Как вообще может быть возможен логически последовательный дуализм?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Начнем с самых общих претензий к логике Карманова.

Как известно, логически последовательный и внутренне непротиворечивый идеализм возможен (Платон, Гегель). Также возможен логически последовательный и внутренне непротиворечивый материализм, хотя Карманов потратил немалый объем книги и огромный полемический запал на доказательство обратного (состоятельность этих аргументов мы еще рассмотрим ниже). Но ни разу во всей книге он не задался вопросом: "А как в принципе может быть возможен последовательный дуализм?" Лично у меня этот вопрос вызывает большие сомнения, и я ими сейчас с вами поделюсь.

Когда Карманов говорит "мысль движет материю", "метафизический субъект управляет материальным телом", "субъект координирует физиологию", "субъект присоединяется к развивающемуся их клетки организму" и тому подобные вещи, он, очевидно, очень легко представляет себе каким образом происходит взаимодействие двух различных субстанций - мысли (идеального, субъективного, "метафизического") и материи. Однако, нигде он не раскрывает механизм такого взаимодействия или хотя бы его принцип. Попробуем реконструировать его сами - по аналогии.

В материальном мире нам неизвестны разные субстанции. Зато нам известны различные типы физических взаимодействий. Используем их для логического моделирования ситуации. Назовем материю, описываемую законами механики "механической субстанцией", а материю, описываемую уравнениями электромагнетизма, "электромагнитной субстанцией". И рассмотрим, каким образом на качественном (логическом) уровне оказывается возможным существование и функционирование электромеханических устройств (электродвигателей, электрических генераторов, телеграфа, компьютера и т.д. и т.п.).

На самом общем уровне здесь можно сказать следующее:  

В любом из этих устройств можно выделить собственно механическую и собственно электромагнитную часть, а также деталь (детали), осуществляющие их соединение.  

Уничтожение (выключение) одной из частей, а равно - изъятие соединительной детали приводит к немедленному прекращению работы устройства в целом.  

Принцип работы соединительной детали основан на том, что она одновременно обладает свойствами обеих субстанций. Именно таким образом она может передавать энергию (силу) от одной субстанции к другой. В электромеханических устройствах это детали из электропроводящих металлов, одновременно обладающие электромагнитными и механическими свойствами. Именно поэтому нельзя построить электродвигатель, состоящий только из дерева (не обладающего необходимыми электромагнитными свойствами) и электромагнитного поля (не обладающего механическими свойствами) - между ними не будет никакого контакта.

Не правда ли, очень напоминает взаимодействие "физической" и "метафизической" субстанций в живом по дуалистической схеме Карманова? Есть и "физическая" и "метафизическая" части, есть "устройство", включающее обе части (живой организм), при разрыве связи между частями или разрушении одной из них "устройство" прекращает функционировать (наступает смерть). Короче говоря, полная аналогия. Есть только одна проблема. В философии различные субстанции это действительно различные субстанции. Поэтому в невозможно существование объектов, обладающих свойствами обеих субстанций одновременно. У материи не может быть свойств мысли (на этом сам Карманов неоднократно настаивает), у субъекта не может быть свойств материи, иначе он сама был бы материальным и поддавался обнаружению в физическом или биологическом эксперименте. А третьего в схеме дуализма не дано. Следовательно, никакие "материально-идеальные" кентавры в мультисубстанциональном дуализме работать не будут - не из чего сделать соединительную деталь. И таким образом, мультисубстанциональный дуализм в целом как метафизическая схема находится под логическим запретом.

Из выше приведенной аналогии ясно, что факт совместной работы материальных и идеальных частей одушевленных организмов требует либо признать их проявлениями одной и той же субстанции, способной на превращения, или признать, что только одна субстанция способна порождать другую и воздействовать на нее, то есть что-то первично. Дуализм в любых формах выбывает из дальнейших соревнований и остаются только идеализм, материализм и монизм.

Собственно, на этом можно было бы и закончить критику метафизической схемы Карманова, так как она оказалась логически противоречивой в самой основной своей части, если бы не тот факт, что исследование Карманова не носит последовательного философского характера. Это скорее размышления физика, который подходит к философским проблемам как к физическим и легко пренебрегает при построении качественных моделей маловажными философскими нюансами. Действительно, с одной стороны, он неоднократно подчеркивает, что "истинный человек невидим", что "метафизическое невозможно зарегистрировать в эксперименте", с другой стороны, та же идеальная "метафизическая" субстанция у него обладает такой характеристикой как масса, "субъект тела человека" можно взвесить на весах (он весит 30 грамм), а метафизическая среда не только способна передавать нелокальное взаимодействие, регистрируемое в эксперименте, но даже составляет 90-95 процентов "скрытой" массы вселенной. Такие представления никак не заслуживают звания философской субстанции. Это физическая модель, более всего напоминающая представления об эфире. Правда, никто еще не говорил, что эфир есть "среда по типу мысли". Но все когда-то делается впервые.

Поэтому переформулируем обсуждаемый вопрос и рассмотрим его в самой мягкой и щадящей для Карманова форме "Есть ли основания считать, что мышление (субъект) является субстанцией хоть каком-то смысле?"

Дата: 2019-07-24, просмотров: 210.