Практическое занятие 11. Духовные стихи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План

1. Духовные стихи в русской фольклорной традиции: культурная и жанровая специфика, история бытования. Бытование духовного стиха, исполнители. Калики перехожие. Исполнители духовных стихов в XIX — XX вв.

2. Значение книжной словесности для формирования духовных песен. Апокрифический характер жанра. Основные сюжеты духовных стихов: космогонические, ветхозаветные, евангельские, житийные, дидактические. Общефольклорные сюжеты и мотивы в духовных стихах.

3. Тематика старших эпических духовных стихов. «Стих о Голубиной книге»: смысл названия, источники возникновения, космогоническое содержание и отражение дохристианских верований, апокалиптические настроения.

4. Своеобразие духовных стихов о мучениках и змееборцах. Сюжеты о святом Георгии: влияние традиций волшебной сказки, былины и житийной литературы. Формирование культа Георгия-Победоносца. Языческое и христианское в образе Георгия. 

5. Апология нищенства в русских духовных стихах: Стих о двух Лазарях, Стих о Христовом Вознесении.

6. Старообрядческие и сектантские духовные стихи: тематика и образная система. Исторические реалии в старообрядческих духовных стихах. Соотношение эпического и лирического элемента в тексте.

7. Композиция духовных стихов. Роль монологов и диалогов в художественной структуре текста. Значение и поэтика батальных сцен.

8. Динамика хронотопа в духовном стихе. Символика пространства: Сионская гора, Фавор-гора, Голгофа, Иордан-река, Иерусалим-град, Алатырь-камень. Русь – как новый центр святости. Функции пейзажа в народном стихе. Мать сыра земля в духовных стихах.

9. Фольклорные образы и символы в духовном стихе: кипарис-дерево, океан-море, кит-рыба, плакун-трава, индрик-зверь, стрефил-птица, Правда и Кривда и т.д. Древнерусский «Физиолог» как источник животных и растительных образов-символов. Символика числа в духовном стихе.

10. Изучение духовных стихов в русской фольклористике. Труды Г. П. Федотова по русским духовным стихам. Особенности народного православия.

11. Современное бытование жанра. Духовный стих в авторском творчестве.

12. Соотношение духовных стихов и других форм русского фольклора. Духовный стих и молитва.

 

задания:

- знать все основные сюжеты духовных стихов;

- составить письменные ответы на вопросы, опираясь на собственные анализы текстов, материалы лекций, учебника и работ из хрестоматии по фольклористике Ю.Г. Круглова, Т. Зуевой и Б.Кирдана:

1. Буслаев Ф.И. Русские духовные стихи.

2. Селиванов Ф.М. Духовные стихи – народно-христианские эпические, исторические и лирические песни. Художественные особенности.

3. Буслаев Ф.И. Русские духовные стихи.

 

ЛИТЕРАТУРА

Сборники текстов

1. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи ХI-ХIХ вв. / Сост., вступит. статья, примеч. Л.Ф.Солощенко, Ю.С.Прокошина. М., 1991.

2. Калики перехожие: сборник стихов и исследование П.А. Бессонова. М., 1861-1864. Вып.1-6.

3. Песни русских сектантов-мистиков / Сб. сост. Т.С. Рождественским и М.Н. Успенским. СПб., 1912.

4. Русские народные песни, собранные Петром Киреевским. Вып. 1. Русские народные стихи. М., 1848.

5. Сборник русских духовных стихов, составленный В. Варенцовым. СПб., 1860.

6. Стихи духовные: Сборник / Сост., вступ. ст., подгот текста и коммент. Ф.М.Селиванова. М., 1991.

 

Исследования

1. Андрианова В.П. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917.

2. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. Новосибирск, 1990.

3. Буслаев Ф.И. Русские духовные стихи // Буслаев Ф.И. Народная поэзия: исторические очерки. СПб., 1887. с. 434-501.

4. Веселовский А. Н. Опыты по истории христианской легенды // Журнал Министерства народного просвещения. 1875 (Апрель, Май), 1876 (Февраль, Март, Июнь), 1877 (Февраль, Май).

5. Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. Вып. 1.–6. СПб., 1879-1891.

