Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления у младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

В современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни очень важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей достичь большего в жизни.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др.

Хотя данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила. Поэтому мы и выбрали для своей работы тему: Развитие творческого мышления у младших школьников.

Цель:

Создание условий способствующих развитию творческого мышления у младших школьников.

Гипотеза: развитие оригинальности, беглости, гибкости, воображения, выразительности, артистизма способствует развитию творческого мышления у младших школьников.

Задачи:

1. Изучить психологическую литературу посвященную проблеме креативного развития личности.

2. выявить уровень креативности мышления у младших школьников.

3. Разработать программу развивающих занятий, направленную на развитие творческого мышления у младших школьников.

4. Провести развивающие занятиями с младшими школьниками.

5. Повторно исследовать проявления творческого мышления младших школьников, ощенить эффективность развивающей программы. Предмет исследования: условия, влияющие на развитие творческого мышления у младших школьников.

Объект исследования: творческое мышление младших школьников. Метод: эксперимент, анализ литературных источников, наблюдение. Методики: Графический тест нестандартности мышления Ясюковой; тест креативности, Торранса (краткий невербальный). Выборка: Обучающиеся третьего класса. Общеобразовательной школы № 16 г. Осинники......человек в возрасте.....лет. Из них......мальчиков, ....Девочек.

 



Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления у младших школьников

Возрастные особенности младшего школьника

 

Физиологические особенности

В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношение между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. Если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь стала учеба - эквивалент трудовой деятельности, причем оценка других зависит и определяется школьными успехами[7].

Две наиболее типичные ошибки в воспитании. Первая заключается в том, что родители стараются подогнать ребенка под воображаемый идеал, не считаясь ни с врожденными свойствами нервной системы, ни с его наклонностями и желаниями. Вторая ошибка - родители всеми силами добиваются того, чтобы ребенок был "удобен". Следствием этого становятся школьные неврозы.

Школьные неврозы - диагноз, которым обозначаются своеобразные нервные расстройства, возникающие после прихода ребенка в школу. Однако совершенно неверно считать, что единственной причиной неврозов являются трудности школьных занятий. Школа является лишь индикатором, обнаруживающим неблагополучие и промахи предшествующего воспитания. Именно ошибки в воспитании вызывают невроз.

В раннем школьном возрасте у детей со слабым типом нервной системы (мнительных, внушаемых, впечатлительных) могут возникать ипохондрические жалобы. Например, дети начинают жаловаться на головные боли, головокружение, боли в сердце и т.п. Такие неврозы являются следствием частых разговоров взрослых о различных болезнях, при этом дети не притворяются, не выдумывают болезнь. Болезнь сама находит их, благоприятно разрешая мучительную проблему - можно не ходить в школу. Болезнь становится как бы желательной для детей. Отсюда использование терминов "условная желательность", "условная приятность". Однако надо заметить, что не всегда школьные неврозы развиваются по механизму условной желательности. Они могут быть построены по механизму патологически упрочившейся условной связи. Такой механизм развития неврозов характерен для детей, ослабленных длительными заболеваниями. Например, на фоне нервной рвоты могут возникать нервные спазмы в желудке. Лечение подобных расстройств значительно труднее, чем лечение условно желательных нервных заболеваний.

Со школьными неврозами нельзя путать хитрости, к которым нередко прибегают дети. Болен или не болен, выясняется по эмоциональной реакции в ответ на разрешение не ходить в школу и по всему последующему поведению ребенка. Снисходительность родителей в этом случае, во-первых, приучает детей ко лжи, во-вторых, при неблагоприятных обстоятельствах может способствовать возникновению настоящего школьного невроза.

Три способа выхода из-под родительской опеки: 1) подчиниться, 2) взбунтоваться, 3) приспособиться. В первом случае дети становятся запуганными, настороженными, робкими, трусливыми, мнительными, неуверенными в своих силах. Они чуждаются общества детей, боясь насмешек и избегая участия в общих играх в связи с неловкостью и трусостью. В лучшем случае они уходят от реальной жизни в мир фантазии.

Второй выход - взбунтоваться (уйти из дома, бродяжничать, отказаться от еды или школы). Этот бунт врачи называют реакцией отказа.

Третий выход - приспособиться. Приспосабливаются обычно дети с сильным типом высшей нервной деятельности. Они вырабатывают особую поведенческую тактику - двойственность: беспрекословное послушание, образцовое поведение на глазах взрослых и, как компенсация, дурные поступки, изощренные издевательства над слабыми в отсутствие взрослых, исподтишка. Данный тип реагирования не дает школьной дезадаптации, поэтому эти дети очень редко попадают в поле зрения врачей и педагогов, но идет отрицательное формирование личности.

Невротические реакции, которые развиваются в результате чисто педагогических ошибок: при потере контакта между учащимся и педагогом, при несправедливом отношении педагога к ребенку (дидактогения).

Школьные неврозы специфичны только для младшего школьного возраста. Это связано с тем, что в данном возрасте впервые появляется осознание себя, осознание своих взаимоотношений с окружающим миром. Поскольку осознание еще не высокого уровня, то и нервные заболевания этих лет не носят еще развернутого характера. Типичных взрослых неврозов в младшем школьном возрасте не бывает, но предпосылки, многие симптомы сходны со взрослыми.

Истерические симптомы - параличи, онемения, задержка мочи, нервный кашель, нервная рвота, мнимые слепота и глухота.

