Тема 1. Методология научного исследования, ее предмет и место в системе знаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УДК 167 (075.8)  

ББК 87.25

С91

Рецензенты:

П. М. Хакуз – профессор кафедры истории, философии и психологии
Кубанского государственного технологического университета,
д-р филос. наук;

Н. В. Пашкова – доцент кафедры истории, философии и психологии

Кубанского государственного технологического университета,

канд. филос. наук;

М. И. Данилова – зав. кафедрой философии Кубанского государственного аграрного университета, д-р филос. наук, профессор

 



Суховерхов А. В.

С91 Методология научного исследования : учеб. пособие / А. В. Сухо­верхов, И. А. Кацко. – Краснодар : КубГАУ, 2019. – 86 с.

I SBN 978-5-00097-920-4

Учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В нем рассмотрены современные междисциплинарные исследования в области методологии научного познания в естественных и гуманитарных науках и представлены необходимые учебные материалы, направленные на развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций обучающихся.

Предназначено для магистрантов направления подготовки 38.04.01 Экономика.

 

УДК 167 (075.8)

ББК 87.25

 

 

© Суховерхов А. В.,

Кацко И. А., 2019

© ФГБОУ ВО «Кубанский

государственный аграрный

университет имени

ISBN 978-5-00097-920-4                                     И. Т. Трубилина», 2019



Введение

Учебное пособие «Методология научного исследования» разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом и предназначается для магистров экономических специальностей. Пособие отражает актуальные вопросы и проблемы в области методологии научных исследований и позволяет формировать у обучающихся необходимые для данного курса компетенции.

Целью учебного пособия является формирование комплекса знаний об организационных, теоретических и методических основах научного исследования, актуальных проблем генезиса научной методологии и ее истории. Пособие позволяет получить знания о наиболее значимых направлениях и концепциях методологии науки, об основных научных методах и специфике их использования в социально-гуманитарных исследованиях.

Развитие методологии научно исследования всегда содействовало и сопровождало бурное развитие научно-технологического процесса в обществе. Яркий пример этого, активная разработка теоретико-методологических идей в Новое Время и в эпоху Просвещения. В эти эпохи появились труды таких исследователей в области методологии науки как Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц. На сегодняшний день их работы стали классическими в области методологии научных исследований. Они содействовали научным открытиям и даже появлению новых научно-технологических направлений. Так, труды Р. Декарта и Г. Лейбница легли в основу разработки компьютерной техники, определили теоретические и практические исследования в области искусственного интеллекта. Русский и советский учёный, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине И. П. Павлов, в память о вкладе Р. Декарта в науку даже поставил его памятник-бюст возле своей лаборатории.

В середине ХХ века, в гуманитарных, естественных и технических областях науки произошел так называемый когнитивный поворот. Этот «поворот» характеризуется поиском биологических и генетических оснований познания, изменением подходов к научной истине и ее критериев, критикой «лингвистического поворота» и провозглашением первичности мышления по отношению к языку и рядом других проблем и открытий. В этот период возникают также различные междисциплинарные исследования когнитивных процессов. Наиболее известным направлением в этой области становится когнитивная наука (cognitive science). Научно-технологическая революция, а также появление в конце ХХ в. информационного общества содействовали тому, что научно-технологическое развитие стало определяющим фактором общественного прогресса.

В области методологии современных экономических исследований ученые также отмечают формирование теоретического и методологического «когнитивного поворота». Если в индустриальной экономике ХХ века основой, или базисом, была промышленность, энергетика, машиностроение и сельское хозяйство, то в постиндустриальной экономике ХХI века основными силами роста считаются результаты «экономики знаний» (knowledge economy). Ученные подчеркивают, что такой новый, «прогрессивный» тип экономики основан на научных знаниях и открытиях, «человеческом капитале» (human capital), продукции высокотехнологичных секторов, информационных технологиях и услугах.

Такой «умный» тип экономики sui generis является инновационным, предполагающим философию непрерывного развития и совершенствования, что связано с необходимостью повышения эффективности работы в условиях экономической конкуренции. Компании, которые не смогли реализовать этот принцип в условиях современной, бурно развивающейся экономики потеряли рынки сбыта (например, компания Nokia, которая в свое время время была лидером в области мобильных телефонов).

В современных гуманитарных и экономических исследованиях мы можем видеть непрерывный поиск универсальных методов и принципов, которые необходимы в принятии решений, организации деятельности, прогнозировании событий и т. д. Однако, в данных теоретико-методологических дискуссиях ученые современности воспроизводят классические философские проблемы и обсуждения. Например, исследования случайных факторов в обществе и экономике, изучение возможности рационального осмысления социально-экономических процессов, проблемы творчества, инноваций и научно-технологического развития общества показывают взаимосвязь частных социальных и экономических проблем с общефилософскими теоретико-методологическими исследованиями.

В связи с этим в результате освоения учебной дисциплины «Методология научного исследования» магистранты должны знать:

– наиболее значимые направления и концепции методологии науки;

– основные научные методы и специфику их использования в социально-гуманитарных исследованиях.

Уметь:

– разрабатывать инструментарий проводимых исследований, анализировать их результаты;

– готовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

– собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, выбирать методы и средства решения задач исследования.

Владеть:

– навыками и умениями реализации научной методологии в диссертационном исследовании;

– навыками и умениями поиска, анализа и оценки источников информации для проведения экономических расчетов.

Экономические системы и процессы являются частными проявлениями общих системных процессов в обществе и природе. Поэтому их исследования могут опираться на философские системы и концепции, имеющие для экономической науки теоретико-методологическое значение.



Вопросы для самопроверки

1. Что изучает методология?

2. Являются ли научные методы историчными?

3. Кто внес значимый вклад в развитие научной методологии?

4. Что изучает философия науки?

5. Какие этапы научного исследования принято различать?

 

Вопросы для самостоятельного изучения

Эпистемология, гносеология, когнитивные науки. «Когнитивный поворот» в науке. Общие методы теоретических и эмпирических исследований.

Основная

1. История и философия науки : учеб. пособие под ред. Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной. М., 2011.

2. Кузнецов В. Г. [и др.] Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : учебник М., 2009.

3. Данилова М. И., Исакова Н. В., Плотников В. В. История и методология науки : учеб.-метод. пособие по философии. КубГАУ, Краснодар, 2010.

4. Федоров П. П. Архаическое мышление: вчера, сегодня, завтра. М., 2009.

Дополнительная литература

1. Антология мировой философии. В 4 т., М. : 1969–1972.

2. Аналитическая философия: возникновение и развитие (Антология) / под ред. проф. А. Ф. Грязнова. М. : Гнозис, 1995.

3. Балашов Л. Е. Практическая философия. М., 2001.

4. Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1992.

5. Васильев С. А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев, 1974.

6. Войтов А. Г. Философия: учеб. пособие аспирантам. М., 2003.

7. Запорожец А., Венгер Л., Зинченко В., Рузская А. Восприятие и действие. М., 1957.

8. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь. М., 2001.

9. Ивин А. А. Современная философия науки. М., 2005.

10. Леонтьев А. Н. О путях исследования восприятия // Восприятие и деятельность. М., 1976.

11. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия : учебник. СПб., 2006.

12. Коротяев А. И., Бабичев С. А. Роль генетической и умственной систем информации в возникновении и развитии жизни на Земле. Нальчик : Эльбрус, 2009.

13. Мареев С. Н., Мареева Е. В., Арсланов В. Г. Философия XX века. М., 2001.

14. Мир философии. Книга для чтения в двух томах. М., 1991.

15. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

16. Пономарев Я. А. Основные звенья психологического механизма творчества // Интуиция, логика, творчество. М., 1987.

17. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996.

18. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

 

Перечень рекомендуемых информационных ресурсов:

 

1. Национальная философская энциклопедия. URL: http://terme.ru

2. Философский портал. URL: http://www.philosophy.ru.

3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» URL: http://www.humanities.edu.ru.

4. Федеральный портал «Российское образование» URL: http://www.edu.ru.