6. Кирпичников А.И. Св. Георгий и Егорий Храбрый. Спб., 1879.

7. Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.

8. Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.

9. Селиванов Ф.М. Русские духовные стихи: Учеб. пособие для филолог. фак-в. Марийской гос. ун-т , 1995.

10. Соколов Б.М. Большой стих о Егории Храбром: Исследования и материалы / подгот. текста, вступ. ст., коммент. В.А. Бахтиной. М., 1995.

11. Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991.

12. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII—XIX вв. М., 1967.

 

 

Практическое занятие 12. Народная лирика

План

1. Определение народной лирики, сфера изображаемого, соотношение личного и коллективного, среда бытования, специфика исполнения.

2. Повествовательный характер, мотивы, сюжеты и сюжетные ситуации в лирической песне. Бессюжетная лирика.

3. «Персонажи» лирической песни, их дифференциация по признакам женский – мужской, старый – молодой, высокий – низкий. Проблема лирического героя.

4. Внутрижанровая типология лирической песни: песни проголосные, игровые; протяжные, полупротяжные, частые; мужского, женского исполнения; традиционные любовные и семейные, бурлацкие, ямщицкие и чумацкие, разбойничьи, тюремные, солдатские.

5. Мифологические корни поэтической образности в лирической песне, система символики. Смысл обращения к природе; психологический (поэтический) параллелизм, символика народных песен. А.Н. Веселовский о психологическом параллелизме. Лирические обращения, их композиционная и психологически-эмоциональная роль: а) обращения к явлениям природы; б) к людям; в) к себе, своей доле, судьбе.

6. Композиция лирических песен; прием ступенчатого сужения образов; другие способы построения. С.Г. Лазутин о композиции народных песен.

7. Сравнения, метафоры, эпитеты, уменьшительные и ласкательные суффиксы как изобразительно-выразительные средства: составьте словарик тропов русской народной песни. Повторы и их роль в песнях, роль ритмических частиц, рифм, припевов, их музыкальное значение.

8. Любовные песни, основные сюжеты, их общее лирическое настроение и художественный стиль. Семейные песни, основные сюжеты, их персонажи, проблематика; образ замужней женщины.

9. Солдатские и рекрутские песни, характеристика солдатской службы и психологии солдат; изобразительные средства.

10. Разбойничьи и удалые песни, их герои, композиция, образность.

11. Хороводные, игровые и шуточные песни, их тематика, типичные образы, юмор и сатира, ритмика, стиль. Ю.Г. Круглов об игровых песнях.

 

задания:

- ЗАКОНСПЕКТИРОВАТЬ:

1. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы.

2. Лазутин С.Г. Композиция русской народной лирической песни.

3. Круглов Ю.Г. Игровая песня.

- Определить в приведенных текстах тип психологического параллелизма (по классификации А. Н. Веселовского).

 


1. У ворот конопелька

Что тонка, высоченка

Как на той конопельке

Сидит соловейка,

Поет- распевает.

А Прасковья у батюшки

Живет — отживает,

Хлеб-соль отъедает,

Спасибо говорит.

2. Не ходи Прасковьюшка

Рано по воду.

На прорубе

Два голубя сидят.

Они громко гудут-

Погудывают

Они тебя от батюшки,

Они тебя от матушки

Отгудывают



 

3. С гор-горы три ручья текли,

Три ручья текли, три студеные.

Ко мне нонче три гостя идут,

Ко мне нонче три с гостинцами:

Первый гость — свекор- батюшка,

Второй гость — все большой деверь,

Третий гость — все Иван сударь.

 

4. Во рюмочке, во тарелочке

Золотой бережочек..

А как жениха зовут ?

Ванюша - золотой разумочек.



5. У нас у месяца золотые рога,

Ой, яли-яли, золотые рога.

У нас у солнышка очи ясные,

Ой, яли-яли, очи ясные.

У Иванушки кудри русые,

Ой, яли-яли, кудри русые.

 

6. Не ясен- то сокол,

По горам летал,

Тяжело вздыхал.

По горам летал,

Ой, да тяжело вздыхал,

Тяжелехонько,

Ох, да жалобнехонько.

Жалобней того

Девка плакала…



 

7. Ох, ты, гуля,

Ты, голубок мой.