Психастения или психастенические симптомы - "умственная жвачка", когда человек по поводу любого пустяка долго и нудно логически мыслит, обдумывает каждый поступок, каждый шаг, каждое движение.

Неврастения (астенический невроз) - общая слабость, вялость, быстрая утомляемость, истощаемость, непереносимость любого психического напряжения, быстрое истощение активного внимания. Особенно переутомление опасно для детей, ослабленных хроническими соматическими заболеваниями, для детей, перенесших в момент рождения травму или асфиксию. Иногда подобные симптомы возникают в результате временного ослабления центральной нервной системы после инфекционной болезни (корь, скарлатина, грипп).

Депрессивный невроз - депрессией дети реагируют на болезнь, смерть, развод родителей или на длительную разлуку с ними. Возникновение депрессивного невроза может быть связано со школьной неуспеваемости при предъявлении к ребенку повышенных требований, переживания собственной неполноценности при наличии того или иного бросающегося в глаза физического дефекта.

Л.С. Выготский писал, что всякий дефект ребенка побуждает в нем мощные компенсаторные силы и в некоторых случаях дефект становится источником необычайно сильного и быстрого психического развития. Надо всячески поддерживать эти силы, разумно направлять интересы, чтобы преодолеть чувство собственной неполноценности.

Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, каждый возрастной период характеризуется определенной социальной ситуацией развития (отношение ребенка к действительности); ведущей деятельностью, в которой интенсивно происходит овладение ребенком этой действительностью; основным новообразованием, возникающим к концу каждого периода.

Возраст от 6 до 7 лет считается в возрастной психологии необычайно важным в плане появления психологических новообразований, позволяющих ребенку перейти на новый этап возрастного развития, т.е. стать младшим школьником, овладеть новым видом ведущей деятельности - учебой. Познавательная деятельность мотивируется любознательностью и желанием общаться с умными людьми, поэтому основной задачей является формирование познавательного мотива средствами предметов. Принцип систематической работы над развитием всех учащихся становится особенно значим при работе с 6-летними детьми.

Основной метод обучения в этот период - доверительные беседы, подобные тем, которые ребенок ведет в семье или кругу своих сверстников, учебные экскурсии, наблюдения (за прорастанием чего-либо, за ростом, построением, различием и сходством), практические работы, познавательные игры.

Характеристика психических процессов:

· преобладает непроизвольное внимание, которое может поддерживаться в течение 1-2 часов, первые попытки организации произвольного внимания. Объем внимания невелик, распределение слабое, случайная избирательность. Внимание управляется внешними признаками;

· в течение данного периода восприятие становится более целенаправленным. Отмечается неуверенность в дифференциации мелких деталей, ребенок схватывает лишь общее впечатление, изображение знака, а детали для него не важны. Категориальность восприятия способствует соединению восприятия с мышлением;

· память и воображение уже должны быть сформированы, т.к. эти психические функции являлись главными психическими новообразованиями предыдущих периодов; ребенок должен обладать элементарными мнемическими приемами. Память получает мощный толчок, но прочность запоминаемого материала может не измениться. Развивается словесно-логическая память с соответствующими приемами запоминания;

· к 7 годам абстрактное мышление у детей еще только начинает формироваться, т.е. вторая сигнальная система находится в стадии развития и совершенствования, на начальных этапах совершенствования. Физиологически у детей данного возраста преобладает первая сигнальная система. Критерием развития мышления может выступать количество вопросов, задаваемых ребенком;

· по мере взросления у младших школьников выявляется поляризация полов. При этом наряду с поляризацией появляются и первые признаки влечения к противоположному полу, первые признаки сексуальности. У девочек это обычно окрашено в романтические тона. У мальчиков влечение к противоположному полу зачастую выражается в грубой форме. Девочки, к которым не привязываются мальчики, порой чувствуют себя обойденными и нередко сами провоцируют мальчиков ко всякого рода грубостям. Важно обеспечить на этом этапе социально приемлемое и поощряемое проявление естественных тенденций ребенка;

· ребенок идет в школу в период кризиса в собственном развитии, это связано с определенными особенностями в его поведении. Ребенок переходит от ориентации на усвоение социальных норм и отношений (в дошкольном возрасте освоение этих норм происходило в ролевой игре, как ведущей форме деятельности) к преимущественной направленности на усвоение способов действий с предметами (в младшем школьном возрасте ведущей будет учебная деятельность);

· непосредственной предпосылкой учебной деятельности являются игры по правилам, которые появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок должен был научиться сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными;

· обнаружить особенности готовности ребенка к школе возможно через особенности взаимодействия первоклассника со взрослыми (педагогами, родителями), сверстниками и самим собой.

Именно в сфере общения ребенка со взрослым к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Если попытаться обозначить их одним словом, то это будет произвольность. Именно общение с учителем может составить первую группу трудностей ребенка. Общение приобретает определенный контекст, становится внеситуативным. К началу обучения в школе в общении со взрослым дети становятся способными опираться не на личный ситуативный опыт, а на все то содержание, которое создает контекст общения, понимание позиции взрослого и условного смысла вопросов учителя.

