Тема 2. Исторические формы и методы познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследование познавательных способностей у животных. Специфика мышления человека. Особенности первобытного мышления. Социоантропоморфизм. Появление научного мышления. Особенности философского мышления. Закономерности исторического развития мышления. Многообразие форм и методов познания и проблема их типологии: обыденное, научное, философское, эстетическое, ценностное, религиозное, мифологическое и др. Развитие представлений о научной методологии в европейской философской мысли.

 

Вопрос о происхождении познания и методах познания имеет двойной смысл. Во-первых, может быть поставлен вопрос о происхождении и развитии наших представлений, и в этом психологическом вопросе первоначальное в нашем познании тоже имеет психологический смысл начального, первого во времени в образовании сознания. В рамках данной проблемы необходимо понять, как, в силу каких способностей и работы духа, человек дошел до своих представлений о вещах и мире. Для объяснения этого можно разложить психические явления на их элементарные процессы, которые в связи с внешними причинами ведут к развитию сознания. От этого психологического вопроса о происхождении нашего знания отличается гносеологический вопрос. В нем первоначальное означает не раннее во времени, а предшествующее в порядке понятий, т. е. то, что обусловливает познание, в отличие от того, что является в нем производным. В теории познания и методологии мы стремимся найти объективные предпосылки и средства познания, а не раскрыть его субъективные источники. Поэтому гносеологический вопрос заключается в том, что содержит в себе опыт как таковой и что означает познание по своей природе и при каких условиях опыт есть познание.

Изучением исторического развития методов и средств познания занимается, например, эволюционная эпистемология, которая объединяет такие теории, как теория геннокультурной коэволюции, теоретико-информационные методы, идей и принципы когнитивной психологии, системного анализа, синергетики, логики и методологии науки. В ней показана взаимосвязь биологической, культурной и когнитивной эволюции процессов познания и средств познания в природе и обществе.

Многими исследователями показано, для первобытного мышления был характерен социоантропоморфизм – перенос общественных и человеческих характеристик на природу. Однако ученые Нового Времени (вспомнить, например, «идолы познания» Ф. Бэкона) и ряд современных исследователей (Е. М. Солина) подчеркивают, что социоантропоморфизм существует и в современном научном познании. Например, появление в Новое Время и эпоху Просвещения механицизма (как учения, признающего законы механики основными в познании природы) было обусловлено бурным развитием механики как науки и активной индустриализацией общества в этот исторический период.

Для современных исследований характерен рост научных работ междисциплинарного характера, а также перенос компьютерных и технических терминов («информация», «код», «сигнал» и т. д.) на живые и социальные системы. Например, много работ посвящено исследованию сходства биологического и социального «кодирования» информации и значение данных процессов для воспроизведения социальных систем различного уровня.

Научное познание является лишь одной из возможных форм познания и исторически появилось оно дополнено поздно. Появление научного мировоззрения обычно связывают с появлением философии (VII–V вв. до н.э.), как некой обобщенной и теоретически выраженной системы знания. Помимо научного и философского мировоззрения принято различать первобытное, мифологическое, религиозное и обыденное мировоззрение. Данные системы взглядов в той или иной форме предлагают определенную картину мира и объяснение происходящих в природе и обществе процессов. Тем не менее научное мировоззрение, стало одним из важных факторов общественного развития, в результате чего оно само стало объектом научного исследования.  

Вопросы для самопроверки:

1. Какие аспекты происхождения обыденного и научного познания необходимо учитывать?

2. Какие науки реализуют эволюционный подход к изучению и пониманию научного познания?

3. Как зависит предмет и объект познания от исторических способов и средств его познания?

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

Специфика научного познания. Специфика философского познания. Общие закономерности исторического развития познания.

Темы докладов:

1. Формирование методологии научного исследования в Древней Греции.

2. Формирование методологии научного исследования в Новое время.

3. Многообразие форм познания и проблема их типологии.



Дата: 2019-11-01, просмотров: 196.