Константин Болотов, 28 февраля 2002
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Строительство в Подмосковье космического корабля для туристов на самом деле ничто иное, как попытка российских конструкторов получить приз $10 миллионов от американского фонда X PRIZE.

По сообщению агентства РИА Новости, макет создаётся на экспериментальном машиностроительном заводе имени Мясищева.

Этот завод находится в подмосковном городе Жуковский-5 и известен своими стратегическими бомбардировщиками ЗМ, М4, М-50, разработкой кабины и лётными испытаниями «Бурана», созданием транспортного самолета ВМ-Т «Атлант», самолета бизнес-класса «Гжель», высотного дозвукового самолета М-55 «Геофизика», который задействован в Международной программе исследования стратосферы, и рядом других проектов. В общем, серьёзный завод.

Теперь о космическом корабле для туристов. Что это такое, и как это выглядит — якобы, неизвестно: сайта у завода нет, объём информации на российских сайтах крайне невелик...

Всё, что есть, — это краткий рассказ ведущего специалиста проекта Светланы Дындыкиной, которая сообщила, что «проект серьёзно раскручен, и есть все основания надеяться, что строительство такого корабля вскоре будет завершено, и он совершит свой первый рейс в космос» — может быть это сам макет «серьёзно раскручен»? Поставили макет на какую-нибудь вращающуюся платформу и раскрутили по-серьёзному?

Это логотип X PRIZE, а зарегистрированный слоган фонда звучит, как «Ваш билет в космос».

Так или иначе, но российским СМИ совместными усилиями кое-что выяснить удалось. «Агентству бизнес новостей» в пресс-службе завода сообщили, что проект, якобы, называется «Авиационно-космическая система С-XXI» и 14 марта 2002 года макет этого корабля в натуральную величину(!) будет представлен прессе самим генеральным конструктором.

Кроме того, стало известно, что организаторами являются сам завод и ЗАО «Суборбитальная корпорация» — по всей видимости, компания специально создана под проект. Между тем, «Росавиакосмос» остался как бы в стороне, что немного странно, не так ли?

С-ХХI рассчитан на трёх туристов, которые решат выложить явно немалые деньги за так называемый суборбитальный полёт. Госпожа Дындыкина считает, что этот кратковременный (около часа) полёт по эмоциональному восприятию не сравнится ни с чем: «Туристы поднимутся выше стратосферы — выше 100 километров над Землёй, ощутят невесомость в течение трёх-пяти минут во время полёта в космическом пространстве, после чего, проходя в клубке огня через атмосферу, приземлятся».

Помнится, при взлёте бывают неслабые перегрузки. Да и при посадке «в клубке огня» тоже. Пяти минут невесомости явно недостаточно, чтобы компенсировать все эти малоприятные переживания, да и потраченные на весь этот аттракцион деньги. К тому же — кроме макета вроде ничего и нет...

Макет первого в мире многоразового космического корабля для туристов почти готов — остаётся изготовить макеты самих туристов, макет космоса и макеты вырученных за всё это денег!

Вся эта затея с макетом и туристами могла бы показаться смешной, если бы речь не шла о больших деньгах, которые, правда, нужно ещё постараться выиграть.

Дело в том, что в США с 1996 года существует такой фонд под названием X PRIZE. Его основатели учредили приз — $10 миллионов, который достанется тем, кто первым совершит суборбитальный полёт на частном космическом корабле с тремя туристами на борту.

Основателей фонда не устраивает «богатство» выбора между американским челноком и российским «Союзом», поэтому они, вдохновлённые на примерах развития авиации в период с 1905 по 1935 годы, когда призы стимулировали авиаконструкторов на создание более совершенных моделей, решили возродить эту традицию.

Условия фонд обозначил достаточно жёстко:

 

  • Проекты не должны финансироваться правительствами
  • Корабль должен набрать высоту 50 миль (100 км) и вернуться на Землю
  • На борту должны быть три человека, что является доказательством серьёзности намерений команды развивать космический туризм и тратить приз на эти цели
  • Полёт должен быть повторен в течение двух недель.

Логотип нашей «сборной».

На приз сегодня претендует два десятка команд из разных стран, а россияне (по всей видимости ЗАО «Суборбитальная корпорация») с проектом COSMOPOLIS XXI (вот оно загадочное С-ХХI) вступили в это соревнование ещё в ноябре 1999 года. В составе российской команды, возглавляемой Сергеем Костенко, семь человек (с капитаном восемь): работавший в программах «Союз-Апполон» и «Буран» Валерий Новиков, а также Александр Брук, Валерий Костенко, Николай Чисеров, Валерий Погодин, Александр Архипов и Арвид Тохунц.

Проект россиян основан на уже упоминавшемся самолёте М-55 «Геофизика», который и должен вынести пассажирскую капсулу с ракетным модулем на высоту 20 км. После этого капсула отделяется, и ракетные двигатели выводят её выше, после чего сбрасываются, а капсула, набрав «по инерции» нужные 100 км возвращается на Землю. Вкратце так.

Вот так представляется проект COSMOPOLIS XXI в действии самим разработчикам.

Теперь понятно, зачем нужен образец в натуральную величину — с одной стороны, можно попробовать вывести его при помощи «Геофизики», с другой — показать общественности и привлечь инвесторов для создания настоящего корабля. Остаётся неясным, почему заявленный в X PRIZE сайт российской команды скорее мёртв, чем жив.

