Проверку нагревания обмоток электрических машин тепловоза производим аналитическим способом.
Допустимая температура обмотки определяется действующим ГОСТом и для изоляции класса В она установлена в 145° С.
Таким образом перегрев обмотки т, т. е. температура превышения над температурой окружающей среды
τ = 145-t нв
Величины и Т, называемые тепловыми характеристиками данной электрической машины, приводятся в тяговых паспортах тепловозов и электровозов.
Рассмотрим технику вычисления температуры перегрева обмотки якоря генератора тепловоза серии ТЭЗ на перегоне А—а, для которого построены кривые скорости, времени и тока (рис.7). Все расчеты по перегреву сводим в табл. 5.
Составление таблицы ведем следующим образом. Кривую тока I Г = f(S) разбиваем на отдельные отрезки, в пределах которых ток считаем постоянным, равным его среднему значению в принятом интервале. Обычно за такие отрезки принимают участки кривой I Г = f(S) в пределах двух соседних точек перелома ее, где среднее значение тока равно полусумме крайних значений на этом отрезке.
Одновременно выбранные интервалы должны удовлетворять условию
где — интервал времени, в течение которого поезд проходит путь, соответствующий выбранному отрезку на кривой тока I Г = f(S).
Величина этого интервала определяется из кривой t = t(S) между двумя вертикалями, проведенными через крайние точки выбранного отрезка на кривой тока I Г = f(S);
Т — постоянная времени, определяемая по тепловой характеристике T=f(IГ) (рис. 5.43 ПТР). При этом IГ принимается по среднему значению тока в выбранном интервале.
Из рассмотрения кривой I Г = f(S) следует, что после трогания с места величина тока меняется за очень малые промежутки времени, которые не представляется возможным определить точно по кривой времени t = t(S).
Поэтому, в виде исключения, объединяем первые три участка кривой:
I Г = f(S) 0"— 1", 1" — 2", 2"— 3", в один участок 0"—3".
Средний ток на участке будет равен
Эту величину заносим в первую строку графы 4 табл. 5. В графу 5 вписываем величину , в течение которой ток будет изменяться в пределах участка 0"—1"—2"—3".
определяется по кривой t = t(S) в пределах точек 0'—3', лежащих на одних вертикалях с точками 0" и 3" и равна = 0,9 мин.
В графу 6 заносим величину Т=39,1 мин, определяемую по кривой T = f( I Г ) при nк = 16 и соответствующую току = 2 960 A,
в графу 7 — значение , которое определяем по кривой = f( I Г ) при 16-й позиции контроллера nк = 16 (рис. 15) для средней величины тока на принятом участке =2960A. При этих условиях величина оказалась равной = 130,6° С.
Затем определяем отношение
т. е. условие применения расчетной формулы оказалось выполненным. Величину = 0,023 заносим в графу 8.
Значения величин, входящих в графу 9, представляют собой результаты вычитания из единицы величин , внесенных в
графу 8, т. е. 1 - = 1 - 0,023 = 0,977. Значения величин графы 10 представляют собой результат перемножения величин и , входящих в графы 7 и 8, т. е. = 130,6 * 0,023 = 3,01.
В графу 11 записывается величина начального перегрева обмотки якоря генератора тепловоза, которая в соответствии с указанием Правил производства тяговых расчетов после длительной стоянки (свыше 2-х часов) принимается равной τ0 = 15° С. При меньших стоянках эта температура определяется как температура в момент прибытия с учетом ее снижения за время стоянки.
В графу 12 заносятся величины, представляющие собой произведение значений графы 9 на значение графы 11, т. е.
15 * 0,977 = 14,66° С.
В графу 13 вносится величина перегрева обмотки, полученная в конце рассматриваемого участка. Она определится суммированием величин, входящих в графы 10 и 12, т. е.
3,01 + 14,65= 17,66° С.
В соответствии с указаниями Правил производства тяговых расчетов величина температуры перегрева подсчитывается с точностью до 0,01оС с тем, чтобы конечный результат округлялся до 1°С.
Рассмотрим следующий отрезок кривой тока 3" — СП3-4, которому соответствует отрезок кривой времени 3'—4'. Для этого интервала начальная температура перегрева τ0 будет равна температуре перегрева обмоток, установившейся в конце предыдущего интервала, т. е. τ0 = 17,66° С.
