Таблица 5
Элементы пути | IГср, А | Δt , мин | Т, мин | τ∞,оС | Δt/T | 1- Δt/T | τ∞ Δt/T,оС | τo,оС | τo( 1-Δt/T),оС | τ,оС | ||
Номер | i в ‰ | i в м | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 | 0 | 845 | 2960 | 0,90 | 39,1 | 130,6 | 0,0230 | 0,9770 | 3,01 | 15,00 | 14,65 | 17,66 |
2260 | 0,40 | 33,6 | 85,1 | 0,0119 | 0,9881 | 1,01 | 17,66 | 17,45 | 18,46 | |||
2320 | 0,20 | 34,1 | 88,6 | 0,0059 | 0,9941 | 0,52 | 18,46 | 18,35 | 18,87 | |||
2105 | 0,75 | 32,8 | 80,5 | 0,0229 | 0,9771 | 1,84 | 18,87 | 18,44 | 20,28 | |||
2 | -2,3 | 1520 | 1910 | 0,25 | 31,9 | 76,7 | 0,0078 | 0,9921 | 0,60 | 20,28 | 20,12 | 20,72 |
1790 | 0,50 | 31,5 | 74,8 | 0,0159 | 0,9841 | 1,19 | 20,72 | 20,39 | 21,58 | |||
1905 | 0,50 | 31,9 | 76,6 | 0,0157 | 0,9843 | 1,20 | 21,58 | 21,24 | 22,44 | |||
1770 | 0,70 | 31,4 | 74,6 | 0,0223 | 0,9777 | 1,67 | 22,44 | 21,94 | 23,61 | |||
3 | 9,1 | 5500 | 1770 | 0,32 | 31,4 | 74,6 | 0,0102 | 0,9898 | 0,76 | 23,61 | 23,37 | 24,13 |
1986 | 0,78 | 32,3 | 78,0 | 0,0242 | 0,9758 | 1,89 | 24,13 | 23,55 | 25,44 | |||
2285 | 0,70 | 33,8 | 86,0 | 0,0207 | 0,9793 | 1,78 | 25,44 | 24,91 | 26,69 | |||
2185 | 0,25 | 33,2 | 82,7 | 0,0075 | 0,9925 | 0,62 | 26,69 | 26,48 | 27,10 | |||
2420 | 1,30 | 34,6 | 91,6 | 0,0039 | 0,9962 | 0,34 | 27,10 | 27,00 | 27,34 | |||
2320 | 0,75 | 34,0 | 87,2 | 0,0221 | 0,9779 | 1,93 | 27,34 | 26,74 | 28,67 | |||
2450 | 3,10 | 34,8 | 93,1 | 0,0892 | 0,9108 | 8,30 | 28,67 | 26,11 | 34,41 | |||
2450 | 3,10 | 34,8 | 93,1 | 0,0892 | 0,9108 | 8,30 | 34,41 | 31,34 | 39,64 | |||
2450 | 3,20 | 34,8 | 93,1 | 0,0920 | 0,9080 | 8,57 | 39,64 | 35,99 | 44,56 | |||
4 | -0,8 | 2130 | 2215 | 0,55 | 33,4 | 83,8 | 0,0165 | 0,9835 | 1,38 | 44,56 | 43,82 | 45,20 |
2320 | 0,15 | 34,1 | 88,6 | 0,0044 | 0,9956 | 0,39 | 45,20 | 45,02 | 45,41 | |||
2055 | 0,88 | 32,6 | 79,3 | 0,0270 | 0,9730 | 2,14 | 45,41 | 44,18 | 46,32 | |||
1790 | 0,82 | 31,5 | 74,9 | 0,0260 | 0,9740 | 1,95 | 46,32 | 45,12 | 47,07 | |||
1905 | 0,65 | 31,9 | 76,5 | 0,0204 | 0,9796 | 1,56 | 47,07 | 46,11 | 47,67 | |||
5 | -7,1 | 1700 | 0 | 2,65 | охлаждение | - | - | 48,0 | - | 46,0 | ||
-0,8 |
Практическая работа № 12
«Расчет массы поезда»
1. Рассчитать массу состава, сформированного из четырехосных вагонов, из условия движения по расчетному подъему с установившейся скоростью.
