Цена и ценовая политика фирмы (предприятия)
Этапы и методы установления цен на продукцию фирмы.
Методика расчета цен на товары, как правило, состоит из следующих этапов: постановка задач ценообразования, определение спроса, оценка издержек, анализ цен и товаров конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены.
Определение спроса производится путем изучения спроса , цен и предложения.
Для определения зависимости между ценой, спросом и предложением в рыночной экономике применяются следующие методы измерения спроса и предложения:
· Проведение опроса потребителей;
· Прямой рыночный эксперимент на основе пробной продажи на рынке товара по новым ценам;
· Статистические методы, оценивающие кривые спроса и предложения на основе динамики изменения цен за определенный период времени.
Анализ спроса позволит определить максимальную цену, которую может запросить фирма за свою продукцию.
При стратегии ценового лидерства предприятие устанавливает и меняет цены на свои товары в зависимости от поведения предприятия – ценового лидера на рынке; при стратегии конкурентных цен предприятие снижает или оставляет без изменения свои цены в случае снижения или повышения цен конкурирующими предприятиями.
Среди наиболее распространенных в рыночной экономике методов ценообразования следует выделить:
· Прайсинговые методы;
Основаны на различных способах расчета составляющих цены – затрат и прибыли. Среди них выделяется
1) метод полных затрат – основывается на полных издержках производства и реализации продукции, и прибыли;
2) метод усредненных затрат – основывается на расчете затрат как составляющей цены;
3) метод предельных затрат – применяется при предполагаемом расширении производства и сбыта.
4) метод стандартных издержек – основывается на калькуляции себестоимости продукции;
5) метод целевой прибыли – предполагает использование заранее определенного размера прибыли.
· Методы поэлементного расчета цены;
· Методы, основанные на установлении фиксированной цены;
К ним относятся:
1) метод твердой фиксированной цены – предполагает ее неизменность вне зависимости от фактических издержек продавца при исполнении контракта.
2) метод фиксированной цены с возможностью ее последующего пересмотра;
3) метод фиксированной цены по скользящей шкале – предполагает соответствующую фиксацию цен по периодам времени.
· Метод определения цены, основанные на компенсации издержек производства;
Предусматривает обязательства производителей выполнять условия контракта при условии возмещения всех издержек.
· Поощрительные методы определения цены.
Предполагает особый учет в цене вознаграждения для исполнителя работ. Среди этих методов следует отметить:
1) метод фиксированной цены с поощрением – предусматривает поощрение в цене. Устанавливается в пределах 7,5 – 15 %.
2) метод издержек производства с поощрительным вознаграждением – размер вознаграждения поставлен в зависимость от соблюдения сроков и качества выполнения работ.
3) метод возмещения издержек с премиальным вознаграждением – используется в проектировании и предусматривает определения цены проекта исходя из минимального уровня издержек и премии за качество работы.
Установление окончательной цены товара производится производится с учетом большинства факторов приведенных выше.
В ценах на каждом этапе их формирования учитываются издержки организации, прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС). На ряд товаров в цены также включаются суммы акцизов по установленным ставкам.
Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции.
Формирование прибыли.
А) Выручку (валовый доход) от реализации продукции, товаров, работ и услуг определяется по данным VР и коэффициенту увеличения VР , равному 1,2 (т.е. считается, что предприятие не только реализовало изделия А и Б , но и выполнило работы и услуги промышленного характера сторонним организациям).
В = 1,2 * VР , грн.
В = 1,2 * 62324801,43 = 74789761,716 грн.
Б) НДС от суммы выручки
74789761,716 * 20 / 120 =12464960,286 грн.
В) Определяем чистый доход (выручку) от реализации продукции (товаров, услуг) путем вычитания из валового дохода суммы НДС.
ЧД =74789761,716 - 12464960,286 = 62324801,43 грн.
Г) Себестоимость реализованной продукции (товаров, услуг) принимаем из таблицы 2.9 (итого полная себестоимость) по деталям А и Б в грн.
СП=9852876,366+ 30637805,455 = 40490681,821 грн.
Д) Валовую прибыль определяем как разность между чистым доходом и себестоимостью реализованной продукции
ВП =62324801,43 - 40490681,821 =21834119,609 грн.
Е) Прочие операционные доходы ПД (доходы от реализации некоторой части производственных запасов, от операционной аренды активов, возмещение ранее списанных активов и т.д.) – принимаем в сумме 3700000 грн.
Ж) Административные расходы АД (постоянная часть общепроизводственных расходов)
определены в пункте 2.1.8. и составляют 2621961,878 грн.
З) Затраты на сбыт ЗС, принимаем в сумме 980000 грн.
И) Прочие операционные расходы ПР (расходы на командировки, на услуги связи, на выплату материальной помощи и т.д.) равны 3500000 грн.
Й) Определяем финансовые результаты от операционной деятельности
ФР = ВП + ПД - АД - ЗС – ПР
ФР =21834119,609 + 3700000 - 2621961,878 – 980000 – 3500000 =18432157,731 грн.
К) Прочие расходы от операционной деятельности 1300000 грн.
Л) Определяем финансовые результаты от обычной операционной деятельности.
18432157,731 – 1300000 =17132157,731 грн.
М) Налог на прибыль от обычной деятельности – 30% от обычной операционной деятельности.
17132157,731* 0,3 = 5139647,319 грн.
Н) Рассчитываем финансовые результаты от обычной деятельности или чистую прибыль.
Финансовые результаты от обычной операционной деятельности минус налог на прибыль от обычной деятельности
17132157,731 -5139647,319 = 11992510,412 грн.
Цена и ценовая политика фирмы (предприятия)
Дата: 2019-12-10, просмотров: 263.