Несовершенная конкуренция — тип конкуренции, при котором фирмы обладают рыночной властью и конкурируют за объем продаж. Данный тип конкуренции представляет способ соперничества фирм, имеющих разные размеры и издержки, отличительные характеристики продукта и разные цели, а также применяющих различные конкурентные стратегии. Экономическое содержание этого типа конкуренции состоит в том, что рыночное взаимодействие фирм представляет собой постоянно модифицирующийся процесс противодействия господству на рынке отдельных фирм. А его отличительной особенностью является использование преимущественно неценовых факторов конкуренции. Наиболее распространенные формы несовершенной конкуренции — это монополистическая конкуренция, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена уникальными особенностями их товара, и олигополистическая конкуренция, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена их рыночной долей. Конкуренция реализуется не только через цены, но и посредством типа продукта, способов производства и сбыта. Она затрагивает не только потребителей, но и другие конкурентные силы — поставщиков ресурсов, посредников, производителей товаров-заменителей и т.д. Как функция рыночной структуры конкуренция может быть более или менее ограниченной. Главное, однако, состоит в том, чтобы определить, насколько соответствуют количество, качество и цены товаров запросам потребителей. В этом смысле конкуренция может быть эффективной и неэффективной.
Используя критерии происхождения приведенных источников монопольной власти, выделяют не-
сколько типов монополий. Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. В этом смысле закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, которая, однако, чаще всего не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли.
Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами. Тем не менее именно в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющуюся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.
Естественная монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является проявляющаяся в положительном эффекте масштаба корреляция между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.
Монопсония представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Монопсония возникает в том случае, когда одна фирма выступает единственным покупателем на отраслевом рынке при отсутствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов. Рыночная власть монопсонии состоит в том, что монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Причем если монополист употребляет свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество блага по более высокой цене, то монопсонист использует имеющуюся у него рыночную власть для того, чтобы меньше покупать по более низким ценам. Нечасто встречающиеся случаи монопсонии можно наблюдать в сфере государственных закупок вооружений и на локальных рынках труда, где отдельная фирма является единственным работодателем на данной территории.
Двусторонняя монополия имеет место в том случае, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. Особенность ситуации состоит в том, что, хотя продавец и обладает монопольной властью, монопольное положение покупателя позволяет ему рассматривать кривую предельных издержек продавца в качестве кривой отраслевого предложения, т.е. аналогично условиям совершенной конкуренции. Поэтому покупатель устанавливает цену ниже той, которую запрашивает продавец для каждого данного объема спроса со стороны покупателя. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информированности сторон друг о друге и способности каждой из них вести переговоры. Модель двусторонней монополии часто встречается на рынках вооружений, когда речь идет о подрядах на закупку типов вооружения, техническими возможностями производства которого располагает только одна-единственная фирма.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.