2. Проверить возможность взятия поезда с места на расчетном подъеме.
3. Произвести проверочный расчет крутизны подъема, на котором разрешается трогание с места поезда критической массы.
4. Рассчитать максимальную величину подъема, который может преодолеть локомотив без состава с расчетной скоростью, в о/оо .
Исходные данные помещены в таблице 4
1. Расчет массы состава.
Расчет массы состава при условии движения по расчетному подъему с установившейся скоростью производится по формуле:
где FKp - расчетная сила тяги, Н - из тяговой характеристики (см. приложение);
mл - масса локомотива, т, из тяговой характеристики (см. приложение);
w0' - основное удельное сопротивление движению локомотива, Н/кН;
w0"- основное удельное сопротивление движению вагонов, Н/кН;
ip - расчетный подъем, o/oo
g - ускорение свободного падения, 9,81 м/с2.
Пример:
Рассчитать массу состава, сформированного из четырехосных груженных вагонов массой по 80 т.
Поезд обслуживается тепловозом 2ТЭ10М, расчетный подъем 10%.
Решение:
Из тяговой характеристики тепловоза 2ТЭ10В, 2ТЭ10М определяем FKp и Vp:
Fкр=50600 кгс=50600*9,81=496386 Н;
Vp=23,4 км/ч; mл=271 Т
Рассчитываем основное удельное сопротивление движению локомотива и вагонов при расчетной скорости:
w0’=1,9+0,008*V+0,00025*V2=1,9+0,00025*23,42=1,9+0,187+0,126=
= 2,21, Н/кН
w0’’= = Н/кН
2. Проверка на трогание с места на расчетном подъеме
где Fтр - сила тяги локомотива при трогании с места, принимается по тяговой характеристик при V=0 и ограничении по сцеплению, Н;
Wтр- удельное сопротивление движению состава при трогании с места Н/кН.
Решение:
Fктр = 81300 кгс = 81300*9,81=797553 Н;
,
где mво - масса в т, приходящаяся на одну ось состава в целом;
Поезд массой 7093 т быть взят (тронут) на подъем i=10 о/оо. mстр > mc.
3. Произвести проверочный расчет крутизны подъема, на котором разрешается трогание с места поезда критической массы.
Графиком движения поездов не предусмотрены остановки поездов на перегонах и поэтому расчет массы состава для таких случаев не производится. Практически нередки случаи остановок поездов на перегонах у запрещающих сигналов, в том числе на подъемах большой крутизны.
При трогании поезда с места на подъемах происходит боксование, возникают сверх допустимого механические и тепловые напряжения тяговых двигателей. Во избежании этого необходимо проверять возможность надежного трогания поезда с места одним локомотивом. Однако проверку нельзя производить по формуле:
предназначенной для проверки трогания с места на остановочных пунктах, т.е станциях.
На подъемах 2 о/оо и более зазоры в автосцепках выбраны вследствии того, что удельное сопротивление троганию вагонов с роликовыми подшипниками меньше сопротивления от таких подъемов, в результате возникает дополнительное сопротивление от растянутого состава.
Учет сопротивления от растянутого состава при расчете массы может существенно снизить проверочный расчет крутизны подъема, на котором разрешается трогание с места поезда критической массы без вспомогательного локомотива:
где Fктр - нормативная сила тяги для трогания поезда на станции, установленная ПТР по сериям локомотивов, Н;
wтр, wr - удельные сопротивления соответственно трогания поезда с места и от кривизны пути, Н/кН.
Пример:
Определить величину подъема, на котором разрешается трогание с места поезда критической массы.
Дано: Тепловоз 2ТЭ10М, mc=4296т; mл =217 т, Fктр=81300*9,81=797553 Н;
Wтр=1,04 H/kH, wτ=0.
Состав, рассчитанный в предыдущем примере, может быть стронутым на расчетном подъеме 10o/oo.
4. Рассчитать максимальную величину подъема, который может преодолеть локомотив без состава с расчетной скоростью, в о/оо .
Определим величину подъема, который может преодолеть локомотив без состава в тысячных и градусах (с расчетной скоростью).