Именно эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи - одного из важнейших компонентов учебной деятельности. Что значит "уметь принимать учебную задачу"? Это означает способность ребенка выделить вопрос-проблему, подчинить ей свои действия и опираться не на личную интуицию, а на те логические смысловые отношения, которые отражены в условиях задачи. В противном случае дети не смогут решать задачи не в силу отсутствия у них умения и навыков или вследствие интеллектуальной недостаточности, а по причине недоразвитости их общения со взрослыми. Они будут либо хаотично действовать с предложенными, например, числами, либо подменять учебную задачу ситуацией прямого общения со взрослым. Т.о., педагоги, работающие в первом классе, должны понимать, что произвольность в общении со взрослым необходима детям для принятия учебной задачи. Причиной возникновения произвольности в общении являются сюжетно-ролевые игры. Поэтому надо выяснить, умеют ли дети в первом классе играть в такие игры. Существуют специальные методики (Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе - М.:Педагогика, 1991)

Вторая группа возможных трудностей работы педагогов с детьми в первом классе может быть связана с недостаточным развитием общения и способности взаимодействовать детей друг с другом. Психические функции сначала складываются в коллективе в виде отношений детей, а затем становятся функциями психики индивида. Только соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Общение со сверстником теснейшим образом связано с таким важнейшим элементом учебной деятельности, как учебное действие. Овладение учебными действиями дает ребенку возможность усваивать общий способ решения целого класса задач. Дети, не владеющие общим способом, как правило, могут решать только одинаковые по содержанию задачи. Установлено, что усвоение общих способов действия требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, требует внутренней смены позиции, объективного отношения к действиям других участников совместной работы, т.е. коллективной деятельности.

Для формирования надлежащего уровня общения со сверстниками (если этого не было сделано до школы) можно провести целую систему занятий в рамках как учебного предмета "Введение в школьную жизнь", так и других учебных предметов (русский язык, математика, естествознание, литература), используя следующие приемы:

а) совместная деятельность - игра, где дети должны согласовывать свои действия уже не по заданным ролям, а по предметному содержанию и смыслу этой деятельности;

б) "игра" взрослого с детьми, где взрослый показывает им образцы взаимодействия на правах равного партнера;

в) непосредственное обучение детей взаимодействию в ситуации общей задачи, когда взрослый подсказывает им, помогает совместными усилиями решить предложенную задачу;

г) введение в коллективную игру "управляющего" (одного из детей), который бы "дирижировал" игрой остальных участников и тем самым учился одновременно учитывать позиции всех играющих;

д) введение в игру двух "управляющих" с взаимно противоположными позициями таким образом, чтобы в течение всей игры они должны были учиться одерживать общую задачу, сохраняя при этом соревновательные отношения;

е) игра, в которой ребенок исполняет одновременно две роли с взаимно противоположными интересами, благодаря чему у него формируется умение совместно рассматривать позиции разных сторон.

Третья группа возможных трудностей детей на первых порах обучения в школе может быть связана со специфическим отношением к себе, своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. Самооценка дошкольника почти всегда завышена. С переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе.

Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Детей с дошкольной самооценкой опасно учить по школьному типу. Завышенная самооценка свойственна ребенку не в силу его нескромности и бахвальства, а потому что он не умеет посмотреть на себя со стороны и видеть других с разных сторон, не знает как анализировать и сопоставлять свои и чужие работы. Поэтому задача педагога, не понижая искусственно самооценки ребенка, учить его ребенка "видеть" других, показывать возможность перехода с одной позиции на другую при рассмотрении одной и той же ситуации, помочь ему стать на позицию учителя, мамы, воспитателя. Тут могут пригодиться специальные режиссерские игры. Режиссерская игра предполагает умение ребенка создавать и воплощать сюжет, требует от него одновременного исполнения множества ролей. Тем самым она стимулирует воображение ребенка и помогает ему вместить в свое "Я" много разных образов и ролевых позиций. Это приводит к разносторонней и объективной оценке себя и других. Хорошим способом обучения режиссерской игре является игра-драматизация. Она представляет собой разыгрывание детьми определенных заранее заданных сюжетов.

Первый год обучения (особенно, если дети - шестилетки) должен быть посвящен коррекции тех недостатков, которые возникают в домашних условиях или при современном образовании в детском саду. Должна быть создана надпредметная или межпредметная СРЕДА, в которой будут доводиться до определенного уровня те предпосылки, которые необходимы для перехода на новый вид деятельности - учебной деятельности.

Кризис 7 лет

Ребенок становится более критичным к своим поступкам, начинает соизмерять свои желания с реальными возможностями. Расширяется круг интересов, усложняется содержание игр. Ребенок может изъявлять желание идти в школу, чтобы освоить понравившуюся профессию.

Физиологическая сущность этого кризиса еще полностью не выяснена. Считают, что в этот период прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например, гипофиза, коры надпочечников, начинают вырабатываться такие половые гормоны, как андрогены и эстрогены. Наблюдается отчетливый эндокринный сдвиг, который сопровождается бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Подобные изменения требуют от организма большого напряжения и мобилизации всех резервов организма, что приводит к повышенной утомляемости и нервно-психической ранимости.

В этот период вступают в действие высшие корковые механизмы, ребенок медленно, но неуклонно начинает переходить от мускульной эмоциональной жизни к жизни сознания.

Для педагогически запущенных детей это последний срок, последняя возможность нагнать в интеллектуальном отношении благополучных сверстников. Позже срабатывает феномен Маугли, т.к. 3/4 от общего развития умственных способностей человека происходят до 7 лет, причем 2/4 падает на возраст до 4 лет, но это не означает раннего обучения, т.к. только к 6-7 годам головной мозг ребенка достигает величины мозга взрослого человека, только к 6-7 годам устанавливается величина радиуса роговицы глаза, только к 6-7 годам у ребенка формируется внутренняя речь, т.е. речь становится орудием мысли.

