· Наблюдение, его виды и особенности
· Корреляционное исследование
· Психологический эксперимент
· Клинический метод исследования
· Метод опроса
· Анализ документов
Познав самого себя, никто
Не останется тем, что он есть.
Т. Манн
Методы исследования – методы сбора информации, которая служит для проверки гипотезы, в психологии достаточно многочисленны. Это регистрация особенностей поведения субъекта в различных условиях (наблюдение); различные виды измерений, позволяющих выявить связь между событиями, особенностями взаимодействия субъекта с миром (корреляционный метод); моделирование, изменение различных аспектов поведения субъекта для выявления связей между явлениями (экспериментальный метод); изучение психологических и терапевтических проблем в клинической обстановке (клинический метод); диагностика состояния проблемы с использованием интервью или анкеты (метод опроса); анализ продуктов человеческой деятельности (документов, научной, публицистической и художественной литературы)
Наблюдение, его виды и особенности
Наблюдение по различным основаниям можно классифицировать на:
· Стандартизированное и нестандартизированное; различие - в характере организации процесса наблюдения – имеет ли наблюдатель стандартный набор поведенческих категорий, за которыми ведется наблюдение.
· Естественное (полевое) и искусственное; различие - в организации среды обитания наблюдаемых – является ли она естественной или искусственно созданной.
· Включенное и невключенное; различие - в стиле организации наблюдения наблюдателем – является ли он членом группы, в которой ведется наблюдение.
Каждый из видов наблюдения обладает своими достоинствами и недостатками. Нестандартизированное наблюдение позволяет определиться с постановкой проблемы исследования, но не обеспечивает должную повторяемость и уровень фиксации информации. Стандартизированное, напротив, обеспечивает повторяемость и четкую фиксацию информации, но не позволяет исследователю в процессе работы корректировать исследовательский план и требует привлечения значительного количества исследователей или техники для одновременного фиксирования всех элементов стандарта наблюдения. Естественное наблюдение позволяет фиксировать естественные аспекты поведения человека и животных, но не всегда возможно найти нужные исследователю аспекты в естественной среде. Искусственное наблюдение позволяет быстро организовать нужные для наблюдения условия, но поведение человека будет значительно искажено «эффектом наблюдателя» (изменения в поведении человека, вызванные знанием того, что за ним наблюдают). Включение наблюдателя в группу наблюдаемых или прямой контакт с наблюдаемым позволяет фиксировать естественные особенности поведения, но порождает многие этические проблемы и проблему «предрасположенности наблюдателя» – наблюдатель становится заложником социальной роли «друга» или «члена группы» и бессознательно искажает результаты наблюдения.
Несмотря на присущие методу проблемы, наблюдение может дать обилие информации, обеспечивающей постановку проблем и формулирование гипотез, что в большинстве научных исследований является отправной точкой.
Корреляционное исследование
Корреляционное исследование определяет степень зависимости, или корреляции, между двумя имеющимися характеристиками, действиями или событиями. Сначала два интересующих фактора измеряют. Затем используют статистический прием для определения степени корреляции. Например, мы могли бы определить корреляцию между количеством часов, затраченных на ночной сон, и сонливостью днем. Если корреляция большая, знание того, сколько времени человек спит ночью, позволит нам предсказать степень его сонливости в дневные часы. Кроме того, дневная сонливость может быть использована для прогнозирования продолжительности ночного сна.
Характер, направление и силу связи явлений позволяют оценить корреляционные коэффициенты. Это некое число, находящееся в пределах от +1,00 до -1,00. Если это число равно или близко нулю, зависимость между двумя измеряемыми величинами слабая или отсутствует. Например, корреляция между размером обуви и интеллектом равна нулю. Если корреляция равна + 1,00, имеет место абсолютная положительная связь; если она равна -1,00, обнаружена абсолютная отрицательная связь.
Корреляции в психологии редко бывают абсолютными. Но чем ближе коэффициент к +1,00, тем сильнее связь. Например, однояйцевые близнецы, как правило, имеют почти идентичные IQ. IQ же родителей и их детей имеют лишь общее подобие. Корреляция между IQ родителей и детей равна 0,35; у однояйцевых близнецов она 0,86 (Д.Кун, 2002).
Положительная корреляция показывает, что увеличение одной величины сопровождается увеличением другой (или уменьшению соответствует уменьшение). Например, существует положительная корреляция между успеваемостью в средней школе и успеваемостью в колледже; учащиеся, которые лучше занимаются в школе, как правило, имеют более высокую успеваемость и в институте (и наоборот). При отрицательной корреляции увеличение величины А связано с уменьшением В. К примеру, мы можем заметить, что учащиеся, которые проводят перед телевизором много часов, получают более низкие отметки, чем те, кто посвящает этому занятию немного времени.
