Начало строительства Транссиба
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Импульс, данный Великими реформами, привел к мощному промышленному рывку в России. К концу века число фабрик и заводов утроилось, были построены тысячи километров железных дорог, русский военный флот выходит на третье место в мире, в городах появилось электрическое освещение, телефон, пошел первый трамвай. В стране складываются новые классы – буржуазия и пролетариат, пока немногочисленные.

Ровно через 30 лет после объявления Крестьянской реформы был дан старт самому грандиозному индустриальному проекту в истории Российской империи: 30 марта 1891 года вышел царский указ о начале строительства железнодорожного пути через всю Сибирь, к Тихому океану. Магистрали, которая строилась 25 лет, суждено было стать самой длинной на планете. Ее общая протяженность – 9288 км, из них по самой Сибири проходит 7500 км. Возводилась дорога исключительно на государственные деньги. Строителям предстояло преодолеть неимоверные трудности – вековая тайга, скалы и горы, многоводные сибирские реки, вечная мерзлота… Никакой механизации не было, использовался только ручной труд, в том числе солдат, ссыльных и каторжан. Тем не менее каждый год прокладывалось около 600 км дороги – небывалые для того времени темпы. В суровых сибирских условиях строители болели и умирали сотнями…

Русские инженеры сумели решить сложнейшие технические задачи. Только мостов было возведено 86, не говоря уже о туннелях, насыпях… В 1900 году на Всемирной выставке в Париже экспозиция о Транссибе произвела фурор, а уникальный мост через Енисей получил Гран‑при. Движение по дороге открылось уже в 1901 году.

Одним из главных «лоббистов» Транссиба был министр Сергей Витте, который понимал и огромное стратегическое его значение. В 1907 году было решено проложить вторую колею, а также возвести новые участки дороги. Полностью строительство было завершено в 1916‑м.

 

1891–1893

Русско‑французский союз

 

Во внешних делах Александр III считал главным повсеместное «обеспечение русских интересов». Россия при нем не вела крупных войн, полагаясь на «спокойную твердость» и искусство дипломатии. Всё это снискало царю имя Миротворца. Русский самодержец оказался перед дилеммой – продолжать традиционное германское направление внешней политики или искать новую опору. Донесения разведки об образовании Тройственного союза (Германия, Австро‑Венгрия, Италия), направленного против России и Франции, подтолкнуло царя к сближению с «галлами», хотя он на дух не переносил само слово «республика». А для Французской республики, над которой давно был занесен «тевтонский меч», военный союз с Россией казался единственным спасением.

В 1891–1893 годах оформляется франко‑русский союз – стороны обязывались оказать друг другу военную помощь, если подвергнутся нападению «третьей стороны». Хотя договор носил секретный характер, произошедший летом 1891 года эпизод на многое открыл глаза прозорливым наблюдателям. Во время дружественного визита французской военной эскадры в Кронштадт состоялось первое исполнение в России «Марсельезы» (гимна Франции со времен Великой революции), и Александр III слушал его стоя, с непокрытой головой! Этот договор стал истоком Антанты.

Тем не менее Александр III не питал особых иллюзий в отношении нового «верного друга» и был убежден: «У России есть только два надежных союзника – ее армия и флот».

Открытой демонстрацией всему миру дружеских отношений между Францией и Россией стал визит в Париж Николая II в 1896 году, обставленный с небывалыми почестями. Именно тогда царь подарил французской столице мост, названный именем его отца Александра III.

 

1893

Третьяковская галерея

 

Третьяковская галерея – один из главных русских брендов. Ее создание связано с расцветом русской реалистической живописи и одновременно – с подъемом российского предпринимательства в пореформенное время, с появлением новой когорты деловых людей – хорошо образованных, щедрых благотворителей и меценатов. Они участвовали в создании музеев и театров, строили больницы, училища, бесплатные дома для бедных… Одним из таких «новых русских» купцов был Павел Михайлович Третьяков. Третьяков возглавлял семейную торговую фирму, состоял пайщиком крупнейшей в России Костромской льнопрядильной мануфактуры. Но главным делом его жизни стало собирание картин русских художников. Первые полотна он приобрел в 1856 году, когда ему было 24 года. Затем в течение 40 лет он собирал свою коллекцию, стремясь представить в ней всю историю развития русской живописи. И в результате стал обладателем известнейших произведений: это «Тройка» Перова и «Утро в сосновом бору» Шишкина, «Боярыня Морозова» Сурикова и «Иван Грозный и сын его Иван» Репина, пейзажи Левитана и сказочные композиции Васнецова… Особой гордостью Третьякова была галерея портретов деятелей русской культуры – писателей, художников, композиторов: А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева (Перов), Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова‑Щедрина, Н.А. Некрасова (Крамской)… Публика могла посещать галерею уже с 1881 года.

Соратником Павла Михайловича во многих начинаниях был младший брат Сергей, известный меценат и общественный деятель. После внезапной смерти брата в 1892 году П.М. Третьяков решил передать свое уникальное собрание, вместе с домом, городу Москве. В 1893 году Московская городская художественная галерея имени П.М. и С.М. Третьяковых открылась для всеобщего бесплатного посещения. Знаменитый фасад здания появился уже после смерти основателя (1898), в 1902–1904 годах.

 

1896

Выставка в Нижнем Новгороде

 

Интереснейшим явлением в XIX веке в России, особенно в пореформенной, стали выставки «достижений народного хозяйства», самая грандиозная из которых состоялась в славном торговом городе на Волге. Она была призвана продемонстрировать экономическую мощь страны, всё, чем она может гордиться, – продукты промышленности и сельского хозяйства, произведения искусства и народных промыслов.

На огромной территории был построен выставочный городок, с аллеями, цветниками и фонтанами, по которому проходила круговая электрическая дорога. Всего выставочных зданий было около 200, как государственных, так и частных, они возводились по проектам лучших архитекторов (А.Н. Померанцева, Л.Н. Бенуа, Л.Н. Кекушева, Ф.О. Шехтеля), и чтобы все их осмотреть, требовалась целая неделя. Сама архитектура просторных павильонов представляла самые прогрессивные новации (безопорные перекрытия, стены из стекла и железных рам). Поражала посетителей первая в мире гиперболоидная конструкция – металлическая 37‑метровая башня В.Г. Шухова. Среди экспонатов были первый русский автомобиль, первый в мире радиоприемник А.С. Попова… Наибольший интерес вызывали павильоны художественно‑промышленного отдела, министерства путей сообщения, из частных – Товарищества нефтяного производства братьев Нобель с панорамами заводов и промыслов в Баку… Конечно, были и лекции специалистов, экскурсии, демонстрации работы разных машин.

Культурные достижения также были представлены с размахом: полотна художников‑академистов соседствовали с картинами передвижников, ювелирные шедевры Фаберже с резными прялками. Выступали лучшие народные и симфонические оркестры, приехал из Москвы Малый театр и знаменитая оперная труппа Саввы Мамонтова с молодым Шаляпиным…

Выставка оказалась последней в Российской империи. Промышленный подъем сменился спадом, страна вступила в эпоху войн и революций.

 

1898

Дата: 2019-11-01, просмотров: 174.