Тема 5. Народный театр и драма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Игровое начало в фольклоре, значение игровой формы при исполнении фольклорного произведения, драматизация как компонент стиля. Народный театр и ритуальная культура: ряжение, праздничные игрища, праздничные шествия.

2. Понятие «народный театр». Обрядовые истоки народного театра. Исполнители и бытование форм народного театра.

3. Театр Петрушки: сюжетные мотивы и особенности исполнения. Персонажи, их соотношение с персонажами европейского кукольного театра. Петрушка как тип фольклорного «озорника», разрушителя.

4. Вертепные представления и раек как формы народного театра. Сюжеты вертепных представлений. Вертеп, его связь со святочной культурой (обряд хождения со звездой). Форма марионеточного театра, сюжеты вертепных представлений. Раек – панорамный театр ярмарочной площади. Функции раешника. Особенности раешного стиха.

5. Прибаутки балаганных и карусельных зазывал, "медвежья потеха" как формы народного театра.

6. Народная драма. Особенности постановки и сценического воплощения драмы (реквизит и костюмы). Взаимоотношения актеров и зрителей.

7. Театр актеров. Одноактные сатирические драмы. Соотношение сюжетов сатирических драм с праздничными играми («Пахомушка» – игра в свадьбу, «Маврух» – игра в покойника и др.).

8. Героико-романтические драмы «Царь Максимилиан», «Лодка», «Аника-воин». Источники формирования сюжетов: житийная литература, переводные рыцарские романы, духовные стихи, бурсацкие школьные драмы, лубочная литература.

9. Особенности композиции народной драмы. Роль пролога и эпилога в пьесе. Принципы деления на сцены. Монологи, диалоги и массовые сцены, сценические ретардации и их функции. Пространственно-временная организация.

10. Система образов драмы: главные и второстепенные действующие лица. Типы персонажей (условно-исторические, социально-бытовые, книжно-лубочные). Принципы создания образов: исповедальность, саморазоблачение, заданность персонажей, гиперболизация.

11. Стилистика народной драмы: сочетание книжной и разговорной речи. Использование церковнославянских, канцеляристских и сентиментальных клише в речи персонажей. Юмористические приемы в стиле народной драмы. Раешный стих, своеобразие раешной рифмы.

задания:

- знать все обозначенные в теме сюжеты народной драмы и основные сюжетные мотивы театра Петрушки;

- использовать региональные материалы, фольклорный архив кафедры;

- составить письменные ответы на вопросы, опираясь на собственные анализы текстов, материалы лекции, учебников и работ из хрестоматий по фольклористике Ю.Г. Круглова, Т.В. Зуевой, Б.П. Кирдан:

 

ЛИТЕРАТУРА

Сборники текстов

1. Русская народная драма ХII-ХХ веков: Тексты пьес и описания представлений / Редакция, вступ. статья и комментарии П.Н.Беркова. М., 1953.

2. Фольклорный театр / Сост., втсуп. статья, предисл. к текстам и комментарии А.Ф.Некрыловой и Н.И.Савушкиной. М., 1988.

3. Ончуков Н.Е. северные народные драмы. СПб, 1911.

 

Исследования

1. Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975.

2. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

3. Велецкая Н.Н. Принципы драматургии народного театра. М., 1964.

4. Власова З.И. Скоморохи и фольклор. СПб., 2001.

5. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русская устная народная драма. М., 1959.

6. Грунтовский А.В. Потехи страшные и смешные: книга о фольклорном театре, скоморохах, ряженых и кулачных боях. СПб., 2002.

7. Гусев В,Е. Истоки русского народного театра: учеб. пособие. Л., 1977.

8. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр 18 – начала ХХ века. Л., 1980.

9. Иванов Е.П. Меткое московское слово. М., 1986.

10. Ивлева Л.М. Дотеатральный язык русского фольклора. СПб., 1998.

11. Ивлева Л.М. Ряжение в русской традиционной культуре. СПб, 1994.

12. Крупянская В.Ю. Народная драма «Лодка» (генезис и литературная история) // Славянский фольклор. М., 1972. С. 258-302.

13. Народный театр: Сборник статей / под ред. В.Е. Гусева. Л., 1974.

14. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988.

15. Некрылова А.Ф., Гусев В.Е. Русский народный кукольный театр. Л., 1983.

16. Савушкина Н.И. Русская народная драма: Художественное своеобразие. М., 1988.

17. Савушкина Н.И. Русский народный театр. М., 1976.

18. Савушкина Н.И. Традиционная система персонажей в народной драме // Традиции русского фольклора. М., 1986. с. 102-126.

19. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. СПб., 1995.