Ох, не летай, гуля,

Не летай далеко.

Ох, ты, Алексей,

Ох, ты, Николаевич,

Что ж ты задумал?

 

8. Не бела заря, не бела заря,

Занималась, занималась,

Не ясен сокол, не ясен сокол

Ко мне прилетал, ко мне прилетал,

Мой-то миленький, мой-то миленький

Со двора съезжал, со двора съезжал.


 

 Выполнить анализ приведенных лирических песен, выделив все характерные жанровые изобразительно-выразительные средства.

 


1.Не во далечем – далече, во чистом поле,

Что ещё того подале во раздолье,

Стоит – то постоит белая берёзонька…

Что под той – то берёзонькой,

Что под белой кудреватой,

Там не сизые голуби ворковали,

Девица с молодцем речи говорила.

Не дождичком белое лицо смочило,

Не морозом ретивое сердце познобило, -

Смочило белое лицо слезами,

Познобило сердце тоской – кручиной.

 

2. Болит больно головушка,

Чует, ноет сердечушко,

Что немножко мне жить

С милым дружком.

Что и скорому быть

Провожаньицу,

Да и дальнему расставаньицу.

Провожала я дружка,

Я далёко, далеко, я до города,

А с города до самой Москвы.

Середи Москве становились,

Все московские купцы удивились:

“Да и кто это, с кем прощается?

То не муж ли с женой?

Или брат с сестрой?

Или мил друг с любезной?


 

 


3. Во пиру я была, во беседушке,

Сладкий мёд я пила, красну водочку

Красну водочку, всё наливочку,

Всё наливочку из пола ведра.

Из пола ведра через край до дна.

 

4.Уж ты, ночка, ты ноченька тёмная,

Ты, тёмная ночка, осенняя!

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звёздочек!

Нет у девушки родимого батюшки,

Нет ни батюшки, нет ни матушки,

Нет ни братца, ни родной сестры.

Нет ни рода, ни племени!

Уж как был – то у ней мил сердечный друг,

Да и тот теперь далеко живет


 

литература

Сборники текстов

1. Великорусские народные песни. Изданы проф. А. И. Соболевским: В 7-ми т. СПб., 1895-1902.

2. Лирические песни / Сост., предисл., подгот. текстов и примеч. П.С. Выходцева. М., 1990.

3. Львов Н. А. Собрание народных русских песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач. СПб., 1790. Переизд.: М., 1955.

4. Народные лирические песни / Подг. текстов В.Я. Проппа. Л. 1961.

5. Новикова А. М., Пушкина С. И. Традиционные бытовые песни Туль­ской области. Тула, 1989.

6. Новикова А., Пушкина С. Русские народные песни Московской об­ласти. М., 1986.

7. Павлова Г. Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной. М., 1969.

8. Песни, собранные П. В. Киреевским: Новая серия. — Вып. 2: В 2-х ч. М., 1917 (ч. 1); 1929 (ч. 2). (Также: Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях. — Т. 1 / Подгот. текстов к печати, ст. и коммент. А. Д. Соймонова. Л., 1977; Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи П. И. Якушкина: В 2-х т. / Подгот. текстов, вступ. ст. и ком-мент. 3. И. Власовой. Л., 1983; 1986).

9. Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского. М., 1968. — (Лит. наследство. — Т.79).

10. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подг. текстов Ал. Горелова. Л. 1984.

11. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подгот. тек­ста, предисл. к разделам, коммент. А. Горелова. Л., 1984.

12. Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и примеч. А. М. Новико­вой. М., 1957.

13. Русские народные песни и романсы / Вступ. ст. и сост. В.Е. Гусева. М., 1989.

14. Русские народные песни, собранные П. В. Шейном. Ч. 1. М., 1870.

15. Русские народные протяжные песни: антология / сост. И.И. Земцовский. М.-Л., 1966.

16. Русские песни / Сост. И. Н. Розанов. М., 1952.

17.Собрания разных песен М.Д. Чулкова: в 3 ч. СПб., 1770-1773. Переизд.: СПб., 1913.

Исследования

1. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов, 1966.

2. Артеменко Е.Б. Принципы народно-песенного текстообразования. Воронеж, 1988.

3. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. с 125-199.

4. Дианова Т.Б. Военно-бытовые песни донских казаков. М., 1996.

5. Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л., 1978.

6. Земцовский И.И. Русская протяжная песня. Л., 1970.

7. Калашникова Р.Б. Бесёды и бесёдные песни Заонежья второй половины XIX века. Петрозаводск, 1999.

8. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.; Л., 1962.

9. Кравцов Н.И. Поэтика русских народных лирических песен. М., 1974.

10. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1988.

11. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981.

12. Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М., 1990.

13. Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. Л.,1989.

14. Новикова А. М. Русская поэзия XVIII — первой половины XIX в. и народная песня: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М., 1982.

15. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. М., 1959.

16. Соколов Б.М. Экскурсы в области поэтики русского фольклора // Художественный фольклор. М., 1926. Вып.1.

17. Хроленко А.Т. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни. Воронеж, 1981.

18. Штокмар М. П. Исследования в области русского народного сти­хосложения. М., 1952.

 

 













ЗАДАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Самостоятельная подготовка студентов по темам курса требует практического применения методологических основ науки, помогает глубокому постижению ее специфических законов. Изучение конкретной проблемы расширяет кругозор в области общетеоретических знаний.

Планы самостоятельных занятий студентов нацелены на активную аналитическую работу с текстом и предусматривают, прежде всего, изучение фольклорного текста как идейно-художественного единства. В планах самостоятельных занятий студентов реализуются различные принципы и приемы идейно-эстетического анализа проблематики, поэтики, художественной структуры, сюжета, композиции, жанра, метода, стиля, особенностей бытования фольклорного произведения.

Настоящий вариант методических рекомендаций построен, исходя из некоторого максимума, допускаемого существующим расчетом часов курса устного народного творчества. На тех отделениях и специализациях, где количество учебных часов меньше максимального, преподаватель волен варьировать и выбирать как в самих темах, так и в количестве часов на каждую из них. Разумеется, не все темы могут быть специально рассмотрены на практических занятиях. По решению преподавателя некоторые из них выносятся на самостоятельную работу студента как аудиторную, так и внеаудиторную. Безусловно, обязательными для всех специализаций являются темы по народным сказкам, былинам и народной лирике; для специализации «филология» рекомендуем активизировать теоретическую тему «специфика фольклора»; для «учительских» специализаций – темы по обрядовой поэзии, малым жанрам фольклора, детскому фольклору.

Все темы предполагают некий минимум и максимум их освоения. Минимум сводится к усвоению «основной» учебной литературы и лекционного материала, максимум ориентирован на дополнительную научную литературу, перечни которой всегда превышают объемы «основной». В этих перечнях учтены как классические исследования, так и наиболее значимые из новейших. Разумеется, издания указанные в списках дополнительной литературы, не всегда можно найти в библиотеках г. Орла,. Но если студент проявляет подлинный интерес, то преподаватель всегда поможет ему книгами из личной библиотеки, библиотек коллег по кафедре, укажет на возможности межбиблиотечного абонемента. Кроме того, кафедрой начинает создаваться электронная библиотека, которая с каждым годом заметно пополняется и к которой все чаще обращаются студенты

Организация самостоятельной работы студентов требует системного контроля, который осуществляется на протяжении всего семестра, в частности, предполагается периодическая проверка рабочих тетрадей и конспектов. В ходе самостоятельной работы у студента должен сформироваться навыки работы с разными источниками, анализа фольклорных текстов в единстве содержания, формы и специфики бытования.

После планов занятий для самостоятельной работы приведен тест для самоконтроля, который требует осознанного усвоения теоретического материала и имеет своей целью формирование прочных знаний по предмету.

Таким образом, методическое пособие предполагает различные формы самостоятельной работы – от минимально необходимых для положительной аттестации студента до первых ступеней самостоятельного научного исследования студента.

 

Тема 1. Заговоры

1. История собирания и опубликования русских заговоров. Основные сборники заговоров.

2. Языческий и христианский элемент в заговоре. Миф и магия в вербальных текстах. Влияние христианской книжности на сюжетику и мотивику заговора.

