Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 10-11 классов рассчитана на 69 часов.

Составитель: Ильюта Валентина Яковлевна

 

Предлагаем возможный вариант распределения часов учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» на каждый уровень:

– в учебные планы основного общего образования – 70 (не менее 64 часов) по каждому предмету;

– в учебные планы среднего общего образования – 70 часов (или русский язык (родной) или родная литература (русская).

Программа предмета «Родной язык (русский)» основывается на следующих принципах построения:

· соотнесённость содержания программы с содержанием базового курса русского языка;

· концентрический способ построения программы;

· вариативность (модульный принцип построения программы);

· социокультурный подход;

· практико-ориентированная направленность;

· принцип преемственности.

Цели изучения предмета «Родной язык»:

· качественное повышение уровня речевой культуры;

· формирование коммуникативной компетенции, умения организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуациями общения;

· повышение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;

· формирование умения оценивать речевое поведение в разных сферах общения.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Родной язык (русский)»

Планируемые личностные результаты

· российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

· уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

· формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

· воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

· ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

· готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

· готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

· приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.

· нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

· принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

· развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Планируемые метапредметные результаты

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

· оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

· ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

· оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

· выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

· организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

· сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

· критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

· использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

· находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

· выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

· выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

· менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

· при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

· координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

· развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

· распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты освоения ООП

Выпускник научится:

· использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

· использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

· создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

· выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

· подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

· правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

· сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

· использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

· анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

· извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

· преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

· выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

· соблюдать культуру публичной речи;

· соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

· оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

· использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

· распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

· анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

· комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

· отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

· использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

· иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

· выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

· дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

· проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

· сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

· создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

· соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

· соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

· соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

· осуществлять речевой самоконтроль;

· совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

· использовать основные нормативные словари и справочникидля расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

· оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Родной язык (русский)», 10 класс

Класс

Примерные темы проектных и исследовательских работ

· Жанр интервью в современных газетах

· Искусство вести беседу

· Телевидение и литература: что окажется сильнее

· Как влияют социальные сети на язык.

· Край родной в легендах и преданиях.

· Научные открытия А.А. Шахматова.

· Причины заимствования в современном русском языке.

· Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.

· Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

· Структурные особенности русских метафор.

· Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций).

· Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.

· Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.

· Сетевой знак @ в разных языках.

· Слоганы в языке современной рекламы.

· Являются ли жесты универсальным языком человечества?

· Роль "ников" в интернете.

· Язык как отражение национального характера.

· Место русского языка среди других предметов в нашей школе.

· Языковой портрет ученика нашей школы.

· Как влияют социальные сети на язык?

· Особенности языка СМС сообщений.

· Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.

Литература для учителя

1. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018.

2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа, 2009.

3. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2000.

4. Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов-на-Дону: Легион, 2017.

5. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург: «Литера», 2005.

Литература для учащихся

1. Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

2. Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2009 г.

3. Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

4. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2002.

5. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.

6. Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. – СПб., 2004.

7. Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва. Эксмо. 2010 г.

8. Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

9. Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы. Ростов-на-Дону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г.

10. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Флинта, Наука, 2006.

11. Стернин И. А. Практическая риторика. – М.: Издательский центр «Академия», 1993.

12. Стешов А. В. Как победить в споре. – Л., 1982.

13. Учебные пособия "Школьная риторика" УМК образовательной системы "Школа 2100".

Facebook Twitter VK Ресурс

 

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 10-11 классов рассчитана на 69 часов.

Составитель: Ильюта Валентина Яковлевна

 

Предлагаем возможный вариант распределения часов учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» на каждый уровень:

– в учебные планы основного общего образования – 70 (не менее 64 часов) по каждому предмету;

– в учебные планы среднего общего образования – 70 часов (или русский язык (родной) или родная литература (русская).

Программа предмета «Родной язык (русский)» основывается на следующих принципах построения:

· соотнесённость содержания программы с содержанием базового курса русского языка;

· концентрический способ построения программы;

· вариативность (модульный принцип построения программы);

· социокультурный подход;

· практико-ориентированная направленность;

· принцип преемственности.

Цели изучения предмета «Родной язык»:

· качественное повышение уровня речевой культуры;

· формирование коммуникативной компетенции, умения организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуациями общения;

· повышение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;

· формирование умения оценивать речевое поведение в разных сферах общения.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

· совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разныхсферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

· углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

· совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

· развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

Программа по родному русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 70 часов.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 303.