Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и под- ходов. - М., 2000.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сборник работ, в котором подводятся итоги развития синергети- ки, представителями которой можно назвать Пригожина, Хакена, Князевой, Данилова, Кадомцева. Работы пронизаны идеями систем- ности, нелинейности, самоорганизации. Именно эти принципы со- ставляют основу синергетики, теорию систем, теорию хаоса. Значи- тельное число работ посвящено проблемам самоорганизации в ис- кусстве и обществе. Многие авторы (Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий) продолжают теоретические исследования - об- суждают такие явления, как "аттрактор", "бифуркация", которые позволяют обнаружить порядок в хаосе и дать новое направление в прогнозировании развития отдельных стран и человечества в целом.

Кобляков вводит понятие "трансмерность" как способ описания контекста языка и строит универсальную модель творчества; Д. С. Чернавский исследует свойства информации. Дается такое определение синергетики. Синергетика представляет собой совре- менную теорию эволюции больших, сверхсложных, открытых, тер- модинамически неравновесных, нелинейных динамических систем, обладающих обратной связью и существующих квазистационарно лишь в условиях постоянного обмена веществом, энергией и инфор- мацией с внешней средой. К таким системам относятся: Вселенная, саморазвивающаяся природа, человеческое общество как ее (жизни) высшая форма и продукт создаваемой им самим (человечеством) материальной и духовной культуры

Синергетика фиксирует свое внимание на неравновесности, не- стабильности как естественном состоянии открытых нелинейных систем, на множественности и неоднозначности путей их эволюции. Часто используется термин «теория хаоса». Чаще всего в гумани-


тарных и социальных науках исследователи имеют дело с диссипа- тивными (открытыми) системами, развивающимися на основе само- организации - это целенаправленные системы содержащие описание среды, в которой действует система, а также описание самих себя, то есть методов достижения цели (Митина, Князева).

Среди причин возникновения нелинейных, хаотических эффек- тов, требующих новых синергетических моделей в психологии, вы- делим следующие. Наличие порогов (восприятия, отклика на влия- ние фактора). В большинстве существующих моделей Нелинейность распределения признаков. Так зачастую считается, что степенной закон описывает очень много процессов, как в природе, так и в со- циуме. С другой стороны исследователи (Курдюмов, Белавин) выде- ляют случаи сверхбыстрого нарастания процессов на основе нели- нейной положительной обратной связи. Неоднородность структур. Не существует ни одной большой или малой группы, состоящей из абсолютно одинаковых, пусть даже по выделенным параметрам, ин- дивидов, находящихся друг с другом в абсолютно одинаковых от- ношениях неоднородность воздействия. Ни одна сила в природе не воздействует идеально точечно или идеально равномерно по всей области воздействия.

Краевые эффекты. Любая структура ограничена в объемлющем пространстве. Любое воздействие имеет ограниченную область в структуре. Диссипация. Любая энергия уходит во вне, вызывая при этом специфические эффекты (Пригожин). Иерархия (Хакен). Явле- ниями иерархичности, подчинения одних частей системы другими, в психологии и социальных науках очень распространены: иерархия мотивов, иерархия личностных структур (Фрейд, Маслоу, Левин), социальная иерархическая лестница.

Наличие обратных связей (Хакен). Специфика самоорганизации заключается в том, что субъект находится в постоянном осознании процесса эволюции своего собственного сознания (рефлектирует). Рефлексия - это важный атрибут функционирования любой формы сознания. Именно это свойство интеллектуальных систем приводит к нелинейному развитию, включая внезапные, скачкообразные, би- фуркационные, необратимые изменения. Конвергенция - одновре- менное существование разнонаправленных сил, сохраняющих и поддерживающих целостность, ведущей к экспансии системы и ослаблению центральных связей. Взаимодействие между ними по- рождает структуры, содержащие элементы, как порядка, так и хаоса.


Хантингтон С. Третья волна. Демократия в конце XX века.

– М., 2003.

Хантингтон – современный американский теоретик и государ- ственный деятель, профессор Гарвардского ун-та, директор институ- та стратегических исследований при Гарвардском ун-те Автор книги

«Столкновение цивилизаций».

Книга написана в 1989 – 1990 гг., когда процесс, названный авто- ром «третьей волной» еще набирал силу. Анализируя политические реалии современной ему эпохи, Хантингтон вводит понятия «тран- зит», «трансформация», «замещение», «ошеломляющие» выборы. Далее он останавливается на понятиях демократии и демократиза- ции, говорит о современной, третьей волне демократизации в мире - первые две были соответственно после первой и второй Мировых войн. Автор пытается объяснить природу волн. Так же здесь идѐт речь о концепциях цивилизаций, о проблемах демократизации, сове- ты демократизаторам, как свергать авторитарные режимы.

Хантингтон рассматривает проблемы новых демократий, насколько они «прочны», в каких ситуациях возможен т.н. «откат», останавливается на причинах третьей волны, анализирует, останут- ся ли они действенными факторами или потеряют влияние. Хан- тингтон обратил внимание читателей (политиков, исследователей, журналистов и публики) к проблеме культур и цивилизаций как участников мирового исторического процесса.

До недавнего времени культуры интересовали этнографов и эт- нологов, структуралистов, но они оставались в тени внимания поли- тиков и политических философов. Интерес, вызванный последней книгой Хантингтона, знаменует определенный этап в истории поли- тической мысли, когда на смену идеологически ориентированным концепциям вновь приходят этнокультурологический подход. Хан- тингтон выделяет несколько препятствий поступательной демокра- тизации мира, среди которых есть и «культурные». Вывод Хантинг- тона о культурных препятствиях заключается в том, что они ограни- ченны. Приводятся три аргумента в пользу этой ограниченности:

1) в прошлом было высказано много не подтвердившихся про- гнозов о враждебности демократии, например, католической культу- ры, а также о невозможности экономического роста в странах кон- фуцианской культуры.

2) конфуцианский и мусульманский миры представляют собой


очень сложные системы, в которых есть элементы, совместимые с демократией, тж., как в католицизме и протестантизме есть элемен- ты демократии враждебные.

3) динамизм культур, приводит в пример Испанию, страну еще недавно традиционалистски ориентированную, а сейчас динамично развивающуюся.

Далее в книге речь идет об экономике, где также имеются пре- пятствия для демократии, также, впрочем, преодолимые. Проблема культур и цивилизаций представляла (в конце 80-х) для Хантингтона интерес скорее побочный, второстепенный, в качестве возможного препятствия для успешной постепенной демократизации все новых и новых регионов. Эта же проблема становится центральной для

«Столкновения цивилизаций». У двух книг Хантингтона есть доста- точно много сходных черт:

1) стилистика - репортаж о путешествии по миру последних де- сятилетий;

2) презумпция некоего открытия или, по меньшей мере, ориги- нальной детализации: волн демократизации и конфликта цивилиза- ций;

3) детальный, но подчиненный общей задаче (в каждом случае своей) анализ современного положения;

4) наличие рекомендаций политическим лидерам, каким обра- зом избежать катастроф и сохранить тенденции развития в совре- менном и будущем мире;

5) позиционирование автора как западного стратега, то есть, защищающего западные ценности;

6) отсутствие историко-философского анализа даже близких концепций тех авторов, которые специально обращались к культур- но-цивилизационной проблематике, да и к темам демократии и де- мократизации.

Хантингтон собрал материал, сопоставимый со шпенглеровским, и поставил историософские вопросы, но теперь эти вопросы пере- стают быть делом только философов. Отвечать на них придется по- литикам.

 




Дата: 2019-07-24, просмотров: 406.