Раздел 1. СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ПОЕЗД.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания и задания на контрольную работу составлены в соответствии с рекомендациями по разработке методических указаний и контрольных заданий для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования ( письмо Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 12-52-127 ин/12-23); требованиями ФГОС по специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (базовая подготовка) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.

ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов.

ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.

  С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

   иметь практический опыт:

 - эксплуатации, технического обслуживания и ремонта деталей, узлов, агрегатов, систем подвижного состава железных дорог с обеспечением безопасности движения поездов.

   уметь:

- определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава;

- обнаруживать неисправности, регулировать и испытывать оборудование подвижного состава;

- определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов;

- выполнять основные виды работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;

- управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями.  

 знать:

- конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава;

- нормативные документы по обеспечению безопасности движения подвижного состава; систему технического обслуживания и ремонта подвижного соcтава.

  Результатом освоения МДК.01.02. является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1 Эксплуатировать подвижной состав железных дорог
ПК 1.2 Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов
ПК 1.3 Обеспечивать безопасность движения подвижного состава
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

 

 Цель методических указаний и контрольных заданий – оказать помощь студентам заочной формы обучения при освоении темы 2.4. «Основы локомотивной тяги» и при выполнении контрольных заданий. Методические указания также предназначены преподавателям для организации учебного процесса по теме 2.4. в целом, подготовки к проведению лабораторных работ, практических занятий, контрольных заданий и их проверки тема 2.4. «Основы локомотивной тяги» относится к междисциплинарному курсу МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава и обеспечение безопасности движения поездов (электроподвижной состав) профессионального модуля ПМ.01. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (электроподвижной состав).

Изучение темы «Основы локомотивной тяги» способствует формированию целостного восприятия механического движения поезда, рационального использования локомотивов и экономического расходования электрической энергии.

Изучение темы 2.4. имеет практическую направленность и проводиться во взаимосвязи с темами: ОП.07 «Железные дороги», ОП.03 «Электротехника».

Для оказания помощи студентам в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала после содержания каждого раздела приводятся методические указания.

Для закрепления теоретических знаний программой предусматривается проведение 6 часов лабораторных занятий, их перечень, приведенный в методических указаниях, носит рекомендательный характер. Рекомендации по проведению, порядку оформления лабораторных работ учебное заведение выпускает отдельно и выдает студентам перед проведением занятий.

Для оказания помощи студентам в целях активизации процессов усвоения и закрепления знаний, умений и навыков после методических указаний по каждому разделу приведены вопросы для самоконтроля, которые ориентируют на четкий ответ в виде анализа изучаемого материала и направлены на развитие самостоятельного, творческого мышления, профессионального интереса с использованием проблемного изучения.

Программой дисциплины предусмотрено выполнение контрольной работы. Контрольная работа составлена в 50 вариантах. Номер варианта контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра студента. Номера вопросов и задач указаны в таблице 1.

Для проверки знаний студентов-заочников проводится экзамен по МДК.01.02.

В методических рекомендациях приведен перечень вопросов для самопроверки при подготовке к экзамену и список рекомендуемой литературы.

Примерный тематический план

 

 

Наименование разделов, МДК и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

всего в т.ч. практические занятия
  МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава и обеспечение безопасности движения поездов (тепловозы и дизель-поездов)    
Раздел 1. Силы, действующие на поезд 26 4
Раздел 2. Уравнения движения поезда 12 4
Раздел 3. Расход электрической энергии на тягу поездов 12 2
Всего: 50 10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

 

Задачи и содержание дисциплины, ее связь с другими спецкурсами, ее роль в подготовке специалиста. Задачи и направления совершенствования технических средств и технологий по улучшению транспортного обслуживания.

 

Студент должен уметь:

- определять конструкторские особенности узлов деталей подвижного состава; обнаруживать неисправности, регулировать и испытывать оборудование подвижного состава;

- определять соответствие технического состояния оборудование подвижного состава требованием нормативных документов; выполнять основные виды работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава; 

- управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями

 

Студент должен знать:

- конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава;

- нормативные документы по обеспечению безопасности движения поездов;

- систему технического обслуживания и ремонта подвижного состава

 

Практическое занятие № 1.

Расчет силы тяги по сцеплению при различных скоростях.

 

Практическое занятие № 2.

