Институт профессионального развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГОУ ВПО ЛНР «ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

 

Институт профессионального развития

Кафедра дефектологии и психологической коррекции

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Логопедия»

 

На тему: «Особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дислалией»

студентки 2 курса, группы 2_Лог_ИПР

форма обучения заочная

направление подготовки

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»  

профиль «Логопедия»

 

Фамилия И.О.              ________

                           (подпись)

Руководитель работы

асистент Чукарина И.Н.

Заведующий кафедрой

доцент, к. психол. н. Черных Л.А.

 

Результаты защиты :

Национальная шкала _________________

Количество баллов : _________________

Оценка: ECTS      _________________

Члены комиссии:

____________    ____Черных Л.А._________

   (подпись)                                     (фамилия и инициалы)               

____________    ____Чукарина И.Н.________

   (подпись)                                     (фамилия и инициалы)               

____________    ____Марочко А.А. _______

   (подпись)                                     (фамилия и инициалы)               

 

 

Дата «___» _____ 2019 г.

 

Луганск – 2019 год

ГОУ ВПО ЛНР «ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

Институт профессионального развития

Кафедра дефектологии и психологической коррекции

 

Образовательно-квалификационный уровень бакалавр

Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»                                              

профиль «Логопедия»

З А Д А Н И Я

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ СТУДЕНТУ

 

Фамилия, имя, отчество

 

1. Тема работы «Особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дислалией»

руководитель работы  Чукарина И.Н., ассистент

 

утверждена распоряжением по кафедре от «28» августа 2019 года

 

2. Срок предоставления студентом работы «___» ________ 2019 года

 

3. Перечень вопросов, которые нужно разработать:

  1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Охарактеризовать развитие слоговой структуры слова у детей с нормативной речью.
  3. Изучить особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
  4. Составить самостоятельно 2 занятия по развитию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
  5. Провести занятия по развитию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
  6. Проанализировать проведенные занятия, учитывая эго этапы.
  7. Содержание занятий, включая рисунки, таблицы вынести в Приложения.
  8. Дата выдачи задания «03» сентября 2019 года

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

№ п/п Название этапов курсовой работы Срок выполнения этапов Примечание
1. Получение темы курсовой работы 03.09.2019 Выполнено
2. Анализ литературы по теме работы 04.09.19 -16.09.19 Выполнено
3. Определение проблемы исследования и разработка содержания курсовой работы 17.09.19 -18.09.19 Выполнено
4. Работа над теоретической частью исследования 04.09.19 -21.09.19 Выполнено
5. Разработка учебных занятий 04.09.19 -15.09.19 Выполнено
6. Проведение учебных занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповые) 16.09.19 -21.09.19 Выполнено
7. Проведение анализа занятий, оформление выводов 22.09.19 -14.11.19 Выполнено
8. Подготовка мультимедийной презентации к защите курсовой работы 15.11.19-20.11.19 Выполнено
9. Защита курсовой работы  

Студент                           __________________     Фамилия И.О.

                                                   ( подпись )                   

Руководитель работы ________________          Чукарина И.Н.

                                                  ( подпись )                      

 

 

РЕФЕРАТ

Текст - 30 с., рис. - 3, табл. - 7, источников - 35, прил. - 7

 

В курсовой работе проанализирована отечественная и зарубежная литература по проблеме особенностей слоговой структуры слова у старших дошкольников с дислалией. Раскрыто понятие слоговой структуры слова, охарактеризованы особенности слоговой структуры слова у старших дошкольников с нормативным развитием и с дислалией. Охарактеризована специфика развития слоговой структуры слова у старших дошкольников с дислалией при проведении учебных занятий. Выделена роль и значение словесных, практических и наглядных методов при проведении занятий по развитию слоговой структуры слова у старших дошкольников с дислалией.

Разработаны и проведены учебные занятия по развитию слоговой структуры слова: занятие № 1 на тему «…», занятие № 2 на тему «…».

Проведен анализ занятий по развитию развития слоговой структуры слова у старших дошкольников с дислалией, сделаны соответствующие выводы.

 

Ключевые слова: слоговая структура слова, старшие дошкольники, дислалия.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................

6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ ……………………………………………………………

9
1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования ………………..…………................. 9
1.2. Характеристика слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с нормативной речью ……………… 21
1.3. Особенности слоговой структуры слова у старших дошкольников с дислалией ........................................................ 26

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1....................................................................................

27

ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ................

29
2.1. Специфика развития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дислалией ……………… 35
2.2. Роль различных методов и приемов при проведении занятий по развитию слоговой структуры слова 39
2.3. Разработка и проведение занятий по развитию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дислалией …………………………………………….………… 43
2.4. Анализ проведенных занятий ............................................... 45

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 ……………………………………….......................

46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….............……………………........……........….

47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................…................

50

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………….....................................….

53

ВВЕДЕНИЕ

  

 

В настоящее время отмечается тенденция увеличения роста осложненной речевой патологии. Дети с речевой патологией в отличие от своих сверстников с нормальной речью адаптируется и социализируется в обществе более медленно и качественно по-иному. Чтобы ребенок смог быстро включиться в работу, эффективно взаимодействовать с окружающими, он должен владеть определенными умениями и навыками, главными из которых являются речевые умения. Речевое развитие рассматривается как один из показателей успешной адаптации в обществе

Правильно оформленная, грамотная, красивая речь зависит от многих показателей, одним из которых является состояние слоговой структуры слова. Овладение слоговой структурой слова может способствовать более успешному развитию ребенка с речевой патологией в дошкольном возрасте.

