1. “Все в мире совершается через борьбу и по необходимости”; Логос = Огонь состоит в возможности сочетания противоположностей.
2. Отождествление добродетели со знанием. Сократ полагал, что добродетели можно научить; что невозможно делать добро, не зная, что это такое, и, наоборот, зная добро, - поступать дурно; что никто не творит зла сознательно, оно твориться лишь по ошибке, вследствие ложно понятого блага.
3. Справедливость – это главная добродетель в отличие от высшей добродетели – мудрости.
4. “Первая” философия – Теология.
5. 10 признаками:
1) данность как факт или допускаемая разумом возможность
2) качество
3) число
4) отношение обладания (иметь или не иметь)
5) место
6) длительность
7) состояние (движение или покой)
8) действие
9) страдание
10) направление перемен
6. Один усматривает высшее благо в наслаждениях, а другой – в спокойном, хорошем расположении духа; первый стремиться к благополучию индивида, а второй – благополучию многих. Для этого же от многих удовольствий надо отказаться.
7. Этические и дианоэтические добродетели. Первые – это умение правильно поступать, т. е. Добродетели практические; вторые – это способность правильно видеть ситуацию и мыслить, а также принимать правильные решения, – т. е. Добродетели теоретические.
8. Сначала они считали материальные блага искушением на пути добродетельной, разумной жизни, т. к. именно из-за них и разгораются страсти в обществе. Затем стали исповедовать безразличие к ним. В итоге же признали, что некоторые блага могут способствовать росту добродетели.
9. Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой, божественный Дух, а мы сами уподобляемся Богам. Душа индивида – одно из звеньев мирового Духа, Разума, Бога.
10. Строгое следование законам логики здравого смысла в сочетании с доказательствами от противного (апологический метод)
11. Можно и нужно. Более того, это самое важное из всего того, чему должен научиться человек.
12. В мудрости, в философском познании мира идей, так как, лишь войдя в него, человеку можно узреть свою собственную сущность и предназначение.
13. Такая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев, а именно, когда речь идет о Боге, и когда говорят о бессмертной части Души – человеческом Разуме.
14. Закон тождества (“а” верно, если имеет место А и мы судим действительно об А); закон непротиворечивости суждений (недопустимо, что бы одно и тоже одновременно было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле); закон достаточного основания (суждение “а” может быть верным лишь при том условии, если мы располагаем знанием об А); закон исключенного третьего (любой реально существующий предмет непременно входит или в класс А, или а любой другой класс, но только не в А).
15. Счастье блаженство – “эвдемония”!
16. “Никомахова этика”!
17. Это не тождественные вещи. Удовольствие – морально индифферентно. Добродетель или благо есть то, что я должен делать в известных ситуациях. Ни один нравственный канон не предписывает мне искать удовольствий и гоняться за наслаждениями, меня никто не обязывает наслаждаться. Поэтому, если я сдержан в минуты экстаза, мне за это нечего стыдиться.
18. “Как выражать движение в логике понятий?” - Гегель. Они выявили недостаточность для этой цели логики здравого смысла.
19. Согласно этическому рационализму, этого он делать не может, ибо человек не станет отказываться от лучшего, чем он владеет, - от своего Разума.
20. Для них превыше всего истина, а не сребролюбие или честолюбие (как для нынешних правителей!); мудрость же – гарант наилучших и взвешенных идей и решений; он склонен действовать более всего убеждением, а не силой; он всегда готов отказаться от власти ради возвращения к своему любимому делу – созерцанию совершенных идей; никто не сможет играть на его человеческих слабостях, ибо они уже побеждены Разумом.
21. Наука о мышлении, его всеобщих формах и законах; у Аристотеля – это наука о законах научного мышления; путем сопоставления данных самонаблюдения с правилами речевого общения сознается наука логики.
22. “Ничего сверх меры!”.
23. Сложились два подхода к этому вопросу:
1) посредством повышения требовательности к себе; например, подводя итоги дня минувшего, трижды ответь самому себе “что я совершил и чего не исполнил?” (Пифагор)
2) Посредством “малых приучений” поступать добродетельно в реальной жизни (Аристотель).