 

Перерасчет сил тяги при изменении диметра колесной пары или передаточного отношения тягового редуктора.

 

Практическое занятие № 3.

 

Спрямление и приведение профиля пути.

 

Практическое занятие № 4.

 

Расчет массы состава с проверкой на трогание с места на расчетном подъеме.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите силы, действующие на поезд.

2. Что такое сила тяги локомотива?

3. Как возникают силы торможения?

4. Когда возникает боксование колес локомотива?

5. Что такое ползун и как он образуется?

6. Перечислите возможные системы возбуждения тяговых двигателей постоянного тока.

7. Какие требования предъявляются к характеристикам тяговых электродвигателей?

8. Какие основные требования предъявляются к передаче мощности?

9. Объясните устройство и способы регулирования скорости в механической передаче мощности. В чем ее основные недостатки ?

10. Устройство и способы регулирования электрической передачи мощности постоянного тока.

11. Назовите особенности характеристики локомотива с механической передачей.

12. Назовите силы сопротивления движению поезда.

13. Что такое основное сопротивление движению поезда?

13.Что относится к дополнительным сопротивлениям движению поезда?

14. Какие тормозные системы применяются на железнодорожном транспорте?

15. Какие режимы торможения применяют при ведении поезда?

16. Для какой цели переходят на расчетную силу нажатия колодок на колесо?

17. Как определить путь и время торможения поезда?

18. Что означает электрическое торможение и где оно применяется?

19. Назовите достоинства и недостатки электродинамического тормоза.

20. В чем суть электромагнитного тормоза?

 

Практическое занятие № 5.

 

Расчет и построение диаграммы ускоряющих и замедляющих сил.

 

Практическое занятие № 6.

 

Построение кривой скорости в функции пути.

 

Практическое занятие № 7.

 

Построение кривой времени в функции пути.

 

Практическое занятие № 8.

 

Решение тормозных задач и расчет тормозного пути по номограмме.

 

Практическое занятие № 9.

 

Построение кривых тока.

 

Практическое занятие № 10.

 

Расчет нагрева тяговых двигателей.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «приведенная удельная масса поезда»?

2.Что является основной для вывода уравнения движения поезда?

3.Назовите преимущества и недостатки аналитического метода решения уравнения движения поезда.

4.Что такое расчетный подъем рассматриваемого участка?

5.Что понимается под коротким (инерционным) подъемом?

6.Как проверяют вес состава по длине приемо-отправочных путей станции?

7.Что такое унифицированный вес состава?

8.Что такое равновесная скорость движения поезда?

9.Как определить равновесную скорость движения поезда по участку?

10.Как определить время движения поезда по равновесным скоростям?

11. Суть расчета скорости движения с учетом длины и веса поезда.

12. Для каких целей производят тормозные расчеты?

13.Как определить допустимую скорость движения на спусках различной крутизны?

14. Как определяют удельное основное сопротивление движению поезда, сформированного из различных единиц подвижного состава?

15. В каких случаях необходимо проверять электрические машины на нагревание?

16. Как определить нагрев обмоток тяговых электродвигателей после выхода на автоматическую характеристику?

 

Раздел 3. РАСХОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ.

 

Определение расхода электрической энергии графоаналитическим и графическим методом.

Информация, необходимая для тяговых расчетов, порядок расчета на ПЭВМ.

Подготовка локомотивов к работе и выезд из депо, сцепление локомотива с составом и опробование тормозов, трогание состава с места, управление локомотивом в процессе следования с поездом, особенности вождения поездов в зимних условиях, меры безопасности при эксплуатации тепловозов и дизель поездов, порядок пользования поездной радиосвязью.

 

Студент должен знать:

- факторы, влияющие на расход топлива на тягу поездов;

- определение расхода топлива на тягу поездов графоаналитическим, аналитическим и графическим методами;

- полный и удельный расход топлива;

- техническое нормирование расхода топлива;

- способы уменьшения расхода топлива;

- общие сведения о применении ЭВМ при выполнении тяговых расчетов;

- общие требования к безопасным методам труда локомотивных бригад при обслуживании тепловозов и дизель поездов при нахождении на территории депо, в цехах и отделениях , на станционных путях;

- требования должностных инструкций;

- расположение оборудования в кабине локомотива, в коридоре, в высоковольтной камере, на крыше и под кузовом локомотива;

- расположение силовой аппаратуры на блоках, низковольтной аппаратуры на панелях;

-расположение контрольно-измерительных приборов, сигнальных ламп и кнопочных выключателей на рабочем месте машиниста и помощника;

- прием и подготовку локомотива к работе;

- техническое обслуживание локомотива в пути следования; обязательные циклы труда и отдыха;

- регламент переговоров машиниста с помощником;

- действия локомотивной бригады в аварийных и нестандартных ситуациях;

- общие сведения по управлению локомотивом;

- взятие с места, разгон, режимы движения на различных элементах профиля пути.

