Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Резерв учебного времени – 3 ч.
Календарно-тематическое планирование. 10 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Контрольные работы | ||||
Тест | Творческая работа | |||
1. | Язык и культура | 8 | 1 | 2 |
2. | Культура речи | 12 | 1 | 2 |
3. | Речевая деятельность. Текст. | 13 | 1 | 2 |
4. | Резервные уроки | 2 | ||
Всего | 35 | 3 | 6 |
Тематическое планирование
10 класс (1 час в неделю/35 часов в год)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Язык и культура (8 часов) | ||
1 | Русский язык в Российской Федерации и в современном мире | 1 |
2 | Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление | 1 |
3 | Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины | 1 |
4 | Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка | 1 |
5-6 | Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества» | 2 |
7 | Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие современного русского языка» | 1 |
8 | Анализ контрольной работы | 1 |
Культура речи (12 часов) | ||
Культура речи (12 часов) | ||
9 | Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. | 1 |
10 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | 1 |
11 | Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости | 1 |
12 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | 1 |
13 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. | 1 |
14 | Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. | 1 |
15 | Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. | 1 |
16 | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 1 |
17-18 | Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?» | 2 |
19 | Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка» | 1 |
20 | Анализ контрольной работы | 1 |
Речь. Речевая деятельность. Тест (12 часов) | ||
Речь. Речевая деятельность. Тест (12 часов) | ||
22 | Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения. | 1 |
23 | Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. | 1 |
24 | Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия | 1 |
25 | Категория монолога и диалога как формы речевого общения | 1 |
26 | Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика | |
27-28 | Р/р Публичное выступление (практическое занятие) | 2 |
29 | Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой стили речи | 1 |
30 | Язык художественной литературы. Разговорная речь | 1 |
31 | Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» | 1 |
32 | Анализ контрольной работы | 1 |
33 | Защита проекта по предложенной теме | 1 |
34-35 | Резервные уроки | 2 |
Календарно-тематическое планирование. 11 класс
№п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
Контрольные работы | ||||
Тест | Творческая работа | |||
1. | Язык и культура | 5 | - | 2 |
2. | Культура речи | 18 | 2 | 2 |
3. | Речевая деятельность. Текст. | 9 | 1 | 2 |
4. | Резервные уроки | 3 | ||
Всего | 35 | 3 | 6 |
Тематическое планирование
11 класс (1 час в неделю/34 часа в год)
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Язык и культура (5 часов) | ||
1 | Язык и речь. Язык и художественная литература | 1 |
2 | Тексты художественной литературы как единство формы и содержания | 1 |
3-4 | Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь») | 2 |
5 | Н. Помяловский о разнообразии языка. | 1 |
Культура речи (18 часов) | ||
6 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1 |
7 | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии | 1 |
8 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. | 1 |
9 | Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей | 1 |
10-11 | Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» | 2 |
12 | Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества» | 1 |
13 | Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка» | 1 |
14 | Анализ контрольной работы | 1 |
15 | Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. | 1 |
16 | Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. | |
17 | Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. | 1 |
18 | Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи | 1 |
19 | Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении | 1 |
20 | Этапы делового общения | 1 |
21 | Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении. | 1 |
22 | Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка» | 1 |
23 | Анализ контрольной работы | 1 |
Речь. Речевая деятельность. Тест (9часов) | ||
22 | Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация | 1 |
23 | Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты | 1 |
24 | Признаки текста. Виды связей предложений в тексте | 1 |
25 | Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. | 1 |
26 | Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат | 2 |
28-29 | Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом | 1 |
30 | Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» | 1 |
31 | Анализ контрольной работы | 1 |
32 | Защита проекта по предложенной теме | 1 |
33-34 | Резервные уроки | 3 |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
· Жанр интервью в современных газетах
· Искусство вести беседу
· Телевидение и литература: что окажется сильнее
· Как влияют социальные сети на язык.
· Край родной в легендах и преданиях.
· Научные открытия А.А. Шахматова.
· Причины заимствования в современном русском языке.
· Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
· Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
· Структурные особенности русских метафор.
· Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций).
· Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
· Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
· Сетевой знак @ в разных языках.
· Слоганы в языке современной рекламы.
· Являются ли жесты универсальным языком человечества?
· Роль "ников" в интернете.
· Язык как отражение национального характера.
· Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
· Языковой портрет ученика нашей школы.
· Как влияют социальные сети на язык?
· Особенности языка СМС сообщений.
· Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.
Литература для учителя
1. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018.
2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа, 2009.
3. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2000.
4. Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов-на-Дону: Легион, 2017.
5. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург: «Литера», 2005.
Литература для учащихся
1. Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
2. Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2009 г.
3. Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
4. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2002.
5. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.
6. Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. – СПб., 2004.
7. Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва. Эксмо. 2010 г.
8. Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
9. Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы. Ростов-на-Дону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г.
10. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Флинта, Наука, 2006.
11. Стернин И. А. Практическая риторика. – М.: Издательский центр «Академия», 1993.
12. Стешов А. В. Как победить в споре. – Л., 1982.
13. Учебные пособия "Школьная риторика" УМК образовательной системы "Школа 2100".
Facebook Twitter VK Ресурс
Дата: 2019-12-10, просмотров: 724.