Перегрузки в связи с ранним обучением опасны по той причине, что у растущего мозга ослаблены защитные механизмы, что может вызвать невротическую реакцию.

Кризисными новообразованиями являются:

1) "Непроизвольная произвольность" (Божович) - Ребенку нравится играть во взрослого, выполняя систему требований как взрослый;

2) Интеллектуализация аффекта - в переживание эмоций вносится рациональный компонент. Если раньше ребенок спонтанно выражал свои чувства, то теперь он пытается анализировать, уместно ли здесь проявление своих чувств. В результате этого нарушается естественность в их выражении, появляются формы, которые взрослые принимают за кривляния и ужимки.

3) Соподчинение мотивов - способность выделить приоритеты, расставить акценты, "должен" может победить "хочу".

Кризис 7 лет не является очень сложным. Желание быть взрослым, лежащее в основе кризиса, можно удовлетворить через включение ребенка в систему трудовых операций, помощь по дому, а также через более раннее начало обучения[7].

 

ЗАНЯТИЕ № 1. «КТО Я?»

Задачи: сплочение группы, снятие тревожности, улучшение эмоционального фона.

Оборудование: альбомные листы, изобразительные средства: краски (акварель, гуашь), карандаши, маркеры.

1. Разогрев

Ритуал начала занятия. Вместе с детьми зажигаем свечу.

Ведущий. Это волшебная свеча, она будет гореть на протяжении всего занятия.

(Дети становятся или садятся в круг.)

Давайте познакомимся с вами. Меня зовут... Я люблю.. Мой любимый цвет... Мой любимый кинофильм... (Затем о себе рассказывает ребенок.) Придумайте на вашего соседа ассоциацию, то есть на что или на кого он похож, и расскажите.

Упражнение «Бесилки»

Обговариваются правила игры и поведения во время занятия.

Ведущий. Сейчас я завяжу вам глаза и включу музыку. Музыка будет звучать совершенно разная. Вам необходимо двигаться под музыку так, как она звучит, то есть если музыка быстрая, то танцевать или двигаться мы будем как? Правильно, быстро. Все понятно? Можно делать все, что хочется, только обязательно будьте внимательны и осторожны. (Упражнение длится 5 минут.)

Упражнение «Паспорт эмоций»

Ведущий. Перед вами лежат маленькие цветочки, выберите себе тот цвет, который вам всего приятнее, и наклейте на свой «паспорт».

Детям можно предложить самим сделать свой «паспорт» с фотографией (автопортретом), той формы, которой хочется. Можно использовать, стандартные паспорта, которые изготовит для детей психолог.

2. Основная часть Дети садятся в круг.

Ведущий. Каждого из вас домашние или, может быть, друзья как-то называют. Подумайте, какое имя вам больше всего нравится. Как вы думаете, могут ли имена что-то обозначать? А может быть, имена имеют цвет? Если да, то подумайте, какого цвета ваше имя?

Упражение «Цветок — имя»

Ведущий. Давайте закроем глаза и представим себе летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуем запахи летнего дня. Может быть, кто-то сможет что-нибудь услышать, например пение птиц или что-нибудь еще. Рассмотрите цветы вокруг себя, они все волшебные, на каждом из них живет чье-то имя. А теперь попробуем увидеть цветок, на котором живет ваше имя. Возьмите его в руки, понюхайте, как он пахнет, посмотрите, какого он цвета. Подержите его в руках, запомните, что чувствуют ваши руки. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Вспомните, какого цвета был ваш цветок.

Сейчас, пожалуйста, нарисуйте этим цветом все, что захочется. Молодцы, а сейчас этим цветом нарисуйте свое имя. Нарисуйте, на что похоже ваше имя, и цветок, на котором оно живет.

Молодцы, вы справились с работой. Сейчас садитесь в круг и положите около себя свой рисунок.

Молча передавайте свои рисунки по кругу до тех пор, пока ваш не вернется опять к вам.

Вы, я думаю, увидели, что все ваши имена, все ваши рисунки совершенно непохожи, и они прекрасны.

Расскажите, трудно ли было изображать свое имя?

(Выставка рисунков имен.)

Понравилось вам это занятие?

3. Заключительная часть

Релаксация под спокойную музыку с дыхательными упражнениями.

«Паспорт эмоций».

Уборка кабинета.

Совместное задувание свечи с загадыванием желаний.

 

ЗАНЯТИЕ № 2 .«Я И МОЕ ИМЯ»

Задачи: способствовать формированию позитивного образа «Я», развивать коммуникативные навыки, активизировать процесс самопознания.

Оборудование: листы для рисования А4, изобразительные средства, старые журналы.

1. Разогрев

Ритуал вхождения. Зажигаем свечу. Упражнения «Бесилки», «Паспорт эмоций».

2. Основная часть

Ведущий. Сегодня вы продолжите работу со своими рисунками. Подойдите к стенду и посмотрите на рисунки, вспомните, что вы рисовали на прошлом занятии. Каждый из вас берет свою работу и садится на коврик.

Нравится ли вам то, что вы нарисовали? Сегодня мы постараемся изобразить по-другому свое имя. Перед вами лежат листы бумаги. Нарисуйте или подберите из старых журналов картинки, которые, по вашему мнению, подходят для того, чтобы рассказать о вашем имени. Работаем молча. (Время работы — 30 минут.)

