Феноменология Гуссерля и радикальный конструктивизм. Квантовый дуализм и конструктивистский монизм.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Феноменология Гуссерля и радикальный конструктивизм. Квантовый дуализм и конструктивистский монизм.

Ю.Ракита

Введение.

Данная работа возникла как критический разбор книги Константина Карманова "Логика идеального" (часть 1) и излагаемой в ней "метафизической" теории сознания. Поэтому вначале я должен пояснить, чем привлек мое внимание труд Карманова, и почему его обсуждение представляется мне столь важным и интересным.

В последнее время мои философские "исследования" были сконцентрированы вокруг двух основных направлений:

Феноменологии радикального конструктивизма (РК) в области теории познания

и Метабиологии (МБ) в области метафизики.

Книга Карманова оказалась связана с обоими направлениями. С одной стороны, методология и отчасти полученные результаты (в том, что не касается философской трактовки разработанных моделей) в работе Карманова близки к проекту метабиологии, который я ранее набросал. С другой стороны, теория Карманова, основанная на идеях субстанциональности и квантовости субъекта является серьезным вызовом методологии радикального конструктивизма.

Собственно, на указанный вызов мне и хотелось бы ответить. Я не берусь неопровержимо доказать ошибочность тех положений Карманова, с которыми я не согласен. Но лишь попытаюсь показать возможность другой интерпретации проблемы идеального (в рамках идей РК).

Настоящая работа имеет следующую структуру. В первой части - проблематической - вводятся понятия идеального и субъективного, кратко излагаются идеи Карманова, а также - для сравнения - основные идеи РК. Во второй части - критической - я попытаюсь показать недостаточную логическую обоснованность или непосредственную некорректность ряда его утверждений и доказательств. В третьей части - позитивной - я попытаюсь построить альтернативное описание некоторых феноменов идеального, опираясь на принципы метабиологии и радикального конструктивизма.

К сожалению, в виду недостатка времени я был вынужден "сшить" значительную часть текста работы из моих старых текстов (они даны курсивом). Обещаю исправить этот недостаток, как только появится необходимое время. Однако, и в таком виде, как мне представляется, работа вполне адекватно реализует имевшийся исходный замысел.

Проблематика идеального в метафизических схемах

Данный раздел посвящен раскрытию (установлению значения) терминов, которые использованы в заголовке. А именно: проблематика идеального, квантовый дуализм и конструктивистский монизм.

Конструктивизм против дуализма

Данный раздел посвящен критике метафизической схемы Карманова. При этом мы сосредоточим свое внимание на различных конкретных аспектах трех его основных утверждений:

1) Сознание есть субстанция, отличная от субстанции материи.

2) Субъект сознания есть квант "метафизической" субстанции.

3) Субъект сознания есть не более чем инструмент удовлетворения физиологических потребностей организма.

Сумма против субстанциональности сознания.

Если не субстанция, то что?

Итак, мы рассмотрели ряд аргументов против субстанциональной природы сознания - будь то материальной или "метафизической". Предположим, я убедил вас в том, что все аргументы противоположной точки зрения несостоятельны. Достаточно ли этого? Видимо, нет. Ведь мы пока еще не предложили никакой конкретной альтернативы. Я имею в виду, что мы должны теперь встать на изложенную в разделе 2.1.1. точку зрения монизма и объяснить, каким образом в монизме-то возможно существование сознания и всех остальных субъективных эффектов, в которых мы на самом деле вовсе не сомневаемся. Мы долны будем предложить конкретное описание механизма, а не ограничиваться общими словами о том, что "сознание это процесс и структура". Если процесс в мозге - то какой процесс, если структура мозга, то какая именно структура.

Ответ на эти вопросы мы попытаемся дать в последнем разделе данной работы.

Так кто же движет рукой?

Пожалуй, единственным оригинальным вкладом Карманова в хор критиков смысла жизни является его теория двух субъектов в человеке. Конечно, можно сказать, что триада "тело - душа - дух" - очень древнее изобретение человечества. Но Кармановский тезис о том, что субъект имеет квантовую природу придает этому тезису особую заостренность. Каждый квант "метафизического" есть отдельная монада - совершенно замкнутая в себе сущность. Поэтому между душой и духом, физиологическим субъектом и мыслящим субъектом образуется непреодолимая пропасть, не менее принципиальная, чем между телом и душой. И как следствие, чужеродный диктат чувств по отношению к сознанию выступает у Карманова в особо острой форме.

Однако, так ли уж серьезно наблюдаемое нами на практике размежевание “субъекта бодрствующего сознания” (то есть феноменологического Я наблюдателя) и “субъекта-координатора физиологии? Карманов приводит в пользу этого размежевания только два факта:

Субъект бодрствующего сознания регулярно “покидает” тело, в котором, тем не менее, продолжается нормальная физиологическая жизнь. А значит, там остается какой-то другой субъект.  

Мы сами не знаем, как делаем многие вещи: как и почему просыпаемся по утрам, какие мышца задействуем, когда двигаем рукой или просто ходим. Значит, мы только отдаем приказы, а выполняет их кто-то другой.