 

Студент должен уметь:

- производить расчет расхода топлива на тягу поездов графоаналитическим методом;

-осуществлять техническое обслуживание локомотива;

- под наблюдением машиниста и под его личную ответственность запустить дизель и набрать 1-5 позиций, взять с места поезд.

Практическое занятие № 11.

Определение расхода топлива графоаналитическим и графическим способом.

 

Практическое занятие № 12.

 

Управление тепловозом при ведении поезда по переломному профилю пути.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Основные принципы расчета расхода топлива или электроэнергии для движения поезда?

2.Принцип определения расхода электроэнергии электровозом графоаналитическим методом.

3.Как определить удельный расход электроэнергии?

4. Назначение норм расхода топлива или электроэнергии на тягу поездов?

5. Основные направления снижения удельного расхода энергии на тягу поездов.

6. С какой целью переходят к выполнению тяговых расчетов на ЭВМ?

7. Перечислите основные этапы выполнения тяговых расчетов на ЭВМ.

8. Назначение режимных карт?

9. Какие участки пути называются вредными и почему?

10. Назначение систем автоматического ведения поезда.

11. Что обеспечивает система автоведения?

12. Для каких целей проводят испытания локомотивов?

13. Каким видам испытаний подвергают локомотивы?

14. Какими способами измеряют силы тяги локомотива?

 

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ 1

Задания на контрольную работу составлены в 50 вариантах. Вариант контрольной работы определяется двумя последними цифрами студента в соответствии с таблицей 1.При выполнении контрольной работы необходимо пользоваться данными из ПТР (Литература 2)

Построение графиков и диаграмм должно производиться на миллиметровой бумаге в соответствии с масштабами, указанными в ПТР.

         Таблица вариантов контрольной работы № 1

 

Две последние цифры шифра № варианта Две последние цифры шифра № варианта Две последние цифры шифра № варианта Две последние цифры шифра № варианта
01 1 26 26 51 1 76 26
02 2 27 27 52 2 77 27
03 3 28 28 53 3 78 28
04 4 29 29 54 4 79 29
05 5 30 30 55 5 80 30
06 6 31 31 56 6 81 31
07 7 32 32 57 7 82 32
08 8 33 33 58 8 83 33
09 9 34 34 59 9 84 34
10 10 35 35 60 10 85 35
11 11 36 36 61 11 86 36
12 12 37 37 62 12 87 37
13 13 38 38 63 13 88 38
14 14 39 39 64 14 89 39
15 15 40 40 65 15 90 40
16 16 41 41 66 16 91 41
17 17 42 42 67 17 92 42
18 18 43 43 68 18 93 43
19 19 44 44 69 19 94 44
20 20 45 45 70 20 95 45
21 21 46 46 71 21 96 46
22 22 47 47 72 22 97 47
23 23 48 48 73 23 98 48
24 24 49 49 74 24 99 49
25 25 50 50 75 25 00 50

 

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

Задача № 1

1. Рассчитать и построить зависимость силы тяги по сцеплению для заданной серии локомотива для заданных скоростей движения.

2. Определить силу тяги локомотива по сцеплению в кривой радиусом R при скорости движения 40 км/ч.