Так что, можно начинать болеть за «российскую сборную» и надеяться, что опыт «Буранов» и «Союзов» поможет нашим выиграть соревнование, получить $10 миллионов и стать первыми в космическом туризме, продолжив славный список наших достижений: первый спутник, первый космонавт, первый космический корабль для туристов…

Вернёмся к «серьёзной раскрученности». В декабре 2000 года CNN со ссылкой на московское подразделение АР сообщила, что в России собираются строить космический корабль, который будет доставлять туристов на орбиту, а именно на станцию «Мир», которая в то время ещё плавала в космосе, а не в океане.

Сообщалось, что стоить этот аппарат будет в районе $100 миллионов, а строить его будут 18 месяцев — то есть, закончить строительство должны были, по идее, в середине 2002 года. Но всю эту информацию АР выдаёт со ссылкой на некое должностное лицо из компании MirCorp (надо думать — корпорация «Мир»), пожелавшее остаться неназванным.

Так вот, несмотря на то, что станции «Мир» не существует, MirCorp жива-здорова и в своём последнем пресс-релизе от 20 февраля 2002 года сообщает о переговорах, которые ведёт с «Росавиакосмосом» по поводу отправки в космос на корабле «Союз» мистера Ланса Баса (Lance Bass). Иными словами, MirCorp целиком и полностью погружена в космический туризм, ведёт переговоры, как с самими потенциальными туристами, так и партнёрами россиян по МКС.

Проект COSMOPOLIS XXI во многом напоминает своего предшественника — «Буран».

Штаб-квартира MirCorp находится в Амстердаме, несколько офисов есть в Москве, а главной своей задачей MirCorp видит создание в космосе специальной коммерческой станции для (опять же) троих туристов, которую они называют «Mini Station 1». Предполагается, что гостить на этой станции тройка будет в течение 20 дней.

Вот такая проходила информация, вот и вся «раскрученность», правда более-менее совпадают только сроки и количество туристов — за исключением этого сообщения, которое вместе с CNN распространил ещё ряд мировых информагентств, других новостей о российском космическом корабле для туристов и наших героях нигде (кроме вышеназванного X PRIZE) не встречается — повсюду информация о Денисе Тито, выложившем $22 миллиона...

Согласитесь, версия космического туризма от MirCorp, хотя и выглядит весьма фантастично, всё же более привлекательна, чем часовой суборбитальный аттракцион вверх-вниз. С другой стороны, при отсутствии своей космической станции нам кроме такого аттракциона и предложить-то нечего — хлопотная организация полётов на МКС здесь ни причём.

Кстати, о том, что в России стоит начать работу над созданием специального космического корабля для реализации коммерческих полётов в конце сентября 2001 года, согласно сообщению «Интерфакса» заявил российский космонавт, сопредседатель Международной ассоциации участников космических полётов Алексей Леонов. По его мнению, такой космический корабль должен быть оснащён надёжной системой управления и орбитальным отсеком, где туристы могли бы летать в течение месяца. Создание подобного корабля, по словам Леонова, возможно, например, на базе «Союза».

Но у государства, как всегда, нет денег на подобные «авантюры», поэтому остаётся ждать итогов международного соревнования «частников» — вдруг победят наши?

Space Walking
October 19, 2001

Astronaut Jim Reilly, Mission Specialist

Astronaut Jim Reilly knows what it's like to walk in space. "One of my favorite memories is hanging with one hand on the Space Station, and swinging out so I could look across the Earth. You can see a lot of detail on the surface. One time I had a chance to hang on the bottom of the Station when sunset was coming. As the Sun went down, the stars started popping out. They're all different sizes, and even different colors, in space. At night you can see lightning flashes from thunderstorms on the surface down below. And as I was watching all this, we flew through the edges of the aurora, kind of green and white curtains as we flew past."

The Aurora, photographed in 1991 on Space Shuttle Discovery

Pretty amazing, but spacewalkers can't look around for too long. Their dangerous jobs require all their attention. A careless motion could send them spinning off into space. Working in space is much more difficult than working on Earth. The most important thing, Jim Reilly says, is to slow down.

Astronaut Jim Reilly in the Space Station airlock, ready to step outside for a walk.

Astronauts train on Earth underwater, which feels a lot like being in zero-g. But unlike space, water pushes back. "The water helps slow your movements," says Jim. "You can do things that if you did them in outer space, you would go out of control."

If you turn a bolt in space, there is nothing to hold you in place, and you can push yourself off pretty fast. "You learn," Jim says, "to bring yourself to a stop, and then make yourself motionless. Then, you can do what needs to be done."

But it's not only weightlessness that the astronauts deal with. The space suit is bulky and hard to work in. The suit is pressurized, about as much as a football is, so it's hard to bend.

To make it easier for astronauts to move, the suits have joints at the elbows, shoulders, and knees. But they still don't bend much. You only have the area right in front of you for work.

200 miles above the Earth, working outside has a whole new meaning.

For example, if you wanted to grab an object off to the side, you wouldn't just reach out for it as you would on Earth. The shoulder joint only bends front to back, not side to side. You could move your arm sideways by bending the inflated arm of the suit, but that takes a lot of effort. It's easier to move your whole body until you're facing the object and then reach it.

The gloves, Jim says, are especially difficult. They're built so they fit your relaxed hand. But when you open your hand you push against the glove. Imagine every time you opened your hands, you had to push against a rubber band holding your fingers closed. After a while, your arm would start to feel tired. And, always, there is the constant loud whine of the fan that moves the air inside the suit. But Jim said he got used to his suit, and didn't mind it at all.

Space suits are not easy to get around in!

Jim said the best thing about spacewalking was stopping to look around. "Every once in a while, just for 10 seconds, I'd stop and look around," says Jim, " and see what part of the planet I was over. It was really a joy to do that work. I hope I get a chance to do it again!"


Author: Karen Miller



Дата: 2019-12-10, просмотров: 257.