Следует отметить, что широкая распространенность нарушения слоговой структуры слова у детей, его отрицательное влияние на усвоение навыков чтения и письма позволяют считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедической коррекции.

Исследованием проблемы нарушения слоговой структуры слова в разное время занимались Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, М.Е. Хватцев, А.М. Смирнова, Р.Е. Левина и др.

В отечественной логопедии вопросы развития слоговой структуры слова отражены в работах .... [№, №, №].

Объект исследования – слоговая структура слова у старших дошкольников.

Предмет исследования – особенности слоговой структуры слова у старших дошкольников с дислалией.

Цель исследования – на основании теоретической и практической работы определить особенности развития слоговой структуры слова у старших дошкольников с дислалией при проведении учебных занятий.

Задачи исследования:

1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать развитие слоговой структуры слова у детей с нормативной речью.

3. Изучить особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

4. Составить самостоятельно 2 занятия по развитию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

5. Провести занятия по развитию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

6. Проанализировать проведенные занятия и написать анализ занятия, учитывая эго этапы.

Методы, использованные в работе:

– теоретические: анализ отечественных и зарубежных научных подходов к проблеме особенностей слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дислалией;

– словесные, наглядные, практические:……

Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные положения общей и специальной педагогики:

̵теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский);

̵  концепция о соотношении зоны актуального и ближайшего развития (Л.C. Выготский);

̵ теория речевой деятельности (И.Н. Горелов, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, A.A. Люблинская, К.Ф. Седов и др.);

̵ концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей (Р.Е. Левина).

Теоретическое значение исследования работы заключается в том, что дополнены и конкретизированы представления об особенностях ……... Обоснована необходимость целенаправленной педагогической работы по развитию……….

Практическое значение работы заключается в составлении конспектов занятий, которые могут быть использованы логопедами в работе с детьми старшего дошкольного возраста с дислалией.

 

 

ГЛАВА 1

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

 

 

Проанализировав отечественные и зарубежные научные исследования ………………………………………....

Охарактеризовав слоговую структуру слова у детей с нормальным речевым развитием ……………

Особенности слоговой структуры слова детей старшего дошкольного возраста с дислалией ……………………………..

ГЛАВА 2

Анализ проведенных занятий

Текст…..

Схема анализа логопедического занятия

1. Тема занятия.

2. Насколько чётко была определена и поставлена цель?

3. Какова структура занятия? (Количество этапов, их логическая взаимосвязанность, чёткость инструкций на каждом этапе, наличие и чёткость выводов в завершении каждого этапа).

4. Соответствовало ли содержание занятия теме, цели, задачам, возрасту детей?

5. Проводилось ли закрепление знакомого материала? Как оно осуществлялось?

6. Наличие обучающего момента. Какие новые знания, умения, навыки формировались?

7. Сочетание фронтальной, подгрупповой, индивидуальной форм работы.

8. Разнообразие методических приёмов. Их соответствие цели и задачам занятия.

9. Наглядно-дидактическое оснащение занятия. Насколько уместно и эффективно использовались дидактические пособия, раздаточный материал, атрибуты, технические средства обучения.

10. Организация детей на занятии:

o речевая активность детей (все ли дети активно участвовали в занятии);

o осуществлялся ли дифференцированный подход к детям на основе их психофизических и речевых особенностей;

o отмечалось ли наступление утомления, как осуществлялась активизация детей, привлечение и удержание их внимания, поддержания интереса, стимулирование речевой активности, смена различных видов деятельности;

o как осуществлялось поощрение за правильное выполнение заданий, активную работу, старание, внимание, проявления взаимопомощи и др.

11. Речь и поведение логопеда. Характер его взаимоотношений с детьми. Владение собой и детским коллективом. Способность к импровизации. Особенности индивидуального стиля преподавания.

12. Длительность, темп и динамика занятия.

13. Как был подведён итог занятия?

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краткое резюме по

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР / Н.Л. Белопольская. – М. : Генезис, 2009. – 192 с.

2. Бетански М. «Что ты видишь?» Новые методы арт-терапии / М. Бетански. – М. : Эксмо-Пресс, 2002. – 256 с.

3. Бодалев A.A. Общая психодиагностика / A.A. Бодалев, В.В. Столин. – СПб. : Речь, 2002. – 438 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.

5. Булгакова Д.Р. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей 5–7 лет с задержкой психического развития / Д.Р. Булгакова // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015, Т. 5. – № 12. – С. 168-169.

6. Кисова В.В. Клинико-психологические особенности детей и задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях / В.В. Кисова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014, Т. 16. – №2(2). – С. 348-352.

7. Филиппова Н.В. Современный взгляд на задержку психического развития / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, А.С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10-2. – С. 256-262.

Приложение 1

Занятие № 1 на тему: « »

Приложение 2

Занятие № 2 на тему: « »

Приложение 3

Список детей с дислалией

№ п/п Имя, Ф. Возраст Диагноз
1 Виктор С. 6,4  
2      
3      
4      
5      
6      
7      
8      
9      
10      
11      
12      

 

 

 

 

ГОУ ВПО ЛНР «ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

 

Институт профессионального развития

Дата: 2019-11-01, просмотров: 190.