 

№ варианта Серия локомотива Сцепной вес Радиус кривой № варианта Серия локомотивам Сцепной вес Радиус кривой
1 ТЭМ1 121 700 26 ТЭМ1 121 650
2 ТЭМ2 121 650 27 ТЭМ2 121 600
3 ТЭ3 254 600 28 ТЭ3 254 500
4 ТЭ7 254 500 29 ТЭ7 254 550
5 3ТЭ3 381 550 30 3ТЭ3 381 800
6 2ТЭ10Л 258 800 31 2ТЭ10Л 258 750
7 2ТЭ10В 276 850 32 2ТЭ10В 276 650
8 2ТЭ10М 275 650 33 2ТЭ10М 275 350
9 2ТЭ116 274 700 34 2ТЭ116 274 300
10 ЧМЭ2 74 650 35 ЧМЭ2 74 350
11 ЧМЭ3 123 400 36 ЧМЭ3 123 450
12 М62 117 450 37 М62 117 400
13 2М62 240 350 38 ТЭМ1 121 400
14 3ТЭ10М 414 300 39 ТЭМ2 121 450
15 ТЭМ1 121 350 40 ТЭ3 254 650
16 ТЭМ2 121 450 41 ТЭ7 254 600
17 ТЭ3 254 400 42 3ТЭ3 381 500
18 ТЭ7 254 650 43 2ТЭ10Л 258 550
19 3ТЭ3 381 600 44 2ТЭ10В 276 800
20 2ТЭ10Л 258 300 45 2ТЭ10М 275 750
21 2ТЭ10В 276 350 46 2ТЭ116 274 650
22 2ТЭ10М 275 800 47 ЧМЭ2 74 500
23 2ТЭ116 274 750 48 ЧМЭ3 123 550
24 ЧМЭ2 74 650 49 М62 117 800
25 ЧМЭ3 123 700 50 2М62 240 650

1.Расчет силы тяги по сцеплению производить для скоростей движения для электровозов – 0,10,20,30,40.

2.Расчет силы тяги по сцеплению производится по формуле

Где

Pw-сцепной вес локомотива

-коэффициент сцепления колес с рельсами.

3.Коэффициент сцепления колес с рельсами рассчитывается по формулам, указанным в ПТР. (стр.44)

4.После расчета силы тяги по сцеплению из ПТР вычертить тяговую характеристику локомотива в соответствии с заданием и наложить на нее рассчитанную силу тяги по сцеплению.

5.Расчет коэффициента сцепления в кривой производится по формулам указанным в ПТР(стр.44).

 

Задача №2

1. Рассчитать и построить диаграмму основного удельного сопротивления движению поезда в режиме тяги и в режиме холостого хода по исходным данным, указанным в табл. 3.

 

 

№ варианта

Серия локомотива

Масса состава т.

Процентное содержание вагонов в поезде

Величина расчетного подъема %о

Процент тормозных осей в поезде %

4-х осных на роликовых подшипниках mв=70 т. 6-ти осных на роликовых подшипниках mв=126 т.
1 ТЭМ1 3600 45 55 8 96
2 ТЭМ2 3700 50 50 9 97
3 ТЭ3 3800 55 45 10 98
4 ТЭ7 3900 60 40 11 99
5 3ТЭ3 4000 65 35 12 95
6 2ТЭ10Л 4100 70 30 13 94
7 2ТЭ10В 4200 75 25 12 93
8 2ТЭ10М 4300 80 20 11 92
9 2ТЭ116 4400 85 15 10 91
10 2ТЭ10Л 4500 90 10 9 92
11 ЧМЭ3 4600 95 5 8 96
12 М62 4700 100 - 10 97
13 ТЭМ1 3600 55 45 6 98
14 ТЭМ2 3700 50 50 8 99
15 ТЭ3 3800 45 55 10 95
16 ТЭ7 3900 40 60 9 94
17 3ТЭ3 4000 35 65 8 93
18 2ТЭ10Л 4100 30 70 9 92
19 2ТЭ10В 4200 25 75 10 91
20 2ТЭ10М 4300 20 80 11 92
21 2ТЭ116 4400 15 85 12 96
22 2ТЭ10В 4500 10 90 13 97
23 ЧМЭ3 4600 5 95 12 98
24 М62 4700 - 100 11 99
25 2М62 3600 45 55 10 95
26 3ТЭ10М 3700 50 50 9 94
27 ТЭМ1 3800 55 45 8 93
28 ТЭМ2 3900 60 40 10 92
29 ТЭ3 3000 65 35 6 91
30 ТЭ7 4100 70 30 8 92
31 3ТЭ3 4200 75 25 10 96
32 2ТЭ10Л 4300 80 20 9 97
33 2ТЭ10В 4400 85 15 8 98
34 2ТЭ10М 4500 90 10 9 99
35 2ТЭ116 4600 95 5 10 95
36 2ТЭ10М 4700 100 - 11 94
37 ЧМЭ3 3600 55 45 12 93
38 М62 3700 50 50 13 92
39 2М62 3800 45 55 12 91
40 ТЭМ1 3900 40 60 11 92
41 ТЭМ2 4000 35 65 10 96
42 ТЭ3 4100 30 70 9 97
43 ТЭ7 4200 25 75 8 98
44 3ТЭ3 4300 20 80 10 99
45 2ТЭ10Л 3400 15 85 6 95
46 2ТЭ10В 4500 10 90 8 94
47 2ТЭ10М 4600 5 95 10 93
48 2ТЭ116 4700 - 100 9 92
49 2ТЭ116 4800 55 45 11 91
50 ЧМЭ3 4900 50 50 12 92