5. Портал «Философия online» URL: http://phenomen.ru/

6. Электронная библиотека по философии. URL: http://filosof.historic.ru.

8. Электронная гуманитарная библиотека URL: http://www.gumfak.ru.

9. Stanford Encyclopedia of Philosophy URL: http://plato.stanford.edu.

10. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) URL: http://www.iep.utm.edu.

11. Новая философская энциклопедия URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

12. Сайт научной и учебно-методической литературы библиотеки кафедры философии КубГАУ URL: http://kubsau.ru/chairs/philosophy/public.php



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Материалы для студентов заочного обучения

Тематический план курса

 

п/п

 

Название раздела
дисциплины

 
1. Тема 1. Методология научного исследования, ее предмет и место в системе знаний    
2. Тема 2. Исторические формы и методы познания    
3. Тема 3. Формы и структура научного познания  
4. Тема 4. Специфика и законы логического мышления. Типы логик и логических методов     
5. Тема 5. Мышление и мозг. Функциональная асимметрия мозга. Объяснение и понимание    
6. Тема 6. Язык и мышление. Роль языка в процессе научного познания. Языковая картина мира    
7. Тема 7. Роль воображения и интуиции в познавательной деятельности. Особенности восточного мышления    
8. Тема 8. Эвристика и эвристические методы. Латеральное мышление.    
9. Тема 9. Развитие познавательных способностей. Проблема оценки познавательных способностей.  
10. Тема 10. Методология изучения экономических явления и процессов. Специфика методов экономических исследований.  

Методические указания по оформлению

Темы контрольных работ, которые не указаны в шифре, не принимаются. Студенты, не выполнившие контрольных работ, к зачету не допускаются.

Темы контрольн ых работ

 

  1. Методология научного исследования, ее предмет и место в системе знаний.
  2. Познание как предмет философского анализа.
  3. Рефлексия, интроспекция и самонаблюдение.
  4. Исторические формы познания.
  5. Многообразие форм познания и проблема их типологии.
  6. Особенности первобытного мышления.
  7. Специфика научного мышления.
  8. Формы и структура познания.
  9. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
  10. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.
  11. Роль воображения в познавательной деятельности.
  12. Эмпирический и теоретический уровни познания.
  13. Основные методы познания.
  14. Методы эмпирического познания.
  15. Методы логического познания.
  16. Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней в науке.
  17. Проблема истины в философии и науке.
  18. Основные концепции истины.
  19. Истина и проблема познания «объективной» реальности.
  20. Взаимовлияние познания и практики.
  21. Роль языка в процессе познания.
  22. Языковая картина мира.
  23. Основные концепции сознания.
  24. Проблема происхождения познания и сознания.
  25. Особенности творческого мышления.
  26. Роль воображения и интуиции в познавательной деятельности.
  27. Познание и творчество.
  28. Эвристика и эвристические методы


Список литературы, рекомендуемой для написания

Контрольных работ

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

2. Андрос Е. И. Истина как проблема познания и мировоззрения. Киев, 1984.

3. Ахутин А. В. Экзистенция познания // Философия науки в историческом контексте. СПб., 2003.

4. Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975.

5. Беркли Дж. Три разговора Гиласа с Филонусом // Соч. М., 1978.

6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

7. Иванов А. В. Сознание и мышление. М., 1994.

8. Ильин В. В. Теория познания. М., 1993.

9. Жуков Н. И. Проблема сознания. Минск, 1987.

10. Жучков В. А. Кант и проблема сознания // Философия сознания: история и современность. М., 2003.

11. Кондильяк Э. Трактат об ощущениях // Соч. В 3 т. Т. 2. М., 1982.

12. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

13. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении // Соч. В 4 т. Т.2. М., 1983.

14. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

15. Лекторский В. А. Объект, субъект, познание. М., 1980.

16. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., Едиториал УРСС. 2009.

17. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. В 3 т. Т.1. М., 1985.

18. Марголис Дж. Личность и сознание. М., 1986.

19. Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления. М., 1968.

20. Микешина Л. А. Философия познания. М., 2002.

21. Милль Д. С. Система логики силлогистической и индуктивной. Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования. М., 1899.

22. Миронов В. В., Иванов А. В. Онтология и теория познания. М., 2005.

23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

24. Прист С. Теории сознания. М., 2000.

25. Проблема сознания с современной западной философии. М., 1989.

26. Райл Г. Понятие сознания. М., 2000.

27. Рассел Б. Человеческое познание его сферы и границы. Киев, М., 2001.

28. Руткевич М. Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

29. Сёрл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.

30. Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия. М., 1993.

 

 



Приложение 2. Фрагменты текстов первоисточников

для самостоятельного изучения

Р. Декарт

Ведерников В. В.

Освальд Шпенглер

Закат Европы

Природа и история – вот два крайних, противоположных способа приводить действительность в систему картины мира. Действительность становится природой, если все становление рассматривать с точки зрения ставшего; она есть история, если ставшее подчинять становлению. Действительность может быть созерцаема в ее образе – так возникает мир Платона, Рембрандта, Гёте и Бетховена – или может быть понимаема в ее элементах – и тогда это миры Парменида и Декарта, Канта и Ньютона. Познавание, если употреблять это слово в наиболее выразительном значении, есть тот акт переживания, результат которого называется «природа». Познанное и природа идентичны. Все познанное равнозначаще с механически ограниченным и установленным, как это было доказано на примере символа математического числа. Природа есть совокупность закономерно необходимого. Существуют только естественные законы. Ни один физик, понимающий свое назначение, не захочет переступить за эту границу. Его задача заключается в том, чтобы установить совокупность, упорядоченную систему всех законов, которые можно извлечь из картины природы, более того, которые исчерпывающе и без остатка изображают картину природы.

С другой стороны, созерцание – я напоминаю слова Гёте: «созерцать» очень следует отличать от «смотреть» – есть такой акт переживания, такой феномен, который в самом процессе своего осуществления есть история. Пережитое есть происшествие, есть история.

Все происходящее совершается один раз и никогда не повторяется. Оно подчинено принципу направления («времени»), необратимости. Происшедшее, противостоящее становлению, как нечто ставшее, и живому, как нечто застывшее, неизменно, принадлежит прошлому. Чувствование этого явления есть боязнь мира. Все познанное вневременно, не принадлежит ни прошлому, ни будущему и обладает длительным значением. Таково внутреннее свойство законов природы. Закон, установленное – аисторичны. Они исключают случайность. Законы природы суть формы неорганической необходимости. Понятно, почему математика, являющаяся распорядком ставшего при посредстве числа, имеет отношение постоянно к законам и причинности, и только к ним одним.

Становление «не имеет отношения к числу». Только безжизненное можно сосчитать, измерить, разложить. Чистое становление, жизнь не имеет границ в этом смысле. Оно лежит вне границ области причины и действия, закона и меры. Никогда глубокое и настоящее историческое исследование не будет доискиваться причиной законности, иначе это было бы равносильно непониманию его собственной сути…

Видимая внешность всякой истории, согласно этому, имеет то же значение, как и внешний облик отдельного человека, рост, выражение, манеры, походка, способ выражаться, деятельность. Все это материал для знатока людей. Тело, ограниченное, ставшее, преходящее, есть выражение души. Но быть знатоком людей – значит также знать и те организмы большего стиля, которые я называю культурами, понимать их выражение, их язык, их поступки, так же, как понимают эти проявления у отдельного человека. Писать историю с философской точки зрения – значит делать то же самое, что делал Шекспир, когда он писал свои трагедии отдельных людей.

Физиогномика есть перенесенное в духовную область искусство портрета. Дон Кихот, Вертер, Жюльен Сорель – вот портреты целых эпох. Фауст – это портрет целой культуры. Естествоиспытатель, морфолог, систематик знает портрет мира только как подражательную задачу. Это то же, что «верность оригиналу», «сходство» для живописца-ремесленника, в сущности работающего чисто математически. Настоящий портрет, в духе Рембрандта, есть физиогномика, есть история. Ряд его автопортретов есть не что иное, как чисто гетевская автобиография. Так должны быть написаны биографии великих культур. Подражательная часть, работа специалиста историка над датами и числами есть только средство, а не цель. Чертами лица истории является все, что до сего времени умели оценивать только по личному масштабу, по категориям пользы и вреда, добра и зла, приятного и неприятного, – любая государственная форма, так же как и экономическое состояние, сражения и искусства, науки и боги, математика и мораль. Вообще все, что стало, все, что проявляется, есть символ, есть выражение души. Нужно все это наблюдать взглядом знатока людей, нужно не приводить в законы, а прочувствовать это во всем его значении. И таким образом исследование поднимается к последней и высшей достоверности: все происходящее есть только подобие...

Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993.С.158–166


 


В. фон Гумбольдт

Прекрасный рассвет

Однажды ученик попросил Лао-цзы:

– Позвольте мне сопровождать Вас на утреннюю прогулку.

Лао-цзы сказал:

– Только с одним условием: не разговаривать.

Утром они пошли в горы. Целый час ученик молчал, сдерживая себя. Но когда начало подниматься Солнце, долина стала такой прекрасной, что ученик не выдержал и воскликнул:

– Какой прекрасный рассвет! Лао-цзы сказал:

– Ты все испортил.

Больше он никогда не брал этого ученика с собой.

Точная рука плотника

Плотник Чуй чертил от руки точнее, чем с помощью циркуля и угольника. Его пальцы следовали вещам и не зависели от его мыслей и желаний. Поэтому его сознание всегда было цельным и не знало никаких преград. Мы забываем о ноге, когда сандалии нам впору. Мы забываем о пояснице, когда пояс халата не жмет. Мы забываем о «правильном» и «неправильном», когда наш ум нам не мешает. И мы не меняемся внутри и не увлекаемся внешними вещами, когда нам не мешают наши дела. Не иметь помех с самого начала и никогда не иметь их потом – значит не создавать себе помех даже забвением помех.

 

Дзен буддийские притчи

Пустая лодка

Лин-чи рассказывал:

Когда я был молодым, мне нравилось плавать на лодке. У меня была маленькая лодка: в одиночестве я отправлялся плавать по озеру и мог часами оставаться там.

Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Была прекрасная ночь. Какая-то пустая лодка плыла по течению и ударилась о мою. Во мне поднялся гнев! Я открыл глаза и собирался обругать побеспокоившего меня человека, но увидел, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. На кого мне было его выплёскивать? Мне ничего не оставалось делать, как вновь закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу. В тот момент, когда я увидел его, я сделал первый шаг на моём Пути.

В эту тихую ночь я подошёл к центру внутри себя. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытался обидеть меня и во мне поднимался гнев, я смеялся и говорил:

– Эта лодка тоже пуста.

Я закрывал глаза и направлялся внутрь себя.

Знать изнутри

Один человек пришёл к великому художнику и сказал:

– Я хочу научиться рисовать бамбук. Что мне нужно делать?

Учитель ответил:

– Сначала пойди в джунгли и живи три года среди бамбука. Когда ты начнёшь чувствовать, что ты стал бамбуком, возвращайся.

Человек ушёл и не вернулся. Прошло три года, учитель ждал, ждал, а потом был вынужден отправиться на поиски этого человека и посмотреть, что случилось, – потому что если вы стали бамбуком, то как же вы можете вернуться к учителю?

Когда учитель пришёл, то увидел, что человек стоит в бамбуковой роще. Дул ветер, бамбук раскачивался и танцевал, вместе с ним раскачивался и танцевал человек.

Учитель потряс его. Он сказал:

– Что ты делаешь? Когда ты собираешься рисовать?

Тот ответил:

– Забудь об этом. Оставь меня в покое! Не мешай мне.

Учителю пришлось силой тащить его домой. Он сказал:

– Теперь ты готов рисовать бамбук, потому что теперь ты знаешь изнутри, что такое бамбук.

 

Улитка на дереве

Мастера спросили, испытывал ли он когда-нибудь разочарование оттого, что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось бы. В ответ Мастер рассказал историю об улитке, которая начала взбираться по вишнёвому дереву холодным, ветреным днём запоздалой весны.

Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на неё. Затем одни из них подлетел к ней и спросил:

– Эй, ты, разве не видишь – на этом дереве нет вишен?

Не прерывая своего пути, малютка ответила:

– Будут, когда я туда доберусь.

Дзэнский диалог

Дзэнские учителя обучали своих молодых учеников умению правильно беседовать.

В двух дзэнских храмах было по ученику-ребёнку. Один, идя каждое утро за овощами, встречал на пути другого.

– Куда ты идёшь? – спросил как-то один.

– Иду, куда ноги несут, – ответил другой.

Этот ответ изумил первого, и он обратился к учителю за помощью.

– Завтра, – сказал учитель, – когда ты встретишь этого мальчика, задай ему тот же вопрос. Он ответит тебе также, и тогда ты спроси: «А если бы у тебя не было ног, куда бы ты шёл?» Это поставит его в затруднительное положение.

На следующее утро дети снова встретились.

– Куда ты идёшь? – спросил первый.

– Куда ветер дует, – ответил второй.

Это снова привело в замешательство первого ученика, и он снова обратился к учителю.

– Спроси его, куда бы он пошёл, если бы не было ветра, – предложил ему учитель.

На следующий день дети встретились в третий раз.

– Куда ты идёшь? – спросил первый.

– На рынок за овощами, – ответил второй.

  Источник: http :// pritchi . ru



Приложение 3. Кейс-стади

Nobel Prize

F. Brigo, R. Nardone

Is there any food that may be useful in enhancing intelligence? Recently, a strong correlation was found between national chocolate consumption and the number of Nobel Prizes a country has won. Taken seriously, this result suffers from a great deal of ecological bias, but it is nevertheless a convenient excuse for eating more chocolate. Interestingly, the same strong correlation was later found for milk consumption.

However, unlike chocolate and milk, caffeine is commonly consumed in an effort to enhance cognitive performance. Hence, we aimed to evaluate whether coffee consumption also correlates positively with cognitive function. We therefore used data on Current Worldwide Annual Coffee Consumption per capita (http://chartsbin. com/view/581) and data on Nobel Prizes won by countries worldwide.1 We found a significant linear correlation (r2 = 0.508; p < 0.0001) between coffee consumption per capita (in 2008) and Nobel Prizes per capita. Surprisingly, the association we found had a strength of the same order as that found for chocolate (r2 = 0.625).

The strong correlation is prone to the same biases and caveats which apply to the correlation with chocolate and milk consumption. However, caffeine consumption has been demonstrated to be inversely associated with cognitive decline in elderly men probably because of its beneficial effects on working memory and has even been suggested as a possible treatment in cases of established Alzheimer’s disease.

The secret to winning the Nobel Prize is now definitely demonstrated: the Barbajada, an Italian mixture of coffee, milk and chocolate. Perhaps it is no co-incidence that the genial Italian musician Gioacchino Rossini went into raptures about it!

Source: http://www.pkdiet.com/pdf/Barbajada.pdf

Барбахада (кофе, молоко и шоколад): секрет Нобелевской премии

Ф. Бриго, Р. Нардоне

Есть ли пища, которая может быть полезна для повышения интеллекта? Недавно была обнаружена значительная корреляция между потреблением шоколада в стране и количеством Нобелевских премий, выигранных страной. Если серьезно, этот результат страдает от значительного экологического уклона, но, тем не менее, является удобным оправданием для употребления большего количества шоколада. Интересно, что такая же сильная корреляция была позже обнаружена с потреблением молока.

Однако, в отличие от шоколада и молока, кофеин обычно употребляется в целях улучшения когнитивных функций. Следовательно, мы стремились оценить, действительно ли потребление кофе также коррелирует с когнитивной функцией. Поэтому мы использовали данные о текущем мировом годовом потреблении кофе на душу населения (http: // chartsbin. Com / view / 581) и данные о Нобелевских премиях, получаемых странами по всему миру. Мы обнаружили значительную линейную корреляцию (r2 = 0,508; p <0,0001) между потреблением кофе на душу населения (в 2008 году) и Нобелевскими премиями на душу населения. Удивительно, но обнаруженная нами связь имела силу того же порядка, что и для шоколада (r2 = 0,625).