Это значение и вносится второй строчкой в графу 11 табл. 5.
Средняя величина тока для этого интервала определяется как полусумма значений тока на его границах, т. е.
Рис. 9. Кривые остывания обмоток якоря генератора и электродвигателей:
1 — тепловозов серий ТЭ1, ТЭ2, ТЭЗ и ТЭ7 (обмотки генератора) при nд = 0;
2— тепловозов серий ТЭ1 и ТЭ2 при nд = 270 об/мин (nк = 0), серий ТЭЗ и ТЭ7 при Яд = 615 об! мин (пк = 8); 3 — тепловозов серий ТЭ1 и ТЭ2 при nд = 740 об/мин (nк = 8), Мсерий ТЭЗ и ТЭ7 при nд = 850 об/мин
Эту величину вписываем в графу 4. Значение определяем по кривой времени t = t (S) в пределах ее отрезка 3'—4'. Оно равно =0,40 мин; заносим его в графу 5. Величины Т и найдем для тока 2 260 А из графика = τ ( I Г )(рис. 15).
Остальные графы таблицы заполняем аналогично изложенным выше.
Границей следующего интервала кривой тока будут точки ОП13-4 и 4". Средний ток в этом интервале равен 2 320 A, для которого из рис. 5.43 ПТР определяются величины T и а величина находится по кривой t = t(S) в пределах ее отрезка, ограниченного вертикальными линиями, проведенными через точки ОП13-4 и 4". Она равна = 0,20 мм.
Дальнейшие расчеты производим указанным выше способом и получаем, что в конце третьего интервала температура перегрева равна
τ = 18,87° С, которая принимается за начальную температуру перегрева в начале четвертого интервала кривой тока.
Таким же образом производим расчеты для всех участков кривой тока, границы которых определяются точками перелома ее.
В результате выполнения расчетов и заполнения табл. 5 устанавливаем, что в точке 16" к моменту выключения тока тяговых электродвигателей перегрев обмоток главного генератора достиг температуры τ = 47,67° С (см. пятую строку элемента № 4 табл. 20). В соответствии с указаниями Правил производства тяговых расчетов принимаем τ = 48° С.
Дальнейшее изменение температуры перегрева обмоток главного генератора тепловоза при отключенных тяговых электродвигателях будет происходить на холостом ходу генератора и зависит от начальной температуры перегрева и числа оборотов якоря генератора. Это изменение температуры перегрева определяется по опытным данным остывания и нагревания на холостом ходу обмотки генератора, приведенным на рис. 9.
Начиная с момента, соответствующего точке 16" на кривой тока I Г = f(S), дизель-генераторная установка работает на 8-й позиции контроллера (nк = 8), что соответствует nд = 610 об/мин. Поэтому для определения изменения перегрева обмотки генератора на холостом ходу воспользуемся кривой 2 (рис. 101) τ = f(t).
По кривой t = t(S) определяем, что время холостого хода до остановки поезда на станции а составляет хх= 2,65 мин. На кривой 2 (рис. 9) находим точку с, соответствующую температуре перегрева обмоток якоря главного генератора в момент отключения тяговых электродвигателей τ = 48° С.
Этой температуре соответствует абсцисса t = 57,5 мин.
Прибавляем к этой абсциссе время холостого хода и получаем
t + хх = 57,5 + 2,65 = 60,15 мин.
Откладываем эту величину на абсциссе графика τ = f(t), восстанавливаем перпендикуляр до пересечения с кривой 2 в точке d и получаем, что в этой точке температура равна τ = 46° С. Таким образом за время холостого хода произошло снижение перегрева обмотки на 2° С.
Окончательно в момент прибытия на станцию а температура обмоток якоря главного генератора тепловоза серии ТЭЗ будет равна
Если принять, что температура наружного воздуха в летних условиях равна
=35оС то
Эта температура обмоток ниже допускаемой по ГОСТу (145° С). Максимальная же температура обмоток якоря главного генератора при следовании поезда по перегону А—а была равна
что также меньше величины температуры, допускаемой ГОСТом.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 435.