 

Расчет вес 254.

Расчет основного удельного сопротивления движению поезда в режиме тяги и холостого хода производится по формулам, указанным в ПТР. Перед выполнением расчетов необходимо в ПТР выписать расчетный вес локомотива в соответствии с вариантом. Расчеты производятся для скоростей движения от 0 до 100 км.ч с интервалом 10км.ч

Порядок расчета:

Находим основное удельное сопротивление движению локомотива в режиме тяги по формуле:

Wo=1.9+0.01 xv+0.0003 xv  ; Wo- скорость движения

2.Находим основное удельное сопротивление движения локомотива в режиме холостого хода по формуле

Wx=2.4+0.011 xv+0.00035xv²-Xo1;Wx-количество холостого хода

3.Находим основное удельное сопротивление движению поезда

3.1 Находим основное удельное сопротивление движению 4-х осных вагонов по формуле

 где

где:

n-количество осей

3.2 Находим основное удельное сопротивление движению 6-ти осных вагонов по формуле

3.3 Находим основное удельное сопротивление движению состава по формуле

Wo=  где

С1 и С2 соответственно процентное содержание 4-х и 6-ти вагонов в поезде

1. Находим основное удельное сопротивление движению поезда в режиме тяги по формуле

2.

Р-вес локомотива

Q-масса состава

 

Задача 3

1. Рассчитать и построить диаграмму удельных замедляющих сил в режиме экстренного и полного служебного торможения. Исходные данные взять из таблицы

Методические указания

Расчет удельных замедляющих сил режиме экстренного и полного служебного торможения производится по формулам, указанным в ПТР. Расчеты производятся для скоростей движения от 0 до 100 кмч с интервалом 10кмч.

Порядок расчета:

1. Находим количество однотипных вагонов в поезде.

Находим количество 4-ти осных вагонов в поезде по формуле

1.2

 

.Находим расчетный тормозной коэффициент по формуле

5.Находим удельную тормозную силу в режиме экстренного торможения по формуле

6.Находим удельную тормозную силу в режиме полного служебного торможения по формуле

7.Находим удельные замедляющие силы

Для режима экстренного торможения

Для режима полного служебного торможения

Основное удельного сопротивления движению поезда в режиме холостого хода(Wo) взять из задачи 2

8. Результаты расчетов сводим в таблицу

 

V( км / ч) / т) / т) Wo / т) Fx1 / т) Fxc / т)

 

9.По результатам расчетов строим диаграмму удельных замедляющих сил в режиме экстренного и полного служебного торможения.

 

Задача 4

 

Расчет скоростями – 21000 кгс

(Р) Cy. Bec = 118

Проверить, может ли поезд с массой, указанной в задаче №2.

1. Преодолеть расчетный подъем. /ч

2. Тронуться с места при остановке на подъеме.

Методические указания.

Для того, чтобы выполнить условия задачи, необходимо произвести расчет массы состава, который может быть проведен по расчетному подъему, взят с места при остановке на подъеме и сравнить ее с данной. Перед началом расчета необходимо из ПТР выписать расчетную силу тяги и расчетную скорость локомотива в соответствии с заданием ( для тепловозов таб.23 стр.45 ) и силу тяги при трогании локомотива с места ( для тепловозов таб.24 стр. 46 ) ТЭМ 2 сила тяги – 35400 кгс ( Fx Tp ) трогание с места

Порядок расчета: Вес – 120 т

3. Находим основное удельное сопротивление движения локомотива в режиме тяги для расчетной скорости по формуле:

 ; где v- скорость движения.