Сильная корреляция подвержена тем же предубеждениям и оговоркам, которые применяются к корреляции с потреблением шоколада и молока. Однако было показано, что потребление кофеина тесно связано с улучшением когнитивных функций у пожилых мужчин, вероятно, из-за его благотворного влияния на рабочую (оперативную) память и даже предлагается в качестве возможного лечения в случаях установленной болезни Альцгеймера.

Секрет завоевания Нобелевской премии теперь определенно раскрыт: «Барбахада», итальянская смесь кофе, молока и шоколада. Возможно, не случайно, что гениальный итальянский музыкант Джо-Окино Россини пришел в восторг от этого!



Пример теста , используемого в International Financial

Reporting Standards (IFRS)

Вопрос 1

Конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, принятые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности:

 

а) accrual basis

б) accounting policies

в) active market

г) agricultural produce

 

Вопрос 2

Ресурсы, контролируемые организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается в будущем поступление экономических выгод или сервисного потенциала:

 

а) assets

б) associate

в) carrying amount

г) cash

 

Вопрос 3

Систематическое распределение амортизируемой стоимости актива в течение срока его полезного использования:

 

а) credit risk

б) development

в) expenses

г) depreciation

Вопрос 4

Идентифицируемый немонетарный актив, лишенный физической формы:

 

а) intangible asset

б) interest cost

в) monetary items

г) biological asset

Вопрос 5

Продукт, являющийся результатом сбора продукции биологических активов организации:

 

а) interest cost

б) agricultural produce

в) cash

г) accrual basis

Вопрос 6

Возможный актив, который возникает в результате прошлых событий и наличие которого будет подтверждено только наступлением или не наступлением одного или более неопределенных будущих событий, не находящихся под полным контролем организации:

 

а) contingent asset

б) agricultural produce

в) expenses

г) monetary items

 

Вопрос 7

Разница, возникающая при пересчете определенного количества единиц одной валюты в другую валюту по различным обменным курсам:

 

а) events after the reporting date

б) exchange difference

в) exchange rate

г) finance lease

 

Вопрос 8

Экономические выгоды или сервисный потенциал, полученный или подлежащий получению организациями общественного сектора согласно решению суда или другого правоохранительного органа вследствие нарушения законов или нормативных актов:

 

а) firm commitment

б) functional currency

в) fines

г) fixed price contract

Вопрос 9

Потери будущих экономических выгод или сервисного потенциала актива, превышающие систематическое признание убытка будущих экономических выгод актива или его сервисного потенциала в результате амортизации:

 

а) impairment loss of

б) hedged item

в) interest cost

г) impairment

Вопрос 10

Пропуски или искажения величин существенны, если они могут, каждое по отдельности или в совокупности, оказать влияние на решения или оценки:

 

а) hedged item

б) material

в) liquidity risk

г) impairment loss of

Кейс - стади 3. Прочитайте текст и объясните специфику методологии в области поведенческой экономики на примере данного текста.

Mental Accounting

The economist Richard Thaler, a keen observer of human behavior and founder of behavioral economics, was inspired by Kahneman & Tversky’s work. Thaler coined the concept of mental accounting. The overarching notion behind this theory is that people think of value in relative rather than absolute terms. For example, they derive pleasure not just from an object’s value, but also the quality of the deal – its transaction utility. In addition, humans often fail to consider fully opportunity costs (tradeoffs) and are susceptible to the sunk cost fallacy.

A core idea behind mental accounting is that people treat money differently, depending on factors such as the money’s origin and intended use, rather than thinking of it in terms of formal accounting. An important term underlying the theory is fungibility, the fact that all money is the same and has no labels. In mental accounting, people treat assets as less fungible than they really are; they frame assets as belonging to current wealth, current income, or future income. Consider unexpected gains: Small windfalls (e.g. a $50 lottery win) are generally treated as ‘current income’ that is likely to be spent, whereas large windfalls (e.g. a $5,000 bonus at work) are considered ‘wealth’. Another example from mental accounting is credit card payments, which are treated differently than cash. Mental accounting theory suggests that credit cards decouple the purchase from the payment by separating and delaying the payment. Credit card spending is also attractive because on credit card bills individual items (e.g. a $50 expense) will lose their salience when they are seen as a small part of a larger amount due (e.g. $843).

 

Source: https://www.behavioraleconomics.com/resources/introduction-behavioral-economics/

Ментальная бухгалтерия

Экономист Ричард Талер, увлеченный наблюдатель за поведением людей и основатель поведенческой экономики, был вдохновлен работами Канемана и Тверского. Талер придумал концепцию ментального учета. Основная идея этой теории заключается в том, что люди думают о ценности в относительных, а не абсолютных терминах. Например, они получают удовольствие не только от стоимости объекта, но и от качества сделки и ее полезности. Кроме того, люди часто не в состоянии полностью учесть альтернативные издержки (компромиссы) и подвержены ошибкам в отношении невозвратных затрат.

Основная идея ментального учета заключается в том, что люди относятся к деньгам по-разному, в зависимости от таких факторов, как происхождение и предполагаемое использование денег, а не думают об этом с точки зрения формального учета. Важный термин, лежащий в основе теории, – это взаимозаменяемость, утверждающей тот факт, что все деньги одинаковы и не имеют ярлыков. В ментальном учете люди рассматривают активы как менее взаимозаменяемые, чем они есть на самом деле; они определяют активы как принадлежащие текущему богатству, текущему доходу или будущему доходу. Рассмотрим неожиданные приобретения: Небольшие непредвиденные доходы (например, лотерейный выигрыш в 50 долларов) обычно рассматриваются как «текущий доход», который, скорее всего, будет потрачен, тогда как крупные непредвиденные доходы (например, бонус в размере 5 000 долларов на работе) считаются «богатством». Другим примером из ментального учета являются платежи по кредитным картам, которые рассматриваются иначе, чем наличные. Теория ментального учета предполагает, что кредитные карты отделяют покупку от платежа, отделяя и «откладывая» платеж. Расходы по кредитным картам также привлекательны, потому что в счетах по кредитным картам отдельные позиции (например, расходы в размере 50 долларов США) теряют свою значимость, когда рассматриваются как небольшая часть большей суммы, подлежащей оплате (например, 843 доллара США).



КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абсолют (лат. – absolutus – безусловный) – философское понятие, используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного, которое не зависит ни от чего другого, само по себе содержит все существующее.

Абсолютная идея – категория философии немецкого философа Гегеля (1770–1831), трактующая абсолют (см. абсолют) как высшую силу, мировой разум.

Абсолютное и относительное – категории диалектики. Абсолютное –безусловное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее. Относительное – условное, зависящее от тех или иных условий и, следовательно, временное, преходящее.

Абстрактное и конкретное. Абстрактное (лат. abstractio – отвлечение) – односторонее, простое, неразвитое. Конкретное (лат. conkretus – сгущенный, сросшийся) – многостороннее, сложное, развитое, целостное.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от некоторых свойств предметов и отношений между ними и вычленении какого-либо свойства или отношения.

Агностицизм (греч. а – отрицание и gnosis – знание) – учение, отрицающее возможность познания мира. Три основных этапа развития: скептицизм, юмизм, кантеанство.

Адаптация (лат. adapto – приспособляю) – процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды.

Аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение) – область философского знания, занимающаяся исследованием природы ценностей.

Анализ и синтез (греч. analysis – разложение и synthesis – соединение) –процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.

Антропогенез (греч. anthropos – человек и genesis – происхождение) –теория, рассматривающая процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

Апостериори (лат. a posteriori – из последующего) – знания, полученные из опыта.

Априори (лат. a priori – изначально ) – знания, полученные до или вне опыта.

Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) – важнейшее, постоянное, неисчезающее свойство предмета.

Верификация (лат. verificare – доказывать истину) – принцип логического позитивизма, философского направления XIX–XX вв., утверждающий истинность только тех знаний, которые можно проверить в непосредственном чувственном опыте. Исходя из этого принципа, все гуманитарные знания, в том числе и философские, провозглашались неистинными.