 

 

Тема 6. Детский фольклор

1. История собирания и изучения русского детского фольклора.
2. Специфика детского фольклора, его функции, бытование

2. Проблема классификации жанров детского фольклора:

· творчество взрослых для детей, «материнский» фольклор;

· творчество взрослых, ставшее со временем детским;

· детское творчество в собственном смысле.

3. Колыбельные песни, их происхождение, функции, образность; пестушки и потешки, их функции и образность.

4. Прибаутки, перевертыши, их назначение, связь с аграрным обрядом, образы, строение; заклички и приговорки, их функции и основные мотивы.

5. Припевы и приговорки детских игр; жеребьевки-скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки; их назначение, мотивы, образность.

6. Современные формы детского фольклора: страшилки, садистские стишки, обсценная поэзия.

7. Современные формы фольклора девичьей субкультуры: альбомы, песенники, анкеты, рукописные любовные рассказы, обрядовые и игровые практики.

задания:

- выучить наизусть по одному тексту из каждой формы детского фольклора;

- использовать региональные материалы Р.А. Масленниковой и пособия Н.Н. Костанян;

- составить письменные ответы на вопросы, опираясь на собственные анализы текстов, материалы лекции, учебников и работ из хрестоматий по фольклористике Ю.Г. Круглова, Т.В. Зуевой, Б.П. Кирдан:

Виноградов Г.С. Детский фольклор.

литература:

Сборники текстов:

1. Детский поэтический фольклор. Антология / Сост. А.Н. Мартынова. СПб., 1997.

2. Капица О. И. Детский народный календарь. (Вступление и подгот. публикации Ф. С. Капицы) // Поэзия и обряд: Межвуз. сб. науч. тру­дов / Отв. ред. Б. П. Кирдан. М., 1989. с. 127-146. (Публикация архивных материалов).

3. Капица О. И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Л., 1928.

4. Лойтер С.М., Неелов Е.М. Современный школьный фольклор: Пособие-хрестоматия для студентов. Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 1995.

5. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: Младенчество. Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. П. Аникина. М., 1991.

6. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. СПб., 1994. (Репринт. воспроизвел, изд. 1895 г.).

7. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся / Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. М., 1995.

8. Рукописный девичий рассказ / Сост. С.Б Борисов. М., 2002.

9. Русский детский фольклор Карелии / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., предисл. С. М. Лойтер. Петрозаводск, 1991.

10. Шейн П. В. Сборник народных детских песен, игр и загадок / Сост. А.Е.Грузинский по материалам Шейна. — М., 1898.

11. Школьный фольклор. От "вызываний" Пиковой дамы до семейных рассказов", Сост. А. Ф. Белоусов. М., 1998.

 


Исследования.

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и Детский фольклор: Пособие для учителя. М., 1957. С. 87-125.

2. Борисов С.Б. Мир русского девичества (70–80-е гг. ХХ века). М., 2002.

3. Виноградов Г. С. Детский фольклор. (Публ. А. Н. Мартыновой) // Из истории русской фольклористики / Отв. ред. А. А. Горелов. Л., 1978. с. 158-188.

4. Виноградов Г.С. «Страна детей». Избранные труды по этнографии детства. СПб., 1999.

5. Зуева Т. В. Категория чудесного в современном повествовательном фольклоре детей // Проблемы интерпретации художественных произведений: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Б. П. Кирдан. М., 1985. с. 131-149.

6. Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследование и тексты: монография. Петрозаводск, 2001.

7. Лойтер С.М. Феномен детской субкультуры: монография. Петрозаводск, 1999.

8. Мартынова А.Н. Отражение действительности в крестьянской колыбельной песне // Русский фольклор. Вып. XV. Л., 1975. с. 145 – 155.

9. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1987.

10. Мир детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов / Сост. С.Г. Айвазян. М., 1995.

11. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры / Сост. Е.А. Белоусов. М., 2001.

12. Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Улья­новск, 1995.

13. Школьный быт и фольклор: Учеб. материал по русскому фолькло­ру: В 2-х ч. / Сост. А. Ф. Белоусов. — Таллинн, 1992.

 

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Выберите из предложенных утверждений верные:

А) Колядки исполнялись на Васильев вечер.

Б) Темы и образы причитаний невесты во время свадебного пира аналогичны темам и образам причитаний добрачного периода.

В) Историческая песня в конце 18 – начале 19 века становится лиро-эпическим жанром фольклора.

 

2. Выберите признаки, которые характерны для подблюдной песни, но не для заговора:

А) Хоровое исполнение

Б) Композиционное строение, основанное на принципе аналогии.

В) Обязательное использование «закрепки».

Г) Краткость

Д) Прогностическая функция

Е) Использование животного кода.

 

3. Найдите соответствие каждого фрагмента определенному жанру:

А) Неужели, ты не знаешь

Как любовь горяча?”