Справились, молодцы. Сейчас приложите свои имена к лицу и представьте, что они волшебные и могут говорить. Как вы думаете, что бы они сказали?

(Ответы детей.)

Чувствует ли имя, как вы к нему относитесь? Любите ли вы его? Что ему нравится в вас, а что нет?

Здесь можно предложить детям устроить волшебную поляну цветов своего имени и сочинить сказку, где участниками будут цветы и имена, и в дальнейшем проиграть эту сказку.

3. Заключительная часть

Ритуал выхода из занятия. «Задуваем свечу».

 

ЗАНЯТИЕ № 7.

«СКАЗКА ПРО ЖИТЕЛЕЙ ЛАДОШЕК, или КАК СТАТЬ НАСТОЯЩИМ МИКРОБОМ»

Задачи: развитие коммуникативных и социальных навыков, наблюдательности; освоение новых ролей.

Оборудование: альбомные листы, изобразительные средства: краски (акварель, гуашь), карандаши, маркеры.

1. Разогрев.

2. Основная часть

Ведущий. Сегодня я хочу вам рассказать одну историю. Сядьте поудобнее и слушайте.

Сказка

Учительница вошла в класс, и все дети поприветствовали ее.

— Здравствуйте, — сказала учительница. — Сегодня я хочу прочитать вам историю. Но сначала посмотрите внимательно на свои ладошки. Что вы видите? А жителей ладошек вы видите? Нет? А на самом деле на каждой ладошке, на столе, стуле, карандаше, ручке, на каждом вашем пальчике живет огромное количество мельчайших существ. Они такие маленькие, что их можно рассмотреть только в очень сильный микроскоп. А зовут их микробы. Среди них, как и среди людей, есть хорошие и есть плохие, есть взрослые и есть дети. Есть мальчишки и девчонки — почти такие же, как и вы.

Так вот, на одной ребячьей ладошке жил самый обычный микроб, и звали его Микрошка. У него были папа и мама — микробы, и учился он в микробной школе, чтобы стать настоящим микробом, как говорил папа.

Микрошка был веселым, но скромным и даже стеснительным. И ему иногда очень хотелось, чтобы на переменке другие микрошки обращали на него побольше внимания. Или чтобы учительница на занятиях почаще смотрела на него, побольше его хвалила. Но как добиться этого, он не знал. И придумал он тогда вот что.

Подкрадется на перемене к девчонке и за косичку ее как дернет. Или к товарищу подойдет сзади, толкнет и давай смеяться. Веселый был. Еще любил он подножки ставить, треснуть, как следует, а еще лучше — как-нибудь обозвать. Из-за этого ребята старались с ним не водиться. А что же на уроках? А на уроках учительница стала на него больше внимания обращать, но не потому, что хотела похвалить, а потому, что ей приходилось делать ему замечания. Микрошка мог на уроке закричать во весь голос или весь урок машинки да самолетики рисовать. Мог и учительнице нагрубить.

Он, конечно, и сам понимал, что ведет себя как-то неправильно, что так нельзя и ничего хорошего из этого не выйдет, но ничего поделать с собой не мог. Как будто это был не он, а кто-то другой — наглый, противный, нехороший. Как будто в него вселился самый настоящий микрохулиганус и заставляет его делать противные вещи. И так Микрошка сильно об этом печалился, так много думал, что и заниматься стал хуже, и двойки хватать. Тут уж не до всеобщих похвал.

А мама у Микрошки была умная и несмотря на плохое поведение и двойки все равно его любила и знала, что ее сынок хороший, хотя ему сейчас очень трудно. И вот однажды ночью — то ли снится Микрошке, то ли правда — дверь в его комнату тихонько открывается и входит мама. Подходит к его рубашечке и что-то делает. А потом так же тихонько выходит.

Утром Микрошка встал в плохом настроении. Про сон он даже не вспомнил. Быстренько собрался и пошел в школу. У них как раз был урок про то, как чихунчики у детей устраивать. И вот наступает очередь Микрошки отвечать, а учительница вызывает другого. Микрошка стал возмущаться, а его как будто никто и не слышит. Тогда он вскочил, стал бегать, прыгать, кричать. А его никто не слышит. Он все продолжает бегать, прыгать, кричать. А его никто не видит и не слышит. Испугался Микрошка, стал себя осматривать: из-за чего он в невидимку превратился? Вроде бы шапки-невидимки на нем нет. Только на воротнике рубашки какая-то булавочка. Раньше ее там не было. Попытался снять, да куда там, только пальчик уколол.

«Что же мне теперь делать?» — задумался Микрошка. А микрохулиганус внутри вдруг как захохочет радостно: «Ведь я же теперь могу всех щипать, толкать и обижать, и все на меня будут обращать внимание, а ругать — нет!»

На переменке Микрошка совсем разошелся. Всех толкал, щипал, дергал за волосы. Дети, конечно, ойкали, но не знали, что это Микрошка, и поэтому никакого внимания на него не обращали. Надоело это ему. Опечалился Микрошка, сел на пол и горько заплакал: «И раньше-то на меня мало внимания обращали, а теперь и вовсе никто не замечает. Что же я такой невидимый делать буду? Как же мне теперь жить? А-а-а-а! Хочу с другими микробами играть! Хочу на уроках отвечать! Хочу настоящим микробом вырасти!» Поплакал он так, да, видимо, со слезами микрохулиганус весь и вышел. Сидит Микрошка и думает: «Раз раньше злым, да плохим не замечали, то попробую-ка я хорошими, добрыми делами обратить на себя внимание».