«Вещь в себе» – философская категория, обозначающая вещь существующей саму по себе, независимо от нашего сознания. Вещь, которую невозможно познать. Данная категория подробно рассматривалась И. Кантом (1724–1804) в его работе «Критика чистого разума».

Внешнее и внутреннее – стороны предмета или процесса, различающиеся своим местом и ролью в структуре целого. Внешнее непосредственно доступно, определяется внутренним. Внутреннее непосредственно не дано, познается через внешнее.

Восприятие – чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Гносеология (см.: «Теория познания»).

Дедукция – метод исследования, предполагающий движение познавательного процесса от общего к частному.

Деизм (лат. deus – бог) – учение о Боге как безличной первопричине мира.

Детерминизм и индетерминизм (лат. determinare – определять) – противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Детерминизм признает всеобщую, закономерную связь явлений в мире. Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме – отрицание причинности вообще).

Диалектика (греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – учение о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.

Дуализм (лат. duo – два ) – философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами. Противоположно монизму.

Духовное производство – понятие, характеризующее систему учреждений и институтов, создающих духовные ценности.

Единичное, особенное, общее и всеобщее – философские категории, выражающие объективные связи мира, а также ступени их познания. Каждый объект предстает перед человеком сначала как нечто единичное. Общие черты, присущие некоторым объектам, выступают как особенное. Одинаковые характеристики многих предметов – общее. Другие, обнаруживаемые у всех без исключения объектов, рассматриваются как всеобщее.

Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Знание – идеальное выражение в знаковых системах объективных свойств и связей мира.

Идеализм – направление в философии, считающее духовное начало первоосновой мира, природы, сущего. Идеализм является философским материализма.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженное в формах сознания и воли человека. Сферу идеального образуют многообразные формы природного, социального, культурного и духовного бытия.

Идеология – социально-философская категория, обозначающая один из уровней общественного сознания, которая определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

Индетерминизм – философское направление, отрицающее причинное обусловливание явлений в мире.

Индукция – вид умозаключения и метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщениям все более высокого порядка.

Инструментализм – взгляд на знание в целом и на научное знание в частности, как на инструменты, орудия приспособительной деятельности человека, в наибольшей степени пригодные для систематизации и организации его опыта. Версия прагматизма, в котором понятия, идеи, теории – полезные инструменты приспособительной деятельности в той или иной конкретной ситуации.

Интенция – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

Интроспекция – самонаблюдение, наблюдение человеком, за собственной внутренней осознанной психической жизнью.

Интуитивизм – философское направление, полагающее интуицию важнейшим источником познания.

Инь и ян – основные понятия древнекитайской натурфилософии. Инь и ян – два полярных первоначала: темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное. Весь процесс мироздания и бытия рассматривается как результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу.

Иррационализм – 1. В онтологии – учение, по которому в мире нет устойчивых, фиксированных элементов и связей между ними. Следовательно, все в мире является уникальным, единичным, неповторимым, случайным и такую систему нельзя просчитать, она не поддается воспроизведению, ее нельзя оценить с позиции общепринятых норм. 2. В гносеологии – учение о непознаваемости многообразного мира с помощью логики, понятийного мышления, науки.

Истина – это соответствие субъекта объекту или адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

Категория – философский термин, обозначающий наиболее общее понятие, а также первоначальную и основную форму бытия в идеализме.

Когерентность – теория истины, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость.

Количество – категория философии, определяемая как совокупность несущественных характеристик предмета.

Концептуализм – одна из основных точек зрения в решении проблемы общих понятий. Концептуализм признает реальность общего в уме, а именно, отстаивает точку зрения, согласно которой, человеческий ум абстрагирует, отвлекает сходные признаки вещей и объединяет их в понятия ума.

Логика – (от греч. – logos – слово, рассуждение) – учение о мышление в понятиях и о языке как средстве и форме его выражения; имеет множество направлений и интерпретаций.

Логический позитивизм – этап развития неопозитивизма как «философии науки», связанный с т. н. Венским кружком 20–30-х гг. XX в.

Логос – термин, обозначающий мысль, точно (правильно) выраженную в слове. В античности – мировой разум, в средневековье отождествлялся с И. Христом.

Ложь – это преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Майевтика – помощь в рассуждении и в философии Сократа – способность побуждать собеседника к мудрости.

Материализм – направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение всего сущего к материи. Иначе говоря, все, что существует – материально, хотя и не обязательно вещественно. Материализм является одной из форм философского мировоззрения, и отрицает существование каких-либо внеприродных начал (Бога, абсолютного духа и т. п.).

Материализм вульгарный – материализм середины XIX в., получивший это название от Ф. Энгельса. Представители вульгарного материализма исследовали и пропагандировали упрощенные идеи о соотношении мышления и физиологии мозга. Впоследствии «вульгарным материализмом» стали называть всякую попытку объяснения духовных явлений путем сведения их к деятельности мозга.

Метод познания – система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Методология – 1) учение о научных методах познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.

Мировоззрение – это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение человека к действительности, общее понимание им мира, так и его жизненную позицию, жизненную программу деятельности.

Моделирование – метод научного познания, сущность которого заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной (или подобранной) его модели, на его «заменителе».

Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения и восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры.

Наблюдение – это эмпирический метод научного исследования, познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

Натурализм – философское направление, рассматривающее природу как универсальный принцип объяснения всего сущего. В широком смысле слова означает фундаментальную философско-мировоззренческую установку, предполагающую объяснение природы исходя из нее самой, а не из внешнего по отношению к ней начала.

Наука – это динамичная система объективно-истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу.

Номинализм – (от лат. – имя, название) философское учение, согласно которому всеобщие понятия (универсалии) всего лишь языковые обозначения, не выражающие никакой объективной действительности вне мышления.

Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором. Ноосфера – особая, связанная с развитием человека как мыслящего существа, облекающая земной шар оболочка, все процессы которой испытывают на себе определяющее воздействие человеческой активности.

Общественное сознание – категория для обозначения той духовной реальности, которая обуславливается общественным бытием и является в основном его отражением и воспроизведением.

Отражение – свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих структур особенности других систем. Основой и признаком отражения является взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след).

Панлогизм – синоним объективного, абсолютного идеализма (Г. Гегеля), фактически утверждающего тотальную разумность и логичность мира.

Пантеизм – учение, отрицавшее личного Бога, приближавшего его к природе и отождествлявшее их.

Парадигма – строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, а также как признанные всеми научные достижения, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода. У Т. Куна, который ввел в научный оборот это понятие, парадигма – это не только теория, но и способ действования, модель, образец решения исследовательских задач.

Позитивизм – направление в философии XIX – первой половины XX вв., представители которого для решения проблем мироздания предлагали воспользоваться не философским (умозрительным) подходом, а методами естественных наук и данными конкретных опытов.

Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации полученной информации. Результатом познания является знание. Соответственно видов познания будет столько же, сколько и видов знания (обыденное, религиозное, мифологическое, художественное, научное, эмпирическое, теоретическое и др.).

Понимание – центральная категория философской герменевтики; определяется двояко: как поиск и выявление или как приписывание смысла. В универсальной герменевтике Ф. Шлейермахера понимание – выявление смысла текста, отождествляемого со скрытыми интенциями его автора. Понимание – результат «диалога» истолкователя и автора текста, в процессе которого истолкователь интерпретирует текст.

Понятие – мысль, выраженная словом, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительные признак. Понятие (наряду с суждением и научной теорией) представляет собой форму отражения и конструирования мира на рациональной, логической ступени познания.

Практика – это целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека в формах производства, научного эксперимента и изменения социальных отношений.

Причинность – причинная связь – это связь двух объектов, при которой один объект порождает изменение другого посредством передачи соответствующего количества вещества, энергии или информации.

Психика – способность организма к отражению внешней и внутренней среды. В психике выделяют конкретные способности: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание, эмоции, чувства, волю. Психика возникла в эволюционном процессе как средство эффективного приспособления организма к окружающей среде, в том числе активного приспособление с помощью опережающего отражения.