Свидетельствует ли это о том, что просмотр слишком большого числа телепередач является причиной худшей успеваемости? Можно сделать такое предположение, но мы не можем быть уверены, пока не поставим эксперимент. Корреляционные исследования помогают нам выявить связи и сделать прогнозы. Однако корреляция не демонстрирует причинность (причинно-следственную связь).
Психологический эксперимент
Наиболее эффективный исследовательский инструмент — эксперимент (формальное испытание, предпринимаемое с целью подтверждения или опровержения гипотезы).
Психологи тщательно контролируют условия экспериментов, чтобы идентифицировать причинно-следственные связи. Чтобы поставить эксперимент, необходимо предпринять следующие действия:
· Изменить непосредственным образом условие, которое, на ваш взгляд, способно влиять на поведение.
· Образовать две или более группы испытуемых. Одна группа называется экспериментальной, другая становится контрольной. Обе группы находятся в совершенно одинаковом положении, за исключением условия, которое сознательно меняют. Его называют независимой переменной. Переменная — это любое условие, которое может меняться и которое способно повлиять на результат эксперимента. Идентификация причин и следствий в эксперименте включает три типа переменных. Зависимые переменные являются мерой результатов эксперимента. То есть они выявляют следствия, или влияние, которое независимые переменные оказывают на поведение. Внешние переменные — это условия, влияние которых на результат эксперимента исследователь желает устранить.
· Зафиксировать, оказывает ли какое-то влияние на поведение изменение этого условия.
Предположим, вы замечаете, что занимаетесь лучше, когда слушаете музыку. Это позволяет выдвинуть гипотезу, что музыка улучшает обучение. Можно проверить эту идею, сформировав экспериментальную группу, которая занимается под музыку. Контрольная группа будет заниматься без музыки. Затем мы можем сравнить отметки, полученные ими на экзамене. Контрольная группа обеспечивает точку отсчета, с которой сравнивают результаты экспериментальной группы. Если средняя экзаменационная отметка экспериментальной группы выше средней отметки контрольной группы, мы можем заключить, что музыка улучшает обучение. Если различия нет, очевидно, что независимая переменная не влияет на обучение.
В этом эксперименте усвоенный объем знаний (определяемый экзаменационными оценками) — зависимая переменная. Нас интересует, влияет ли независимая переменная на зависимую (влияет ли музыка на обучение). Однако, можно отметить, что в данном эксперименте личностные различия между людьми могут значительно повлиять на результат эксперимента. Случайное распределение испытуемых по группам (испытуемый имеет равный шанс попасть как в экспериментальную, так и в контрольную группу) позволяет значительно снизить этот эффект.
Влияние других внешних, или прочих, переменных — таких, как количество времени, потраченное на занятия, пол испытуемых, температура в комнате, время дня, освещенность и т. д.,— также должно быть устранено.
Таким образом, в эксперименте две или более группы испытуемых подвергаются различному воздействию со стороны независимой переменной. Все остальные воздействующие на них факторы одинаковы. То есть для всех групп, участвующих в эксперименте, внешние переменные уравнены. Затем измеряют влияние независимой переменной (или переменных) на какое-то поведение (зависимая переменная). В тщательно контролируемом эксперименте независимая переменная является единственно возможной причиной любого следствия, обнаруживаемого у зависимой переменной. Это позволяет идентифицировать явные причинно-следственные связи.
Для выравнивания условий в которых находятся члены контрольной и экспериментальной групп исследователи часто используют эффект плацебо. Плацебо — это мнимая таблетка или инъекция. Распространенными плацебо являются инертные субстанции, такие, как подслащенные пилюли и солевые инъекции (инъекции соленой воды). Тем самым любое воздействие, которое оказывает плацебо, основано на внушении, а не на химии.
Эффект плацебо (изменения в поведении, вызванные уверенностью в том, что человек принял лекарство) может быть очень сильным. Например, при снятии боли эффективность солевой инъекции составляет 70% от эффективности морфия. Поэтому врачи иногда прописывают плацебо — особенно в случае недомоганий, которые, по-видимому, вызваны не физическими причинами.
Эффект плацебо основан на внушении, но этот эффект не является исключительно воображаемым. Организм реагирует на внушение таким образом, который может изменять внутреннюю деятельность. Эти внутренние реакции, в свою очередь, могут изменять поведение. Например, плацебо, которое снимает боль, делает это за счет того, что заставляет гипофиз выделять эндорфины. Эти сильнодействующие химические вещества подобны болеутоляющим опийным наркотикам, таким, как морфий.
С целью уменьшения влияния саморегуляции экспериментируемого на результаты эксперимента часто используют слепой эксперимент — эксперимент, в котором испытуемые остаются в неведении относительно того, в какую группу они входят: в экспериментальную или контрольную. А с целью уменьшения эффекта экспериментатора - дважды слепой эксперимент — эксперимент, в котором и испытуемые, и экспериментаторы не знают, в какую группу входят испытуемые: в экспериментальную или контрольную. Эффект экспериментатора — изменения в поведении испытуемых, вызванные невольным влиянием действий экспериментатора.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 258.