4. Находим основное удельное сопротивление движению состава для расчетной скорости

4.1 Находим основное удельное сопротивление движению 4-х осных вагонов по формуле:

 где:

4.2 Находим основное удельное сопротивление движению 6-ти осных загонов по формуле:

4.3 Находим основное удельное сопротивление движению состава по формуле

С1 и С2 – соответственно процентное содержание 4-х и 6-ти осных вагонов в поезде.

3.Находим массу состава, который может быть проведен по расчетному подъему по формуле:

Q=  где:                                   

Ip – величина расчетного подъема

4.Находим удельное сопротивление движению вагонов при трогании с места.

4.1 Находим удельное сопротивление движению 6-ти осных вагонов при трогании с места по формуле:

4.2 Находим удельное сопротивление движению 4-х осных вагонов при трогании с места по формуле (cм. П. 4.1)

Находим удельное сопротивление движению состава при трогании с места по формуле

 

5. Находим массу состава при трогании с места по формуле:

 

Где:  – сила тяги локомотива при трогании с места.

6. Находим основное удельное сопротивление движению поезда в режиме холостого хода по формуле:

6. Результаты расчетов сводим в таблицу

V(КМ.ч) Wa(KГС/T) Wx(KГС/T) W06(KГС/T) W04(KГС/T) W0(KГС/T) W0(KГС/T) Wqx(KГС/T)

7. По результатам расчетов строим диаграмму основного удельного сопротивления двиэению поезда в режиме тяги и холостого хода.



ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1. Расчет силы тяги по сцеплению при различны скоростях.

Практическое занятие №2. Перерасчет сил тяги при изменении диаметра колесной пары или передаточного отношения тяговых редукторов.

Практическое занятие №3. Спрямление и приведение профиля пути.

Практическое занятие №4. Расчет массы состава с проверкой на трогание с места на расчетном подъеме.

Практическое занятие №5. Расчет и построение диаграммы ускоряющих и замедляющих сил.

Практическое занятие №6. Построение кривой скорости в функции пути.

Практическое занятие №7. Построение кривой времени в функции пути.

Практическое занятие №8. Решение тормозных задач и расчет тормозного пути по номограмме.

Практическое занятие №9. Построение кривых тока.

Практическое занятие №10. Расчет нагрева тяговых двигателей.

Практическое занятие №11. Определение расхода топлива графоаналитическим и графическим способом.

Практическое занятие №12. Управление тепловозом при ведении поезда по переломному профилю пути.

 



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

 К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Что изучает наука о тяге поездов. Укажите основные единицы, используемые в тяге поездов.

2. Опишите силы, действующие на поезд при его движении. Укажите, какие силы действуют на поезд при различных режимах движения.

3. Образование силы тяги. Что называется мгновенным центром вращения.

4. Сила тяги по сцеплению. Коэффициент сцепления колес с рельсами.

5. Расчет коэффициента сцепления и способы его увеличения.

6. Что изучает наука о тяге поездов. Укажите основные единицы, используемые в тяге поездов.

7. Опишите силы, действующие на поезд при его движении. Укажите, какие силы действуют на поезд при различных режимах движения.

8. Образование силы тяги. Что называется мгновенным центром вращения.

9. Сила тяги по сцеплению. Коэффициент сцепления колес с рельсами.

10. Расчет коэффициента сцепления и способы его увеличения.

11. Что изучает наука о тяге поездов. Укажите основные единицы, используемые в тяге поездов.

12. Опишите силы, действующие на поезд при его движении. Укажите, какие силы действуют на поезд при различных режимах движения.

13. Образование силы тяги. Что называется мгновенным центром вращения.

14. Сила тяги по сцеплению. Коэффициент сцепления колес с рельсами.

15. Расчет коэффициента сцепления и способы его увеличения.

16. Что изучает наука о тяге поездов. Укажите основные единицы, используемые в тяге поездов.

17. Опишите силы, действующие на поезд при его движении. Укажите, какие силы действуют на поезд при различных режимах движения.

18. Образование силы тяги. Что называется мгновенным центром вращения.

19. Сила тяги по сцеплению. Коэффициент сцепления колес с рельсами.

20. Расчет коэффициента сцепления и способы его увеличения.

21. Что изучает наука о тяге поездов. Укажите основные единицы, используемые в тяге поездов.

22. Опишите силы, действующие на поезд при его движении. Укажите, какие силы действуют на поезд при различных режимах движения.