Пример:
Тепловоз ЧМЭЗ, Vp= 11,4 км/ч, mл = 121 т,
F кт = 23000*9,81 = 225630 Н
Решение:
;
;
w0`=1,9 + 0,008*11,4+0,00025*11,42 = 2,35 Н/кН;
Исходные данные таб. 4
Наименование данных | вариант | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
Серии тепловозов | ТЭ 3 | М62 | 2М62 | 2ТЭ10Л | 2ТЭ10В | 2ТЭ10М | 3ТЭ10М | 2ТЭ10В | 2ТЭ10М | 2ТЭ116 |
Масса груженого 4х-осного вагона q в т | 70 | 73 | 76 | 79 | 82 | 85 | 88 | 91 | 94 | 97 |
71 | 74 | 77 | 80 | 83 | 86 | 89 | 92 | 95 | 98 | |
72 | 75 | 78 | 81 | 84 | 87 | 90 | 93 | 96 | 99 | |
Количество вагонов | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 60 | 61 | 62 |
Практическая работа №13
Расчет расхода топлива.
При работе тепловоза или дизель-поезда энергия, заключенная в топливе, расходуется на совершение работы по преодолению сил основного и дополнительного сопротивлений, на покрытие потерь в тормозах, дизель-генераторной установке и передаче и на собственные нужды. При расчетах отдельно выделяют расход топлива на стоянках с включенным дизелем и на передвижение по станционным и деповским путям. Массу топлива, расходуемого на движение поезда с учетом собственных нужд, определяют экспериментально для каждой серии тепловозов или дизель-поездов. Учитывают время работы дизеля в режиме тяги на различных положениях рукоятки контроллера машиниста с потреблением различного количества топлива и время работы дизеля на холостом ходу.
На рис. 10 приведены кривые расхода топлива в режиме тяги тепловозов 2ТЭ10В, 2ТЭ10М и 2ТЭ10Л. Из него видно, что расход на каждом положении рукоятки контроллера в широком диапазоне скоростей меняется в небольших пределах. С изменением положения рукоятки контроллера, а следовательно, и частоты вращения коленчатого вала дизеля изменяется и расход топлива. График для его определения на тепловозах 2ТЭ116 на 15-м положении рукоятки приведен на рис. 11 (значения в числе даны для одной секции; в знаменателе — для двух), на тепловозах ТЭП60 — на рис. 12.
Массу топлива, расходуемого в одну минуту на холостом ходу, для каждого типа дизеля берут из графиков в зависимости от частоты вращения вала дизеля. На рис. 13 приведены для примера кривые gx(nд ) для тепловозов 2ТЭ10В, 2ТЭ10Л, ТЭ10 и др. с дизелем 10Д100.
Режимы работы дизелей на стоянках, учитывающие специфику местных условий, устанавливают распоряжением по дороге. Если таких распоряжений нет, то расход топлива выбирают по табл.6. В случае применения другого числа секций расход топлива нужно соответственно изменить.
Таблица 6
Серия тепловоза или дизель-поезда
| Частота вращения коленчатого вала nд, об/мин
| Удельный расход топлива при работе на холостом ходу gx, кг/мин | |
одним дизелем | тепловозом или дизель-поездом | ||
2ТЭ10В, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10 | 400 | 0,38 | 0,76 |
2ТЭ116 | 350 | 0,25 | 0,50 |
М62 | 400 | 0,42 | 0,42 |
ТЭЗ, ТЭ7 | 400 | 0,35 | 0,70 |
ТЭП60 | 400 | 0,50 | 0,50 |
ЧМЭЗ | 350 | 0,15 | 0,15 |
ДР1 | 700 | 0,14 | 0,28 |
Рис. 10. Кривые расхода топлива в режиме тяги тепловозами 2ТЭ10В, 2ТЭ10М и 2ТЭ10Л (на один дизель)
Рис. 11. Кривые расхода топлива в режиме тяги тепловозом 2ТЭ116 на 15-м положении рукоятки контроллера машиниста
По известным расходам топлива в одну минуту определяют расход топлива тепловозом или дизель-поездом:
Е = G 1 Δt 1 + G 2 Δt 1 + G 1 Δt 1 + ……… gxtx = Σ GiΔti + gxtx
где Е — масса топлива, расходуемая на передвижение состава, кг;
С1, G2, ..., Gi — масса топлива, расходуемая тепловозом или дизель-поездом при средней скорости движения на данной позиции контроллера машиниста в одну минуту, кг/мин;
Δt1, Δt2, Δt3 , — время работы дизеля с данной средней скоростью, мин;
gx — масса топлива, расходуемого тепловозом или дизель-поездом на холостом ходу в одну минуту, кг/мин;
tх — время хода по участку на холостом ходу и время стоянок, мин.