Разум – ум, способность человеческого сознания не только устанавливать причины и следствия (для чего достаточно и рассудка), но постигать смыслы и ценности, формулировать принципы и понимать идеи, позволяющие не только судить о мире теоретически, а и целенаправленно действовать и поступать. В сфере познания разум выступает как высшая форма мышления, выражающая закономерные связи вещей в объективных структурах рационального знания.

Развитие – качественное изменение и появление новых форм бытия, сопровождаемые возникновением новых внутренних и внешних структур и связей. В обществе связывается с идеей прогресса и модернизации.

Рационализм – (от лат. –разумный) – учение признающее приоритет разума по отношению к чувственным формам познания. Рационализм противостоит иррационализму, эмпиризму и сенсуализму

Рациональность – разумность, соответствие осмысленному и целесообразному.

Реализм – философский термин, употребляемый в двух основных смыслах: 1) средневековый реализм, противоположный номинализму и утверждающий объективное существование общего (универсального) вне сознания людей. 2) в XIX в. реализм – это такая позиция в философии, которая признает действительность, реальность вне и независимо от субъекта, от сознания, познаваемую через ощущения и мышление. Реализм в таком понимании выступает как противоположность субъективному идеализму.

Релятивизм – философское учение, представляющее собой развертывание принципа «все относительно». В онтологическом плане релятивизм утверждает, что вещи не существуют сами по себе, а всегда даны в тех или иных отношениях. В гносеологическом плане релятивизм, всячески подчеркивая изменчивость, условность, ограниченность знаний, использует эти аспекты мышления как аргументы против объективно-общезначимой истины, а также утверждает, что познание относительно и условно.

Рефлексия – (от лат. – обращение назад) – процесс осознания человеком показаний органов чувств, собственного знания и осмысление своего внутреннего мира и себя как субъекта жизнедеятельности. В широком смысле философская рефлексия – необходимый момент всякого философствования, осмысление предельных оснований культуры, бытия и мышления, предметное рассмотрение знания, самопознание, раскрывающее строение и специфику духовного мира человека.

Самосознание – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего и деятельного субъекта. Самосознание – неотъемлемая сторона сознания, включающего в себя рефлексию и познание своего отличия от всего остального мира. Помимо познания себя, оно предполагает также эмоционально-ценностное и деятельно-регулятивное отношение к себе.

Семантика – раздел семиотики, изучающий отношения между знаками и репрезентируемыми (представляемыми) ими объектами. Исходными понятиями семантики являются понятия предметного и смыслового значения знака. Предметным значением знака называют тот объект, который представляется данным знаком. Смысловым значением называют информацию о репрезентируемом предмете, которую содержит сам знак или которая связывается с ним в процессе человеческого общения и познания.

Семиотика – общая теория знаковых систем. к знаковым системам относятся естественные и искусственные языки, системы сигнализации в человеческом обществе и животном мире, системы художественных, изобразительных средств в различных видах искусства, системе культовых действий и т. п. Эти разнородные системы исследуются в семиотике в аспекте выполнения ими знаковой, репрезентационной функции.

Сенсуализм – (от лат. sensus – чувство, ощущение) – одно из основных направлений в философии, выводящее познание из чувственных восприятий, причинами которых называются внешние или внутренние ощущения.

Синтез – универсальный метод мышления; соединения множества элементов в единое целое, осуществляемое в познавательной и практической деятельности. Как познавательный метод, синтез имеет множество модификаций: восприятие есть синтез ощущений, представление есть синтез множества восприятий, теория есть синтез множества понятий и т. п.

Сознание – важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности. Сознание противоположно бессознательному и включает в себя самосознание. Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношения духа и природы, материи и сознания. Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто не зависящее от объективного мира и созидающее его. Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей нервной деятельности.

Солипсизм – (от лат. – один) – философское направление, утверждающее существование только субъективного «Я». Существование же всего другого, помимо моего сознания внешнего мира и других мыслящих субъектов остается проблематичным.

Структура – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы. В структуру входит общая организация предмета, процесса, пространственное и временное расположение частей и т.п. Структуру образуют не любые связи и отношения, а прежде всего закономерные, сущностные. Наиболее важные связи и отношения (среди сущностных) называются интегрирующими; они воздействуют на другие закономерные связи, обуславливая общую специфичность структур в пределах системы.

Субстанция – первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

Субъект и объект – в теории познания субъект – это источник познавательной активности, объект – это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Понятия субъект и объект соотносительны; одно без другого невозможно. В современной философии все большее значение для понимания субъективно-объективных взаимодействий приобретает анализ условий этого взаимодействия.

Сущность и явление – сущность – это глубинные отношения или свойства системы, от которой зависят другие ее отношения или свойства. Явление – это свойства, признаки и отношения системы, обусловленные ее сущностью. Все материальные системы, заключая в своем содержании причинно-следственные связи, имеют обусловленное и обуславливающее. Нет ни одной системы, которая имела бы одно и не имела бы другого; нет сущности без ее проявления, нет явления без сущности. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом.

Теория – высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой либо сфере реальности. Благодаря теоретическим знаниям человек может создавать то, что не существует в природной и социальной реальности, но возможно с точки зрения общей логики ее развития, представленной в теории.

Трансцендентный – (от лат. – переступать, выходить за пределы опыта) – понятие для обозначения того, что выходит за пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания и сознания вообще. Трансцендентное противопоставляется имманентному, как остающемуся внутри возможного опыта.

Факт – (от лат. – совершившееся, сделанное) событие или состояние дел. К фактам относят конкретные проявления, стороны, качества явления изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью. Факты составляют базис, фундамент науки, поэтому точность, строгая истинность их бытия должна, по возможности, исключать воздействие субъекта, хотя для их интерпретации всегда необходима та или иная теория.

Фальсификации принцип – проверка ложности теории в результате эксперимента или теоретического анализа. Этот принцип в научный оборот ввел К. Поппер. Данная процедура формально симметрична верификации. Согласно фальсификации, лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность.

Форма и содержание – под содержанием понимается все то, что представлено элементами той или иной системы. Сюда входят не только субстраты-элементы, но и отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Форма есть внешнее выражение содержания и способ его организации в те или иные структуры. Существуют различные типы содержания (существенное и несущественное, необходимое и случайное, материальное и идеальное и т. п.) и соответственно различные виды формы.

Целесообразность – соответствие поступка, поведения или деятельности определенной цели, вырабатываемой или самостоятельно, или предзаданной какой-то более высокой, чем организм инстанции.

Целое и часть – понятие целого близко к понятию «система», однако между ними имеется различие. Говоря «целое», мы ставим вопрос: целое чего? И отвечаем – целое частей. Части чего? – Части целого. Целое как бы транслирует, передает свою специфику частям. В каждой части есть специфика целого. Целое есть сумма частей в количественном отношении и целое больше суммы частей в качественном отношении. Целое и части не существуют друг без друга; одно целое порождает другое целое посредством общей части.

Целостность – высшая форма организованности, связности и упорядоченности предмета, содержащее в себе как бы матрицу всех его возможных проявлений в сфере материи и духа.

Цель – идеальный образ и предвосхищающая модель жизненных ситуаций человека; специфический способ детерминации человеческой деятельности. Цель как закон определяет сущностный характер жизнедеятельности человека, превращая ее из простого приспособления к окружающей среде в творчески активное преобразование мира. Целеполагание есть и в поведении высших животных.

Эволюция – философская и общенаучная теория, дающая обобщенное выражение совокупности концепций поступательного развития природы, общества, духа. В более узком смысле эволюция рассматривается как постепенное изменение и противопоставляется скачкообразному, качественному типу изменений.

Эвристика – (от греч. – открываю, отыскиваю) – это метод нахождения нового с помощью интуиции, продуктивного воображения и гипотетического знания. В общем виде эвристика – искусство открытия, альтернатива алгоритму как технологии решения задач. Поэтому эвристика не гарантирует успех, а открывает путь к нему.

Эксперимент – термин, широко применяемый в философии и методологии науки; обозначает, как правило, исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования.