Тут как раз в классе у одной девчонки, Микронюшки, ластик красивый потерялся. Микрошка его нашел и на парту положил. А Микронюшка говорит: «Кто мой ластик нашел? Спасибо! А то я его обыскалась». Микрошке приятно стало. А тут у учительницы тетрадки рассыпались. Он их собрал. Учительница хвалит своего помощника. «Только, — говорит, — не знаю, кто мне помог, но все равно спасибо».

Много еще хороших дел за этот день он успел сделать, много похвал услышал. И очень ему это понравилось. Так хорошо и радостно на душе стало, что домой он веселый-превеселый прибежал. Начал маме рассказывать, как сегодня в школе здорово было, какие он хорошие дела совершил. И даже не заметил, что мама почему-то его видит. И лишь изредка посмеивается во время рассказа, как будто что-то знает. Потом Микрошка помог ей вымыть посуду и тщательно приготовил уроки на завтра.

А на следующий день, когда Микрошка пришел в школу, его уже почему-то все видели. И булавка куда-то делась, только пальчик болел как напоминание о вчерашнем дне. Он даже немного огорчился, что его видят: «Как же я теперь буду хорошие дела делать?» Но потом твердо решил, что будет оставаться добрым, хорошим, в общем — настоящим микробом. Даже если его и видно. А все микробчики из класса к нему кинулись, стали наперебой рассказывать, какие чудеса вчера творились и как жалко, что его не было. Ведь они все хорошо к нему относились и даже любили, потому что он был веселый. Микрошке было очень приятно. А когда он лучше всех рассказал урок и учительница похвалила его, Микрошка был на седьмом небе от счастья. Все с ним дружили и стали играть. А Микронюшка даже на день рождения пригласила.

В этот день Микрошка для себя решил стать настоящим микробом, а не каким-то микрохулиганусом. Ведь главное он уже понял — любят и уважают не за злые и плохие поступки, а за добрые, да и делать их, честно говоря, куда приятнее, чем плохие. Сегодня Микрошка был самым счастливым микробом на ладошке.

— Вот такая история про микробов, — сказала учительница, заканчивая читать. А все дети посмотрели на свои ладошки, пытаясь увидеть хотя бы одного микробчика. Но никто ничего так и не разглядел. И только один мальчик тихонько улыбнулся, когда увидел, как помахал ему ручкой, прячась в ладошке, Микрошка.

— Понравилась вам эта сказка? Кто из героев вам понравился больше всего?

А сейчас подойдите, пожалуйста, к своим рабочим местам. Возьмите листы бумаги и карандаши. Ваша задача — сложить лист бумаги пополам, на одной стороне нарисовать Микрошку, а на другой — микрохулигануса.

Ну а теперь подумайте и нарисуйте, что можно подарить микрохулиганусу, для того чтобы он стал послушным и добрым.

Обсуждение. После обсуждения, работы помещаются на стенд. Дается время, чтобы все дети рассмотрели работы.

— Понравилось ли вам занятие?

— Что вам понравилось больше всего? 3. Заключительная часть.

 

ЗАНЯТИЕ № 9.

«КАК КАРАМЕЛЬКА БОЯЛАСЬ ТЕМНЫХ КОМНАТ»

Задачи: коррекция страха (страх темноты); развитие у детей способности к сочувствию и сопереживанию; повышение уровня самооценки.

Оборудование: краски, костюмы, цветная бумага, магнитофон.

1. Вводная часть

Как на предыдущих занятиях.

2. Основная часть Сегодня я опять расскажу сказку.

Есть такая страна, которая называется Коротошляндия. Здесь живут маленькие веселые коротышки, рост которых примерно 7 сантиметров. Это очень маленькая страна, с крохотными разноцветными домиками, малюсенькими машинками, чистенькими дорожками и аккуратными садиками. И живет в этой стране маленькая девочка по имени Карамелька. Однажды с ней приключилась необыкновенная история.

У Карамельки есть свой маленький розовый домик. И вот как-то раз вернулась Карамелька домой, искупалась в малюсенькой ванне и направилась в свою уютненькую спаленку. Но на пороге она вдруг остановилась, почувствовав сильную тревогу. В спальне было темно и казалось, там кто-то есть. Карамелька прислушалась и различила какие-то странные звуки. Ей стало очень страшно, и она убежала в свою крошечную освещенную кухоньку с радостной разноцветной мебелью. Испуганная, села она за стол и стала думать, что же ей теперь делать. И решила позвонить своему лучшему другу Ирискину. Карамелька придвинула к себе салатовый телефончик, взяла трубку и набрала номер.

— Алло, — услышала Карамелька сонный голос своего друга.

— Ирискин, мне страшно! Мне кажется, что в спальне кто-то есть, и я боюсь туда войти. Пожалуйста, приходи ко мне.

— Хорошо, — сказала верный друг Ирискин, — я сейчас приду.

Поскольку Ирискин жил в соседнем зелененьком домике, то ждать Карамельке пришлось совсем недолго.

Ирискин прибежал прямо в пижамке и ночном колпачке, надев сверху пальтишко и прихватив на всякий случай лыжную палку — вдруг ему придется драться и спасать Карамельку от чего-то неизвестного из спальни.

— Как я рада, что ты пришел! — бросилась Карамелька к Ирискину.

