Возрастная анатомия, физиология и гигиена
специальность
44.02.01 Дошкольное образование
(заочное отделение)
Квалификация выпускника:
Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области инклюзивного образования дошкольников
(углублённая подготовка)
Содержание самостоятельных работ.
Раздел 2. Нервная и гуморальная регуляция физиологических функций
Тема 2.1 Нервная система
Самостоятельная работа №2 (8ч) Строение и функции нервной системы.
Цель: овладение знаниями, систематизация знаний
студент должен знать: морфофункциональную организацию нервной системы в ходе онтогенеза; основные свойства нервной системы; рефлекторный принцип деятельности нервной системы; возрастные особенности отделов ЦНС;
студент должен уметь: определять по предложенным микропрепаратам, таблицам, рисункам строение отделов ЦНС; фиксировать результаты наблюдений в тетради;
Задание:
1. Изучить материал по учебнику, таблицам, рисункам ( Спинной мозг; его строение и функции. Возрастные особенности спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции его основных отделов. Возрастные особенности основных отделов головного мозга. Периферическая нервная система)
2. Выполнить тест.
Рекомендации по выполнению:
1.Изучите материал по учебнику Сапин М.Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма М, АСАДЕМА,2004г, таблицам, рисункам
2. Выполните тест.
Тест
Выбери один правильный ответ
1.Нервная система выполняет следующие функции:
2.Нервная система состоит из клеток, которые называют:
3.По функции вся нервная система подразделяется на:
4.Вегетативная нервная система регулирует:
5.Серое вещество представляет собой:
A. Скопление тел нейронов
B. Нервные волокна
C. Скопление длинных отростков нейронов
D. Сосудистую оболочку мозга
6.Свойство нервной ткани:
7.В периферическую нервную систему не включают:
8. Назовите основной принцип работы нервной системы.
9.Отросток нервной клетки, по мембране которого возбуждение перемещается с периферии к телу нервной клетки
10.Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?
11. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?
12.В продолговатом мозге находятся центры:
13.В мозжечке основная масса серого вещества находится:
14.При травме мозжечка наблюдается:
15.Функцией среднего мозга не являются:
16.Центр терморегуляции расположен в:
17.Регуляция сна и бодрствования осуществляется:
18.Количество слоёв нервных клеток в коре БП составляет:
A. 5
B. 6
C. 8
D. 12
19.Зрительная зона коры расположена в доле:
20.Назовите участок ГМ, через который обязательно проходят дуги всех условных рефлексов:
21.Отдел ГМ, являющийся продолжением спинного мозга
22. Назовите отдел ГМ, в котором находятся нервные центры безусловных рефлексов слюноотделения, чихания, глотания, сосания и мигания.
Выбери несколько правильных ответов :
23.Структуры, входящие в задний мозг:
A. Гипоталамус
B. Продолговатый мозг
C. Таламус
D. Ножки мозга
E. Промежуточный мозг
F. Варолиев мост
24.Условные рефлексы:
A. Слюноотделение на запах пищи
B. Пищевой рефлекс
C. Точные движения при письме и игре на фортепьяно
D. Поддержание гомеостаза
E. Половой рефлекс
F. Оборонительный рефлекс
25.Функциональные зоны, располагающиеся в височной доле коры больших полушарий головного мозга:
A. Сенсорная
B. Слуховая
C. Премоторная
D. Моторная
E. Обонятельная
F. Зрительная
26. Место расположения тел и аксонов чувствительных нейронов спинного мозга:
A. Задний мозг
B. Спинномозговой узел
C. Боковой рог
D. Передний рог
E. Задний корешок
F. Передний корешок
27. Соматическая нервная система:
A. Регулирует работу скелетных мышц
B. Не подчиняется воле человека
C. Регулирует работу внутренних органов
D. Подчиняется воле человека
E. Двигательные центры находятся в коре головного мозга
Результат работы.
Выполненный тест.
Форма контроля: проверка письменной работы.
Критерии оценки
«5» - 90%- 100% ; «4»- 60- 90%; «3» - 50 - 60%; «2» - < 50%
Литература:
1.Сапин М.Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма М, АСАДЕМА,2016г
Тема 2.3 Сенсорные системы. Анализаторы
Самостоятельная работа №4 (8ч) Строение анализаторов.
Цель: овладение знаниями, систематизация знаний
студент должен знать: морфофункциональную организацию различных анализаторов; меры профилактики заболеваний зрительного и слухового анализаторов;студент должен уметь: распознавать и описывать части глаза, уха; исследовать рефлекторные реакции зрачка; определять остроту зрения, аккомодационные свойства глаза, остроту слуха; находить в различной учебной литературе необходимую информацию по теме;
Задание:
1. Изучить материал по учебнику, таблицам, рисункам (Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. Основные заболевания и повреждения глаза и их профилактика Слуховой анализатор. Строение органа слуха. Основные заболевания органа слуха и их профилактика. Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.
2. Выполнить тест.
Рекомендации по выполнению:
1.Изучите материал по учебнику Сапин М.Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма М, АСАДЕМА,2016г, таблицам, рисункам
2. Выполните тест.
