Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в совре- менном мире.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Валлерстайн, Иммануил (р. 1930) – американский мыслитель, ос- новоположник мир-системного анализа, один из лидеров современ- ного леворадикального обществоведения Главный труд И. Валлер- стайна – многотомник Современная мир-система. В других своих работах он анализирует эволюцию капиталистической мир – эконо- мики в 19-20 вв. и даже делает прогнозы на 21 век. Главным поняти- ем разработанной Вал-лерстайном концепции является мир- экономика – система международных связей, основанная на торгов- ле. Иммануил Валлерстайн – один из основателей в 1960-е годы и по сей день наиболее влиятельный представитель школы «мир – си- стемного анализа. Одна из важных особенностей этой школы состо- ит в обязательном и акцентированном применении междисципли- нарных методов к объекту исследования.

Мир – системный подход рассматривает мир как единую систему, где есть мировые "верхи" и мировые "низы", государства- эксплуататоры и государства-эксплуатируемые, получившие назва- ния соответственно "ядро" и "периферия". Заслуга Валлерстайна в изучении на основе фактического материала становления капитализ- ма в ХVI – XX веках и открытии неизбежности периферии Капита- лизм не существует без колоний, в том числе формально независи- мых. Экспансия капитализма может замедляться, но не может окон- читься, так как тогда окончится и капитализм. Человечество вплот- ную подошло к этому рубежу. Тогда (1618-1648; 1792-1815; 1914- 1945) борьба велась за повышение или сохранение статуса отдель- ных стран в капиталистическом мире-системе. Сейчас на повестке дня - исчезновение мира-системы, что одновременно несѐт надежду на появление бесклассового общества. Кажущаяся простота выводов мир – системного подхода не должна вводить в заблуждение: мир – системный подход и теории зависимого развития с самого возникно- вения противостоят пробуржуазным концепциям модернизации (от У. Ростоу до Ф. Фукуямы). Согласно этим концепциям все страны развиваются в принципе одинаково и в конце концов достигнут одинакового уровня благосостояния, но это не так. Развитие пери- ферии диктуется центром в своих интересах.

Периферийный капитализм - не стадия на пути к капитализму "ядра", а тупиковое дополнение к нему. Именно этот строй суще- ствует в нынешней России и мешает еѐ развитию. Удивительна точ- ность И. Вал-лерстайна в оценке нашей революции. Наряду с до- стижениями в мир – системном подходе есть и недостатки, в основ-


ном вызванные абсолютизацией этих достижений. Так, автор отри- цает существование отдельных обществ, считая миры-системы единственной социальной реальностью.

Затем автором отрицаются все концепции развития, для которых изобретѐн уничижительный термин "девелопментализм" (от англ. development – развитие). В истории для него есть только измене- ния, не имеющие никакой направленности. Его убеждѐнность в преходящем характере капитализма покоится на весьма шатком ос- новании. Отбросив модную синергетиче скую терминологию, мы обнаружим здесь только повтор давно известного диалектического положения о том, что покой – частный случай движения, но не найдѐм никакого указания на силы, способные покончить с капита- лизмом. Наконец, непризнание возможности выхода из мира- экономики и возможности существования некапиталистических форм эксплуатации привело Ваплерстайна к абсурдному утвержде- нию о том, что СССР являлся полупериферией капиталистического мира-экономики. Здесь Валлерстайн противоречит самой логике мир

– системного подхода.

Богатство одних предполагает бедность других как среди людей, так и среди стран. Капитализм - это не только страны с капитали- стическим способом производства, но и зависимая от них перифе- рия. В рамках капитализма выхода для зависимых стран нет. "Вели- кая иллюзия теорий модернизации", по словам Валлерстайна, состо- яла в обещании сделать весь мир ядром без периферии, что невоз- можно. Капитализм, а не его отсутствие или неразвитость, обрекает периферийные страны на вечное отставание от центра. У Валлер- стайна речь идѐт о мирах, являющихся "системами", "экономиками", "империями". Он в этом случае пишет "современный мир-система" или "капиталистический мир-экономика". Назойливое дистанциро- вание от Ленина явно вызвано стремлением отвести подозрение в симпатиях к советскому строю. Чрезмерно подчѐркнутый антисове- тизм в сочетании с похвалой Соросу, при поддержке чьего фонда издана книга, может породить у читателя необоснованные сомнения в "принадлежности к левому флангу общественной мысли".

Интересны тексты Валлерстайна, лишающие исторической ре- спектабельности либерализм. Чрезвычайность, экстраординарность оценки роли либеральной идеологии – как политической стратегии, создавшей геокультуру капиталистической "мир-системы", - вовсе не означает приятия автором либеральных ценностей. Вся либераль-


ная идеология имеет функциональной задачей тривиальную мини- мализацию неустранимых угроз "мир – системе" со стороны угне- тенных классов «центра» (в XIX в.) и эксплуатируемых народов "пе- риферии" (в XX в.). Либерализм освятил три стратегии в ядре "мир- экономики": а) постепенное наделение всеобщим избирательным правом; б) развертывание праксиса государства всеобщего благосо- стояния; в) формирование единого национального сознания. Вал- лерстайн признает исторический оптимизм и привлекательность идеи прогресса, разделяемой либерализмом Разочарование в либера- лизме, по Валлерстайну, освобождает капитализм и социализм (в качестве конкурирующих идеологических проектов) от давления либеральных ценностей и ставит перед "антисистемными" силами проблему обретения новой, соответствующей эпохе «конца капита- лизма», идеологии.

 




Дата: 2019-07-24, просмотров: 258.