На кухне Карамельке было гораздо спокойнее. Когда они разлили горячий чай по голубеньким чашечкам и уселись в мягкие креслица, Ирискин заговорил:

— Я все понял. Знаешь, Карамелька, я тоже когда-то думал, что в темных комнатах кто-то есть. Я не знал, кто этот «кто-то» — друг или враг. А когда мы чего-то не знаем, то боимся. Вот и я боялся.

— А если бы это был друг, то он бы тогда не прятался в темноте, а давно бы уже вышел на свет. Ведь так? — спросила Карамелька.

— Может, и вышел бы, если бы он действительно существовал.

— Но я же слышала какой-то шорох и постукивание. Значит, там кто-то есть. Если там никого нет, кто же тогда издает эти звуки?

— Нет, там никого нет. А шорохи, постукивания и поскрипывания ты можешь услышать когда угодно, если прислушаешься и если не будет других, громких звуков. Днем это сделать сложно, поскольку работает телевизор, гудят машины, шумят соседи. А ночью жизнь затихает, и мы можем слышать, как поскрипывает пол, как дует ветер за окном, как тикают часы. Дом, в котором ты живешь, начинает тебя убаюкивать, что-то тебе нашептывать, и все звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путешествиях. Появляются герои, страны, все раскрашивается разными цветами, и ты засыпаешь и начинаешь видеть волшебные сны.

— Значит, мой дом меня любит, если рассказывает мне разные сказочные истории?

— Конечно. И он вовсе не хотел бы, чтобы ты его боялась.

— А я и не боюсь уже! — весело откликнулась Карамелька.

— Вот и хорошо. Тогда я пойду домой. Слушать сказки своего дома.

— Большое тебе спасибо, Ирискин. Если бы не ты, то я никогда не узнала бы, что мой дом меня любит и рассказывает мне на ночь сказки.

И Карамелька благодарно чмокнула Ирискина в пухлую щечку. Ирискин немного покраснел и смущенно пробормотал:

— Да чего там!

И пошел домой. Карамелька провела рукой по стене и улыбнулась. Потом она легла в свою мягкую кроватку, выключила свет, полежала немного и сказала:

— Я тоже тебя очень люблю, домик. Извини меня, пожалуйста, что я тебя боялась.

Обсуждение:

— Как вы думаете, что потом произошло с Карамелькой?

— Как она чувствовала себя в своем домике?

Ведущий. Совершенно верно, с тех пор Карамелька перестала бояться темных комнат и даже, наоборот, стала их очень любить — ведь под звуки дома, под его сказки снятся такие замечательные сны!

3. Заключительная часть, как на предыдущих занятиях.

 

Заключение

 

Выявив теоретические основы творческих способностей младших школьников, проанализировав несколько различных направлений исследований творческих способностей, можно сделать вывод о том, что все они являются мощными теоретическими течениями с богатой и хорошо разработанной эмпирической базой, все они связаны с именами известных отечественных и зарубежных ученых-психологов, чьи заслуги в изучении творческих способностей огромны и неоспоримы.

Были выявлены возрастные особенности младшего школьного возраста. Значение творчества в жизни школьников велико. Творческое мышление школьников и их творческая активность должны иметь позитивное направление. Они должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Диапазон творческих задач в школе необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.

Разработанная программа способствует развитию творческих способностей младших школьников.

Данная программа состоит из 10 занятий. Задачи программы:

1. Формирование коммуникативных и социальных навыков.

2. Развитие наблюдательности, как влияет собственное поведение на окружающих, развитие понимания.

3. Освоение новых ролей.

4. Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.

5. Развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое решение.

6. Развитие творческих способностей

Мaтeриaлы мoгут быть испoльзoвaны пeдaгoгaми для пoвышeния урoвня рaзвития крeaтивных спoсoбнoстeй млaдших шкoльникoв в учeбнoм прoцeссe, a тaкжe в систeмe пoвышeния квaлификaции.

 


Список литературы:

 

1. Альтов Г.С. …И тут появился изoбрeтaтeль. - М.: Дeт. лит., 1984. - 126 с.

2. Альтшуллeр Г.С. Нaйти идeю: Ввeдeниe в тeoрию рeшeния изoбрeтaтeльских зaдaч. - 2-e изд., дoп. - Нoвoсибирск: Нaукa. Сиб. oтд., 1991. - 225 с.

3. Андрeeв В.И. Пeдaгoгикa: Учeб. курс для твoрчeскoгo сaмoрaзвития. - 2-e изд. - Кaзaнь: Цeнтр иннoвaциoнных тeхнoлoгий, 2000. - 608 с.

4. Бeлкин А.С. Оснoвы вoзрaстнoй пeдaгoгики: Учeб. пoсoбиe для студ. высш. пeд. учeб. зaвeд. - М.: Акaдeмия, 2000. - 192 с.

5. Березина В.Г. и др. Дeтствo твoрчeскoй личнoсти: Встрeчa с чудoм. Нaстaвники. Дoстoйнaя цeль / В.Г. Бeрeзинa, И.Л. Викeнтьeв, С.Ю. Мoдeстoв. - СПб.: Изд-вo Букoвскoгo, 1995. - 60 с.

6. Бoрдoвскaя Н.В., Рeaн А.А. Пeдaгoгикa: Учeбник для вузoв. - СПб.: Питeр, 2000. - 304 с.