Огонь горит, пылает,

Любовь жарчей огня.

Огонь тушат водою

Любовь залить нельзя.

 

Б) Как поехал Александр

Свою армию смотреть,

Посулился император

К рождеству домой прийти.

 

В) Как-то тебя да именем зовут,

Величают да по отчеству?

 

А) Историческая песня; Б) Былина; В) Жестокий романс.

 

 

4. Выберите из предложенных утверждений верные:

А) Для стиля свадебных песен характерен образный параллелизм.

Б) Доминирующей функцией сказок о животных изначально была дидактическая, так как они были адресованы детской аудитории.

В) Ряжение является одним из истоков формирования народного театра.

 

5. Выберите из перечисленных персонажей исторических песен:

А) Щелкан Дудентьевич

Б) Кострюк

В) Тугарин-змей

Г) Сокольник

Д) Братья Борисовичи

Е) Настасья Микулишна.

 

6. Определите фольклорный жанр:

Бабушка рассказывала моя, а ей её бабушка, что когда её бабушка молодая была, у них на селе церковь красивая стояла. И как-то раз собрались люди на молитву, зашли в церковь, и тут гром прогремел, земля затряслась, и начала церковь под землю уходить. Кто успел – выскочил, а кто не успел – те вместе с церковью под землю ушли. А на месте церкви озеро образовалось, и вода там стала чистая-чистая. Многие мужики молодые ныряли, но так ничего там и не нашли под водой, а озеро это священным стало.

 

7. Определите жанр обрядового текста по классификации Ю.Г. Круглова:

Ай, чей поезд,

Ай, чей большой

По улице едет.

А ты, папочка, родной,

Пусти поезд во двор,

Я у этого поезду знакомого найду.

 

8. В.Я. Пропп выделил следующие элементы структуры волшебной сказки: беда – отправка героя – встреча с волшебным помощником – змееборство (трудная задача) – бегство. Какие элементы волшебной сказки пропущены в этой схеме?

 

9. Определите прием композиционного строения следующей лирической песни:

Не во далечем – далече, во чистом поле,

Что ещё того подале во раздолье,

Стоит – то постоит белая берёзонька…

Что под той – то берёзонькой,

Что под белой кудреватой,

Там не сизые голуби ворковали,

Девица с молодцем речи говорила.

Не дождичком белое лицо смочило,

Не морозом ретивое сердце познобило, --

Смочило белое лицо слезами,

Познобило сердце тоской – кручиной.

 

10. Какой композиционный прием используется в приведенном ниже отрывке былины?


Добрынюшке-то матушка говаривала,

Да Никитичу-то матушка наказывала:

«Ты не езди-ка далече во чисто поле,

На ту на гору на Сорочинскую,

Не топчи-ка ты младых змеёнышей,

Ты не выручай-ка полонов да русских,

Не купайся, Добрыня, во Пучай-реке —

Пучай-река очень свирепая,

Средняя-то струйка, как огонь, сечёт!»

Добрыня своей матушки не слушался,

Как он едет далече во чисто поле,

На ту на гору на Сорочинскую,

Потоптал он младых змеёнышей,

Повыручал он полоны да русские!

Богатырское его сердце разгорелося,

Он направил своего добра коня,

Он добра коня да ко Пучай-реке,

Он слезал, Добрыня, со добра коня,

Да снимал Добрыня платье цветное,

Он забрёл за струечку за первую,

Да забрёл за струечку за среднюю,

Говорил сам да таково слово:

«Мне, Добрынюшке, матушка говаривала,

Мне, Никитичу, маменька наказывала:

Что не езди-ка далече во чисто поле,

На ту на гору на Сорочинскую,

Не топчи-ка младых змеёнышей,

Не выручай полонов да русских

Не купайся, Добрыня, во Пучай-реке —

Пучай-река очень свирепая,

Средняя струйка, как огонь, сечёт;

А Пучай-река — она кротка-смирна,

Она будто лужа-то дождевая!»


 

 



ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия

 

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. Учебник для вузов. изд. 3-е. М., 2009.

2. Аникин В.П. Теория фольклора: курс лекций. – М., 2004.

3. Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М., 1996.

4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник: Для высших учебных заведений. 3 изд. М., 2001.

5. Костюхин Е. Лекции по русскому фольклору: Учебник для вузов. М., 2004.

6. Круглов Ю.Г. Русский фольклор. М., 2000.

7. Росс Е.В. Русский фольклор в таблицах и схемах. Уч. пос. М., 2008.

8. Селиванова С.И. Русский фольклор: основные жанры и персонажи. Уч. пос. М., 2008.

9. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. Учебник для вузов. М., 2008.

10. Юдин, А.В. Русская народная духовная культура: учеб. пособие. - М. : Высш. шк., 2007.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 453.