Оба этих аргумента представляют собой типичный пример рассуждения с неявной посылкой. Именно такие рассуждения сам Карманов гневно заклеймил как софизмы. Отплатим ему той же монетой.J Скрытая посылка здесь заключается в том, что субъект мыслится как квантовая сущность. Он не может отключать часть своих функций – он все время или есть или нет. Сам факт “покидания тела” или тем более “несуществования сознания” на время сна представляется мне весьма сомнительным – все-таки есть сны, которые мы можем потом вспомнить. Но допустим даже, что это так, и часть функций субъекта на время бодрствования выключаются насовсем. Почему оставшиеся функции – функции другого субъекта? Только потому, что Карманов, доверяясь своему самоанализу, считает Я-наблюдателя целостной квантовой сущностью. В противном случае, он говорил бы только об отключении ряда функций бодрствующего сознания, как это и делают все нейрофизиологи.

Мы действительно не знаем, как сознательно выделять желудочный сок или повышать уровень сахара в крови. Кстати, Карманов пишет об этом далеко не первый. Например, у Савченко в “Открытии себя” сказано примерно все то же самое, включая идею общения с организмом “на языке ощущений”. Но обратимся к нашему излюбленному примеру с компьютером. Разве хоть какая-то программа “высокого уровня” (например, MS Word, при помощи которого я сейчас редактирую этот текст) “знает” как он открывает файлы на диске или рисует текст на экране? Ничего подобного! Windows не подпускает приложения к таким существенным операциям низкого уровня. Они вызывают для этого функции ядра Windows, которые знают только “по именам”. И что отсюда следует? Квантовая субстанциональность Windows и MS Word? Разумеется, ничего подобного. Это деление на программы – весьма условно, оно существует на логическом уровне, но в компьютере они так плотно перемешаны, что на физическом уровне вы никогда не поймете, чья переменная сейчас сидит в каком регистре, и “кто” сейчас опрашивает конкретную ячейку памяти. Поэтому самое правильное будет говорить о компьютере в целом, как единой информационно-управляющей системе, различные функциональные блоки которой выполняют в различное время различные действия. Так что на вопрос, “кто же в человеке движет рукой” следует отвечать самым тривиальным образом – человек.

Итак, разделение на “бодрствующий субъект” и “субъект-координатор физиологии” вовсе не носит такого драматического характера, как считает Карманов. Однако, поднятые им аксиологические вопросы, тем не менее, следует обсудить.

Заключение.

Итак, вы прочитали небольшую работу, посвященную критике метафизической схемы Константина Карманова "Логика идеального" (часть 1). В преложенной классификации позиция Карманова может быть охарактеризована как "квантовый дуализм". Критика этой теории производилась с позиции "конструктивистского монизма".

В результате, как кажется автору, удалось доказать логическую и практическую несостоятельность следующих основных утверждений, содержащихся в книге Карманова:

1) Сознание есть субстанция, отличная от субстанции материи.

2) Субъект сознания есть квант "метафизической" субстанции.

3) Субъект сознания есть не более чем инструмент удовлетворения физиологических потребностей организма.

В заключение была высказана пара бредовых идей, которые, однако, могут представлять определенный интерес для прояснения вопроса о том, "как вообще возможно существование и функционирование идеального в метафизической схеме конструктивистского монизма".

 

Феноменология Гуссерля и радикальный конструктивизм. Квантовый дуализм и конструктивистский монизм.

Ю.Ракита

Введение.

Данная работа возникла как критический разбор книги Константина Карманова "Логика идеального" (часть 1) и излагаемой в ней "метафизической" теории сознания. Поэтому вначале я должен пояснить, чем привлек мое внимание труд Карманова, и почему его обсуждение представляется мне столь важным и интересным.

В последнее время мои философские "исследования" были сконцентрированы вокруг двух основных направлений:

Феноменологии радикального конструктивизма (РК) в области теории познания

и Метабиологии (МБ) в области метафизики.

Книга Карманова оказалась связана с обоими направлениями. С одной стороны, методология и отчасти полученные результаты (в том, что не касается философской трактовки разработанных моделей) в работе Карманова близки к проекту метабиологии, который я ранее набросал. С другой стороны, теория Карманова, основанная на идеях субстанциональности и квантовости субъекта является серьезным вызовом методологии радикального конструктивизма.

Собственно, на указанный вызов мне и хотелось бы ответить. Я не берусь неопровержимо доказать ошибочность тех положений Карманова, с которыми я не согласен. Но лишь попытаюсь показать возможность другой интерпретации проблемы идеального (в рамках идей РК).

Настоящая работа имеет следующую структуру. В первой части - проблематической - вводятся понятия идеального и субъективного, кратко излагаются идеи Карманова, а также - для сравнения - основные идеи РК. Во второй части - критической - я попытаюсь показать недостаточную логическую обоснованность или непосредственную некорректность ряда его утверждений и доказательств. В третьей части - позитивной - я попытаюсь построить альтернативное описание некоторых феноменов идеального, опираясь на принципы метабиологии и радикального конструктивизма.

К сожалению, в виду недостатка времени я был вынужден "сшить" значительную часть текста работы из моих старых текстов (они даны курсивом). Обещаю исправить этот недостаток, как только появится необходимое время. Однако, и в таком виде, как мне представляется, работа вполне адекватно реализует имевшийся исходный замысел.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.