Альтернативный взгляд на природу сознания как основание разумного сомнения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пока мы будем обсуждать проблему субстанциональности сознания, я предлагаю читателю все время держать в голове простой тест на правильность наших рассуждений - пример с компьютером.

Компьютер, с одной стороны, представляет собой сложную информационно-управляющую систему, проявляющую все внешние признаки сложного поведения, присущего живым организмам, и значительную часть функций, присущих человеческому сознанию. Более того, компьютер состоит из аппаратного и программного обеспечения (hardware & software), которые можно считать принципиальными аналогами "физической" и "метафизической" составляющих в теории Карманова. Можно даже сказать в духе Карманова, что софт "движет" хардом. Компьютер имеет память и подобен "бодрствующему субъекту" в том, что каждое утро его включают, "вызывая из небытия". Программы, как настоящие идеальные сущности, то и дело переходят из латентного состояния в актуальное (в момент загрузки с диска) и обратно. Софт постоянно глючит и ошибается. Windows ведет себя совершенно непредсказуемо как настоящий субъект, и так далее. В общем, компьютер это очень хорошая физическая модель человека во всем, что касается разделения на тело и субъект, и взаимодействия между ними. Однако, при всем при этом, поскольку компьютер от начала до конца сконструирован и изготовлен людьми, мы точно знаем, что и как в компьютере устроено, какие поведенческие функции как реализованы. И точно знаем, что весь компьютер до последней детали работает по законам физики, никаких дополнительных метафизических объяснений его работы нам не требуется, а значит, согласно принципу "бритвы Оккама" никакие дополнительные метафизические сущности для объяснения феномена сложного поведения компьютера не нужны. По своей физической природе софт столь же материален, как и хард. Собственно, софт есть сложно структурированное распределение и перемещение зарядов (электромагнитных импульсов) в харде.

С другой стороны, имеется принцип аналогии бытия, который гласит: "способ бытия всех вещей должен быть подобен способу нашего собственного бытия". Этот принцип сформулирован как симметричное логическое отношение, и разумеется, должен работать "в обе стороны": а) " если в каком-то отношении я точно знаю что-то о себе, то в том же отношении это будет справедливо для любой другой вещи"; б) "если в каком-то отношении я точно знаю что-то о другой вещи, то в том же отношении это будет справедливо и для меня". Отсюда мы сразу получаем, что (а) раз компьютер может выполнять информационно-управляющие функции за счет материальных (электромагнитных) структур и процессов, значит, и любой другой материальный объект, включая человеческое тело, в принципе на это способен; но при этом (б) если наш опыт утверждает, что информационно-управляющие процессы существуют для нас как субъективные феномены чувств, мыслей, желаний и т.п., мы обязаны допустить, что и для любого другого материального объекта реализуемые им информационно-управляющие процессы могут выступать в качестве аналогичных субъективных феноменов.

Таким образом, использовав декларированные Кармановым принципы исследования - опору на научные достижения (представленные компьютером как синтетическим продуктом наукоемких технологий), "бритву Оккама" и принцип аналогии бытия - мы пришли к альтернативному взгляду на субстанциональную природу материи и сознания: не две независимые субстанции, а одна субстанция, порождающая, в зависимости от способа наблюдения, либо феномены, описываемые моделью "материальный процесс", либо феномены, описываемые моделью "сознание". То есть монизм второго типа ("материя и сознание как субстанции - одно и то же").

Знает ли современная наука такие объекты, которые проявляли бы себя принципиально по разному в различных кругах явлений (различных экспериментах)? Оказывается, знает. Достаточно указать хотя бы на дуализм "частица-волна" при описании поведения элементарных частиц. Тем не менее, никто не спешит объяснять эти явления с субстанциональной точки зрения, никто не заявляет, что фотон есть "соединение" волны и частицы, одна из которых проявляет себя, например, при интерференции, а другая - при фотоэффекте. Фотон со всех точек зрения удобнее рассматривать как единый объект, для описания которого в разных ситуациях полезно использовать две альтернативные модели.

Итак, Карманов утверждал, что доказал логическую невозможность иного решения проблемы идеального. Однако, мы только что предложили альтернативный дуализму моносубстанциональный взгляд на связь материи и сознания; логически обосновали его, опираясь на те же принципы философского анализа, которые декларировал Карманов; показали, что такой способ интерпретации действительности, хотя и кажется непривычным, не противоречит принятой в наше время научной практике. Мне представляется, что это дает достаточное основание для разумного сомнения в результатах Карманова, полученных, напомню, исключительно тем же спекулятивно-логическим путем.

Перейдем теперь к непосредственной критике предложенной Кармановым парадигмы.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 239.