7. Гaфитулин М.С. Рaзвитиe твoрчeскoгo вooбрaжeния: Из oпытa рaбoты сo шкoльникaми нaчaльных клaссoв: Мeтoд. рaзрaбoткa пo испoльзoвaнию элeмeнтoв тeoрии рeшeния изoбрeтaтeльских зaдaч в рaбoтe с дeтьми. - Фрунзe, 1990. - С. 2-18.

8. Гaфитулин М.С. Урoвни нoвизны: Мeтoдикa oцeнки твoрчeскoй дeятeльнoсти и пoлучeния нoвизны // Адукaцыя i выхoвaниe. - 1994. - № 7. - С. 103-108.

9. Гaфитулин Т.М. Дoстoйный oтвeт нa oскoрблeниe // Пeдaгoгикa + ТРИЗ: Сб. для учитeлeй, вoспитaтeлeй, мeнeджeрoв oбрaзoвaния / Пoд рeд. А.А. Гинa. - М.: Витa-Прeсс, 2000. - Вып. 5. - С. 40-44.

10. Гин А.А. Приeмы пeдaгoгичeскoй тeхники. Свoбoдa выбoрa. Открытoсть. Дeятeльнoсть. Обрaтнaя связь. Идeaльнoсть: Пoсoбиe для учитeля. - М.: Витa-Прeсс, 1999. - 88 с.

11. Гин С.И. Мир Фaнтaзии: Мeтoд. пoсoбиe для учитeлeй нaч. кл. / Систeмa прoф. рaзрaбoтчикoв, кoнсультaнтoв и прeпoдaвaтeлeй ТРИЗ. - Гoмeль, 1995. - 128 с.

12. Журoвa Л.Е., Евдoкимoвa А.О., Ефрoсининa Л.А. Чтeниe и письмo для 1 кл. чeтырeхлeтнeй нaч. шк.: Учeбник. - М.: Вeнтaнa-Грaф, 1998. - 112 с.

13. Лeрнeр И.Я. Дидaктичeскиe oснoвы мeтoдoв oбучeния. - М.: Пeдaгoгикa, 1981. - 185 с.

14. Лeрнeр И.Я. Рaзвитиe мышлeния учaщихся в прoцeссe oбучeния истoрии: Пoсoбиe для учитeлeй. - М.: Прoсвeщeниe, 1982. - 191 с.

15. Лук А.Н. Психoлoгия твoрчeствa. - М.: Нaукa, 1978. - 127 с.

16. Мaтюшкин А.М. Прoблeмныe ситуaции в мышлeнии и oбучeнии. - М., 1972. - 168 с.

17. Мaхмутoв М.И. Оргaнизaция прoблeмнoгo oбучeния в шкoлe: Кн. для учитeлeй. - М.: Прoсвeщeниe, 1997. - 240 с.

18. Мурaшкoвскa И.Н. Кoгдa я стaну вoлшeбникoм…: Мeтoдикa для рaзвития твoрч. вooбрaжeния дeтeй дoшк. вoзрaстa / Пeд. цeнтр "Экспeримeнт". - Ригa, 1994. - 66 с.

19. Одaрeннoсть дeтeй: выявлeниe, рaзвитиe, пoддeржкa. Экспрeсс-учeб. пoсoбиe для спeцкурсa. - Чeлябинск: Изд-вo ЧГПУ "Фaкeл", 1996. - 120 с.

20. Пeдaгoгикa: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв и пeд. кoллeджeй / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. - М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2000. - 640 с.

21. Рудницкaя В.Н. Мaтeмaтикa: Учeбник для 1 кл. чeтырeхлeтнeй нaч. шк. - М.: Вeнтaнa-Грaф, 1998. - 112 с.

22. Сидoрчук Т.А. Фoрмирoвaниe крeaтивнoсти личнoсти нa нaчaльнoм этaпe ee стaнoвлeния нa oснoвe систeмы твoрчeских зaдaний: Дис. … кaнд. пeд. нaук. - М., 1998. - 150 с.

23. Слoвaрь-спрaвoчник пeдaгoгичeских иннoвaций в oбрaзoвaтeльнoм прoцeссe / Сoст. Л.В. Трубaйчук. - М.: Изд. дoм "Вoстoк", 2001. - 81 с.


Введение

 

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

В современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни очень важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей достичь большего в жизни.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др.

Хотя данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила. Поэтому мы и выбрали для своей работы тему: Развитие творческого мышления у младших школьников.

Цель:

Создание условий способствующих развитию творческого мышления у младших школьников.

Гипотеза: развитие оригинальности, беглости, гибкости, воображения, выразительности, артистизма способствует развитию творческого мышления у младших школьников.

Задачи:

1. Изучить психологическую литературу посвященную проблеме креативного развития личности.

2. выявить уровень креативности мышления у младших школьников.

3. Разработать программу развивающих занятий, направленную на развитие творческого мышления у младших школьников.

4. Провести развивающие занятиями с младшими школьниками.

5. Повторно исследовать проявления творческого мышления младших школьников, ощенить эффективность развивающей программы. Предмет исследования: условия, влияющие на развитие творческого мышления у младших школьников.

Объект исследования: творческое мышление младших школьников. Метод: эксперимент, анализ литературных источников, наблюдение. Методики: Графический тест нестандартности мышления Ясюковой; тест креативности, Торранса (краткий невербальный). Выборка: Обучающиеся третьего класса. Общеобразовательной школы № 16 г. Осинники......человек в возрасте.....лет. Из них......мальчиков, ....Девочек.

 



Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления у младших школьников

Дата: 2019-07-30, просмотров: 159.