Расход топлива при следовании одиночных тепловозов по станционным и деповским путям в режиме тяги определяют для движения на первой ездовой позиции контроллера машиниста со скоростью 10... 15 км/ч.
При этих условиях его принимают следующим, кг/мин:
2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10, ТЭ10, ТЭП10……………0,5
2ТЭ116, ТЭП60, 2ТЭП60, ТЭП70……………………………...1
ТЭЗ, ТЭ7…………………………………………………………0,6
Для тепловозов остальных серий, а также дизель-поездов удельный расход топлива берут равным 0,3 кг/мин.
Потребляемое вспомогательными силовыми установками дизель-поездов ДР1 топливо определяют по средней потребляемой мощности агрегатов, обслуживаемых ими, и полному времени их работы.
В среднем расход топлива на одну установку дизель-поезда ДР1 составляет 0,18 кг/мин, а на дизель-поезд, имеющий две такие установки, — 0,36 кг/мин.
Рис. 12. Кривые расхода топлива в режиме тяги тепловозом ТЭП60 на 15-м положении рукоятки контроллера машиниста
Используя приведенные данные, формулы, таблицы и кривые, определяют расход топлива для тепловоза или дизель-поезда при работе на линии.
Для сравнения расхода топлива различными тепловозами используют удельный показатель на измеритель выполненной перевозочной работы 104 ткм:
где е — удельный расход топлива, кг/(104 ткм);
Е — расход топлива на перемещение поезда, кг;
mс — масса состава, т;
L — длина участка, км.
Чтобы сравнить раз личные виды и сорта топлива, имеющие разную теплоту сгорания, пользуются так называемым условным топливом, имеющим удельное количество теплоты горения 29,3 МДж/кг.
Рис. 13. Расход топлива одним дизелем на холостом ходу тепловозов 2ТЭ10В, 2ТЭ10Л, ТЭК), ТЭП10:
1— вентилятор включен на вторую ступень;
2— вентилятор включен на первую ступень;
3 — вентилятор выключен.
При пересчете расхода натурного топлива на условное используют тепловой эквивалент Э, равный отношению удельного количества теплоты горения натурного и условного топлива. Для дизельного топлива удельное количество теплоты горения равно 41,9 МДж/кг. Отсюда — Э = 41,9 / 29,3 = 1,43.
Следовательно, удельный расход условного топлива, кг/(104 ткм) —
еу=еЭ.
Пример. Определить общий и удельный расходы натурного и условного топлива тепловозом 2ТЭ10В при движении с составом массой 5000 т на 15-м положении рукоятки контроллера машиниста со средней скоростью 45 км/ч в течение 29,5 мин и на холостом ходу в течение 4,5 мин по участку длиной 24,9 км.
Решение:. Расход топлива тепловозом 2ТЭ10В в режиме тяги определяем из рис. 13.6. Для одной секции G = 8,55 кг/мин, для двух секций — G = 17,1 кг/мин.
Расход топлива на холостом ходу дизеля 10Д100 определяем из табл.6:
gx = 0,76 кг/мин.
Общий расход топлива определяем по формуле :
Е = 17,1*29,5+ 0,76*4,5 = 508 кг.
2. Удельный расход натурного топлива на измеритель 104 ткм определяем
по формуле (13.19):
3. Удельный расход условного топлива определяем по формуле (13.20):
е = 40,8*1,43 = 58,3 кг/(104 т*км),
здесь 1,43 — тепловой эквивалент дизельного топлива.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 311.