24. Надо жить в согласии с самим собой, Разумом и природой, принимая и перенося удары судьбы как должное.
25. Он ведет к этическому релятивизму, утилитаризму и эгоизму: каждый стремиться к тому, что хорошо для него, т. е. к своей выгоде или пользе. Что есть “добро” для одного, то же может стать “злом” для другого.
26. Есть ли более похвальное и, вместе с тем, более благородное стремление, чем стремление к познанию и мудрости = добродетели?
27. Это тот же самый принцип, что и для всей философии объективного идеализма в целом: единичное, особенное, частное должно быть подчинено общему или целому. Интересы отдельного человека должны быть подчинены интересам государства, общему благо, гармонии целого.
28. Учение о понятиях, учение о суждениях, учение об умозаключениях (силлогизмах).
29. “Иные приходят в этот мир, чтобы торговать; другие – состязаться, а самые достойные – чтобы созерцать”. (Пифагор).
30. Приобретенная посредством упражнения способность разума определять и во всем придерживаться золотой середины.
31. Религия как нравственность есть человеческое изобретение. Ее придумали умные и хитрые жрецы для того, чтобы кормиться на страхе, для того, чтобы держать людей в повиновении, чтобы люди боялись даже думать или замышлять дурное.
32. Счастье (блаженство, “эвдомония”) – следствие добродетельной жизни, т. к. именно оно соответствует сущности человека (его разумной природе). В познании обретается мудрость и открывается путь к счастью.
33. Она изначально устремлена к совершенствованию, одухотворению, воплощению идеального, осуществлению идеалов знания, добра и красоты.
34. Умозаключение от общего к частному и наоборот; в сущности, и то и другое состоит в выведении суждения из двух других, содержащих общий обоим признак (понятие или предикат).
35. “Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но не необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности”. (Эпикур).
36. Они ослабляли и разрушали традиционные нравы и религиозные верования, проводили к вытеснению авторитета и традиции, призывали жить “своим умом”.
37. Добродетель и есть знание о том, что такое благо, добро и зло.
38. Согласно христианской доктрине, Бог есть личность единая в тех лицах (ипостасях!) и создавшая мир из ничего. Бог Платона это не личность, а Благо; Демиург не творит материю, но лишь упорядочивает ее в соответствии с идеями и наделяет космос мировой душой.
39. Это суждения, из которых делается логический вывод в процессе умозаключения; исходными посылками Аристотель полакает аксиомы, постулаты и предположения.
40. Все люди обладают одним и тем же умом (здравым смыслом), который отличает их от животных и приводит с необходимостью к принятию ими одинаковых для всех норм, обязательных к исполнению.
41. Единый вектор – устремленность к совершенству, желание “уподобиться” идеям и воплотить их в предметах культуры.
42. Тезис об идеях как смыслообразующих и оформляющих материю принципах (в уме Бога); мысль о примате идеального и духовного над материальным и телесным; принцип иерархического строения мира по ступеням совершенства идей; мысль о теле как “темнице” и временной обители Души; мысль о познании как “припоминании” душой врожденных знаний и др.
43. Общие и специфические нормы общения, принципы диалога и их операциональные требования.
44. Идеальная – Разум, состоящий из идей. Он должен направлять Волю на полезные действия и совместно с ней обуздывать страсти.
45. Осуществлять аналитическое разграничение известного и неизвестного в целях прояснения сути предмета и проблемы.
46. Гармония, согласие в доме и государстве, пропорциональность разных способностей человека (телесных и духовных, высших и низших, разумного и неразумного); образ жизни, управляемой созерцанием мировой гармонии.
47. Выстроить “дерево” альтернатив, выбор из которых позволит собеседнику самому прийти к правильному пониманию.
48. Мудрость – добродетель разума, мужество – добродетель воли, умеренность – добродетель страстей.
49. В отличие от мифологии “Бог” Аристотеля интеллигибелен – это некий вселенский ум (“Нус”), который самодостаточен благодаря тому, что способен мыслить собственный промысел в вещах и людях.