Экстраполяция – метод научного познания, заключающийся в переносе эмпирической и теоретической информации о данной содержательной области на другую содержательную область. При этом «другая содержательная область» оказывается либо еще не ставшей объектом прямого анализа вещью, либо недостаточно субъектом освоенной.

Эмпиризм – (от греч. – опыт) – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. Эмпиризм всегда был тесно связан с сенсуализмом и обычно противопоставлялся рационализму, подчеркивающему преимущественную роль разума в происхождении и функционировании знания.

Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности.



Список литерату ры

 

1. Бакулев В. А. Основы научного исследования : учеб. пособие / В. А. Бакулев, Н. П. Бельская, В. С. Берсенева. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2018. – 62 с. – ЭБС Znanium.com.

2. Бакулов В. Д. Философия, логика и методология научного познания : учебник для магистрантов нефилософских специальностей / под научн. ред. В. Д. Бакулова, А. А. Кириллова. – Ростов н/Д : Издательство ЮФУ, 2011. – 496 с. – ЭБС Znanium.com.

3. Батурин В. К. Философия науки : учеб. пособие / В. К. Батурин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 303с. – ЭБС Znanium.com.

4. Данилова М. И. Философские основы естествознания : учеб.-метод. пособие / М. И. Данилова. – Краснодар : КубГАУ, 2010.

5. Данилова М. И., Ембулаева Л.С., Исакова Н.В., Скляр В.В. Программа и планы по философии науки для аспирантов и соискателей / М. И. Данилова. – Краснодар : КубГАУ, 2009.

6. Данилова М. И., Исакова Н. В., Плотников В. В. История и методология науки : учеб.-метод. пособие по философии / М. И. Данилова, Н. В. Исакова, В. В. Плотников. – Краснодар : КубГАУ, 2010.

7. Данилова М. И., Маматилашвили В. Д. Философские проблемы экономики и хозяйственной этики / М. И. Данилова, В. Д. Маматилашвили. – Краснодар : КубГАУ, 2010.

8. Ембулаева Л. С. Сборник методических рекомендаций для организации самостоятельной работы студентов в рамках рейтинговой системы / Л. С. Ембулаева. – Краснодар : КубГАУ, 2010.

9. Комоедов Ю. В. Основные направления современной философии : учеб.-метод. пособие для студентов и аспирантов / Ю. В. Комоедов. – Краснодар : КубГАУ.

10. Кравцова Е. Д. Логика и методология научных исследований: учеб. пособие / Е. Д. Кравцова, А. Н. Городищева. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. – 168 с. – ЭБС Znanium.com.

11. Кузьменко Н. Н. Сборник вопросов, задач, проверяющих и обучающих программ для самостоятельной работы студентов по философии / Н. Н. Кузьменко. – Краснодар : КубГАУ, 2005.

12. Никифоров А. Л. Чувственно-вербальное построение предметного мира / А. Л. Никифоров // Эпистемология и философия науки. – 2011. – № 1. – С. 52.

13. Овчаров А. О. Методология научного исследования : учебник / А. О. Овчаров, Т. Н. Овчарова. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 304 с. – ЭБС Znanium.com.

14. Рузавин Г. И. Методология научного познания: учеб. пособие / Г. И. Рузавин. – М. : Юнити-Дана, 2012. – ЭБС Znanium.com.

15. Unegbu A. O. Theories of accounting: Evolution & developments, Income-determination and diversities in use. arXiv preprint arXiv:1411.4633 [Electronic resource] – Access mode: http://iiste.org/­Journals/index.php/­RJFA/article/­view/16836.

16. Baker, C. R., & Burlaud, A. The historical evolution from accounting theory to conceptual framework in financial standards setting. The CPA Journal, 85(8), 54 [Electronic resource] / C. R. Baker, A. Burlaud. – Access mode: https://www.questia.com/magazine/1P3-3806691301/the-historical-evolution-from-accounting-theory-to.

17. Becker E. Zen A Rational Critique / E. Becker. New York, Norton. 1961.

18. Burlaud A. Should Financial Statements Represent Fairly or be Relevant? [Electronic resource] / A. Burlaud. – Access mode: https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00873959.

19. Doi, H., Heeren, A., & Maurage, P. Scientific activity is a better predictor of Nobel award chances than dietary habits and economic factors. PloS one, 2014. Vol. 9(3), e92612.

20. Fuzzy logic: This headline is (half) false // The Economist [Electronic resource] – Access mode: http://www.economist.com/node/2099851.

21. Gontier, N., Van Bendegem, J. P., & Aerts, D. (Eds.). Evolutionary epistemology, language and culture: A non-adaptationist, systems theoretical approach (Vol. 39) / N. Gontier, J. P. Van Bendegem, D. Aerts. Springer Science & Business Media. 2006.

22. Klein, P. D. Epistemology / P. D. Klein. In: E. Craig (Ed.), Routledge Encyclopedia of Philosophy. – London: Routledge. 2005.

23. Shapiro, S. Classical Logic / S. Shapiro // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Edward N. Zalta (ed.) [Electronic resource]. – Access mode: https://plato.stanford.edu/archives/win2013/entries/logic-classical.

24. Thagard, P. Cognitive Science / P. Thagard // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2014 Edition), Edward N. Zalta (ed.) [Electronic resource]. – Access mode: https://plato.stanford.edu/archives/fall2014/entries/­cognitive-science.

25. Welch, IV J. The Role of Intuition in Interdisciplinary Insight / IV J. Welch // Issues in Integrative Studies, 2007. Vol. 25. P. 131–155.

26. Westacott, E. Cognitive Relativism / E.Westacott. // IEP [Electronic resource] – Access mode: http://www.iep.utm.edu/cog-rel/.

 

Оглавление

 

 

Введение.. 3

Тема 1. Методология научного исследования, ее предмет и место в системе знаний 6

Тема 2. Исторические формы и методы познания.. 8

Тема 3. Формы и структура научного познания.. 11

Тема 4. Специфика и законы логического мышления. Типы логик и логических методов 14

Тема 5. Мышление и мозг. Функциональная асимметрия мозга. Объяснение и понимание 17

Тема 6. Язык и мышление. Роль языка в процессе научного познания. Языковая картина мира 20

Тема 7. Роль воображения и интуиции в познавательной деятельности. Особенности восточного мышления 23

тема 8. Эвристика и эвристические методы.... 26

Тема 9. Развитие познавательных способностей. Проблема оценки познавательных способностей 29

Тема 10. Методология изучения экономических явления и процессов. Специфика методов экономических исследований 32

Приложения.. 38

Приложение 1. Материалы для студентов заочного обучения.. 38

Приложение 2. Фрагменты текстов первоисточников для самостоятельного изучения 42

Приложение 3. Кейс-стади.. 56

Краткий словарь терминов.. 73

Список литературы... 83

 


 

                                              

 

 

Учебное издание

 

Суховерхов Антон Владимирович

Кацко Игорь Александрович

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Учебное пособие

 

 

В авторской редакции

 

Подписано в печать 14.05.2019. Формат 60 × 84 1/16

Усл. печ. л. – 5,0. Уч.-изд. л. – 3,7.

Тираж 100 экз. Заказ №

 

Типография Кубанского государственного аграрного университета.

350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13



УДК 167 (075.8)  

ББК 87.25

С91

Рецензенты:

П. М. Хакуз – профессор кафедры истории, философии и психологии
Кубанского государственного технологического университета,
д-р филос. наук;

Н. В. Пашкова – доцент кафедры истории, философии и психологии

Кубанского государственного технологического университета,

канд. филос. наук;

М. И. Данилова – зав. кафедрой философии Кубанского государственного аграрного университета, д-р филос. наук, профессор

 



Суховерхов А. В.

С91 Методология научного исследования : учеб. пособие / А. В. Сухо­верхов, И. А. Кацко. – Краснодар : КубГАУ, 2019. – 86 с.

I SBN 978-5-00097-920-4

Учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В нем рассмотрены современные междисциплинарные исследования в области методологии научного познания в естественных и гуманитарных науках и представлены необходимые учебные материалы, направленные на развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций обучающихся.

