Тема 3. Формы и структура научного познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура познания: субъект познания, объект познания и способ их взаимодействия. Понятие формы и содержания познания. Основные методы познания. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания (формы мышления): понятие, суждение, умозаключение. Сенсуализм, рационализм, иррационализм. Эмпиризм и априоризм об истоках познания. Специфика эмпирического и теоретического уровней познания. Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. Специфика методов философской теории.

 

В классической теории познания в процессе познания принято различать познающего субъекта – человека, существо, наделенное разумом и определенными знаниями и объект познания – окружающий мир (бытие во всем его многообразии), именно та часть окружающего мира на которую направлен познавательный интерес субъекта. Однако в рамках субъективного идеализма, агностицизма и релятивизма объект рассматривается как продукт деятельности сознания субъекта в связи с этим в философии возникает вопрос об истинности познания (соответствии действительности) и критериев истинности наших знаний. История научной и философской мысли показывает, что в истине момент содержаться и объективное, и субъективное. Связано это, например, с тем, что объектом познания является лишь та часть объективной реальности, которая включена в исследовательскую деятельность субъекта. В сфере познавательной деятельности субъект и объект в принципе не могут существовать друг без друга. Познание – это целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта во имя получения знания. Знание по своей природе является продуктом труда человека, и оно всегда принадлежит субъективному миру индивида. В тоже время в нем в идеальной форме содержится объективный мир. При этом, субъект может быть и объектом для самого себя, то есть он может сознавать свою собственную способность к познанию. Объективность знания (объективная истина) – это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания (например, отношение длины окружности к ее диаметру). Вместе с тем по форме и способу существования истина субъективна (степень знаний субъекта, правильность оценки и др.). Таким образом, объективное и субъективное содержится в истине и представляется их единством.

Чувственное (сенситивное) и рациональное (разумное при помощи разума) познание составляет стороны, моменты единого процесса познания. Отражая объект с внешней поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлениям, то тоже восприятиям и ощущения. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, без которого оно было бы лишено объективного содержания и связи с объективным миром, но, кроме того оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. Из понимания процесса познания как единства чувственного и рационального следует, что сенсуализм и рационализм являются односторонними гносеологическими течениями. Сенсуалисты абсолютизируют роль чувственного познания считая, что все знания происходят из чувственного познания. Рационалисты – абсолютизируют рациональное познание, считая, что только разум способен познать существующее.

В связи с открытием ДНК в середине ХХ в. в науке приобрели популярность априорные подходы к познанию и его происхождению. Априоризм считает, что человек или любой другой познающий субъект рождается с врожденными знаниями и способностями, сформировавшимися в результате генетический изменений. В связи с этим ученые стали искать «ген гениальности» и другие гены, отвечающие за умственные способности. Эмпиризм, напротив, считает, что наши знания приобретаются с (социальным) опытом и не заложены изначально, соответственно, уровень развития общества определяет уровень развития человека и наоборот. Пока спор этих двух направлений является нерешенным и самым обсуждаемым в современной науке.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем разница чувственного и рационального познания?

2. Объясните, что объединяет чувственное и рациональное познание?

3. Что считает основой познания иррационализм?

4. Почему по вашему мнению спор априористов и эмпириков является нерешенным?

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Истина и проблема познания «объективной реальности»: гностицизм, скептицизм, агностицизм (трансцендентализм), интуитивизм.

 

Работа с интернет ресурсами:

Найти примеры математических моделей экономических процессов. Рассмотреть степень их абстрактности. Рассмотреть метод обобщения на примере «принципа Парето» и «оптимума Парето».

Материалы для конспектирования:

1. Исторические типы рациональности / под ред. В. А. Лекторского. М., 1995, Т. 1. Разд. 1.

2. Теория познания / под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М., 1991, Т. 2. Гл. 17.

3. Б. Рассел. Человеческое познание. М.,1957. Ч. 2. Гл. XI. Факт, вера, истина и познание. C.178–182.



Дата: 2019-11-01, просмотров: 179.