3. Ритуальная природа заговора: соотношение слова и действия. Время и место произнесения заговора. Направление движение исполнителя и мифологического персонажа в заговоре. Предметы, традиционно использующиеся при заговаривании, и их символическое значение.

4. Классификации русских заговоров: по тематике, по способу произнесения, по форме существования и т. д.

5. Структура заговорного текста. Формулы молитвенного вступления, закрепок и «зааминивания». Традиционная структура эпической части заговора. Прием нанизывания формул.

6. Персонажная система заговорного текста. Образы мифологических персонажей в заговорах. Персонажи – носители зла и добрые помощники.

7. Символика в заговорном тексте: камень Алатырь, ветер, гора, море, поле и т.д. Христианские символы. Символика цвета и чисел.

8. Поэтика заговорного текста: соотношение устно-поэтического и книжно-литературного стилей. Система тропов. Краткие и развернутые сравнения. Постоянные эпитеты. Ритм и рифма в заговорах.

 

задания:

- - составить письменные ответы на вопросы на основе прослушанной лекции, материала учебника и следующих работ из хрестоматий по фольклористике Ю.Г. Круглова, Т.В. Зуевой, Б.П. Кирдан:

- - законспектировать статью А. Блока. «Поэтика русского заговора»

- сделать анализ пяти текстов заговоров /по самостоятельному выбору/. См. выходные данные сборников заговоров в разделе "Библиография". Выбранные тексты должны представлять различные функциональные (лечебные, любовные, черные и т.д.) и композиционные типы.

СХЕМА АНАЛИЗА

1.Характеристика мифологической картины мира, представленной в заговоре: пространство, время, персонажи, предметный мир, тип действия, совершаемого мифологическим персонажем.

2.Типология словесных формул и формульных тем в заговоре: заклинание, молитва; проклятие; угроза; описание ритуала; мифологический сценарий; магический параллелизм; перечисление; "закрепка".

3.Композиция заговора / последовательность чередования формульных тем.

 

литература

С борники текстов

1. Великорусские заклинания. Сборник Л.Н. Майкова. СПб., 1994.

2. Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы. Спб, 1908.

3. Ефименко П. Сборник малорусских заклинаний. М., 1874.

4. Забылин М. Русский народ Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4-х частях. М., 1880.

5. Нижегородские заговоры в записях XIX и ХХ веков./ Сост., вступит. статья и комментарии А.В. Коровашко. Нижний Новгород, 1997.

6. Русские заговоры и заклинания / под ред. В.П. Аникина. М., 1998.

7. Русские заговоры Карелии / Сост. Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000.

8. Традиционная русская магия в записях конца ХХ века. С.Б.Адоньева, О.А.Овчинникова, вступ. Статья, составление, примечания. СПб., 1993.

Исследования

1. Агапкина Т.А., Топорков А.Л. К реконструкции праславянских заговоров // Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С. 68—75.

2. Астахова А.М. Художественный образ и мировоззренческий элемент в заговорах. М., 1964.

3. Власова З.И. К изучению поэтики устных заговоров // Русский фольклор. – М., 1972. Т. 13. с. 193-198.

4. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М.,1994.

5. Завьялова М.В. Балто-славянский заговорный текст. Лингвистический анализ и модель мира. М., 2006.

6. Заговорный текст. Генезис и структура. М., 2005.

7. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993.

8. Курец Т.С. О собирании русских заговоров Карелии // Русские заговоры Карелии / Сост. Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. С. 8-26.

9. Петров В.П. Заговоры // Из истории русской советской фольклористики. Л.,1981. С. 77-142.

10. Познанский Н.Ф. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. М., 1995.

11. Толстой Н.И. Из наблюдений над полесскими заговорами // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.,1995. С. 447-457.

12. Топоров В.Н. Заговоры и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия (В 2 т.). Т. 2. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М., 1982.

13. Топоров В.Н. Числовой код в заговорах. По материалам сборника Л.Н.Майкова «Великорусские заклинания» // Заговорный текст. Генезис и структура. М., 2005.

14. Федорова В.П. Заговоры в жанровой системе фольклора. Омск, 2000.

15. Харитонова В.И. Заговорно-заклинательная поэзия восточных славян. Конспекты лекций. Львов, 1992.

16. Юдин А.В. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. М., 1997.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 408.