Выбери один правильный ответ
1.Понятие «анализаторы» в науку ввёл:
A. Сеченов
B. Мечников
C. Павлов
D. Пирогов
2.Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:
3.Высший отдел слухового анализатора расположен в коре головного мозга, в доле:
4.Рецепторы зрительного анализатора – это:
5.Какие из отделов мозга координируют движение и ориентацию в пространстве?
6.В какой оболочке глаза находятся зрительные рецепторы?
7.Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света:
A. Белое пятно
B. Жёлтое пятно
C. Тёмная область
D. Слепое пятно
8.Изменение кривизны хрусталика происходит при сокращении:
9.Хрусталик формирует на сетчатке:
10.Аккомодация – это:
11.Сколько всего частей выделяют в любом анализаторе?
12.При близорукости лучи света фокусируются:
13.Звуковая волна вызывает в первую очередь:
14.Окончательный анализ высоты и силы звука происходит:
15.В каком случае правильно показано распространение звуковой волны в органе слуха и её передача к проводящим путям?
16.Вестибулярный аппарат образован:
17.Ощущение горького вкуса возникает в рецепторах:
18.Мышечное чувство необходимо для:
Задание№20
внутреннего уха.
Тема. 2.4 Эндокринная система.
Самостоятельная работа №5 (6ч.) Составление таблицы «Гипер- и гипосекреции эндокринных желез».
Цель: расширение и систематизация знаний
студент должен знать: структурно-функциональную организацию эндокринной системы , её роль в развитие детского организма ; свойства гормонов; развитие ЖВС в различные возрастные периоды;
студент должен уметь: описывать гипер- и гипофункции желез внутренней секреции; составлять опорный конспект;
Задание:
1.Составить таблицу «Гипер- и гипосекреции эндокринных желез».
Рекомендации по выполнению:
1.Изучите материал по учебнику Сапин М.Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма М, АСАДЕМА,2004г, таблицам, рисункам
2. Заполнить соответствующие графы таблицы из прочитанного в учебнике текста.
Название железы(гормон) | «Гиперфункция» | «Гипофункция» |
Результат работы.
Заполненная таблица.
Форма контроля: проверка письменной работы.
Критерии оценки:
Оценка «5» - таблица заполнена аккуратно, в полном объеме, информация отобрана верно, приведены правильные примеры;
Оценка «4» - таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полная информация по отдельным пунктам таблицы;
Оценка «3» -таблица выполнена неаккуратно, содержит многочисленные неточности;
Оценка «2»- таблица выполнена небрежно, имеются многочисленные ошибка, информация отобрана неверно.
Литература:
1.Сапин М.Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма М, АСАДЕМА,2016г
Ответ запишите.
A. Увеличение объёма лёгких и уменьшение в них давления воздуха.
B. Сокращение межрёберных мышц и диафрагмы.
C. Движение наружного воздуха в лёгкие.
D. Удаление из лёгких части воздуха.
E. Расслабление дыхательных мышц.
F. Уменьшение объёма грудной клетки и грудной полости.
G. Сжатие лёгких и повышение в них давления.
H. Расширение объёма грудной клетки и грудной полости.
Результат работы.
Выполненный тест.
Форма контроля: проверка письменной работы.
Критерии оценки
«5» - 90%- 100% ; «4»- 60- 90%; «3» - 50 - 60%; «2» - < 50%
Литература:
1.Сапин М.Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма М, АСАДЕМА,2016г
Результат работы.
Конспект.
Форма контроля: проверка письменной работы.
Критерии оценки, требования к написанию конспекта
Литература:
1.Сапин М.Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма М, АСАДЕМА,2016г
.
Тема 4.2. Методы гигиенического воспитания и санитарно-просветительной работы в образовательных учреждениях.
Самостоятельная работа №13(6ч) Изучение методов гигиенического воспитания и санитарно-просветительной работы в дошкольных учреждениях. Разработка мероприятия для санитарно-просветительной работы в образовательных учреждениях (по выбору студента)
Цель: овладение знаниями, систематизация знаний
студент должен знать: основные формы и методы проведения занятий по формированию стиля здоровой жизни у воспитанников.
студент должен уметь: разрабатывать мероприятия для учащихся на тему ЗОЖ
Содержание задания:
Подготовить сценарий мероприятия по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста
Рекомендации по выполнению:
1.Определить направление деятельности по формированию ЗОЖ
2. Составить сценарий мероприятия по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста
3. Провести мероприятие на педагогической практике.
Результат работы:
- создание конспекта сценария
- проведение мероприятие на педагогической практике.
Форма контроля: проверка письменной работы.
Критерии оценки:
«Отлично» - сценарий соответствует теме, имеет разные формы работы с детьми, соответствует возрасту;
«Хорошо» - тема недостаточно раскрыта; содержание краткое, мало форм работы с детьми
«Неудовлетворительно» - работа не отвечает предъявленным требования
Вопросы к зачёту
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
специальность
44.02.01 Дошкольное образование
(заочное отделение)
Квалификация выпускника:
Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области инклюзивного образования дошкольников
(углублённая подготовка)
Содержание самостоятельных работ.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 262.