Государственное регулирование инновационной деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие.

Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах:административно-ведомственной и программно-целевой.Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

Программно-целевая формагосударственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д.

Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности.

1)Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли.

2) Законодательные нормы.Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику.

3) Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны.

Связующая роль информации в процессе реализации инновационного цикла состоит из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.

Основные цели государственной научно-технической политики РБ:

- обеспечение экономического и социального развития республики за счет эф­фективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

- совершенствование научного, научно-технического и инновационного потен­циалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;

- достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, на­правленных на улучшение качества жизни народа.

В Республике Беларусь последовательно формируется Национальная инновацион­ная система (НИС).Важное значение в системе управления НИС имеет система стимулирования инно­вационной деятельности.

Основным источником финансирования инновационной деятельности в Республи­ке Беларусь являются бюджетные средства. В то же время в странах, сумевших достигнуть несомненных успехов в сфере инноваций, значительную роль наряду с бюджетным играет внебюджетное финансирование. Кроме того, в деятельности инновационных фон­дов имеется ряд недостатков, наиболее существенный из которых заключается в ис­пользовании их средств на нужды, зачастую не связанные с инновационной деятель­ностью.

61.Инновационная инфраструктура: понятие и содержание.

Одним из характерных признаков нынешнего этапа технологической революции является создание и широкое распространение в индустриально развитых странах тер­риториальных научно-производственных систем. По нарастанию степени сложности объекты инновационной инфраструктуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, техно­полисы, регионы науки и технологий.

Инкубатор бизнеса- это структура, специализирующаяся на создании благопри­ятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2-3 года, ре­же 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Функции инкубатора бизнеса:

· обеспечение систем поддержки организаций за счет оказания материальной (осязаемой) и нематериальной (неосязаемой) поддержки.

· достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии.

Ряд отличительных особенностей:

· инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и нахо­дящиеся на ранней стадии развития организации;

· инкубаторы поддерживают не только организации высоких технологий, но и ма­лый бизнес самого широкого спектра;

· политика постоянного обновления клиентов в них соблюдается жестоко.

Отечественные инкубаторы, как правило, создаются в составе технопар­ков иявляются первойфазой их развития.

Научно-технологический паркэто самостоятельная организационная структура,создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержки малого научно-технического предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке высокотехнологичной продукции.

Основные задачи создания технопарков:

■ превращение знаний и изобретений в технологии;

■ превращение технологий в коммерческий продукт

■ передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого пред­принимательства;

■ формирование и рыночное становление наукоемких организаций;

■ поддержка организаций в сфере наукоемкого предпринимательства.

Технопарки можно классифицировать по следующим группам:

1. исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как правило, фунда-ментально-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения фундамен­тальных исследований. Его основным объектом являются новейшие, авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет).

2. научно-технологический парк осуществляет прибыльньй или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер функционирует преимущественно до стадии производства опытно-экспериментальной партии нового продукта нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет).

3. технологический парк осуществляет прибыльный экспериментально-производственныйтрансфер, действует преимущественно со стадии экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. Организации технопарка реализуют готовую документацию (ноу-хау).

4. промышленно-технологйческий парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и обо­рудования для организации производства новой продукции по новой технологии.

Технополис представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города.

Регион науки и технологийохватывает значительную территорию, границы кото­рой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике та­кого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами. В регионе науки и технологий функциони­руют крупные научные учреждения и промышленные предприятия, специализирую­щиеся на производстве наукоемкой продукции, в этот комплекс входят также произ­водственная и бытовая инфраструктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансо­вые институты, зоны отдыха и др.

Регион науки и техноло­гий может включать в себя технополисы, технопарки и инкубаторы, а также широкую инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 198.