50. Дедуцирование или индицирование заключения (нижний посылки) посредством нахождения среднего термина, входящего неявно и в верхнюю и в нижнюю посылки одновременно. Решение любой задачи сводится, в конечном счете, к отысканию среднего термина.
51. В нравственности как свободе и независимости от всего внешнего; в простоте и естественности жизни; в пренебрежении к материальным благам и роскоши; в изживании ложных желаний и потребностей.
52. Разумная душа управляет страстями, сдерживает желания, оценивает последствия поступков и определяет “золотую середину” между известными крайностями.
53. Неустанное превозмогание себя влечет отсутствие аффектов, способных выйти из-под контроля.
54. Благостное состояние человеческой души – состояние безмятежности, невозмутимости, спокойствия. Взлететь на этот уровень свободы могут лишь философы.
55. Развенчивая снобизм собеседника, применять “мягкую” критику его суждений с целью побудить отказаться от сказанного в пользу иной (альтернативной) точки зрения.
56. “Пригодность” души для осуществления своего предназначения, для своего дела, правильное соотношение и употребление душевных способностей, их гармоническое действие.
57. Бог – “Перводвигатель”. Это хотя и главное, но не единственное определение Бога Аристотелем. Возможны и другие предельные случаи, а значит и дополнительные определения – “Чистая актуальность”, “Абсолютное совершенство”.
58. Это связь понятий (в виде “субъекта” и “предиката”), выражаемая словами “есть” или “не есть”. Суждения различаются по качеству (утвердительные или отрицательные), по объему (“все”, “некоторые”, “единичные”) и по степени достоверности (аподиктические, ассерторические, проблематические).
59. Независимая простота.
60. По Аристотелю, поведением человека руководят две детерминанты:
1) обычные действия направляются чувствами и идеями
2) поступками же руководят волевые привычки.
61. Удовольствие – неудовольствие, вожделение – страх – все они вредны, т. к. часто заглушают голос разума и вызывают поступки предосудительные и постыдные. Поэтому их необходимо сдерживать и учиться ставить под контроль Разума.
62. Это происходит по явному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что собственную смерть установить никто не может. Когда мы есть, то смерти нет для нас; когда же наступает смерть, то нас уже нет для нее. “Смерти нет, робята!”.
63. Каждая из стадий (“влечение”, “влюбленность”, “сотрудничество, “божественная любовь”) пронизана стремлением к идеалу.
1) женщина и мужчина – каждый ищет свою половину.
2) отождествление избранника с идеалом делает обе половины слепыми к недостаткам друг друга.
3) распределение семейных обязанностей в соответствии с талантами делает супругов незаменимыми друг для друга.
4) любовь сбрасывает свою половую определенность и становится стремлением к вечной красоте и совершенству.
64. Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю категория “Бог” - в качестве “Перводвигателя”, “Первопричины”, “Энтелехии” и др.
65. Понятия конструируются нашим мышлением путем абстрагирования общего признака в ряду аналогичных случаев; при этом необходимо указать родовую общность предмета и его видовую специфику. Понятия различаются признаком и объемом; чем больше признаков (т. е. чем конкретнее понятие), тем меньше его объем (число предметов, подводимых под это понятие) и, наоборот, чем меньше признаков (чем понятие абстрактнее), тем больше его объем. Это соотношение справедливо и для того случая, когда исходным пунктом в конструировании понятия берется объем.
66. Киническая, киренаиков (от города Кирены), мегарская.
67. Мотивы человеческого действия – желания, потребности, склонности, страсти, эмоции и интересы.
68. Автономия личности состоит в свободе выбора и самозаконности реализующего этот выбор поступка: человек подчиняется, прежде всего, таким законам, которые ему диктует собственный разум.
69. Страдание преодолевается опять-таки на путях познания – нужно разобраться в истинных причинах наших страхов и неудовольствий.
70. Различие состоит в соотношении, (пропорциях) между материей и формой: чем совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально неопределенного) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т. е. вполне определенного (формы).
71. Три силлогизма. Позднее врач Гален открыл четвертую фигуру силлогизма.
72. Два разных жизненных подхода: первый основан на требовании удовольствий – “Жги!”, второй – “Лучше умереть, чем наслаждаться”.
