наблюдения в системе мониторинга, и на примере наиболее массовидного из них (хозяйствующие субъекты) был предложен конструктивный подход к организации наблюдений за объектами этого типа. На примере крупных хозяйствующих субъектов промышленности предлагаемый подход был конкретизирован до уровня типового состава наблюдаемых показателей и форм получения информации, необходимой для анализа и прогноза этих показателей, в качестве которых была рекомендована система паспортов.

Уровень проработки представленных в отчете методических положений даёт возможность непосредственно приступить к заполнению и дальнейшему ведению системы паспортов отраслей промышленности, интегрируя в них информацию в объемах, необходимых для анализа и прогноза бюджетообразующих процессов, протекающих в рамках отрасли. Для реализации этого, учитывая, что в основной части показателей, поименованных в предложенной форме паспорта отрасли, на уровне предприятий ведутся систематические статистические наблюдения, необходимо организовать получение суммарной выборки по паспортизируемым отраслям соответствующих данных предприятий, собираемых федеральными министерствами, службами и агентствами, а также территориальными информационными системами, синхронизировав их с принятыми в Счетной палате Российской Федерации процедурами и регламентами такого взаимодействия.

Практическая значимость. Методические положения, представленные и конкретизированные для хозяйствующих субъектов отраслей промышленности, в полной мере могут быть использованы для организации наблюдения за крупными хозяйствующими субъектами других отраслей экономики. Что же касается объектов наблюдения других типов – природных объектов и муниципальных образований, то для них могут быть также использованы предлагаемые методические подходы, однако, система показателей, характеризующая объекты наблюдения этих типов, должна быть трансформирована с учетом специфики бюджетообразования, протекающих на этих объектах.

__________________

 

Год

 

Шифр «1.1.4»

Договор № 061 от 10.04.06

Исполнитель: д.э.н. Л.П. Храпылина

Научная экспертиза: заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Т.В. Ярыгина

 

ОТЧЕТ

О НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

 

Разработка комплексной системы взаимосвязанных социально-экономических индикаторов, ориентированной на оценку степени достижения стратегических целей развития России до 2015 г.

РЕФЕРАТ

 

Отчет: 129 страниц, 3 рисунка, 38 таблиц.

Ключевые слова: ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА, ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, ИНФЛЯЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПАСПОРТ РЕГИОНА, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ, СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ, ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ (ЦРТ), ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ, ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (HUMAN DEVELOPMENT INDEX).

Данная работа посвящена разработке комплексной системы взаимосвязанных социально – экономических индикаторов, учитывающей лучшую международную практику и ориентированной на оценку соответствия проводимых мероприятий поставленным краткосрочным и долгосрочным целям развития экономики и социальной сферы.

Объект исследования – международная и российская практика мониторинга социальных и экономических процессов, методология построения систем индикаторов для оценки эффективности мероприятий, проводимых в рамках осуществляемого в России в рамках перехода от парадигмы «управления затратами» к парадигме «управления результатами».

Цель работы – разработка комплексной системы взаимосвязанных социально-экономических индикаторов, позволяющей контролировать степень реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006- 2008 годы). Оценка условий достижения заявленных целей с учетом опыта мониторинга результатов экономической политики в развитых странах и международных организаций.

Для достижения поставленной цели  были решены следующие задачи:

- дана характеристика основных индикативных систем, принятых в развитых странах мира и используемых международными организациями, для оценки результатов национальной экономической политики;

- представлены системы индикаторов, используемых в европейских странах, включая методологию оценки уровня социальной сплоченности (social cohesion) Совета Европы;

- проведен анализ возможностей использования в Российской Федерации зарубежного опыта мониторинга социально-экономической ситуации и оценки результативности проводимой экономической политики, оценки социально-экономического положения страны, обеспечения экономической безопасности, в том числе определения «индикаторов тревоги»;

- сформулированы предложения по формированию комплексной системы взаимосвязанных социально-экономических индикаторов, адекватно отражающих степень достижения целей развития России, обозначенных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы).

Полученные научные результаты. Подготовлен отчет по теме научного исследования, включающий рекомендации по оценке Счетной палатой Российской Федерации степени достижения стратегических целей развития России, заявленных Правительством Российской Федерации в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), а также возможностей использования зарубежного опыта в российской практике.

Проведенное исследование и представленные рекомендации свидетельствуют о том, что необходима системная и многоаспектная работа по формированию системы показателей, объективно оценивающей эффективность использования государственных ресурсов с точки зрения достижения поставленных тактических задач и стратегических целей развития страны.

Практическая значимость работы. Проведенный анализ международной и российской практики мониторинга социальных и экономических процессов и представленные предложения по формированию комплексной системы взаимосвязанных социально-экономических индикаторов, адекватно отражающих степень достижения целей развития России, обозначенных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) представляют интерес для контрольных органов, законодателей, неправительственных организаций и их объединений. Предложенные рекомендации и материалы могут быть использованы в практической деятельности Счетной палаты и контрольно-счетных органов на местах в части проведения аудита эффективности и проектного управления, взаимодействия с представителями гражданского общества, в частности в сфере организации социального аудита, а также в процессе подготовки специалистов для контрольных органов.

_______________________________

 

Шифр «9.42»

Договор № 253 от 01.02.06

Ответственный исполнитель: В.А. Ципко

Научная экспертиза: первый заместитель директора НИИ СП,
к.э.н. Е.И. Иванова

 

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 299.