Правовое регулирование противодействия коррупции (международный и внутригосударственный уровни)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовое регулирование противодействия коррупции (международный и внутригосударственный уровни)

На международном уровне вопросы противодействия коррупции регулируются целым рядом правовых актов и рекомендациями ООН, в частности, Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Конвенция, подписанная 27 января 1999 г. государствами-членами Совета Европы и другими государствами, закрепила необходимость принятия законодательных и иных мер, прежде всего, в части фиксации в качестве уголовного преступления подкупа национальных государственных должностных лиц, подкупа членов национальных государственных собраний, иностранных государственных должностных лиц, членов иностранных государственных собраний, а также подкупа в частном секторе, подкупа членов международных парламентских собраний, подкупа судей и должностных лиц международных судов, использования служебного положения в корыстных целях, отмывания доходов от преступлений, связанных с коррупцией, преступлений, касающиеся операций со счетами.

Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 25 июля 2006 г. №125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».

Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ETS № 174) констатировала, что стороны, ее подписавшие, предусматривают в своем национальном законодательстве эффективные средства правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность возмещения убытков.

Еще один значимый нормативно-правовой документ – Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции – была принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. и после подписания государствами-участниками вступила в силу 14 декабря 2005 г. Настоящая Конвенция ООН является сбалансированным и системным документом, который лег в основу развития законодательства и конкретных мер в деле противодействия коррупции как на международном, так и на национальном российском уровне.

В Конвенции содержится также одно новое принципиальное положение, которое требует, чтобы государства-члены возвращали средства, полученные с помощью коррупции, в ту страну, из которой они были украдены. В будущем у коррумпированных должностных лиц будет меньше возможностей прятать свои незаконные доходы.

Конвенция ООН против коррупции ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом №40 ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» от 8 марта 2006 г.

В РФ на внутригосударственном уровне действуют след. НПА по противодействию коррупции:

ü Федеральный закон от 7 мая 2013 № 79-ФЗ О запрете отдельными категориями лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить налиные денежные средства и ценности в иностранных банках...

ü Федеральный закон от 17 июля 2009 № 172-ФЗ Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

ü Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

ü  Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ О системе государственной гражданской службы Российской Федерации

ü Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации

ü А также Указы Президента РФ « О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», «О некоторых вопросах организации деятельности по противодействию коррупции».

ü Указ Президента РФ от 29 июня 2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 гг»

ü НПА субъектов РФ, напр. Закон Тюменской области от 25 февраля 2009 года № 6 «О противодействии коррупции в Тюменской области»

ü Муниципальные НПА.

 

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации

В МВД России борьбой с коррупцией занимается Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПКМВД России) (Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»), одним из направлений деятельности которого является противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности. Среди основных функций и полномочий ГУЭБиПК МВД России можно отметить осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности; осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; документирование преступлений экономической и коррупционной направленности. Таким образом, ГУЭБиПК МВД России наряду с Росстатом, Минэкономразвития России занимается изучением коррупционных проявлений в России. Следует признать, что задекларированные полномочия правоохранительного органа полностью соответствуют основным направления противодействия коррупции, закрепленным в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Совместно с ГУЭБиПК МВД России функции по противодействию коррупции в системах МВД России и ФМС России осуществляет Главное управление собственной безопасности (ГУСБ МВД России), в обязанности которой входят предупреждение, выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности в МВД России и его ведомствах.

Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации

В МЧС России существует территориальные комиссии по предупреждению и пресечению коррупции и снятию излишних административных барьеров при развитии предпринимательства, которые обеспечивают противодействие коррупции как во внутренней структуре МЧС России, так и во внешней среде.

Функции по противодействию коррупционным проявлениям в уголовно-исполнительной системе возлагаются на управление собственной безопасности.

Причины коррупции

Фундаментальные:

Несовершенство экономических институтов и экономической политики; несо­вершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы.

Правовые:

Слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком час­тое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов.

Организационно-экономические:

Слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности — природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда слу­жащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации.

Информационные:

Непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции.

Социальные:

Клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация «дружеских связей», блат, традиция «дарения» подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования.

Культурно-исторические:

Сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести.

Правовое регулирование противодействия коррупции (международный и внутригосударственный уровни)

На международном уровне вопросы противодействия коррупции регулируются целым рядом правовых актов и рекомендациями ООН, в частности, Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Конвенция, подписанная 27 января 1999 г. государствами-членами Совета Европы и другими государствами, закрепила необходимость принятия законодательных и иных мер, прежде всего, в части фиксации в качестве уголовного преступления подкупа национальных государственных должностных лиц, подкупа членов национальных государственных собраний, иностранных государственных должностных лиц, членов иностранных государственных собраний, а также подкупа в частном секторе, подкупа членов международных парламентских собраний, подкупа судей и должностных лиц международных судов, использования служебного положения в корыстных целях, отмывания доходов от преступлений, связанных с коррупцией, преступлений, касающиеся операций со счетами.

Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 25 июля 2006 г. №125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».

Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ETS № 174) констатировала, что стороны, ее подписавшие, предусматривают в своем национальном законодательстве эффективные средства правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность возмещения убытков.

Еще один значимый нормативно-правовой документ – Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции – была принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. и после подписания государствами-участниками вступила в силу 14 декабря 2005 г. Настоящая Конвенция ООН является сбалансированным и системным документом, который лег в основу развития законодательства и конкретных мер в деле противодействия коррупции как на международном, так и на национальном российском уровне.

В Конвенции содержится также одно новое принципиальное положение, которое требует, чтобы государства-члены возвращали средства, полученные с помощью коррупции, в ту страну, из которой они были украдены. В будущем у коррумпированных должностных лиц будет меньше возможностей прятать свои незаконные доходы.

Конвенция ООН против коррупции ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом №40 ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» от 8 марта 2006 г.

В РФ на внутригосударственном уровне действуют след. НПА по противодействию коррупции:

ü Федеральный закон от 7 мая 2013 № 79-ФЗ О запрете отдельными категориями лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить налиные денежные средства и ценности в иностранных банках...

ü Федеральный закон от 17 июля 2009 № 172-ФЗ Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

ü Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

ü  Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ О системе государственной гражданской службы Российской Федерации

ü Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации

ü А также Указы Президента РФ « О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», «О некоторых вопросах организации деятельности по противодействию коррупции».

ü Указ Президента РФ от 29 июня 2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 гг»

ü НПА субъектов РФ, напр. Закон Тюменской области от 25 февраля 2009 года № 6 «О противодействии коррупции в Тюменской области»

ü Муниципальные НПА.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 416.