73. Они не совпадают: одного значения недостаточно ни для совершения поступка, ни для добродетели.
74. Причины страданий – невежество, неразумие, предрассудки, страх перед неопределенностью.
75. Умозаключение путем логического выведения суждения из двух других (посылок), содержащий общий признак.
76. “Мудростью, как и красотой, мой друг, можно располагать двояко: продавать всякому, кто готов уплатить (проституты философии) и обучать лишь достойных!” (Сократ).
77. Имморализм Ф. Ницше: “Наши добродетели должны иметь легкие ноги, чтобы приходить и тотчас уходить”.
78. Природа сама по себе разумна; только не каждому это дано понять. Следовательно, жить согласно разума – естественно для человека. Совершенно то, что строится по законам природы, в согласии с ней. Разум – единственное достояние человека; поэтому жить естественно – значит жить по законам разума. Но не всегда справедливо обратное (пример: аффекты).
79. Утоляемая посредством акта жажда жизни дарит нам радость открытия нового, неизведанного. Что найдешь на дне бутылки, кроме познания? Следовательно, в конечном счете, высшее удовольствие не в физиологическом состоянии опьянения, а в приращении знания; это удовольствие от познания, т. е. духовная радость.
80. Общим вектором устремления людей, а равно и природы в целом является состояние атараксии – покоя, безмятежности и невозмутимости.
81. Достойной человека целью жизни Эпикур полагал удовольствие, но не то, которое исчезает вместе с окончанием акта и затем требует воспроизводства, а скорее – общую приятность жизни, длительное спокойное блаженство, несокрушимое ни дрязгами, ни ударами судьбы – этакое радостное равновесие Духа.
82. Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и естественной, т. е. согласной с природой.
83. Не зарывайсь в глубины,
И “не тащись” в эфир;
Как раз посередине
Прекрасен этот мир!
85. Сущность состоит в разумности человека, т. к. главным регулятором поведения людей является Разум.
86. Они могут сочетаться друг с другом лишь случайно, и значит одно не может быть причиной другого. Добродетель обитает в сфере всеобщего = разумного, а счастье – в сфере индивидуального = чувственного. Быть добродетельным – это всегда во власти отдельного человека, а счастье и несчастье зависят от внешних условий, превосходящих часто наши силы, от судьбы. Быть добродетельным – обязанность гражданина, а быть счастливым – кому как Бог дарует.
87. Богов надо признавать не из-за страха перед ними или надежды на бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно вмешиваться в жизнь людей, и в действие законов природы.
88. Не печалиться по поводу его смерти. “Не нелепо ли думать, что светильнику хуже после того как его зажгут, чем до того, как его загасят?”. “Завещаю вам единственное, что мне осталось, но вместе с тем и самое драгоценное – мой образ жизни. Важно прожить хорошо, а не долго!”.
89. Была создана этика, основанная на принципе нравственной автономии. Ценность этого принципа в том, что он дает человеку нравственную опору во времена “реформ”, культурного и экономического упадка, испытаний нуждой, “озверением” отношений и т. п.
90. Страдание и зло – разные вещи. Удовольствие и страдание относятся к сфере эмоций, а добро и зло касаются лишь разума. Поэтому в оценке поступка страдание нужно сбрасывать со счетов.
91. “Помогай человеку в поднятии тяжести, но не помогай в сложении ее”. (Пифагор).
92. Эклектика в теории и конформизм в быту – “Проживи незаметно!”, “Не высовывайся!”.
93. Законы разума – это и есть нравственные каноны; канон – это то, к чему люди пришли, исходя из разнообразных резонов; следовательно, что разумно, то и нравственно; поступки должны и судиться и определяться исключительно разумом; ему одному и необходимо подчинить эмоции, чувства и желания.
94. Человек достигает счастья, избегая неудовольствия и неприятностей, выбирая лишь те удовольствия, за которыми не следует разочарование и скука, умеренно и благоразумно наслаждаясь благами жизни, общаясь с людьми сходного образа мыслей. Эпикуреец стремиться обрести свое счастье на путях познания действительных причин событий.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 257.