Предназначено для магистрантов направления подготовки 38.04.01 Экономика.

 

УДК 167 (075.8)

ББК 87.25

 

 

© Суховерхов А. В.,

Кацко И. А., 2019

© ФГБОУ ВО «Кубанский

государственный аграрный

университет имени

ISBN 978-5-00097-920-4                                     И. Т. Трубилина», 2019



Введение

Учебное пособие «Методология научного исследования» разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом и предназначается для магистров экономических специальностей. Пособие отражает актуальные вопросы и проблемы в области методологии научных исследований и позволяет формировать у обучающихся необходимые для данного курса компетенции.

Целью учебного пособия является формирование комплекса знаний об организационных, теоретических и методических основах научного исследования, актуальных проблем генезиса научной методологии и ее истории. Пособие позволяет получить знания о наиболее значимых направлениях и концепциях методологии науки, об основных научных методах и специфике их использования в социально-гуманитарных исследованиях.

Развитие методологии научно исследования всегда содействовало и сопровождало бурное развитие научно-технологического процесса в обществе. Яркий пример этого, активная разработка теоретико-методологических идей в Новое Время и в эпоху Просвещения. В эти эпохи появились труды таких исследователей в области методологии науки как Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц. На сегодняшний день их работы стали классическими в области методологии научных исследований. Они содействовали научным открытиям и даже появлению новых научно-технологических направлений. Так, труды Р. Декарта и Г. Лейбница легли в основу разработки компьютерной техники, определили теоретические и практические исследования в области искусственного интеллекта. Русский и советский учёный, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине И. П. Павлов, в память о вкладе Р. Декарта в науку даже поставил его памятник-бюст возле своей лаборатории.

В середине ХХ века, в гуманитарных, естественных и технических областях науки произошел так называемый когнитивный поворот. Этот «поворот» характеризуется поиском биологических и генетических оснований познания, изменением подходов к научной истине и ее критериев, критикой «лингвистического поворота» и провозглашением первичности мышления по отношению к языку и рядом других проблем и открытий. В этот период возникают также различные междисциплинарные исследования когнитивных процессов. Наиболее известным направлением в этой области становится когнитивная наука (cognitive science). Научно-технологическая революция, а также появление в конце ХХ в. информационного общества содействовали тому, что научно-технологическое развитие стало определяющим фактором общественного прогресса.

В области методологии современных экономических исследований ученые также отмечают формирование теоретического и методологического «когнитивного поворота». Если в индустриальной экономике ХХ века основой, или базисом, была промышленность, энергетика, машиностроение и сельское хозяйство, то в постиндустриальной экономике ХХI века основными силами роста считаются результаты «экономики знаний» (knowledge economy). Ученные подчеркивают, что такой новый, «прогрессивный» тип экономики основан на научных знаниях и открытиях, «человеческом капитале» (human capital), продукции высокотехнологичных секторов, информационных технологиях и услугах.

Такой «умный» тип экономики sui generis является инновационным, предполагающим философию непрерывного развития и совершенствования, что связано с необходимостью повышения эффективности работы в условиях экономической конкуренции. Компании, которые не смогли реализовать этот принцип в условиях современной, бурно развивающейся экономики потеряли рынки сбыта (например, компания Nokia, которая в свое время время была лидером в области мобильных телефонов).

В современных гуманитарных и экономических исследованиях мы можем видеть непрерывный поиск универсальных методов и принципов, которые необходимы в принятии решений, организации деятельности, прогнозировании событий и т. д. Однако, в данных теоретико-методологических дискуссиях ученые современности воспроизводят классические философские проблемы и обсуждения. Например, исследования случайных факторов в обществе и экономике, изучение возможности рационального осмысления социально-экономических процессов, проблемы творчества, инноваций и научно-технологического развития общества показывают взаимосвязь частных социальных и экономических проблем с общефилософскими теоретико-методологическими исследованиями.

В связи с этим в результате освоения учебной дисциплины «Методология научного исследования» магистранты должны знать:

– наиболее значимые направления и концепции методологии науки;

– основные научные методы и специфику их использования в социально-гуманитарных исследованиях.

Уметь:

– разрабатывать инструментарий проводимых исследований, анализировать их результаты;

– готовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

– собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, выбирать методы и средства решения задач исследования.

Владеть:

– навыками и умениями реализации научной методологии в диссертационном исследовании;

– навыками и умениями поиска, анализа и оценки источников информации для проведения экономических расчетов.

Экономические системы и процессы являются частными проявлениями общих системных процессов в обществе и природе. Поэтому их исследования могут опираться на философские системы и концепции, имеющие для экономической науки теоретико-методологическое значение.



Тема 1. Методология научного исследования, ее предмет и место в системе знаний

Научное познание как предмет философского анализа (естественнонаучные и философские подходы к проблеме познания). Эпистемология, гносеология, когнитивные науки. Проблема исследования субъективного начала в социальных науках. Исследование познания в других областях знания. Методы теоретических и эмпирических исследований. Этапы научно-исследовательской работы .

 

Методология (от греч. μεθοδολογία – учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος – «слово», «речь») имеет своей целью обеспечение научного и социального познания социально выверенными и апробированными правилами, нормами и методами действия. Это совокупность способов деятельности и требований к мыслящему субъекту, сформулированных на основе законов действительности. Методология понимается как система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Поэтому методология регулирует и направляет познавательный процесс с учетом современного уровня знаний, сложившейся научной картины мира. Принято выделять два уровня методологии: инструментальный и конструктивный. В инструментальной методологии формируются требования, которые обеспечивают выполнение мыслительных и практических операций, и определяется не содержание, а ход мысли и действия. Конструктивная методология направлена на приращение знания, получение нового содержания. Необходимо отметить, в методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта. В тоже время существует теория, что методы возникали, осмысливались и развивались в соответствии с особенностями обобщенной картины мира. Например, «Органон» Аристотеля, учение о методах Бэкона и Декарта, метод диалектики являются отражением своего времени. Тем не менее можно выявлять элементы методов, которые являются подвижными, меняющимся с течением времени, и элементы, которые являются инвариантным и применимыми на разных этапах развития науки.

Увеличение объема и масштаба научных знаний, развитие высокотехнологических отраслей экономики приводит к возрастанию роли методологии науки и научного открытия. Стремление ученых проанализировать и понять приемы и способы, с помощью которых приобретаются знания и делаются открытия, становятся все более актуальными как для науки, так и для предпринимателей. Однако любая конкретная наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных научных принципов и методов. Роль обобщающей функции в этом вопросе принадлежит философии в целом и философии науки в частности. Философия науки изучает природу и развитие научного знания, границы познаваемости (проблему истинного знания), разрабатывает и классифицирует частные и общенаучные методы познания. Связь между наукой и философией всегда была неразрывной, известные философы (например, Пифагор, Фалес, Декарт, Лейбниц, Рассел) были одновременно и выдающимися учеными в своих областях.

Научное исследование – это всегда процесс, направленный на переосмысление достигнутых научных результатов, на поиск нового, на открытие еще неизвестного. В методологии науки принято выделять следующие этапы научного исследования: 1) выбор объекта и предмета исследования; 2) определение цели и задач; 3) разработка гипотезы; 4) оставление плана исследования; 5) выбор методов исследования; 6) организация условий проведения исследования; 7) проведение исследования (сбор материала); 8) обработка результатов исследования; 9) формулирование и обоснование выводов; 10) оформление результатов научной работы. Далее мы рассмотрим более подробно различные подходы к процессу научного познания и его методам, а также покажем исторические формы научного познания и современные тенденции в области методологии.

Вопросы для самопроверки

1. Что изучает методология?

2. Являются ли научные методы историчными?

3. Кто внес значимый вклад в развитие научной методологии?

4. Что изучает философия науки?

5. Какие этапы научного исследования принято различать?

 

Вопросы для самостоятельного изучения

Эпистемология, гносеология, когнитивные науки. «Когнитивный поворот» в науке. Общие методы теоретических и эмпирических исследований.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 162.