23. Образование силы тяги. Что называется мгновенным центром вращения.

24. Сила тяги по сцеплению. Коэффициент сцепления колес с рельсами.

25. Расчет коэффициента сцепления и способы его увеличения.

26. Что изучает наука о тяге поездов. Укажите основные единицы, используемые в тяге поездов.

27. Опишите силы, действующие на поезд при его движении. Укажите, какие силы действуют на поезд при различных режимах движения.

28. Образование силы тяги. Что называется мгновенным центром вращения.

29. Сила тяги по сцеплению. Коэффициент сцепления колес с рельсами.

30. Расчет коэффициента сцепления и способы его увеличения.

31. Что изучает наука о тяге поездов. Укажите основные единицы, используемые в тяге поездов.

32. Опишите силы, действующие на поезд при его движении. Укажите, какие силы действуют на поезд при различных режимах движения.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………................................ стр. 3  
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………….….   стр. 8
ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ № 1……………….   стр. 23
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1…………....................................     стр. 24
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………………………     стр. 34
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ…………………………………………………….     стр. 35
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….………….   стр. 37

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания и задания на контрольную работу составлены в соответствии с рекомендациями по разработке методических указаний и контрольных заданий для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования ( письмо Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 12-52-127 ин/12-23); требованиями ФГОС по специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (базовая подготовка) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.

ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов.

ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.

  С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

   иметь практический опыт:

 - эксплуатации, технического обслуживания и ремонта деталей, узлов, агрегатов, систем подвижного состава железных дорог с обеспечением безопасности движения поездов.

   уметь:

- определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава;

- обнаруживать неисправности, регулировать и испытывать оборудование подвижного состава;

- определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов;

- выполнять основные виды работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;

- управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями.  

 знать:

- конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава;

- нормативные документы по обеспечению безопасности движения подвижного состава; систему технического обслуживания и ремонта подвижного соcтава.

  Результатом освоения МДК.01.02. является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1 Эксплуатировать подвижной состав железных дорог
ПК 1.2 Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов
ПК 1.3 Обеспечивать безопасность движения подвижного состава
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

 

 Цель методических указаний и контрольных заданий – оказать помощь студентам заочной формы обучения при освоении темы 2.4. «Основы локомотивной тяги» и при выполнении контрольных заданий. Методические указания также предназначены преподавателям для организации учебного процесса по теме 2.4. в целом, подготовки к проведению лабораторных работ, практических занятий, контрольных заданий и их проверки тема 2.4. «Основы локомотивной тяги» относится к междисциплинарному курсу МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава и обеспечение безопасности движения поездов (электроподвижной состав) профессионального модуля ПМ.01. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (электроподвижной состав).

Изучение темы «Основы локомотивной тяги» способствует формированию целостного восприятия механического движения поезда, рационального использования локомотивов и экономического расходования электрической энергии.

Изучение темы 2.4. имеет практическую направленность и проводиться во взаимосвязи с темами: ОП.07 «Железные дороги», ОП.03 «Электротехника».

Для оказания помощи студентам в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала после содержания каждого раздела приводятся методические указания.

Для закрепления теоретических знаний программой предусматривается проведение 6 часов лабораторных занятий, их перечень, приведенный в методических указаниях, носит рекомендательный характер. Рекомендации по проведению, порядку оформления лабораторных работ учебное заведение выпускает отдельно и выдает студентам перед проведением занятий.

Для оказания помощи студентам в целях активизации процессов усвоения и закрепления знаний, умений и навыков после методических указаний по каждому разделу приведены вопросы для самоконтроля, которые ориентируют на четкий ответ в виде анализа изучаемого материала и направлены на развитие самостоятельного, творческого мышления, профессионального интереса с использованием проблемного изучения.

Программой дисциплины предусмотрено выполнение контрольной работы. Контрольная работа составлена в 50 вариантах. Номер варианта контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра студента. Номера вопросов и задач указаны в таблице 1.

Для проверки знаний студентов-заочников проводится экзамен по МДК.01.02.

В методических рекомендациях приведен перечень вопросов для самопроверки при подготовке к экзамену и список рекомендуемой литературы.

