Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов – это вид правовой экспертизы, представляющий специальное исследование нормативных правовых актов (их проектов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов, а также повышения их качества и эффективности, осуществляемое экспертом или экспертным учреждением, основанное на применении специальных знаний антикоррупционного законодательства и практики его реализации, сопровождаемое дачей заключения или иного документа.
Под коррупциогенными факторами понимают положения, предписания правовых норм, способные при их реализации создать условия, предпосылки и возможности для совершения коррупционных правонарушений.
Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96)
установлен исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов, которые подразделяют на две группы:
1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
(пп. "и" введен Постановлением Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 253.