Примерный тематический план

 

 

Наименование разделов, МДК и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

всего в т.ч. практические занятия
  МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава и обеспечение безопасности движения поездов (тепловозы и дизель-поездов)    
Раздел 1. Силы, действующие на поезд 26 4
Раздел 2. Уравнения движения поезда 12 4
Раздел 3. Расход электрической энергии на тягу поездов 12 2
Всего: 50 10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

 

Задачи и содержание дисциплины, ее связь с другими спецкурсами, ее роль в подготовке специалиста. Задачи и направления совершенствования технических средств и технологий по улучшению транспортного обслуживания.

 

Студент должен уметь:

- определять конструкторские особенности узлов деталей подвижного состава; обнаруживать неисправности, регулировать и испытывать оборудование подвижного состава;

- определять соответствие технического состояния оборудование подвижного состава требованием нормативных документов; выполнять основные виды работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава; 

- управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями

 

Студент должен знать:

- конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава;

- нормативные документы по обеспечению безопасности движения поездов;

- систему технического обслуживания и ремонта подвижного состава

 

Раздел 1. СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ПОЕЗД.

     

Характеристика сил, действующих на поезд; образование силы тяги; расчетный коэффициент сцепления, касательная сила тяги и ее ограничения.

Электромеханические характеристики на валу тягового электродвигателя постоянного тока, электромеханические характеристики тягового электродвигателя, отнесенные к ободам колес, Пересчет характеристик при изменении передаточного отношения и диаметров колесных пар.

Особенности тяговых свойств, сила тяги тепловоза по дизелю, сила тяги в зависимости от передачи, внешние характеристики главных генераторов, тяговые характеристики и их ограничения.

Силы основного сопротивления движению поезда, дополнительное сопротивление движению поезда, общее сопротивление движению поезда.

Образование тормозной силы при механическом торможении, расчет тормозных сил поезда, характеристики реостатного торможения.

Методы расчета массы состава, проверка массы состава по условиям трогания с места и по длине приемо-отправочных путей, расчет массы состава с использованием кинетической энергии поезда.

 

      Студент должен знать:

Силы, действующие на поезд; основные режимы движения; образование силы тяги; ограничение силы тяги по сцеплению; коэффициент сцепления, его значение в реализации тяги; факторы, влияющие на сцепление колес с рельсами; расчетный коэффициент сцепления.

Основные формулы, порядок расчета и построения электромеханических характеристик двигателей с последовательным возбуждением; скоростные и электротяговые характеристики двигателей, отнесенные к ободу движущегося колеса; пересчет и построение тяговых характеристик; ограничения тяговых характеристик по скорости, сцеплению, коммутации; удельные тяговые характеристики.

Образование силы тяги тепловоза; силу тяги тепловоза по двигателю внутреннего сгорания в зависимости от типа передачи: механической, гидравлической, электрической; тяговые характеристики тепловозов.

Классификацию сил сопротивления движению; основное сопротивление движению, факторы, определяющие его величину; физическую суть сопротивлений от трения в трущихся частях подвижного состава, от взаимодействия подвижного состава и пути, от воздушной среды; формулы для расчета основного удельного сопротивления; дополнительные сопротивления движению от уклона, от кривых участков пути, от ветра, низкой температуры, при трогании с места и др.; порядок спрямления профиля пути.

Классификацию способов торможения; тормозные силы поезда, их значение для обеспечения безопасности движения; образование тормозной силы; коэффициент трения тормозных колодок; ограничения тормозной силы поезда; удельную тормозную силу, расчетный тормозной коэффициент; сущность электрического торможения; токовые и тормозные характеристики при реостатном торможении.

Условия расчета массы грузового поезда; выбор расчетного подъема; расчет массы состава по условия движения поезда с равномерной скоростью на расчетном подъеме и расчетной скорости по тяговым характеристикам; проверку массы состава по условию трогания поезда на расчетном подъема и по длине приемо–отправочных путей; тонно-километровую диаграмму.

 

Студент должен уметь:

- рассчитывать максимальную силу тяги силу тяги локомотива в зависимости от скорости движения;

- строить тяговую характеристику локомотива по электромеханическим характеристикам;

- определить силу тяги тепловоза в зависимости от позиции и скорости;

- определять удельное и общее сопротивления;

- выполнять спрямление профиля пути;

- рассчитывать удельную и полную тормозную силу поезда при заданной скорости;

- определять расчетную массу состава и проверять ее по условию трогания с места на расчетном подъеме, а также по длине приемо-отправочных путей.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 285.